вернёмся в библиотеку?
«Самолет» 1932 год №1 с. 48

Критика и библиография

(отрывок)

Н.А. РЫНИН К. Э. Циолковский, его жизнь, работы и ракеты. Ленинград 1931 года, стр. 112, ц. 3 р. 50 к., тир. 1 000.

В связи с прилетом немецкого дирижабля ЛЦ-127 в 1930 г. в Москву и в этом году в Ленинград, в наших периодических органах появлялись статьи приблизительно такого содержания: в СССР есть люди, не только занимающиеся проектировкой дирижаблей-гигантов, но и готовые немедленно приступить к практическим работам над ними, таковы Циолковский, Семенов и др. Эти сведения несколько преувеличенные и не точные, тем не менее верны в том смысле, что имя этого талантливого ученого и изобретателя связано с вопросами воздухоплавания и авиации гораздо более, чем с другими сторонами его многогранной деятельности на протяжении долгих лет.

Автор рецензируемой книги и поставил себе целью описать научную работу К. Э. Циолковского по возможности во всех областях знания, приурочивая это к наступающему в 1932 г. 75-летию со дня рождения нашего замечательного современника. Указанная задача разрешена автором произвольно. Вслед за довольно пространной биографией К. Э. Циолковского, основанной на личной переписке и литературных материалах, идет общий обзор главнейших работ К. Э. Циолковского, в частности по аэродинамике (построил первую и России в 1886 г. аэродинамическую трубу), по реактивным вагонам, кинетической теории света и по металлическому дирижаблю. Все это сжато на протяжении 10 страниц, между тем отдельным вопросам, как например металлическому дирижаблю, следовало бы уделить гораздо больше места, хотя бы за счет последующего материала (где на протяжении 80 страниц трактуется о сравнительно известных его работах в области ракетного летания). Действительно, ведь мы с полным правом можем назвать К. Э. Циолковского пионером металлического дирижаблестроения и притом самого совершенного его вида — цельнометаллического дирижаблестроения. Первая печатная работа его на эту тему появилась в 1892 г., между тем как первый цельнометаллический дирижабль был осуществлен в Америке лишь в 1930 г.

Указанное неравномерное распределение материала частично оправдывается выходом этой книги в серии других книг под общим названием «Межпланетные сообщения». Этот как-будто полуфантастический вопрос, довольно детально прорабатывается рядом ученых и пропагандируется в художественной литературе; применяется же к более прозаическим вещам, как например дальнобойная артиллерия и быстроходная авиация. В лице Н. А. Рынина эта отрасль научного знания нашла ревностного соподвижника, чем и об'ясняется указанный выше упор на работы К. Э. Циолковского в области ракеты. Книга оставляет весьма хорошее впечатление. Легкий язык, ясность изложения (включая встречающиеся математические формулы), четкий шрифт с безукоризненными чертежами заставляют пожелать ее распространения даже при условии отмеченных дефектов. Конечно нам, современникам, трудно еще сделать правильные выводы о степени ценности трудов К. Э. Циолковского для науки и техники, но зато лишь одна биография его — борца за проведение своих идей в невероятно тяжелых условиях дореволюционной России — дает каждому изобретателю (при сравнении с тем содействием, которое он встречает сейчас) бодрую зарядку для своей текущей работы.

Е. Дуцепко.