ВЧЕРАШНЯЯ УТОПИЯ — РЕАЛЬНОСТЬ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Научное значение исследований межпланетных пространств неоспоримо. Результаты, которые удалось бы получить, имели бы не только теоретическое значение, но нашли бы также самое разнообразное практическое применение.

Один из первых этапов на пути овладения мировым пространством — движение в высоких слоях стратосферы с весьма большими скоростями — имеет огромное практическое значение для авиации.

Поэтому исследование высших слоев атмосферы является первоочерёдной задачей. При этом можно будет выяснить условия торможения в воздухе аппарата, движущегося с весьма большой скоростью. Кроме того, немалую пользу для радиотехники принесёт исследование ионосферы, в частности, изучение того, как на неё влияют изменения метеорологических условий.

Ракетный корабль, летящий вне атмосферы по инерции (с выключенным двигателем), позволит осуществить наиболее быстрое сообщение между отдельными пунктами земной поверхности.

С помощью ракет, посылаемых за пределы атмосферы, можно будет непосредственно измерить величину удельной энергии солнечного излучения перед его проникновением в земную атмосферу, исследовать лучи Солнца и других небесных тел, определить величину так называемого альбедо Земли (т. е. отношения отражаемого планетой света к количеству света, получаемого от Солнца) и т. д.

Будут окончательно решены вопросы о населённости планет солнечной системы, о возможном разнообразии форм жизни и стадий её развития на различных планетах и их спутниках.

Значительно обогатятся наши сведения о внутренних планетах, когда мы, оторвавшись от Земли, сумеем рассматривать их на близком расстоянии с точек, расположенных внутри их орбит. Будет решён вопрос о существовании гипотетической малой планеты, обращающейся внутри орбиты Меркурия. Удастся точнее определить период вращения Венеры около собственной оси, наклон оси внутренних планет к их орбитам, планетный магнетизм, массу и размеры многих спутников планет, периоды их вращения около собственной оси.

Более точное освещение получат вопросы геологии (в широком значении этого слова) и климатологии различных планет.

Первым шагом к решению перечисленных вопросов будут наблюдения над планетами с достаточно близкого расстояния. Следующим шагом будут наблюдения и измерения на поверхности самих планет.

Не исключена возможность, что при посещении планет на них будут открыты новые элементы с высоким атомным весом и химические соединения, образовавшиеся в условиях, отличных от земных.

Вполне возможно, что в мировом цространстве будут обнаружены такие явления, о которых мы даже не подозреваем.

*   *
*

Значение космонавтики бесспорно, однако средства для её осуществления очень ограничены.

Подытожим кратко всё то, что мы узнали о возможностях полёта в мировое пространство.

Сила тяготения, удерживающая космический корабль на поверхности Земли, никаким способом не может быть ни уничтожена, ни хоть сколько-нибудь заметно ослаблена. Следовательно, нужно искать способы её преодоления.

Пороховая пушка не пригодна для получения космических скоростей главным образом из-за слишком малой скорости расширения пороховых газов. Только электромагнитной пушкой можно воспользоваться для выпуска необитаемого и даже обитаемого снаряда в межпланетное пространство. Но электромагнитная пушка из соображений физиологического характера (недопустимость большой перегрузки) должна иметь непомерно большую длину. Независимо от этого выброшенный снаряд мог бы пронизать земную атмосферу только при огромном весе.

Праща неизбежно была бы разрушена центробежной силой; из-за действия той же силы круговой туннель пришлось бы сделать более длинным, чем прямолинейный.

Давление солнечного света и вообще энергия солнечного излучения слишком слабы, чтобы ими можно было воспользоваться для перемещения космического корабля.

В противоположность этим несбыточным проектам ракета является лучшим и, пожалуй, единственным аппаратом для движения в мировом пространстве.

В общем случае космический ракетный корабль только в течение короткого периода взлёта будет двигаться с работающим двигателем, остальной же путь он будет совершать за счёт приобретённой кинетической энергии, находясь всё время под действием притяжения Солнца, в то время как притяжение со стороны планет будет исчезать очень быстро. Продолжительность взлёта должна быть достаточно большой, чтобы избегнуть вредного влияния перегрузки на пассажиров.

Составная ракета даст возможность достигнуть значительно большей скорости, чем простая ракета. Существующие топлива, в особенности жидкие, смогут быть использованы и для целей космонавтики. Применение атомной энергии откроет новую эру в технике космического полёта.

Регулирование скорости космического корабля, управление им и ориентировка в пути представляются довольно простыми задачами. В большинстве случаев можно будет пользоваться обычными приборами для измерений и регулировки. В отдельных же случаях потребуется создание специальных приборов, например для определения траектории космического корабля.

Создание во время полёта условий жизни, которые способен перенести человеческий организм, не представляет затруднений для современной техники. Если бы полное отсутствие перегрузки во время полёта по инерции оказалось вредным для человеческого организма, то можно было бы создать необходимую перегрузку путём вращения космического корабля. Температуру внутри корабля можно будет регулировать в широких пределах путём более или менее интенсивного поглощения солнечных лучей. Что касается жизненных припасов, то достаточным является суточный паёк продуктов питания и кислорода для дыхания общим весом примерно в 1,3 килограмма в день на человека.

Сигнализацию с космического корабля на Землю можно будет осуществить, повидимому, с помощью специальных зеркал, отражающих с перерывами солнечные лучи, которые затем будут улавливаться на Земле мощными телескопами. Для подачи сигналов с Земли можно будет использовать искусственные источники света. Радио, несомненно, сыграет большую роль в деле связи с космическими путешественниками.

Если не принимать во внимание сопротивление воздуха, то круговая скорость вблизи земной поверхности составляет 7,9 километра в секунду, параболическая скорость 11,2 километра в секунду, а освобождающая скорость 16,7 километра в секунду. Для других планет эти скорости заключаются в пределах от 3 до 62 километров в секунду.

Для полёта с Земли на Луну будет необходима скорость, несколько меньшая, чем параболическая скорость (для Земли), а для полётов с Земли на планеты понадобятся скорости, большие параболической, но меньшие освобождающей.

Траектории межпланетных перелётов не будут представлять собой, как правило, прямых линий: наиболее выгодными будут эллиптические траектории, так как при полёте по ним потребуется наименьшее количество топлива, следовательно, и наименьшая величина начальной массы корабля. В общем случае начальная и конечная точки полёта будут лежать на одном и том же эллипсе. Однако в случае полётов к Солнцу будет, повидимому, более выгодно сначала удалиться от центрального светила, следуя по эллиптической дуге, а затем приблизиться к нему по дуге другого эллипса.

Для того чтобы облететь земной шар по круговой орбите, потребуется не более полутора часов. Полёт по эллипсу, проходящему через ближайшую точку орбиты Луны (так называемый перигей), продлится немногим более 9 суток, а путешествие по эллиптической траектории, пересекающей орбиты Меркурия, Венеры и Марса и обеспечивающей возвращение на Землю, потребует по меньшей мере одного года; наконец, для полёта по эллипсу к границам солнечной системы и обратно пришлось бы затратить время, превышающее длительность человеческой жизни.

Весьма вероятно, что техника ближайшего будущего сумеет построить космические корабли, способные как угодно близко подойти к соседним с нами планетам и, не совершив на них посадки, возвратиться на Землю. В дальнейшем для посадки на планеты можно будет использовать для торможения корабля атмосферу планеты. Возможность использования реактивного торможения в случае применения обычного топлива мало вероятна.

При взлёте космического корабля, в целях максимальной экономии топлива, необходимо будет развивать наибольшее переносимое человеком ускорение. Вместе с тем нужно будет в наибольшей степени использовать скорость самой Земли или других планет относительно Солнца.

Естественные спутники, в частности Луна, не могут быть целесообразно использованы в качестве отправных или посадочных станций. Поэтому следует стремиться к созданию искусственных спутников — своего рода космических островов, обращающихся вокруг планеты.

Кривая взлёта, вначале направленная почти вертикально, должна затем перейти в почти горизонтальную линию. При таком взлёте значительно сокращаются потери на преодоление сопротивления воздуха и силы тяготения.

*   *
*

Не подлежит сомнению, что космическим сообщениям должен предшествовать ряд обширных опытных исследований, так как в наших познаниях пока имеется ещё очень много пробелов. Сейчас ещё нельзя с достаточной точностью определить все конструктивные детали космического корабля, хотя основные принципы его построения уже намечены.

Изучение достижений науки приводит к выводу, что уже текущий век сможет быть свидетелем полётов в пределах солнечной системы. Таким образом, великие замыслы, которые вчера ещё казались утопией, сегодня становятся на почву возможного.

Что касается полётов к звёздам, то они ещё на долгое время останутся вне пределов человеческих возможностей. Однако с чисто теоретической точки зрения возможность подобных полётов отнюдь не исключена: теория относительности приоткрывает перспективу достижения ближайших к нам звёзд при условии, что будут найдены пути более или менее полного непосредственного превращения массы в энергию.

Будем же надеяться, что недалёк тот день, когда Земля предстанет перед взором первых космических путешественников как блистающее в мировом пространстве светило.

в начало
назад