вернёмся в библиотеку?
«Правда» №51 16-19 мая 2008
с сайта газеты
http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda.html
Прислал Л.Иванов
Уйдут ракеты в яростный полёт
Воздушно-космический щит страны: разговор с профессионалом
Состояние воздушно-космической обороны России в результате бездумного её реформирования оказалось сегодня в критическом состоянии. Эту актуальнейшую тему корреспондент “Правды” обсуждает с доктором военных наук, главой ветеранской организации войск ПВО России генерал-полковником А.И. Хюпененом.
Наша справка
Генерал-полковник А.И. Хюпенен был старшим группы советских военных специалистов во время войны во Вьетнаме. На заключительном её этапе средствами ПВО за две недели был сбит 81 американский самолёт, что в решающей степени вынудило США подписать мирный договор на условиях Ханоя. Анатолий Иванович прошёл в войсках ПВО все командные должности —
от командира взвода, батареи до командующего армией и зенитно-ракетными войсками. Руководил Академией ПВО, доктор военных наук, профессор. Более 13 лет Анатолий Иванович возглавляет ветеранскую организацию войск ПВО страны. В ней собраны люди, обладающие колоссальным боевым опытом, научными, военно-техническими знаниями. Этот замечательный потенциал они активно используют в целях укрепления обороноспособности России.
—
Анатолий Иванович, в Военной доктрине России 2000 года почему-то не нашли отражения суть и содержание начального этапа современной войны, который может оказаться решающим для её исхода. Например, там утверждается, что в угрожаемый период прежде всего надо “объявить войну... провести полное или частичное стратегическое развёртывание Вооружённых Сил”. Между тем высокопоставленные генералы США утверждают, что в 2008 году у них будет отработана система нанесения удара по любой точке земного шара в течение одного часа. К чему же следует готовиться нашим Вооружённым Силам в первую очередь?
—
За последние 50 лет было много войн, но ни одна из них не начиналась, как прежде, то есть вторжением через границу массы сухопутных войск, в том числе танков. Ныне сухопутные войска вступают в бой только тогда, когда ракеты наземного базирования, с кораблей и самолётов в основном подавят сопротивление объекта агрессии. Из этого следует вывод: начальный период войны будет состоять из серии массированных воздушно-космических ударов по важнейшим центрам государственного, военного, военно-промышленного значения, группировкам войск противоборствующей стороны, узлам и средствам связи, центрам боевого и административного управления, а также по транспортным коммуникациям. Поэтому Вооружённые Силы должны прежде всего готовиться к отражению воздушно-космического удара противника, потому что он может оказаться определяющим для дальнейшего хода и даже исхода войны. Вспомним 1941 год. Война заставила руководство страны отказаться от предвоенных представлений о противовоздушной обороне и начать поиск её оптимальной организации. Коренная реорганизация довоенной ПВО страны была осуществлена в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 9 ноября 1941 года “Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории страны”. Эта реорганизация ПВО территории страны заложила основы создания именно системы противовоздушной обороны страны с самостоятельным воинским формированием стратегического уровня и значения для защиты и обороны объектов тыла фронтов, коммуникаций, системы государственного и военного управления, инфраструктуры и экономики государства. Следует также отметить: как ни тяжёл был первый удар фашистской армады, у страны был мощный тыл, который дал возможность восстановить в полной мере боеспособность Красной Армии. В современных войнах первый удар будет наноситься по всей территории страны. При этом важнейшее значение противником придаётся уничтожению сил и средств противовоздушной (ПВО) и ракетно-космической обороны (РКО) страны.
—
Ваши выводы подтверждает агрессия США и НАТО в Югославии и Ираке. Это означает, что в мирное время в Вооружённых Силах должны быть отработаны как теоретические, так и военно-технические проблемы ведения воздушно-космических операций. После ликвидации ПВО страны как вида Вооружённых Сил чем располагает Россия в настоящее время?
—
К сожалению, защита страны из воздушно-космического пространства вызывает глубокую озабоченность. Это вынужден признать и Главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации А. Зелин. Недавно он заявил, что воздушно-космическая оборона России находится в критическом состоянии. Мы же узнали это не сейчас, бьём тревогу уже несколько лет. Почему на важнейшем рубеже обороны страны мы оказались в “критическом состоянии”? Что, у нас нет необходимой научно-технической базы, отсутствуют финансовые средства или военачальники недопонимают существо начального периода войны? Нет, талантливых ученых, умных военачальников и финансов в России достаточно. Главная причина —
в административно-государственном произволе и полной безответственности должностных лиц за принятые решения. В 1997 году указом президента России под благовидным предлогом “совершенствования структуры Вооружённых Сил РФ” были ликвидированы войска ПВО как вид Вооружённых Сил. К чему привело это “реформирование”? За безопасность от ударов из воздушно-космического пространства несут ответственность войска противовоздушной обороны и войска ракетно-космической обороны. Последние включают в себя части и соединения предупреждения о ракетном нападении (ПРН), противоракетной обороны (ПРО), противокосмической обороны (ПКО) и контроля космического пространства (ККП). Казалось бы, все эти силы должны быть в одних руках, так как предназначены для решения единой задачи, поскольку воздушное пространство и космос являются единой сферой вооружённой борьбы. Так оно и было до злополучного реформирования войск ПВО. В настоящее же время функционируют пять вышеназванных относительно самостоятельных структур. Эти силы и средства находятся в разных видах (родах войск) Вооружённых Сил. По своему боевому и численному составу, вооружению и военной технике они способны решать лишь ограниченные задачи по ослаблению ударов сил воздушно-космического нападения противника, и не более того. Таким образом, в результате “реформ” в Вооружённых Силах, в частности, войск ПВО, в значительной мере исключается возможность адекватного силового противодействия воздушно-космическим ударам противника.
—
В мире нарастает дефицит сырьевых ресурсов. Государственные деятели на Западе уже в открытую говорят, что Россия слишком богата полезными ископаемыми, это, мол, несправедливо, надо поделиться. Нет сомнений в том, каким способом они намерены этого добиваться. Поэтому говорить, что нам никто не угрожает, по меньшей мере глупо. Американская газета “Foreign Affais” год назад дала статью под заголовком “США могут безнаказанно уничтожить ядерное оружие России одним ударом”. В материале содержались и соответствующие расчёты. Возможно, желаемое выдают за действительность, но, тем не менее, снова на первом плане проблема защиты от воздушно-космического нападения.
—
Действительно, вооружённые силы США и НАТО серьёзно готовятся к возможным военным конфликтам, которые они после распада СССР безбоязненно развязывают. Они учли опыт как проигранной войны во Вьетнаме, так и крупномасштабных вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке. В Пентагоне вполне обоснованно считают наземно-воздушно-космическую операцию основным видом начала войны и последующего её продолжения. Воздушно-космическая сфера становится самостоятельным театром военных действий (ТВД). С этой целью они преобразовали средства воздушного нападения (СВН) в средства воздушно-космического нападения (СВКН) армий США и НАТО и рассматривают воздух и космос как театр военных действий. Вполне очевидно, что без завоевания превосходства в воздухе и космосе нет смысла применять сухопутные войска. Исходя из этого, американцы активно осуществляют развитие глобальных воздушно-космических систем военного назначения. Это воздушно-космические самолёты, ракетопланы, гиперзвуковые крылатые ракеты, а также другие средства единой воздушно-космической сферы боевых действий. Например, США сейчас переоборудуют четыре подводные лодки типа “Огайо” в носителей крылатых ракет типа “Томахок” (по 154 штуки на каждой АПЛ). Можно представить, как эта масса высокоточных средств будет брошена прежде всего для нанесения ударов по объектам воздушно-космической обороны противника. Из сказанного вытекает один вывод: для защиты страны от нападения из воздушно-космического пространства нужны централизованные, технически высокооснащённые войска воздушно-космической обороны. Пора уже прекратить споры среди военачальников о том, кто кому должен подчиняться. Все должны подчиняться одной цели и задаче создания надёжного воздушно-космического щита. В связи с “реформами” уже и так много потеряно времени. Надо давно всем понять, что промедление здесь смерти подобно.
—
Известно, что ветеранская организация войск ПВО страны, используя огромный отечественный и зарубежный опыт борьбы с силами и средствами нападения из воздушно-космического пространства, научно-технический задел российских учёных, выходила в Генштаб, Министерство обороны, к президенту России с конкретными предложениями о создании системы (войск) воздушно-космической обороны страны.
—
Да, мы решительно выступали против ликвидации войск ПВО как вида Вооружённых Сил. Писали обращения, представляли предложения в высшие органы государственной власти. Для привлечения внимания руководства страны и общественности было принято решение провести внеочередной пленум Союза ветеранов войск ПВО с повесткой дня “О разрушении системы противовоздушной обороны России в связи с ликвидацией войск ПВО как самостоятельного вида ВС”, который состоялся 19 ноября 1997 года. В работе пленума приняли участие 160 человек, в том числе начальник Генерального штаба генерал-полковник А.В. Квашнин, представители администрации президента России, начальники главных штабов войск ПВО, ВВС, РВСН, генералы армии И.Н. Родионов, В.Н. Лобов, В.Л. Говоров, другие видные военачальники, руководители общественных организаций и конструкторских бюро, депутаты Государственной думы во главе с председателем Комитета по обороне генералом Л.Я. Рохлиным, представители военных академий и другие. Пленум счёл ошибочным и даже вредным для обороноспособности страны объединение войск ПВО и ВВС в единый вид Вооружённых Сил ВВС, а также передачу войск ракетно-космической обороны в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Участники пленума одобрили текст Обращения к президенту РФ, к руководителям органов законодательной и исполнительной власти с просьбой и требованием сохранить за войсками ПВО статус самостоятельного вида Вооружённых Сил, трансформировав их в войска воздушно-космической обороны. В ноябре того же года решение пленума было направлено президенту России. В нём, в частности, говорилось: “Пленум просит Министерство обороны создать специальную комиссию с привлечением ветеранов войск ПВО, на которой рассмотреть варианты выполнения указа президента РФ. Одним из вариантов мог быть следующий: сохранить три вида Вооружённых Сил РФ: СВ, ВМФ, ВВС и создать Стратегическое командование воздушно-космической обороны, включающее в свой состав силы и средства РВСН, войска ПВО и военно-космические силы (ВКС)”. Далее давалось обоснование названных предложений. Из аппарата Совета обороны пришёл ответ (16.12.1997 г.) за подписью заместителя руководителя аппарата В. Есина, в котором ничего заслуживающего внимания не содержалось. К сожалению, свои позиции нам отстоять не удалось. Прошло 10 лет. Теперь в Министерстве обороны многие поняли, что была допущена ошибка. Главное, потеряно время. Теперь уже поздно возвращаться на прежние позиции, надо смотреть вперёд. Хотелось бы ещё раз напомнить, что в современных условиях развития средств воздушно-космического нападения (ВКН) угроза ударов из воздушного пространства, космоса становится первоочередной по времени и главной опасностью для страны, а не только для Вооружённых Сил. Единство действий воздушно-космического противника, его возможности наносить удары на всю глубину территории России предопределяют необходимость противопоставлять ему единую функционально, технически и организационно систему воздушно-космической обороны, способную защитить все важнейшие объекты государства и Вооружённых Сил. Но дело не только в том, чтобы собрать воедино, под одним руководством силы и средства воздушно-космической обороны, хотя это первый и самый необходимый организационный шаг. Не менее важно и то, что это не очередное надуманное реформирование, новая ведомственная, хотя и очень нужная, структура. Сама жизнь, настоятельные потребности безопасности страны привели к тому, что воздушно-космическая оборона должна стать важнейшей составной частью защиты государства от вооружённого нападения противника. Значит, к её реализации должны быть подключены соответствующие материальные ресурсы, научные силы, промышленность. Но без вмешательства государства проблемы воздушнокосмической обороны решены не будут. Пока, к сожалению, даже указания президента России и принятые на уровне правительства планы не реализуются в должной мере. Представляется, что заявление Главкома ВВС о критическом состоянии воздушно-космической обороны России должно было бы встревожить правительство, Федеральное собрание, общественные организации. Но этого пока не произошло. Не опоздать бы...
Беседу вёл
Борис ГОЛЫШЕВ.