"ОНИ НЕ МОГЛИ КАТАПУЛЬТИРОВАТЬСЯ"

       Этой версии придерживаются многие. В частности, члены государственной комиссии, космонавты, летчики. Космонавт К.П. Феоктистов рассуждает так:
       - Первым должен катапультироваться В.С. Серегин (по инструкции), так как сидел в задней кабине. Если бы катапультировался первым Ю.А. Гагарин, то он бы повредил (заклинил вторую, заднюю) кабину, и командир-инструктор не смог бы покинуть самолет. Гагарин, зная об этом, ждал, когда примет решение Владимир Сергеевич. Но Серегин, как командир, не мог катапультироваться первым, так как впереди сидел первый космонавт мира. Он за него нес персональную ответственность.
       Феоктистов полагает, что они друг другу приказывали катапультироваться. Пока шли эти, казалось бы, быстрые переговоры, самолет врезался в землю. Его поддерживает летчик 1-го класса полковник И.Б. Качаровский.
       Позже, подобную ситуацию создавали другим летчикам, и они ее проигрывали на разных высотах. Результат тот же. Только без жертв.
       Однокурсник Ю. Гагарина по Саратовскому аэроклубу В. Осипов как-то спросил Юрия Алексеевича:
       - Страшно в небе, на самолете, если... вдруг?!
       - А чего? Парашют при себе, кресло скатапультирует.        - Это что, единственное средство спасения, когда все откажет?
       - Нет, не единственное... Парашютов на земле у начсклада много... А за кресло при аварии, в отличие от тебя, нашему брату, летунам, держаться не стоит.
       Тогда он, конечно, шутил. Но на этот раз, возможно, не смог оторваться от кресла.
       Государственная комиссия установила: у пилотов попыток катапультироваться не было, так как показания баровысотометра были ошибочны и летчики считали, что до земли еще 900 метров. На самом деле оказалось 300-350 метров. Катапультироваться было уже поздно. В силу своего характера В.С. Серегин попытался спасти самолет и Гагарина. Его летная практика позволяла сделать это.

"НЕОПРАВДАННЫЙ РИСК"

       Инструктор Ю.А. Гагарина в Оренбургском военном летном училище А.Г. Колосов считает, что Гагарин и Серегин при выполнении упражнений в воздухе, неоправданно рисковали. Суть его версии в следующем: "Доложив о выполнении задания и получив разрешение на вход в коридор района полетов для возвращения, Гагарин и Серегин вошли под нижнюю кромку облаков и уклонились в сторону - это подтверждается местом падения самолета. Таким образом, они ушли с экрана радиолокатора и перестали выходить на связь. Полетать на вертикалях хотелось, а в пилотажной зоне была облачность. Поэтому Гагарин и Серегин отлетели подальше, нашли, по их мнению, безопасное место и начали "кувыркаться".
       Фигуры пилотажа - переворот, петля Нестерова, полупетля - выполняются, как правило в комплексе. При этом самолет УТИ-МИГ-15 теряет примерно 1200м высоты. Высота же облачности была в пределах 1100-1300 м. Выполнить петлю Нестерова в таких условиях крайне рискованно. Но летчики рискнули. И проиграли...
       Как это ни печально, причиной гибели Юрия Гагарина стали бесшабашность и неоправданный риск".

"ОНИ БЫЛИ ПЬЯНЫЕ"

       Об этой версии не хочется писать, но она существует, муссируется и даже ставится на первое место среди других. Муж двоюродной сестры Ю.А. Гагарина Иванов Юрий Васильевич с негодованием говорил мне:
       - Один полковник-милиционер заявил мне насчет гибели Юрия Алексеевича: "Нажрался, сам погиб и Серегина загубил". Хотел я ему плюнуть в рожу, но не стал - посадят еще, чего доброго! Я ему только сказал: "Зачем таким людям, как вы, такие высокие звания присваивают?"
       Моя сотрудница В.Д. Кондрашова на полном серьезе убеждала меня:
       - Юра вместе с Серегиным полетели на футбольный матч, были пьяные. На обратном пути не хватило горючего, и самолет упал на землю.
       - Откуда вы знаете? - спрашиваю ее.
       - Так об этом все говорят!
       Да... Говорят, будто Гагарин и Серегин полетели в Ташкент (в Алма-Ату) на футбольный матч ЦСКА - "Пахтакор". Их якобы там видели, даже сфотографировали. Но когда они разбились, кагебешники все негативы отобрали под предлогом выяснения - были ли они пьяные.
       Однако в тот трагический день команды ЦСКА и "Пахтакор" не должны были встречаться на футбольном поле.
       - Вы когда-нибудь видели, как отправляют летчика в полет? - спрашивал космонавт В.А. Шаталов сторонников этой версии. - Документы подписывают несколько человек. Так вот, на месте гибели Гагарина и Серегина были найдены части тел погибших. Если бы в них был обнаружен алкоголь, ни один из подписавших разрешение на полет, приведший к катастрофе, не остался на свободе.

"СИЛЬНОЕ ОБЛЕДЕНЕНИЕ САМОЛЕТА"

       Такое может случиться, когда самолет попадает в определенные погодные условия. Во избежание таких осложнений летчикам выдается спирт. В критические минуты он специальной системой подается на корпус самолета, и лед не может образоваться.
       Генерал военно-воздушных сил С. Катуков в газете "Красная звезда" (14 декабря 1991г.) доказывает, что причиной катастрофы явилось быстрое обледенение, заставившее Серегина и Гагарина круто пикировать, чтобы вызвать динамический нагрев обшивки самолета.
       Если бы было так, то они успели бы сообщить руководителю полета о случившемся. Но они молчали. И потом: почему другие самолеты, летавшие в той же пилотажной зоне, не подверглись обледенению?
       Отвергать эту версию нельзя, она исходит от авиационного аса.

"ОШИБКА В МЕТЕОПРОГНОЗЕ"

       Эту версию государственная комиссия рассматривала. Было установлено, что в зоне пилотажа Гагарина метеоусловия были несколько иные, чем выданные им перед полетом. Считают, что именно поэтому В.С. Серегин отменил дальнейшие виражи, и Ю.А. Гагарин запросил разрешения вернуться на базу. Вместо 30 минут тренировочного полета в воздухе они были всего 11 минут.
       Когда по какой-то причине они попали в штопор и прошли нижнюю облачность, то вдруг обнаружили, что находятся от земли на 150-200 метров ближе, чем по показаниям высотометра, и уже не смогли вывести самолет из пикирующего положения.
       Некоторые отвергают эту версию и говорят:
       - Да, метеопогода была хуже, но не настолько, чтобы привести к катастрофе.

"ОНИ СТОЛКНУЛИСЬ С ШАРОМ-ЗОНДОМ ИЛИ ПТИЦЕЙ"

       Эта версия была одной из первых, которую начала тщательно проверять Государственная комиссия. Но на месте гибели ничего такого, что могло подтвердить это, не нашли. Сторонники этой версии (космонавты В.И. Севастьянов, А.А. Леонов, Г.С. Титов и др.) убеждены в ней и говорят, что плохо искали. В то время, - говорят они, - в зоне пилотажа Гагарина и Серегина летали зонды, и столкновение вполне могло быть. Но специалисты-эксперты доказывают, что разрушение самолета произошло именно во время удара о землю. С другой стороны медицинские эксперты не обнаружили в телах погибших адреналина - основного показателя испуга. Выходит, они еще до столкновения с землей были мертвы?!
       В одном интервью Г.С. Титов сказал, что когда уйдет на пенсию, он приедет на место гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина и найдет причину гибели. Он полагал, что шар-зонд ударил в правое крыло самолета и отбил законцовку весом в 40 кг. Самолет потерял управление. Кстати, эту законцовку правого крыла не нашли. К сожалению, Герман Степанович не осуществил свою мечту - найти законцовку правого крыла на месте гибели своего товарища по космосу. Он умер 20 сентября 2000 года.

"УДАРНАЯ ВОЛНА ДРУГОГО САМОЛЕТА"

       Эта версия допускает, что сверхзвуковой истребитель-перехватчик СУ-15 (СУ-11), якобы летавший в одно время с гагаринским УТИ-МИГ-15, мог "накрыть" его ударной волной и создать аварийную ситуацию.
       Некоторые утверждают, исходя из личного опыта, что ударная волна от близлетящего самолета может ощущаться другим истребителем, но не настолько, чтобы войти от нее в критическую позицию. Так что СУ-15 (СУ-11), будь он даже в 100 м от самолета Гагарина и Серегина, не мог причинить им никакого вреда.
       Некоторые пишут, что в зоне их пилотажа летало еще два самолета, но они находились выше УТИ-МИГ-15.

СПУТНАЯ СТРУЯ

       О ней много мне говорил С.М. Белоцерковский во время встречи с ним в марте 1987 года. Я тогда не все понял в его объяснении, но в память врезалась мысль, что самолет Гагарина и Серегина попал в след летящему впереди самолета, оказался в вихревом потоке и сразу же нырнул в штопор. Почему?
       Позже я узнал, что вихревой поток - это "спутная струя" или аэродинамический след, который остается и растягивается на многие километры после пролетевшего реактивного самолета. Я думаю, что этот след мы все наблюдали в небе за летящим самолетом. Он не всегда бывает, только при определенной температуре воздуха и обязательно ниже нуля градуса. Происходит кристаллизация охлажденного потока.
       Если вслед летящий самолет попадает в эту струю, то он непременно клюет носом и идет в штопор. Если это происходит на большой высоте, то для выхода из штопора есть полная возможность. Но так как самолет Гагарина и Серегина оказался близко от земли, то они на успели вывести его из штопора и врезались на большой скорости (700-800 км) в землю.
       Летчики, попав в такую ситуацию, немедленно катапультируются. Почему Гагарин и Серегин не воспользовались этим, я уже писал.
       Космонавт № 2 Г.С. Титов утверждает, что он попадал в спутную струю с подвесными баками и вышел из нее благополучно.

"ВЗРЫВ КИСЛОРОДНОГО БАЛЛОНА"

       Эта версия принадлежит летчику-врачу из команды по подготовке космонавтов на выживание в экстремальных условиях, саратовцу О.К. Бычкову. Он мне изложил ее, будучи в Калуге 14 ноября 1990 года.
       - Виражи они выполняли на высоте более 4 километров и, естественно, были в кислородных масках. Когда получили разрешение на спуск, то маски сняли. Гагарин стал закрывать вентиль перекрытия подачи кислорода. В этот момент баллон взрывается и сразу насмерть убивает Серегина, а Гагарина сильно оглушает. Самолет летит к земле неуправляемый...
       Олег Константинович говорит это так уверенно, как будто бы сам там был и видел собственными глазами.
       - Гагарин, когда пришел в себя, сделал попытку вывести самолет из штопора, но не успел. После гибели на месте катастрофы нашли два правых уха. Это доказывает мою версию, так как баллон находился справа от летчиков. Такие ситуации бывали на самолетах. После гибели Гагарина эти типы кислородных баллонов поменяли на новые, более надежные.
       Возражая Бычкову, летчики говорят:
       - Тогда фонарь кабины был бы взорван, а члены Государственной комиссии утверждают, что он оставался невредимым до столкновения с землей, а кислородная система была исправной.
       Может быть... А некоторые утверждают, что разгерметизация кабины произошла в воздухе. На месте гибели обнаружили только 38% стекла от фонаря кабины.

"ПЛОХАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕТОВ"

       Об этом говорят и пишут много, приводят примеры, которые убедительно доказывают, что полеты были плохо организованы: не было согласованности с другими базами, в результате чего в пилотажной зоне оказалось несколько самолетов; сведения о метеосводке поступили с опозданием, и они оказались неверными на время полета самолета Гагарина и Серегина; самолет УТИ-МИГ-15 отработал все свои ресурсы и проводить на нем тренировочные полеты первым космонавтом мира было просто преступно; подвесные баки с полной заправкой горючего затрудняли маневренность самолета, в их наличии не было никакой необходимости.
       Государственная комиссия в своем "Заключении" справедливо отметила: "Следует признать факт, что к возникновению чрезвычайной ситуации привел целый ряд, казалось бы, незначительных отклонений в организации полетов. Каждое из них в отдельности почти не опасно. Однако могло произойти довольно маловероятное стечение обстоятельств, которое хотя и редко, но бывает в реальной авиационной жизни. Видимо, многие из неблагоприятных факторов проявились одновременно, что и привело к катастрофе. Основной закон безопасности полетов - в обеспечении ее нет мелочей - оказался нарушенным, а гибель такого подготовленного экипажа подтвердила давно известную авиационную истину: нет простых и вполне безопасных полетов. Любой из них может преподнести неожиданность на любом участке - от запуска двигателя до заруливания на стоянку".
       Полное признание этой версии грозило многим серьезным наказаниям. Комиссия якобы не пошла на это.
       Ответственность за безопасность полета первого космонавта мира нес начальник Центра подготовки космонавтов генерал-майор Н.Ф. Кузнецов. "Кузнецов очень мнительный, ему все время кажется, что его вот-вот снимут с должности и на его место поставят Гагарина". - Записал Н.П. Каманин 14 октября 1965 года.
       С.М. Белоцерковский обвиняет генерала Н.Ф. Кузнецова в гибели Ю.А. Гагарина, так как не обеспечил безопасность его полета 27 марта 1968 года. Незадолго до гибели Ю.А. Гагарину предложили занять место начальника Центра подготовки космонавтов с присвоением ему звания генерала. Но кто-то, как считают некоторые, преградил ему дорогу к этому навсегда.

ПОКА ТОЛЬКО ВЕРСИИ...

       Вот уже более 30 лет бытуют в мире версии о гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина. В 1996 году я опубликовал "20 версий гибели Ю.А. Гагарина". Брал только те, которые, на мой взгляд, наиболее правдоподобны - так могло быть.
       Но количество версий с каждым годом увеличивается. Вот недавно, 15 января 1999 года в "Независимой газете" появилась большая статья "Об одном авиационном происшествии", автор которой Н.М. Лысенко - эксперт по авиационным происшествиям, доктор технических наук, профессор подтверждает реальность некоторых версий, опровергает другие и выдвигает новые. Главная мысль автора: надо доверять и верить специалистам в этом деле. "На исследовании поисков причины гибели Гагарина и Серегина рано ставить точку, - пишет Н.М. Лысенко. - Многое неизвестно, и не вся имеющаяся информация проанализирована достаточно глубоко".
       В прошлом 2000, году в журнале "Гражданская защита" №1 была опубликована статья "Как же погиб Гагарин?". Кандидат технических наук В. Фролов выдвигает версию: он полагает, что при падении самолета УТИ-МИГ-15 двигатель не работал. Летчики пытались запустить его, но им это не удалось.
       Возникает вопрос: а почему они об этом не сообщили на землю? У них была для этого целая минута!
       Александр Невский в февральском (1999г.) номере журнала "Техника молодежи" публикует статью "Первого космонавта Земли погубил... космос?", в которой излагает свою версию гибели Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина. Он полагает, что виной их гибели явился электроразрядный взрыв (ЭРВ) метеорита. Ежегодно на Землю падает до тысячи метеоритов разных размеров. "Мощный электромагнитный импульс, сопровождающий ЭРВ, способен временно или навсегда вывести из строя электрическое хозяйство самолета", - пишет А. Невский и приводит ряд фактов такого воздействия на самолеты, потерпевшие авиакатастрофы в мире.
       Я приемлю эту версию, потому что она отвечает на ряд вопросов: почему самолет неожиданно вошел в штопор, почему летчики молчали в драматическую минуту, почему они не испытали чувства страха.
       Версии... Пока они не могут раскрыть "тайну века". Жена космонавта №1 В.И. Гагарина считает, что тайну Юра унес с собой навсегда. Возможно... Однако хочется верить, что "тайна века" когда-нибудь раскроется и мы узнаем все о последней минуте жизни первого космонавта планеты.

назад                           в начало                             фото