«Популярная механика» 2004 №1, с.6-7, 12, 15, 26


Неизвестный "Восход"
Мой давний интерес — пилотируемые космические полеты. Поэтому большой энтузиазм у меня вызвала новая рубрика "Всемирная история космоса. Неизвестные страницы". Но, к сожалению, статья "Ракетные мастодонты" в ноябрьском номере журнала, содержит утверждения весьма спорные. Так, автор пишет, что на момент закрытия лунной программы был отработан только скафандр. Но из известных мне публикаций можно сделать вывод, что был отработан весь комплекс Л-3: были успешно испытаны, в том числе и в космических полетах, ЛК-1 — лунный корабль ("Космос-379", "Космос-434"), "Союз 7К-Л0К" и блок Д — лунный орбитальный корабль и ракетный модуль для торможения и посадки на Луну ("Космос-382"), успешно срабатывала система САС Н-1. Ошибки при конструировании ракеты Н-1 обсуждать не осмеливаюсь — недостаточно знаний. Хотелось лишь заметить, что Сергей Королев ушел из жизни в январе 1966 года и всю работу над проектом, вплоть до бесславного конца, возглавлял Мишин, который не обладал организаторскими талантами выдающегося предшественника. Осмелюсь предложить тему в рубрику "Неизвестные страницы" — космический корабль "Восход". В публикациях обычно говорится, что "Восход" — это переделка "Востока" для полета экипажа из нескольких человек, сделанная наспех, очень опасная, так как отсутствовала система спасения экипажа на активном участке. Но много непонятного. Ведь проектом предусматривались длительный полет продолжительностью 19 суток, полет женского экипажа, медиков, журналистов. Корабль был оснащен оригинальной системой мягкой посадки — твердотопливные реактивные двигатели, подвешенные на стропах парашюта. На носовой части космического корабля был установлен пакет твердотопливных реактивных двигателей. Зачем? В публикации на сайте www.astroпаutix.com утверждается, что это резервная тормозная система, которой воспользовался Беляев во время посадки "Восхода-2". Но в отечественной литературе подтверждения этому я не нашел. Такое расположение двигателей наводит на мысль, что оно могло использоваться и как система САС?

С уважением, Игорь Еловских
ПМ Утверждение, что на момент закрытия программы Н-1 был готов только скафандр, может быть, и спорное, но имеет право на жизнь. Испытать весь лунный орбитальный корабль можно было только выводом его на орбиту в полном сборе, что сделать могла только ракета-носитель Н-1. Лунный скафандр "Кречет" был готов и испытан полностью, и его орбитальная модификация "Орлан" до сих пор служит на МКС. Ваше пожелание узнать подробнее о корабле "Восток" мы постараемся выполнить, но это потребует некоторого времени.

Перевернутая история
А не продолжить ли вам тему сравнения военных разработок США и СССР (статья "Ракетные мастодонты") и не назвать ее, например, "Перевернутые страницы истории". Ведь разработка ракеты Н-1 — лишь одна из тайн ВПК СССР. Так, США обладают "невидимкой" В-2, но мало кто знает о Ту-202, аналоге американской машины. Полноразмерный макет самолета из дерева стоял на туполевской фирме в 1989-м. Спереди он немного напоминает Ту-160. Самолет собирались построить в металле, провести испытания и запустить в серию. Проблемы были в финансировании: проект "Энергия — Буран", универсальная стратегическая ракета РТ-23 (аналог MX), субмарины-охотники с титановыми корпусами, атомные авианосцы типа "Ульяновск", крейсеры типа "Киров" подорвали финансы страны. Начавшиеся экономические преобразования похоронили программу Ту-202. Было бы интересно сравнить В-2 и Ту-202, везунчика и неудачника. Эта тема не встречалась ни в одном авиационном журнале, вы были бы первыми.

Ваш постоянный читатель Дмитрий
ПМ В этом году постараемся удовлетворить ваше любопытство.



Темная сторона Луны

Ч

то есть правда, а что есть ложь и манипулирование, предлагают понять создатели документального фильма "Темная сторона Луны". В нем подробно рассказано, как правительство США опасалось, что прямая трансляция с поверхности Луны будет технически невозможна. При таком раскладе даже успешная посадка человека на Луну стала бы политической катастрофой. Поэтому был привлечен Стэнли Кубрик, который незадолго до этого снял фильм "2001: Космическая одиссея". За участие в проекте НАСА дало ему сверхсекретный объектив, при помощи которого он в 1975 году снял фильм "Барри Линдон". Луну снимали в том же павильоне, где незадолго до этого снимали лунные сцены "Одиссеи". Первоначально предполагалось, что из-за секретности снимать все будут операторы ЦРУ, но Кубрик пришел в ярость от их некомпетентности и взял все в свои руки. Так появились колышущийся на ветру (которого на Луне нет и быть не может) американский флаг и многие другие неувязки. Об этом и многом другом рассказывает вдова Кубрика и многие известные и неизвестные люди. Фильм показывает, как рождаются мифы и ложь. Но главное ждет зрителя в конце. В финальных титрах честно показано, кто играл вдову Кубрика, кто — известных людей, как были сняты и смонтированы интервью. В общем, показано, что все увиденное — вымысел и манипуляции. Создатели фильма убедительно доказали, что верить нельзя буквально ничему. Ждем фильм на нашем ТВ.



Сверхточная карта тяготения Поверхность Атлантического океана покрыта горами и долинами, которые создают течения, ветер, приливы и гравитационное поле Земли. До недавних пор карты гравитации содержали много ошибок. Ситуацию исправили первые же данные со спутника GRACE (эксперимент по изучению гравитации и климата). Это совместный проект НАСА и немецкого правительства. Первая карта GRACE (на иллюстрации) показывает красным и желтым зоны высокой гравитации. Точность некоторых замеров возросла с метра до сантиметра. Ученые НАСА говорят, что благодаря новой карте стали возможными более точные предсказания погоды и климата.

Российское прошлое китайской космонавтики

Выведенный в 2003 году на орбиту космический корабль с тайкунавтом на борту "Шэньчжоу-5" — не что иное, как доработанный "Союз" большего размера. Отличие его состоит во вращающихся плоскостях солнечных батарей и автономном служебном модуле. В 1994 году Россия продала Китаю технологии производства корабля "Союз", включая чертежи стыковочного узла, систем жизнеобеспечения и скафандров. Первые кандидаты в китайский отряд космонавтов также обучались в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина. Начиналась же ракетно-космическая история Поднебесной также в СССР. В 1957 году по постановлению Совета министров восточному соседу были переданы разработанные в королевском ОКБ-1 две серийные баллистические ракеты Р-2 (8Ж38), конструкция которых легла в основу китайских боевых ракет "Дунфэн".