Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800
"Огонек", 1987, №40(3141), 3-10 октября, 1-2 с. обл., с. 1-3.
Сканировал Игорь Степикин
«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ОСТАНЕТСЯ ВЕЧНО НА ЗЕМЛЕ...» К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ |
Светлана Савицкая во время выхода в открытое космическое пространство 25 июля 1984 года. Фото летчика-космонавта СССР Владимира Джанибекова. |
1917-1987 ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД СКУПЫЕ СТРОКИ СООБЩЕНИЯ ТАСС ИЗВЕСТИЛИ ПЛАНЕТУ О ЗАПУСКЕ В СССР ПЕРВОГО В МИРЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ.
РУССКОЕ СЛОВО СПУТНИК В ОДИН МИГ ВОШЛО В ЛЕКСИКОН ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОБОЗНАЧИВ НАЧАЛО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ.
О МАЛОИЗВЕСТНЫХ СТРАНИЦАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ, ПЕРВЫХ ШАГАХ СОВЕТСКОГО РАКЕТОСТРОЕНИЯ РАССКАЗЫВАЮТ ЖУРНАЛИСТ ЕВГЕНИЙ РЯБЧИКОВ И ДОЧЬ УЧЕНОГО И ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, ОДНОГО ИЗ ПИОНЕРОВ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ Ф. А. ЦАНДЕРА — АСТРА ЦАНДЕР.
Евгений РЯБЧИКОВ. Заря космической эры
ЕЩЕ ДО СВОЕГО СТАРТА СПУТНИК УЖЕ БУДОРАЖИЛ МИР, ВЫЗЫВАЛ СМЯТЕНИЕ УМОВ И БУРНЫЕ ДИСКУССИИ. ВОТ ОДИН ЛИШЬ ЧАСТНЫЙ ПРИМЕР: В ИЮНЕ 1957 ГОДА, ТО ЕСТЬ ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ДО ЗАПУСКА СПУТНИКА, «ОГОНЕК» НАПЕЧАТАЛ МОИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ОЧЕРКИ «ШТУРМ КОСМОСА» И «СПУТНИК ЗЕМЛИ» — ЭТО БЫЛИ ЕДВА ЛИ НЕ САМЫЕ ПЕРВЫЕ ОБШИРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В НАШЕЙ ПЕЧАТИ НА РЕАЛЬНУЮ «ЗВЕЗДНУЮ ТЕМУ». СЧИТАЯ ПОДОБНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ «ОГОНЬКА» ВСЕГО ЛИШЬ «ПРОПАГАНДИСТСКИМ ТРЮКОМ» МОСКВЫ, СОВЕТОЛОГИ НА ЗАПАДЕ ПРИНЯЛИСЬ ДОКАЗЫВАТЬ: СОЗДАНИЕ СПУТНИКА И ЗАПУСК ЕГО ПОД СИЛУ ЛИШЬ АМЕРИКЕ, А «ПО ПРОГРАММЕ «АВАНГАРД» В США УЖЕ ГОТОВИТСЯ ИСКУССТВЕННАЯ ЛУНА И ВСКОРЕ ОНА БУДЕТ ЗАПУЩЕНА В КОСМОС». НО АМЕРИКАНЦЫ ПРОСЧИТАЛИСЬ...
НАЧАЛО
В «домике Королева» на космодроме висел портрет К. Э. Циолковского. 4 октября 1957 года, перед запуском спутника, Главный конструктор долго стоял перед портретом, словно советуясь... Без С. П. Королева, мужественно и смело перенявшего традиции, опыт и знания от К. Э. Циолковского и предыдущих поколений ракетчиков, не был бы так быстро создан и запущен первый в мире спутник.
Но непосредственным конструктором спутника был Михаил Клавдиевич Тихонравов, скромный, милый, даже стеснительный человек. Он рассказал мне о себе:
— Отец мой из Суздаля, мать из Владимира, я коренной российский, родился в 1900 году во Владимире. Семья переехала из Владимира в Петроград, где я пошел в гимназию. Родители мои не имели отношения к технике — отец был юристом, мать окончила Высшие женские курсы, но случилось так, что я очень заинтересовался машинами. Когда в 1909 году проходила неделя авиации на петербургском ипподроме и я увидел самолет, то потерял покой и сон. Увлекся чтением книг об авиации, прочитал одну за другой книги К. Э. Циолковского — они захватили мое внимание, и я «заболел небом».
В 1918 году большая семья Тихонравовых переехала в Переславль-Залесский: прокормить в Питере семью с пятью детьми было трудно. Отец стал работать народным судьей, мать преподавательницей в средней школе. А Михаил с головой ушел в массовую революционную работу. Михаил Клавдиевич подарил мне с дарственной надписью изданную в Ярославле книгу «Красная Гвоздика», в которой описывается, как проходила организация первой в Переславль-Залесском комсомольской ячейки. Первое ее собрание состоялось в раздевалке бывшей женской гимназии при слабом свете керосиновой лампы. Михаил Тихонравов выступил с докладом об организации школ политического просвещения. Ходил он по курным избам, агитируя за новую жизнь. На первом уездном съезде переславских комсомольцев Михаил Тихонравов выступил с докладом «0 военном положении», а в июне 1919 года сам добровольно вступил в ряды Красной Армии.
Из армии — в Академию ВВС РККА имени Н. Е. Жуковского. Увлекся строительством планеров. Его безмоторные летательные аппараты «Скиф», «Гамаюн», «Жар-птица», «Комсомольская правда» привлекли и себе внимание не только парителей, но и авиационных конструкторов. В Крыму, на склонах выгоревших на солнце гор, молодой конструктор познакомился с Сергеем Королевым. Оба они ушли от планеров и аэропланов к ракетам благодаря К. Э. Циолковскому.
— Я создал проект ракеты с двигателем, — рассказывал мне М. К. Тихонравов, — и так осмелел, что решил его запатентовать. Патент мне дали. После этого я уже не представлял себе будущее без ракетостроения, встретив Королева на авиационном заводе, где мы с ним вместе работали, сказал:
— Имейте в виду, я очень хочу работать с вами.
К. Э. Циолковский и М. К. Тихонравов. |
В. П. Глушко — руководитель ГДЛ-ОКБ. |
"Гирдовцы". Крайний справа в нижнем ряду — Ф. А. Цандер, в центре — С. П. Королев. 1931-1932 годы. |
— Отлично! — обрадовался он.
Так я вошел в инициативную группу, послужившую основой ГИРДа.
Помню, как Сергей Королев пригласил нас к себе, в дом родителей на Александровской улице, невдалеке от Марьиной рощи. Нас было четверо, а комнатушка у Сергея Королева — маленькая. Основной смысл нашей встречи сводился к тому, чтобы определить конкретно все необходимое для создания, если так можно сказать, «научного производственного центра ракетостроения».
Вскоре молодые конструкторы во главе с Ф. А. Цандером нашли помещение для ГИРДа — подвал в старом доме № 19 на Садово-Спасской улице Москвы. Заревели реактивные двигатели, запахло гарью и кислотой, жильцы побежали с жалобами в милицию. Здесь, в подвале, руководя одной из четырех бригад, М. К. Тихонравов сконструировал и построил ракету 09. После долгих испытаний, почти отчаявшись в успехе, «гирдовцы» под руководством С. П. Королева 17 августа 1933 года запустили ее в небо.
В Москве работал ГИРД, в Ленинграде — ГДЛ — Газодинамическая лаборатория, в которой молодой, талантливый ученый и конструктор Валентин Петрович Глушко создал первые ракетные двигатели, в том числе и первый в мире электрический. Жидкостные ракетные двигатели не имели себе равных по тяге, удельному импульсу и ресурсу.
Вполне естественно возникло желание объединить ракетчиков Москвы и Ленинграда, не допускать распыления их сил и средств. Мысль о создании единого ракетного института поддержал Маршал Советского Союза М. Н. Тухачевский, так много сделавший для перевооружения Красной Армии: отказ от тачанок, кавалерии, пик, сабель, старых винтовок и переход ее к новым видам вооружений — к танкам, мощным бомбардировщикам и истребителям, радио, подводным лодкам, радиолокаторам, парашютным десантам и броневикам. С его помощью была создана ГДЛ, отдан Иоанновский равелин Петропавловской крепости для мастерских и испытательных стендов ГДЛ, М. Н. Тухачевский наблюдал за ходом испытаний ракетных двигателей на полигоне под Ленинградом и спускался в подвал ГИРДа в Москве для ознакомления с работами московских ракетчиков, поддерживал тесные контакты с Глушко, Королевым, Цандером, Тихонравовым, Победоносцевым. Он добился того, что 31 октября 1933 года Совет Труда и Обороны принял постановление о развитии РНИИ — первого в мире научно-исследовательского института, занимающегося исключительно ракетной техникой. Тогда советские ракетчики шли впереди всего мира. И вдруг... В зловещую пору культа личности РНИИ подвергся жестокой и бессмысленной реорганизации, упразднили отдел крылатых ракет, которым руководил С. П. Kopoлев, a его лишили свободы. Погибли как «враги народа» начальник РНИИ И. Т. Клейменов и его заместитель Г. Э. Лангемак. Начался разгром только вставшей на ноги ракетной техники.
Отрезвление пришло после создания ФАУ-1 и ФАУ-2, проявивших свою убийственную силу во время жестоких обстрелов фашистами Англии. Боевые успехи советских «катюш», созданных еще в РНИИ, заставили вновь повернуть к ракетостроению.
СПУТНИК
В 1945 году Михаил Клавдиевич Тихонравов организовал группу специалистов для разработки проекта пилотируемого высотного ракетного летательного аппарата с герметической кабиной для двух космонавтов. В инициативную группу энтузиастов М. К. Тихонравова вошли: Н. Г. Чернышев, В. А. Штокалов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко, А. Ф. Крутов и другие. Они-то и разработали проект высотной ракеты ВР-190, способной, по их расчетам, осуществить подьем на высоту 200 километров с двумя пилотами на борту — в герметической кабине. В Наркомате авиационной промышленности заинтересовались проектом, признали его чрезвычайно ценным, одобрили, но... не осуществили.
Я попросил Михаила Клавдиевича рассказать, как развивались события дальше. Он тяжело вздохнул: «Пришлось отложить на время мысли о строительстве космического корабля с космонавтами на борту и перейти к проекту создания спутника. Начались расчеты вывода спутника на околоземную орбиту, чтобы затем, изучив космическое пространство, запустить и корабль с человеком на борту. Время было такое, что сама идея создания спутника вызывала у иных ученых улыбки и откровенное непризнание «фантастической чепухи».
— Смешно говорить, но я занимался расчетами, чертил дома, на кухне, — горько улыбнувшись, заметил М. К. Тихонравов. — Чертежи спутника хранил под столом. Что ж... Сергей Павлович любил напоминать: Андрей Николаевич Туполев строил свои первые самолеты в бывшем трактире «Раек» и проводил сборку под навесом конюшни. Не место красит человеке, а человек место, не так ли!
В одном из научно-исследовательских институтов М. К. Тихонравов организовал, как шутили друзья, «подпольную» группу молодых талантливых теоретиков и с ними приступил к теоретическим исследованиям перспективных проблем ракетно-космической техники. Удалось М. К. Тихонравову создать даже группу энтузиастов, решивших специально заняться теоретическими вопросами создания и эксплуатации искусственного спутника Земли. Среди них были И. М. Яцунский, Г. Ю. Максимов, Л. Н. Солдатова, А. А. Быков, Я. И. Колтунов, И. К. Бажинов, О. В. Гурко и другие молодые одаренные научные сотрудники. Когда сформировался один из новых научно-исследовательских институтов ракетного профиля, в него официально вошла эта группа энтузиастов. Вот была радость! Наконец-то нашли пристанище, можно работать. Но не тут-то было — выяснилось: план института уже утвержден в инстанциях и энтузиастам с их проектом спутника делать было нечего.
В июне 1948 года Тихонравов обратился к академику А. А. Благонравову с предложением заслушать на научной сессии института его доклад. Благонравов знал ракетную технику, внимательно и с одобрением выслушал Михаила Клавдиевича, но с огорчением сказал ему: «Вопрос интересный, но включать доклад мы не сможем, потому что нас не поймут. Обвинят, что занимаемся не тем, чем нужно». Все-таки Благонравов решил рискнуть — включить доклад в план сессии. «Готовьтесь — краснеть будем вместе», — сказал он.
Но покраснеть им пришлось от негодования, когда на сессии послышались пренебрежительные оценки: что-де это «фантастическая литература», «трата времени». К счастью, в работе сессии приняли участие Королев и Глушко — они-то и поддержали Тихонравова, порекомендовали включить его труды в план работы института. На расширенном заседании ученого совета института Тихонравов повторил свой доклад и выдержал куда более серьезный шквал иронических замечаний, протестов, критических выступлений. Королев не только отразил тогда волну необоснованной критики, но и настоял на том, чтобы тихонравовский доклад был включен в повестку дня годичного собрания Военной артиллерийской академии наук. Его энергично поддержал академик Благонравов. В том же 1948 году Тихонравов выступил на собрании Военной артиллерийской академии с докладом «О возможности при современном уровне техники получения первой космической скорости с помощью многоступенчатых ракет и создания искусственного спутника Земли». Зал слушал внимательно и напряженно. Здесь уже не было ехидных реплик, уничтожающих замечаний и презрительных взглядов.
«КОНИ ПОДАНЫ! ГДЕ ЭКИПАЖ!»
Шли годы. Ученые работали. В 1953 году Тихонравов со своей группой перешел в ОКБ С. П. Королева. А в мае 1954 года Сергей Павлович, действовавший всегда решительно и смело, обратился со специальным письмом в Совет Министров СССР — поставил вопрос о начале практических работ по созданию искусственных спутников Земли. К своему письму Сергей Павлович приложил докладную записку «Об искусственном спутнике Земли» М. К. Тихонравова.
Главный конструктор ракетно-космических систем С.П.Королев и Главный теоретик М.В.Келдыш. |
30 января 1956 года было принято решение о создании искусственного спутника Земли. Срок его пробного запуска назначался на 1957 год.
Космическая эра началась под грохот бетономешалок и бульдозеров на строительстве космодрома в Кзыл-Ордынской области Казахской ССР. Строились Центр управления полетом, станции слежения, ракета-носитель.
В августе 1957 года баллистическая ракета Р-7 была запущена, и тогда Королев, с улыбкой обратившись к Тихонравову, сказал:
— Кони поданы! Где экипаж?
В ту пору я подготовил для «Огонька» научно-популярные очерки о спутнике и прежде всего обратился за консультацией к М. К. Тихонравову. Михаил Клавдиевич, странно поглядывая на меня, разложил перед собой рукопись. Первое, что он сделал, — вычеркнул свою фамилию, подумав, убрал все фамилии. Я стал возражать. М. К. Тихонравов рассердился и твердо заявил: «Так надо!» Потом, сощурившись, спросил меня: «А почему это вам нужно рассказывать о спутнике, вот другие журналисты и думать о нем не думают?» — «Ну, знаете! — вскипел я. — Наше дело пропагандировать достижения советской науки и техники. Вот я, участник первой советской Антарктической экспедиции, еще там, за Ледовым поясом Антарктиды, наслушался о работах над спутником. Ведь он должен быть запущен по программе Международного Геофизического Года. Значит, это не государственная тайна? Что же вас беспокоит?»
— Вы были в Антарктиде? — недоверчиво спросил М. К. Тихонравов.
— «Огонек» выпустил целый номер с моими материалами и фотографиями о штурме Антарктиды, — рассерженно ответил я. — Рассказав о героическом штурме страны льдов и морозов, я хочу поведать и о штурме космоса.
— Логично, — сказал Тихонравов. — Я — за. Обязательно покажите Сергею Павловичу — он всегда все лучше всех знает. Если он разрешит, быть посему. — Опять загадочно посмотрев на меня, он добавил: — Найти очень трудно Сергея Павловича, но я вам помогу, запомните номер его прямого телефона, но никому не давайте и ему не говорите, кто дал вам «прямой провод».
На следующий день я был у Сергея Павловича. Он спросил: «Кто уже читал? — Разложил страницы рукописи. — Обязательно покажите Евгению Константиновичу Федорову — он от Академии наук курирует, специально уполномочен иметь контакты с прессой».
С. П. Королев и Е. К. Федоров сделали все для того, чтобы очерки о спутнике Земли, прервав все существовавшие тогда преграды, увидели свет на страницах «Огонька» и как бы предварили повествования об историческом старте, о заре космической эры.
...Спутник доставили на космодром — в огромный монтажный корпус, в котором выделили для него специальный зал с белыми шелковыми шторами на окнах и бордовыми плюшевыми занавесями на дверях. Слесари-сборщики торжественно ходили в белых халатах и прикасались к деталям белыми нитяными перчатками. А сами детали укладывали на подставки, обтянутые черным бархатом. Около «своего» спутника безотлучно находился Тихонравов.
Как ни велика была напряженность в работе на космодроме, Королев и Глушко улетели в Москву — много было неотложных дел и важно было выступить им с докладами на торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Свое время они рассчитали так, что до торжественного заседания оба уехали из Москвы в Калугу — с рапортом своему учителю о том, что его мечта и планы воплощены в спутник и он готов к старту.
Молча вошли они в домик над Окой, тихо поднялись по узкой крутой лестнице в кабинет «калужского мудреца». Отсюда, из светелки, протянулись невидимые нити к космодрому, к командно-измерительному комплексу, к комнате, в которой возлежал на постаменте сияющий спутник.
А потом — Москва, Колонный зал, и оба — С. П. Королев и В. П. Глушко — выступили с основными докладами о жизни и творчестве основоположника теоретической космонавтики. Слушая Глушко, я обратил внимание на его слова: «В 1926 году Циолковский писал: «Первый великий шаг человечества состоит в том, чтобы вылететь за атмосферу и сделаться спутником Земли». Мы находимся накануне этого шага».
Еще откровеннее было заявление Королева:
«В ближайшее время с научными целями в СССР н США будут произведены первые пробные пуски искусственных спутников Земли».
Но почему зал не взорвался восторгами, аплодисментами, радостным шумом? Ах, да! Заявление ученых зал воспринял как смелый экскурс в будущее, но никак не утверждение реальности сегодняшнего дня. Сергей Павлович чуть улыбнулся, едва заметно пожал плечами.
И пришла та ночь, когда распахнулись огромные ворота гигантского корпуса и из звездной степной ночи в корпус вошел самый обычный мотовоз. Он поставил под мостовым краном специально оборудованную платформу, на которую со всеми предосторожностями опустили ракету-носитель «Спутник» с пристыкованной к ней искусственной Луной.
Мотовоз осторожно тронулся. Ученые, конструкторы, монтажники обнажили головы и пошли, придерживаясь руками за мотовоз и платформу, по шпалам.
Ракета вознеслась над стартом. И вдруг появился горнист: Королев позаботился о нем. Горнист вскинул вверх свой сверкающий горн. В разрезанную прожекторами тьму степной ночи полились призывные звуки.
Через мгновения своим «бип-бип-бип» спутник ответил горнисту, оповестив мир — человечество вступило в космическую эру.