СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ОБШИВКИ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

Американский журнал "Сайенс дайджест" /том 48, №2, август I960 года, стр,36/ поместил заметку, в которой говорится, что "завертывая космические корабли с людьми не борту в тонкие газовые одеяла", можно разрешить проблему нагрева вследствие тренья о воздух при возвращении корабля в земную атмосферу.

Ученые Калифорнийского технологического института в аэродинамической трубе направляли поток горячего воздуха с высокой скоростью на носовой конус ракеты для имитирования условий полета ракеты. В передней части этого конуса имелось отверстие, через которое выпускался газообразный гелий. Под воздействием потока горячего воздуха поверхность конуса окутывалась непрерывной тонкой пленкой из гелия. Эта пленка гелия в свою очередь предотвращала передачу конусу тепла от горячей воздушной прослойки, образованной ударными волнами, абсорбировала и отводила большую часть этого тепла.

Исследователи во главе с профессором Лестером Лизом и д-ром Кларком Миликеном подсчитали, что защитный гелиевый слой толщиной в 1,5 мм, охватывающий носовой конус ракеты диаметром 0,6 м, обеспечит поддержание температуры обшивки ракеты на уровне около 1406°С, которая лежит в пределах допустимых температур для некоторых материалов.)

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №74/548/. 15 сентября 1960 г.



ОБ АМЕРИКАНСКИХ ПЛАНАХ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Как передал 8 сентября 1960 года корреспондент ТАСС из Рима, начальник санитарной службы американских ВВС генерал Нисс заявил на пресс-конференции в американском посольстве в Риме, что для подготовки полета человека в космическое пространство "вскоре" будет произведен запуск капсулы с человеком по заранее намеченной траектории. Капсула достигнет высоты 200 км и пролетит 320 км. Этот экспериментальный полет продлится 15 минут, из них человек в капсуле 5 минут будет находиться в состоянии полной невесомости.

Затем будут запущены спутники с животными на борту, а когда будет обеспечена полная безопасность, спутник с человеком на борту.

До конца 1960 года США намерены запустить на орбиту с помощью ракеты "Атлас" спутник с живыми существами. Он совершит три оборота вокруг земли, а затем с помощью системы тормозных ракетных двигателей капсула с живыми существами будет сброшена в Атлантический океан.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №72/546/. 8 сентября 1960 г.



О ПИЩЕ ДЛЯ КОСМОНАВТОВ

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передал 2 сентября 1960 года из Стиллуотера /штат Оклахома/, что исследователи университета штата Колорадо Джозеф Хопвуд и д-р Джон Олайв сообщили съезду Американского института биологических наук о своих работах по изучению возможности использования космонавтами в пищу водяных блох /дафнии/ и микроскопических водорослей.

Сосуд, содержащий 135 л. воды, мог бы давать космонавту ежедневно 1,3 кг пищи, состоящей на 25 процентов из водяных блох, могущих в какой-то мере заменить мясо, и на 75 процентов из водорослей.

Водяная блоха - родственница креветки, маленькое ракообразное, входящее в состав морского планктона. Водяные блохи быстро размножаются и могут питаться одноклеточными водорослями. Они водятся не только в морской воде, но встречаются и в пресноводных водоемах, где для их подкормки используется навоз. В космическом корабле водяные блохи могли бы использовать отбросы человека, чем одновременно была бы разрешена проблема удаления этих отбросов. В океанах и пресноводных озерах водяные блохи являются важным звеном в цепи питания, и от них в значительной мере зависит существование высших форм жизни - рыб.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №74/548/. 15 сентября 1960 г.



ЖАРОПРОЧНОЕ ПЛАСТМАССОВОЕ ПОКРЫТИЕ

Американский журнал "Сайенс дайджест" /том 48, №2, август 1960 года, стр. 93/ поместил заметку, в которой говорится, что фирма "Дайна-Tepм кемикал", /Калвер-Сити, штат Калифорния/ разработала легкое пластмассовое покрытие "Дайна-Терм Д-65", выдерживающее температуры до 3351°С. Оно состоит из фосфатов и соединений бора и содержит полиуретановое связующее.

Покрытие разработано для защиты от высоких температур ракетных снарядов и некоторых деталей пусковых площадок. Когда поверхность покрытия подвергается нагреву, на ней образуется твердая керамическая корка, которая светится цветом красного каления и отражает тепло. Эта корка отслаивается от пленки покрытия и тем самым обеспечивает дополнительную тепловую защиту.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №74/548/. 15 сентября 1960 г.



ДИСКООБРАЗНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Американский журнал "Авиэйшн уик" /15 августа 1960 года, стр. 27/ поместил корреспонденцию из Вашингтона, в которой говорится, что дискообразные летательные аппараты привлекают большой интерес в качестве потенциальных конструкций для движения по орбитам в космосе. Это делает дискообразную форму обещающей для применение на противоположных концах диапазона скоростей полета.

Хотя, по общему мнению, дискообразная форма представляет собой интерес в качестве летательного аппарата, обладающего сравнительно низкими характеристиками, и обещает некоторые возможности обеспечить высокие характеристики в пределах земной атмосферы, в настоящее время целый ряд крупных авиационных фирм и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства изучают её потенциальные возможности для использования конструкции летательного аппарата, обеспечивающего возвращение на землю.

Создание дискообразного аппарата находится среди полдюжины других конструкций аппаратов, обещающих решение проблемы возвращения на землю.

Формы аппаратов, способных возвращаться из космоса на землю, будут меняться в зависимости от их миссии диже в еще большей степени, чем формы обычных самолетов. Диск конкурирует с тупоносой капсулой, обладающей большим лобовым сопротивлением, притупленной, но более плоской формой "моторной лодки" и с целым рядом других форм, включая несколько форм, сведения о которых не публикуются.

Американская армия и ВВС в течение нескольких лет финансировали исследования самолета с вертикальной траекторией взлета, имеющего в плане форму диска, которые строится фирмой "Авро эйркрафт лимитед" в Канаде, заинтересованность армии в дискообразной конструкции в основном связана с созданием летательного аппарата, который сможет летать с дозвуковой скоростью на малых высотах, выполняя различные задания от разведки до перевозки войск, если основной аэродинамический подход к решению проблемы окажется осуществимым.

Цель проводимых американскими ВВС исследований дискообразного летательного аппарата состоит в создании сверхзвукового самолета для полета на больших высотах. Как стало известно журналу "Авиэйшн уик", интерес, проявляемый американскими ВВС к дискообразному летательному аппарату, разрабатываемому фирмой "Авро эйркрафт", объясняется стремлением создать гиперзвуковой летательный аппарат, который мог бы летать в диапазоне орбитальных скоростей. Вторым по важности является возможность использования дискообразного летательного аппарата при полетах со скоростями чуть выше скорости звука.

В дополнение к обширным исследованиям дискообразных летательных аппаратов для гиперзвуковых скоростей, проводимых Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства, интерес к подобному аппарату проявляет ряд крупных самолетостроительных фирм, включая "Конвэйр", "Боинг" и "Локхид", которые предложили американским ВВС гиперзвуковые летательные аппараты дискообразной формы.

Фирма "Конвэйр" изучает конструкцию ракетного дискообразного летательного аппарата.

Как американская армия, так и ВВС, но особенно армия, находят дискообразные летательные аппараты привлекательными в связи с тем, что применение такой формы позволяет избавиться от шасси и осложнений, связанных с его установкой. Для летательного аппарата без посадочного шасси диск, по-видимому, является наилучшей формой.

Как армия, так и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства осуществляют программы исследований летательных аппаратов, взлетащих и садящихся непосредственно на Землю. Эти аппараты должны иметь общие характеристики самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, но не должны иметь шасси. Армия надеется предоставить небольшую сумму средств в ближайшем будущем для дальнейших исследовании и испытаний моделей летательного аппарата типа создаваемого фирмой "Авро эйркрафт". Такой летательный аппарат будет взлетать и садиться на наземную подушку, но летать с максимальной скоростью, близкой к звуковой, на малой высоте.

В настоящее время проявляется интерес к использованию дискообразных летательных аппаратов в трех диапазонах скоростей:

Высокие дозвуковые скорости /числа 0,7-0,8/ для выполнения боевых заданий на малых высотах.

Скорости в диапазоне чисел Маха от 1,2 до 1,5 для использования в конструкция тактического самолета-штурмовика, летающего с большой скоростью на малых высотах.

Гиперзвуковые скорости, включая орбитальные скорости.

В настоящее время форма диска не рассматривается как конкурентоспособная с другими формами на большей части диапазона дозвуковых или низких гиперзвуковых скоростей.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, проявляя интерес к летательным аппаратам с вертикальным взлетом и посадкой и малым пробегом при взлете и посадке, а также к летательным аппаратам, которые должны возвращаться в атмосферу, стремится обеспечить получение необходимых для конструкторов данных. В связи с этим Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства не уделяет дискообразной форме большего внимания, чем другим формам, пригодным для использования в летательных аппаратах, возвращающихся из космоса на Землю, но один из сотрудников этого Управления заявил, что диск, по-видимому, теперь обеспечивает очень большие возможности для выполнения ряда задач. Дискообразный летательный аппарат будет легким, прочным и компактным и будет иметь большую поверхность, воспринимающую тепловую нагрузку, воздействующую на возвращающийся в атмосферу летельный аппарат. Он должен иметь большое лобовое сопротивление, необходимое для торможения при возвращении в атмосферу, и все же иметь высокую величину отношения подъемной силы к лобовому сопротивлению, которая необходима для маневрирования в пределах атмосферы. Дискообразные конструкции для использования при гиперзвуковых скоростях, вероятно, будут иметь острые кромки, а не притуплённые, как у летательного аппарата, разрабатываемого фирмой "Авро эйркрафт", хотя притупленные кромки могут быть предпочтительнее, если нагрев при возвращении в атмосферу будет иметь большее значение, чем условия полета в пределах атмосферы.

Целый ряд взаимозависящих условий будет определять возможность применения дискообразной конструкции для гиперзвуковых и орбитальных летательных аппаратов. Большая часть из них должна быть исследована при осуществлении программы американских ВBC и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства по созданию орбитального ракетоплана "Дайна-Сор".

При этих исследованиях должны быть изучены материалы, которые в настоящее время представляет одну из наиболее критически важных проблем как для самолетов, так и космических кораблей, причем многое будет зависеть от прогресса в области металлургии, особенно в области металлургии жаропрочных металлов.

Точность работы приборов наведения и количество их, которое можно будет установить на орбитальном летательном аппарате в пределах поднимаемого им веса, определяется тем, как такие аппараты будут входить при возвращении в атмосферу в заданный летный коридор. Это в свою очередь помогает определить форму, величину отношения подъёмной силы к сопротивлению, угол атаки, материалы, необходимые для предотвращения нагрева, и т.п.

Если самолет должен в течение какого-либо промежутка времени после возвращения в атмосферу летать в ней, то он должен иметь более высокое отношение подъёмной силы к сопротивлению, чем это необходимо для возвращения в атмосферу и немедленной посадки. В настоящее время кажется возможным получить значительно более высокую величину отношения подъемной силы к сопротивлению от дискообразных летательных аппаратов в некоторых желательных диапазонах скоростей, чем это считалось раньше, если удастся решить проблему нагрева, а это открывает возможность выполнения более разнообразных задач и большей гибкости при осуществлении определенной задачи.

Летательные аппараты, имеющие форму диска или какую-либо другую форму, которые должны быть выведены на орбиту и вернуться на Землю, весьма вероятно, будут подниматься с Земли с помощью ракет-ускорителей. Будет ли полезная нагрузка летательного аппарата достаточной для подъёма такого количества топлива, которое обеспечит возможность маневрирования в пределах атмосферы после возвращения из космоса, будет зависеть от мощности ракеты-ускорителя. Эта мощность будет также непосредственно влиять на количество приборов наведения и управления, которое сможет быть установлено на летательном аппарате.

Наиболее трудной проблемой, связанной с использованием летательных аппаратов в форме диска, является проблема их управляемости, но эта проблема ни в коей степени не ограничивается лишь аппаратами такой формы. Она имеет большое значение для всех исследованных до сих пор летательных аппаратов с коротким пробегом при взлете и посадке или с вертикальным взлетом и посадкой и по крайней мере такое же значение для летательных аппаратов, предназначаемых для возвращения в атмосферу. Если аппаратам в форме диска удастся обеспечить легкое управление с помощью систем, имеющих достаточно малый вес и не очень сложных, то такие аппараты значительно выиграют в соревновании с аппаратами другой формы.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №75/549/. 19 сентября 1960 г.



ОБ АМЕРИКАНСКОМ СПУТНИКЕ "ЭХО-I"

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передал 9 сентября 1960 года из Вашингтона, что радиопередатчики искусственного спутника "Эхо-I" перестают передавать сигналы, когда спутник заходит в тень, национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства заявило, что аккумуляторы спутника, видимо, разрядились. По этой причине два радиопередатчика, работающие на частоте 107,94 мегагерца, действуют только при солнечном свете, когда получают энергию непосредственно от 70 солнечных элементов, установленных на каждом передатчике.

Национальное управление отметило, что "Эхо-I" будет по-прежнему использоваться для экспериментов в области связи. Радиолокационные измерения показывают, что спутник сохраняет свою сферическую форму и что покрытая алюминием пластмассовая оболочка сжалась весьма незначительно и все еще хорошо отражает радиосигналы.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №74/548/. 15 сентября 1960 г.



НЕУДАЧНЫЙ ЗАПУСК АМЕРИКАНСКОГО СПУТНИКА "ПИОНЕР-IУ"

Как передал корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс с мыса Канаверал (штат Флорида) 25 сентября 1960 года в 15 час 13 мин. по Гринвичу СШA запустили спутник "Пионер-УI" весом 387 фунтов (175 кг), который должен был стать спутником Луны. Полезный груз спутника состоял из приборов, предназначенных для изучения Луны и окружающего ее пространства. "Пионер-УI" был запущен с помощью трехступенчатой ракеты "Атлас-Эйбл" высотой 98 футов(30м) и диаметром 16 футов (4,8 м) у основания.

Спутник "Пионер-УI" представляющий собой шар диаметром 39 дюймов (99 см), должен был выйти на орбиту вокруг Луны при минимальном расстоянии от Луны 1500 миль (2410 км) и максимальном 2800 миль (4500 км).

В силу недостатка места "Пионер-УI" не был снабжен фотоаппаратом или телевизионным передатчиком. Спутник должен был развить скорость 24.500 миль) в час, чтобы попасть на нужный курс. Три ступени ракеты "Атлас-Эйбл" должны были довести скорость до 23.500 миль (37800 км), а затем по сигналу с Земли должна была быть воспламенена старт-стопная двигательная система, которая должна была дать дополнительный импульс, чтобы увеличить скорость еще на 1000 миль (1600 кг) в час.

В дальнейшем старт-стопная система должна была замедлить скорость спутника примерно до 2.900 миль (4660 км) в час, чтобы спутник остался в сравнительно слабом гравитационным поле Луны. Спутник должен был вращаться по намеченной орбите вокруг Луны в течение года, делая один оборот за 10 часов.

Старт-стопная система имела две 8-дюймовые (20 см) ракетные камеры, одна из которых была расположена у основания полезного груза, а другая сверху. Камера у основания предназначалась для увеличения скорости, от нее четыре топливных канала вели к наполненному гидразином топливному баку, находящемуся в центре спутника. Каждый топливный канал можно использовать только один раз, т.е. с земли можно подавать не больше четырех команд для увеличения скорости. По плану предусматривалась подача сигналов для пуска старт-стопной системы через 7 минут, через 90 минут и 18 часов после запуска, а четвертые канал был запасным.

Верхняя камера должна была обеспечить торможение при приближении спутника к Луне. Эта камера была снабжена только двумя топливными каналами, т.е. с Земли можно было подать только две команды для торможения ракеты.

Старт-стопная система могла развивать силу тяги в 2 фунта (0,9 кг).

Устройства для автоматического управления и для управления по радио были установлены в первой и второй ступенях ракеты "Атлас-Эйбл", чтобы управлять до отделения полезного груза, что должно было произойти примерно через 7 минут после запуска на высоте около 450 миль (725 км)

Четыре лопасти с солнечными элементами, по форме напоминающие лопасти гребного колеса в момент запуска были сложены вокруг круглого корпуса спутника. После прекращения работы второй ступени пружины должны поднять эти лопасти в рабочее положение.

Каждая лопасть размером с шахматную доску имела 2200 солнечных элементов.

На спутнике "Пионер-УI" были установлены девять измерительных приборов для измерения радиации высоких и низких энергий, общего потока радиации, микрометеоритов и силы и направления космических магнитных полей и т.п.

По сообщению американских телеграфных агентств, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства объявило, что попытка вывести "Пионер-УI" на орбиту вокруг Луны окончилась неудачей, так как не сработала одна из верхних ступеней стартовой ракеты. Это выявилось через 1 час 8 мин. после запуска "Пионера-УI"

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №78/552/. 29 сентября 1960 г.



ЗАПУСК РАКЕТЫ "АТЛАС"

Как передал корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл с мыса Канаверал, 19 сентября 1960 года военно-воздушные силы США запустили в Атлантическом океане ракету "Атлас" на расстоянии 9.000 миль (14480 км). Боеголовка весом полторы тонны с контрольными приборами весом 1.000 фунтов (453 кг) была нацелена на остров Принс-Эдуард в Индийском океане. Ракета "Атлас" поднялась со стартовой установки в 18 час. 32 мин. по Гринвичу. Через час после запуска ВВС объявили, что носовой конус упал в заданном районе в Индийском океане, примерно в тысяче миль юго-восточнее Кейптауна. Ракета пролетела заданное расстояние примерно за 55 минут.

Корреспондент агентства Юнайтед пресс Интернейшнл передал 20 сентября 1960 года с мыса Канаверал, что, как сообщили в информированных кругах, ракета "Атлас" могла бы пролететь на 2.000 миль (3220 км) дальше, если бы была поставлена такая задача. Эта ракета длиною 82 фута (25 м) имела достаточно топлива, чтобы пролететь 11—12 тысяч миль. Если бы топливо ракеты "Атлас" - жидкий кислород и высокосортный керосин - было полностью использовано или если бы не было 1,000 фунтов 453 кг) научных приборов, то можно было бы достигнуть большей дальности полета.

При испытании ракетные двигатели, сила тяги которых составляла 360.000 фунтов (164 т) были нарочно выключены, когда топливо еще оставалось, чтобы носовой конус длиной 12 футов (3,65 м) достиг заданной цели.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №77 1960 г.



ПРЕДСТОЯЩИЕ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТЫ "СATУPН"

Как передал 25 сентября 1960 года корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс из Хантсвилла /штат Алабама/, вторая серия статических испытаний ракеты "Сатурн", по-видимому, начнется в начало ноября.

в ходе новой серии испытаний первая ступень многоступенчатой системы "Сатурн" будет искусственно поставлена в такие же условия, в каких она будет находиться в полете.

Точное число статических испытаний пока еще не установлено, но представитель Национального управления по аэронавтике, заявил, что возможно, их будет 15.

Первая серия из восьми испытаний была закончена в начале лета. В шести из них включались все 8 двигателей ракеты.

За последние два месяца ракета была несколько модифицирована, чтобы подготовить её к очередной серии испытаний.

Значительным изменением является установка экранов для защиты ракеты от воздействия племени и предотвращения возможных повреждений, эти экраны также помогут предотвратить возникновение вакуума, который помешал бы нормальной работе приборов управления.

Ноябрьские испытания начнутся с коротких испытаний продолжительностью 10-15 секунд, которые постепенно будут доведены до 125 секунд, что необходимо для полного использования всех восьми двигателей.

"Сатурн" в ходе предстоящих испытаний разовьет силу тяги около 1.300.000 фунтов (590 т). Такая тяга была достигнута несколько раз в ходе первой серии испытаний.

Первый запуск "Сатурна" с макетами двух верхних ступеней назначен на середину 1961 года, а запуск всей системы ожидается не раньше 1964 года.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства заключило договор с фирмой "Норт-Америкэн" о создании ракетного двигателя, который, возможно, будет установлен на более совершенных вариантах "Сатурна". Четыре таких новых двигателя смогут почти удвоить грузоподъемность "Сатурна". Этот контракт на сумму 44 млн долларов рассчитан на четыре с половиной года. К концу этого срока двигатель должен быть полностью готов к полету. Первоначальный вариант "Сатурна" сможет поднять 20.000 фунтов (9 т) груза на сравнительно высокую орбиту или вывести 6.000 фунтов (2,7 т) из гравитационного поля Земли.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №78/552/. 29 сентября 1960 г.



ОБ АМЕРИКАНСКИХ ПЛАНАХ ИССЛЕДОВАНИЯ КОСМОСА

Американская газета "Нью-Йорк таймс" от 19 сентября 1960 года поместила корреспонденцию из Вашингтона, в которой говорится, что Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства на днях попытается запустить спасаемый контейнер в глубь пояса радиации Ван Аллена и вывести искусственный спутник на орбиту вокруг Луны. Эти два эксперимента должны дать более ясное представление об этом поясе радиации, охватывающем Землю, и о солнечной и космической радиации в межпланетном пространстве.

Спутник, который будет известен под названием "Пионер-УI", предполагается запустить на орбиту вокруг Луны с мыса Канаверал /штат Флорида/ позднее на этой неделе, когда Луна встанет в благоприятное положение. Ставится цель вывести 388-фунтовый (176 кг) спутник на орбиту, проходящую примерно до расстоянии 5000 миль (8 000 км) от Луны.

Чтобы достигнуть лунной орбиты, необходимо будет с помощью небольшой ракеты, которую можно запускать повторно, корректировать полет спутника на его 240.000-мильной трассе в направлении Луны, а затем замедлить его полет с тем, чтобы он был захвачен слабым полем притяжения Луны.

Главная научная цель запуска Пионера-УI" будет заключаться не в том, чтобы изучать Луну, а скорее в том, чтобы использовать её как якорь в космосе, который позволит приборам, установленным на спутнике, в течение длительного периода регистрировать то, что происходит в обширном районе, а именно измерять потоки космических частиц в космосе, бурное испускание протонов Солнцем, которое может оказаться опасным для будущих космонавтов, магнитные поля и плотность микрометеоритов или космической пыли. С помощью солнечных батарей радиопередатчики спутника смогут передать на Землю данные в течение длительного периода. Надеются, что спутник продержится на орбите не меньше года.

Спасаемый контейнер с приборами - это устройство для получении более полного представления о поясах радиации, открытых первыми спутниками. Вместо того, чтобы просто измерять импульсы заряженных частиц, приборы, установленные в этом контейнере, будут фотографировать частицы, и эти фотографии впоследствии можно будет изучить и проанализировать на Земле. Внутри конусообразного контейнера весом в 83,6 фунта (37,9 кг) будет находиться 25-слойный блок ядерной фотоэмульсии, отсюда происходит название этого 'Проекта "НИРВ"- сокращение "Ньюклиер ималшн рекавери викл." Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства израсходовало около 1.400 тысяч долларов на создание четырех контейнеров типа "НИРВ".

Контейнер, который будет запущен с помощью четырехступенчатой исследовательской ракеты, поднимется на высоту около 1.500 миль (2410 км), пройдет близ центра внутреннего пояса Ван Аллена и, проделав в общей сложности путь в 2.000 миль (3290 км), будет затем подобран на Тихом океане специальной группой военно-морского флота.

По существу с помощью этого контейнера будет получен более подробный разрез внутреннего пояса радиации. Заряженные частицы - электроны и протоны, проходя через ядерную эмульсию, оставят ясные следы, которые позволят определить их характер и заключенную в них энергию.

Контейнер типа "НИРВ" сможет измерить частицы гораздо меньшей энергии, чем частицы, регистрировавшиеся спутниками. Специалисты считают также, что контейнер, возможно, обнаружит новые частицы в этом внутреннем поясе, такие, как альфа-частицы (ядра атомов гелия). Если альфа-частицы будут обнаружены там в достаточном количестве, то будет пролит свет на происхождение внутреннего пояса радиации.

19 сентября 1960 рода корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интерпейшил передал из Вашингтона, что США запустили 19 сентября в космос над Тихим океаном контейнер с приборами весом 83,6 фунта, чтобы получить сведении о зонах радиации, которые могут предоставлять опасность для полета человека в космос. Запуск был осуществлен в 11 часов 35 минут по восточному дневному времени с ракетного полигона Аргуэльо /Калифорния/ с помощью четырехступенчатой исследовательской ракеты на твердом топливе. Контейнер должен достичь высоты 1200 миль (1930 км).

Эсминец "Роуэн" обнаружил опустившийся контейнер примерно через три часа после запуска.

С эсминца радировали, что во время полета в космос аппаратура, видимо, не пострадала, и что контейнер будет доставлен в Сан-Диего, а оттуда в центр по исследованию космоса в Годдарде, где полученные данные будут обработаны.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №77/551/. 26 сентября 1960 г.



* *
*

Запуск межконтинентального снаряда "Атлас" состоявшейся в мае с.г. с мыса Канаверал на дистанцию в 14.000 км в южную часть Индийского океана, вопреки первым сообщениям, не был удачен. За 30 секунд до падения отказала телеметрическая система на снаряде, дав сигнал, что носовой (оплавляющего типа) конус "Марк III" начал гореть. Термоядерный заряд не выдержал бы таких условий. / Ранее в Interavia, 4491, 24. IУ.1960, стр.5 сообщалось, что запуск был удачный. Вместо термоядерного заряда снаряд имел макет/

Interavia 4531 от 21.7.1960 г, р.6



* *
*

Нью-Йорк. 4 октября /ТАСС/, Агентства "Юнайтед Пресс Интернейшнл" сообщает с мыса Канаверал, что США запустили сегодня на экваториальную орбиту спутник "Kурьер-IIIB". Спутник имеет форму шара диаметром 129,5 см и весит 216,5 кг.

На спутнике имеется записывающая аппаратура и радиопередатчики, которая, по словам агентства, будут служить для ретрансляции секретной военной информации. Спутник был запущен с помощью ракеты "Тор-Эйбл-Стар".

Советская Россия, №237 /1306/ от 6 октября 1960 г.



ТОРМОЗНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ В АТМОСФЕРУ

Американский журнал "Авиэйшн уик" /15 августа 1960 года, стр. 92/ поместил присланную из Дейтона /штат Огайо/, корреспонденцию Майкла Яффи, в которой говорится, что в настоящее время для использования в высокоскоростных системах ВВС, предназначенных для возвращения на Землю с больших высот самолетов-мишеней, ракет-ускорителей, космических кораблей и катапультируемых капсул, изучается надувные тобогганы, намагниченные зонты и парашюты из проволочной сетки.

Сейчас, вероятно, наибольшая потребность в таких устройствах ощущается в связи с необходимостью аэродинамического торможения летательных аппаратов и снижения их скорости с гиперзвуковой до нулевой при одновременном обеспечении посадки точно в заданном месте. При этом нужно, чтобы такие устройства по стоимости и весу были сравнимы с парашютами.

В этих устройствах, по-видимому, наряду с лобовым сопротивлением будет использоваться под"емная сила, в связи с чем, по мнению ученых, для их создания потребуется длительное время. Однако учёные считают, что еще много следует узнать о работе обычных парашютов и других устройств, которые, как ожидают, должны появиться до создания развертывающегося тормозного устройства, использующего и лобовое сопротивление и под"ёмную силу.

В настоящее время секция аэродинамических тормозных устройств Дейтонского отделения авиационного научно-исследовательского центра Райта изучает различные устройства с целью получить данные, необходимые для того, чтобы сократить разрыв между характеристиками спасаемых ракет и кораблей и возможностями спасательных устройств. Все эти устройства имеют одну общую особенность - их работа в противоположность работе таких устройств, как тормозные ракеты, зависит от взаимодействия с молекулами или ионами, имеющимися в окружающем пространстве в результате которого создается сопротивление.

Работы, проводимые секцией аэродинамических тормозных устройств, можно разделить на три основных категории: создание устройств с постоянной площадью поверхности, создающей сопротивление; создание устройств с переменной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, создание устройств, в которых наряду с лобовым сопротивлением действует небольшая под"ёмная сила. До сих пор наиболее важным типом устройства с постоянной площадью, создающей лобовое сопротивление, является парашют, т.к. он обеспечивает большее лобовое сопротивление при данной величине об"ёма и веса, чем любое другое устройство. Ученые подчеркивают при этом, что имеются еще большие потенциальные возможности дальнейшего усовершенствования парашютов.

Современный самораскрывающийся парашют будет надежно действовать приблизительно до скоростей, соответствующих числу Меха 2,5. Сотрудники секции аэродинамических тормозных устройств считают, что предел использования парашютов можно в ближайшем будущем повысить до скоростей, соответствующих числу Маха 4, а в конечном счете можно будет создать парашюты, способные действовать при скоростях, характеризующихся числом Маха 8.

Магнитный парашют все еще находится на начальном этапе разработки, и если он когда-либо будет создан, то, вероятно, он не будет похож на обычный парашют и даже может не попасть в категорию устройств с постоянной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление. В настоящее время исследователи выясняют, как можно будет использовать в таком устройстве принципы магнитогидродинамики. Например, согласно одной идее такое устройство будет представлять собой намагниченное щелевое металлическое приспособление, подобное ленточному парашюту из ткани, которое может быть развернуто в ионосфере и будет создавать тормозящий эффект в результате взаимодействия с проходящими через него ионами. Другая идея предусматривает создание намагниченного тормозного устройства с переменной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, которое может взаимодействовать с ионами, образующимися в спутной струе возвращающегося в атмосферу об"екта.

Чтобы расширить возможность использования парашютов до скорости, соответствующей числу Маха 4, придется решить ряд проблем. Одной из таких проблем является предотвращение появления пульсирующих ударных волн, которые встречаются при разработке конструкции входных диффузоров прямоточных реактивных двигателей. Работники американских ВВС впервые столкнулись с этим явлением при использовании обычных ленточных парашютов из ткани при скорости, соответствующей числу Маха 1,5. Они устранили это явление или, вернее, отодвинули его возникновение до числа Маха 2,5 посредством изменения геометрической формы надувающегося купола, добавив юбку и увеличив пористость, чтобы уравновесить входящий и выходящий потоки воздуха.

В настоящее время работники секции аэродинамических тормозных устройств подходят к решение этой проблемы шире и совместно с университетом штата Миннесота и научно-исследовательской лабораторией Кука получают данные об ударе в момент раскрытия парашюта, о запаздывании открытия парашюта, о распределении давления по куполу, о распределении напряжений, о типе материалов и конструкции. В дополнение к решению проблемы удара работники секции с целью уменьшения об"ема и веса конструкции стремятся выяснить возможность изменения конструкции парашюта, а также исследовать, какие жароупорные материалы лучше всего подойдут для спасательных устройств объектов, движущихся с большими скоростями. По мнению работников секции, для скоростей выше соответствующих числу Маха 3 потребуется парашют из металлической ткани.

Секция аэродинамических тормозных устройств при решении проблемы торможения при космических полетах прежде всего выдвинула идею больших парашютов с надувающимися кольцами, которые могут быть введены в юбки для открытия парашютов на больших высотах. Исследование в аэродинамической трубе, проведенное в 1956 году, поставило перед ними проблему пульсирующих ударных волн, с которой они столкнулись при скоростях выше скорости, соответствующей числу Маха 1,5. Тщательное изучение температурного режима показало, что следует ожидать трудностей вследствие возможности плавления подвесных приспособлений. Утяжеление конструкции в результате применения жаропрочных металлов или соответствующих покрытий оказалось недопустимо большим.

Главным образом по этой причине решали обратиться к использованию в качестве тормозного устройства баллонов. До сих пор в аэродинамических трубах испытывали надувающиеся баллоны до скоростей, соответствующих числу Маха 3.5. В настоящее время начаты испытания в свободном полете баллонных тормозных систем с использованием ракет "Кри", которые будут поднимать такие устройства на высоты до 45,6 км со скоростями, соответствующими числу Маха 4. Первым таким устройством будет система "Баллют" фирмы "Гудьир эйркрафт корпорейшн", в которой в дополнение к тормозному баллону будет использоваться парашют, выбрасываемый на меньших высотах.

Такое комбинированное тормозное устройство кажется многообещающим для скоростей, соответствующих числам Маха от 2 до 10. Пока эти устройства относятся еще к категории устройств с постоянной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление. Их эффективность с точки зрения создания лобового сопротивления /отношение веса к площади поверхности, создающей лобовое сопротивление/ не столь велико, как у парашютов. Если будет создан парашют, пригодный для применения при скоростях, соответствующих числу Маха 4, то применение тормозных баллонов будет, вероятно, ограничено диапазоном скоростей, соответствующих числам Маха от 4 до 10. Основные преимущества тормозных баллонов заключаются в том, что они могут легко надуваться; при их применении исключается проблема возникновения пульсирующих ударных волн, возникающих при использовании парашютов при сравнительно небольших числах Маха; при применении тормозного баллона требуется лишь одна главная подвесная линия, которая, если это будет необходимо, при сравнительно небольшом увеличении веса может быть изготовлена из металла с жаропрочным покрытием.

Потребность в тормозных устройствах с переменной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, возникла с появлением необходимости торможения возвращающихся в атмосферу космических кораблей с человеком на борту. Исследования показали, что изменение размера устройств с постоянной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, не изменяет максимальной величины перегрузки при торможении, которая может действовать при входе корабля в атмосферу, а изменяет только высоту, на которой она может возникнуть.

С другой стороны, сотрудники секции аэродинамических тормозных устройств обнаружили, что можно значительно уменьшить максимальную величину перегрузки, изменяя площадь поверхности, создающей лобовое сопротивление, задавая ее максимальной на большой высоте и постепенно уменьшая, а затем снова увеличивая на последнем этапе посадки. Американские ВВС предоставили Корнеллской лаборатории аэронавтики контракт на исследования гиперзвуковых устройств с нулевой подъемной силой, которые могут быть использованы для возвращения на Землю космических кораблей. В начале прошлого года лаборатория завершила первый этап программы - это были в основной аналитические исследования, в которых изучался целый ряд возвращаемых в атмосферу об"ектов, тормозных устройств и траекторий полета, и на этом основании вычислялись различные параметры, характеризующие этап возвращению в атмосферу. Работники Корнеллской лаборатории аэронавтики пришли, в частности, к следующим выводам.

В устройствах с постоянной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, минимальная пиковая перегрузка достигается при величине коэффициента отношения лобового сопротивления к весу 0,1 для всего об"екта в целом.

Устройство с переменной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, которое обеспечивает постоянную перегрузку, будет создавать меньшую перегрузку и вызывать меньший нагрев на этапе возвращения в атмосферу по сравнению с устройствами с постоянной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление. Оптимальная траектория возвращения в атмосферу для устройств с переменной площадью поверхности создающей лобовое сопротивление, получается при начальной величине отношения лобового сопротивления к весу 0,5; угле входа в атмосферу минус 1 градус или величине отношения лобового сопротивления к весу, равной 1, и угле входа в атмосферу минус 2 градуса. Изменение высоты входе в атмосферу с 121,6 км до 91,2 км оказывает небольшое влияние на параметры входа в атмосферу, но оказывает значительное влияние на меньших высотах. Если можно пойти на увеличение дальности и времени полета, то, по-видимому, можно использовать устройства с большой величиной отношения сопротивления к весу на начальной стадии возвращения с орбиты.

Работники Корнеллской лаборатории в настоящее время, осуществляя второй этап программы, испытывают в гиперзвуковой ударной аэродинамической трубе модели тормозных устройств различной формы. Среди других параметров здесь измеряют лобовое сопротивление, подъемную силу, момент пикирования, степень нагрева и распределения давлений в различных точках.

В настоящее время этот этап близок к завершению.

Некоторое время назад фирма "Авко корпорейшн" предложила разработать устройство с переменной площадью поверхности, создающей лобовое сопротивление, дополнительным преимуществом которого является способность начинать возвращение с орбиты без использования тормозных ракет. Тормозное устройство фирмы "Авко" обеспечивает возможность посадки с точностью ±270 км.

Проблема точности посадки становится все более и более важной. Для проектируемых больших пригодных для повторного применения ракет-ускорителей время, которое они будут находиться в воде, будет определять в большой степени срок их службы. Эта проблема является еще более серьезной при возвращении на Землю космических кораблей, а также спутников и даже катапультируемых капсул.

Сотрудники секции аэродинамических тормозных устройств считают, что для обеспечения точной посадки надо создать тормозные устройства, в которых наряду с лобовым сопротивлением действует под"емная сила небольшой величины. Массачусетский технологический институт получил контракт, предусматривающий получение данных о различных формах развертывающихся гиперзвуковых устройств, использующих как лобовое сопротивление, так и подъемную силу. По имеющимся сведениям, эти исследования охватывают также надувную конструкцию, имеющую форму тобоггана и трубы V-образной формы, поперек в верхней или нижней части которых будет натянута обшивка. Такая конструкция несколько напоминает самолетную спасательную шлюпку с отрезанным концом.

В начале текущего года фирма "Каман эйркрафт корпорейшн" получила от командования ВВС заказ на исследования различных методов обеспечения точной посадки. Предусматривается использование развертывающейся роторной системы, которая должна обеспечить регулируемое торможение и доставить ракеты-ускорители и возвращаемые на Землю космические корабли в заранее заданный район посадки с почти нулевой горизонтальной и вертикальной скоростями. На первом этапе работы фирма "Каман эйркрафт" будет пытаться продемонстрировать практическую осуществимость такой системы при дозвуковых скоростях, а на втором этапе - при гиперзвуковых скоростях.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №76/550/. 22 сентября 1960 г.



О СПУТНИКЕ "ЭХО-1"

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передал 19 августа'I960 года из Ричардсона /штат Техаc/, что сигналы телефотопередатчика агентства Ассошиэйтед Пресс были отражены спутником "Эхо-1" и снова приняты на Землю. Представитель фирмы "Коллинс радио корпорейшн" высказал мнение, что это первый случай, когда удалось получить отражение снимка от искусственного спутника. Сигналы были переданы на спутник огромной антенной компании "Коллинс" в Сидар-Рапидсе /штат Айова/. Аналогичная антенна еще большего размера, установленная филиалом фирмы "Коллинс" - фирмой "Альфа" в Ричардсоне, близ Далласа, приняла отраженные сигналы, которые были затем переданы в приемный аппарат фототелеграфа агентства Ассошиэйтед Пресс.

Для передачи снимка потребовалось менее 5 минут. Передача и прием велись с той же скоростью, с какой фототелеграммы передаются по трансконтинентальной сети США - минута на дюйм ширины снимка. Сигналы передавались на кротких волнах на 1600 км в космическое пространство и обратно.

Как передал 17 августа 1960 года корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл из Кливленда /штат Огайо/, д-р Джонс /научно-исследовательские лаборатории фирмы "Стандард ойл оф Огайо"/ заявил, что из спутника "Эхо-1", выведенного на космическую орбиту на прошлой неделе, происходит утечка газа. Д-р Джонс и его помощники, следившие 16 августа за этим спутником с помощью телескопов, зарегистрировали неправильный световой контур.

Джонс сказал, что шар не имеет той правильной формы, какую он имел, когда был выведен на орбиту. Он бы отражал свет с полной интенсивностью, сказал д-р Джонс, если бы имел правильную форму шара.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №68/542/. 25 августа 1960 г.



О ЗАПУСКЕ СПУТНИКА "ДИСКАВЕРЕР - ХУ"


Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передал 13 сентября 1960 года с авиабазы Ванденберг /штат Калифорния/, что 13 сентября в 22 часа 13 мин. по Гринвичу в США был запущен искусственный спутник "ДИСКАВЕРЕР - ХУ" с целью усовершенствовать технику безопасного возвращения об"ектов из космического пространства.

При будущих запусках, которые, возможно, начнутся в ноябре с запуска спутника "Дискаверер-УII", в контейнере будут находиться обезьяны.

Контейнер спутника "Дискаверер ХУ" не содержал живых организмов. В нем был установлен "небесный шпион", испытываемый для предстоящего запуска серии спутников "Мидас" и "Самос" с целью фотографирования территории потенциальных противников и обнаружения запусков ракет.

Вся вторая ступень ракеты с контейнером в носовой части должна была выйти на полярную орбиту. Контейнер должен был быть выброшен над Арктикой на 17-м обороте спутника вокруг Земли. Самолеты "С-119", базирующиеся на Гавайские острова, должны были поймать контейнер при прохождении над намеченный районом севернее Гавайских островов. Корабли должны были подобрать контейнер из воды, если самолеты не поймают его.

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс передал 15 сентября с авиабазы Ванденберг /штат Калифорния/, что 14 сентября самолеты ВBС США не смогли поймать в воздухе спускавшийся на парашюте контейнер, отделившийся от спутника "Дискаверер ХУ".

ВВС заявили, что контейнер был обнаружен самолетом примерно в 320 км северо-западнее острова Рождества и в 1280 милях юго-западнее Гавайских островов, т.е. более чем в 1600 км от предполагавшегося места его падения.

16 сентября корреспондент агентства Юнайтед Пресс Интернейшнл передал из Гонолулу, что отделившийся от спутника "Дискаверер ХУ" контейнер весом 136 кг упал в Тихий океан. Когда контейнер опускался, его передатчик не работал. Несмотря на предпринятые поиски, контейнер не был найден в океане.

Из "Бюллетеня научно-технической информации
ТАСС". №76/550/. 22 сентября 1960 г.



Составил НЕЧАЕВ В.Е.
Корректор БАЙКОВА З.Р.