вернёмся в библиотеку?
"Правда" 9.04.1936 г.

Ракета идет в воздух


У опушки леса стоял высокий металлический ставок, зажавший в своих об'ятьях стальное тело ракеты. Вокруг суетились инженеры, конструктора, техники. В баки ракеты по длинным штангам переливался жидкий кислород с температурой в 180 градусов ниже нуля. (Окружающий воздух был на 180 градусов теплее).

— Баки залиты! Всем отойти на полкилометра в сторону! — приказал начальник старта инж. Душкин.

Предстоял экспериментальный пуск опытной метеорологической ракеты, построенной ячейкой авиационного научно-инженерного общества одного из институтов Наркомтяжпрома. Испытание проводилось вчера в 50 км от Москвы, в лесу.

Внешний вид ракеты несколько необычен: она напоминает очень длинную вытянутую пулю, заканчивающуюся крыльевидным хвостом. Длина ее — около четырех метров. В центральной части ракеты размещены баки с топливом и приспособления для подачи его в мощный мотор, который находится в хвосте аппарата. В верхней части снаряда помещаются метеорологические приборы и парашют, опускающий после под'ема весь снаряд обратно на землю. Вчера ракета шла в полет «порожняком» — без приборов.

Немногочисленные наблюдатели столпились у аппарата, специально сконструированного для записи траектории ракеты и скорости ее под'ема. Все настороженно ждали сигнала. Оставшиеся у ракеты завинтили пробки баков и скрылись в блиндаже. Автоматически открылись питательные краны, и топливо начало поступать в камеру мотора.

— Контакт! — скомандовал начальник старта.

Механик включил рубильник электрического запала. Серый дымок испаряющегося топлива. Искра. И вдруг у подножия ракеты показался ослепительно желтый язык пламени.

Ракета медленно пошла вверх по направляющим штангам станка, выскользнула из его стальных об'ятий и устремилась ввысь. Полет представлял необычайно эффектное и красивое зрелище. Из сопла мотора вылетало пламя, истечение газов сопровождалось густым, низким звуком. После под'ема на небольшую высоту в ракете раскрылся белый купол парашюта, и она плавно опустилась на снежное поле. Весь полет продолжался несколько секунд.

Проваливаясь по пояс в снег, все бежала к месту приземления ракеты. Огромный снаряд был цел и невредим. Немного помялись лишь стабилизирующие крылья, но сердце ракеты — мотор, баки, механизмы не пострадали.

— Я не вполне удовлетворен результатами испытания, — заявил руководитель опыта инж. Тихонравов. — Мы убедились, что наша ракета может летать, мотор работать, парашют действовать. Однако зажигание мотора прошло с запозданием, механизмы подачи топлива нуждаются еще в регулировке.

Через несколько дней ракета отправится в новый испытательный полет. На этот раз конструктора предполагают запустить ее вверх до расчетного потолка — на 9.000 метров. Мощный компактный двигатель ракеты будет работать всего 30— 40 секунд. Этого достаточно, чтобы сообщить ей к концу полета скорость до 400 метров в секунду, или, другими словами, около полутора тысяч километров в час.

Л. Бронтман.