«Огонек» 1961 г. №16, с.8
НАЕДИНЕ СО ВСЕЛЕННОЙ
...Нескончаемые вереницы немигающих, холодных, ослепительно ярких звезд. Среди них Земля. Это ее голубоватый диск висит в черной глубине Вселенной. И, огибая родную планету, мчится крохотная звездочка — космический корабль. На его борту первый сын Земли, посланный в далекую разведку, — Юрий Алексеевич Гагарин.
Но это космическое путешествие началось не тогда, когда норабль с человеком на борту взял старт с Земли. Это случилось много раньше. Мысли и опыты ученых складывались в четкие математические формулы, инженеры склонялись над чертежами, биологи и врачи следили за состоянием и самочувствием человека в барокамере...
Родились новые науки, проложившие человеку путь в космос. Одна из них — космическая психология.
После запуска и благополучного возвращения советских космических кораблей-спутников ученые приступили к непосредственному изучению вопросов, связанных с полетом человека на другие планеты нашей солнечной системы. Сначала по неизведанным космическим трассам полетели межпланетные станции, сложные электронные устройства, собирающие и передающие на Землю ценнейшие сведения. Почему же они оказались первыми разведчиками космоса? Приборы обладают качествами, которых нет у людей: на них меньше действуют перегрузки, вибрации, крайне низкие и высокие температуры. Сейчас уже созданы очень умные машины-автоматы — «электронный мозг», который удерживает в памяти десятки тысяч информаций и выдает их, когда потребуется.
— Зачем же тогда человеку лететь в космос, если за него все могут сделать машины? — спрашиваете вы.
Прежде всего потому, что знания человека представляют собой более высокую ступень по сравнению с любым автоматическим устройством. Мозг человека обладает эквивалентом в 10 биллионов электронных трубок. Высшие отделы коры больших полушарий у человека могут удержать до 15 триллионов отдельных информаций. Эта способность неизмеримо выше возможностей самой мощной электронно-вычислительной машины. Кроме того, нервная система человека обладает такими способностями, как уравновешенность, подвижность и гибкость при решении сложных вопросов, тогда как «электронный мозг» делает лишь то, что ему задали.
Программирование сложных машин не всегда обходится без ошибок. И тогда машина будет давать бессмысленные ответы, не «чувствуя» своей ответственности, не «понимая» своих ошибок. Кроме того, дистанционное управление приборами на большом расстоянии не всегда обеспечивает точное и качественное измерение нужных сведений. Да и количество сведений, которые в настоящее время можно передать с другой планеты, еще крайне ограничено, тем более что часть их может теряться при кодировании и воспроизведении сигналов.
В связи с тем, что в последние часы работы над этим номером журнала произошло замечательное событие — космический полет Юрия Гагарина, — очерк «Родниковская быль», объявленный на обложке, переносится в один из ближайших номеров. |
Человек же, конечно, сможет использовать измерительные приборы с большей пользой; сможет регулировать их и даже в случае надобности исправлять. Человек в космосе поставит такие опыты и передаст такие ценные сведения, чего никогда не сделает ни один, даже самый совершенный, электронный прибор.
Великий русский физиолог И. П. Павлов писал: «Деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма, с другой — на связь организма с внешней средой». При этом кора головного мозга является, по образному выражению И. П. Павлова, «распорядителем и распределителем» всей деятельности организма.
Как известно, восприятие внешнего мира происходит благодаря функционированию органов чувств. И. П. Павлов разработал теорию их работы, которая нашла свое отражение в его учении об анализаторах. Каждый анализатор, будь то зрительный, слуховой или тактильный, имеет три основные части: рецептор — воспринимающие окончания нервов, проводящие пути — нервные волокна и так называемое корковое представительство анализатора — участки коры головного мозга.
Физиологические процессы, происходящие в анализаторе, составляют материальную основу восприятия, сущностью которого является правильное отражение нашим сознанием событий, протекающих вне нас.
Как повлияет космическое путешествие на психику человека, на его нервную систему?
Как почувствует он себя на близкой нашей соседке Луне или на загадочном Марсе?
Многие зарубежные ученые утверждали, что психика человена не сможет выдержать отрыв от Земли и длительную изоляцию. При этом даже ссылались на многочисленные опыты и наблюдения.
Первые эксперименты по изучению влияния на организм длительной изоляции были проведены известным английским психологом профессором Д. О. Геббом. Испытуемые находились в небольшом помещении столько времени, сколько человек может выдержать. Люди были в специальных очках, пропускающих только рассеивающий свет, в наушниках, на руках специальные перчатки. Голова человека находилась на губчатых резиновых подушках. Камера постоянно была освещена и обеспечивалась кондиционированным воздухом. Движения испытуемого были скованы, а спать, наоборот, разрешалось неограниченное время.
После 3-4 дней около 90%, испытуемых пришлось отстранить от участия в экспериментах. С остальными опыт продолжался в течение 10 дней. Было установлено, что отсутствие внешних раздражителей при длительной изоляции приводит к развитию умственного напряжения, повышению возбудимости, беспокойству и отсутствию сна. В отдельных случаях возникали галлюцинации и склонность к фантазированию.
Недавно за рубежом делали и такой опыт.
Человека клали в ванну, наполненную водой такой же температуры, как человеческое тело. Ванну помещали в звуко— и светонепроницаемую кабину. Чтобы выключить не только зрение и слух, но и осязание, между телом человека и ванной также существовал изолирующий слой. Человек не мог двигаться и лишался ощущений, идущих от мышц и суставов.
Долго находиться в таком состоянии человек не мог. У него появлялись признаки расстройства сознания, галлюцинации.
Но ведь полет в космос не имеет ничего общего с подобным прозябанием человека!
Пассажир межпланетного космического корабля совсем не будет выключен из жизни. Он сможет и видеть, и слышать, и осязать. Он будет двигаться и вести ценнейшие научные наблюдения. Пример этому — первый в истории человечества пилот космического корабля Юрий Гагарин. Пример этому — его репортаж из космоса.
Пролетая над Южной Америкой, он передал по радио: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».
Теперь кажутся смешными слова скептиков о том, что психика человека не выдержит отрыва от Земли. Ведь были люди, которые даже всем летчикам предсказывали психические заболевания. Были и такие, кто утверждал, что не только летчики, а даже пассажиры обыкновенного поезда должны «тронуться» в уме от «бешеной скорости».
И все же вид, открывающийся перед космонавтом в мировом пространстве, сильно отличается от того, что человек привык видеть на Земле. Эта разница возникает главным образом из-за отсутствия в космосе светопоглощающей и светорассеивающей газообразной среды, в результате чего образуются чрезмерные контрасты между ослепительной яркостью и густой темнотой. Такие условия могли бы создавать для астронавта грандиозную экзотическую панораму. Однако они представляют определенную опасность для его зрения.
За пределами светорассеивающих слоев земной атмосферы солнце предстает перед взором космонавта как блестящий диск, онруженный темнотой космоса. Яркий солнечный диск может ослепить межпланетного путешественника. Однако это не все.
За пределами земной атмосферы интенсивность солнечного излучения приблизительно на 50% больше, чем на Земле. Когда человек переводит взгляд от темного неба на солнце, то его глаза не успевают приспособиться к такому интенсивному излучению сужением зрачка. Для образования ожога сетчатки в космосе, за пределами земной атмосферы, достаточно воздействия солнечной радиации на глаз в течение 10 секунд или менее. А зрительные расстройства прежде всего скажутся на психике космонавта.
Значит, необходимо защищать глаза, по крайней мере, при нахождении в сферах, ближних к Солнцу и Луне. Такая защита может быть обеспечена при помощи светорассеивающих очков. Будущие пассажиры межпланетных кораблей должны знать и подготовиться к яркости нашего светила.
Итак, свершилось историческое событие, сбылась самая дерзновенная мечта человека. Первый космонавт Юрий Гагарин здоровым и невредимым вернулся на Землю.
Это только первый шаг, который крайне важен и очень необходим для последующего проникновения в «околосолнечное пространство».
Полет на другие планеты имеет свои отличительные особенности от орбитального полета корабля-спутника вокруг Земли. Межпланетный корабль должен иметь систему не только для возвращения на Землю, но также и для посадки на чужую планету и последующего взлета.
Решение этих задач потребует значительного увеличения стартового веса, так как потребуется ракетное топливо не только для взлета с Земли, но и для посадки и взлета с другой планеты.
По мнению зарубежных ученых, наиболее экономично стартовать межпланетному кораблю с орбиты спутника Земли. Для полета к далеким мирам в качестве промежуточной станции природа как бы сама заготовила для нас естественный спутник — Луну. Для этого прежде всего и надо обследовать нашу небесную соседку. Как известно, Луна не очень-то гостеприимна, на ней практически отсутствует атмосфера, имеют место резкие колебания температуры в течение суток. Поэтому надо решить не только медико-биологические проблемы самого космического полета, но и проблемы жизнеобеспечения при длительном пребывании на Луне.
Однако обеспечение астронавта пищей, кислородом — это еще не все. И здесь не следует забывать о психологии человека. Представьте себе мертвую, безлюдную пустыню Луны. Нет ни одного деревца, ни травинки, ни голубого неба, ни всплеска морской волны, ни освежающего ветерка, а лишь черная бездна космоса и ослепительно горящие звезды.
Или представьте себе красную пустыню Марса, или кипящий океан Венеры...
Конечно, все это окажет влияние на психику человека при его длительном пребывании в этих условиях.
Поэтому первой и наиболее целесообразной рекомендацией космической психологии является периодическая смена космонавтов.
Ну, а если уж космонавты очень затоскуют по родной планете, то современная радиоэлектроника предоставляет к их услугам телевизор.
И, может быть, улыбка близких и друзей или хорошая пьеса из МХАТа рассеет дурное, настроение и благотворно отразится на нервной системе. Но космонавту скучать будет некогда. Он будет весь поглощен большой исследовательской работой.
Сколько неизведанного встретит он на своем пути! Ведь от него будут ждать ответа астрономы и биологи, врачи и физики, инженеры... Да стоит ли перечислять все специальности, для развития которых космическое путешествие дает очень много!
До сих пор мы с вами разбирали влияние условий космического полета на психику человека несколько абстрактно. Мы говорили о человеке вообще и не говорили, что это за человек. Ведь советский человек полетит на другие планеты не ради денег и славы, не ради захвата чужих территорий и поисков новых ракетных баз, а ради высокой цели познания неизведанных тайн космоса, ради блага людей на Земле. Он будет считать честью, что полет доверили именно ему — человену Советской страны.
А когда человек верит в правоту и великий смысл своего дела, даже общие, казалось бы, бесспорные законы человеческой психологии раскроются с совершенно неожиданной стороны. Возьмите Николая Кибальчича, Юлиуса Фучика, четверку отважных советских солдат, давших всему миру пример мужества и товарищества. И, наконец, Юрия Алексеевича Гагарина — первого в истории человечества космонавта.
Зарубежные ученые не раз писали об отрицательном влиянии одиночества на психику пассажира космического корабля. Но советский человек Юрий Алексеевич Гагарин не чувствовал себя одиноким. Он поддерживал двустороннюю радиосвязь с земным шаром и знал, что каждый человек, затаив дыхание, следит за его полетом, прислушивается к его сигналам, восхищается его мужеством. Какое же это одиночество!
То, что еще вчера казалось мечтой фантастов, то, о чем не решались слагать даже песни, сегодня стало уже пройденным этапом. Первый в истории человечества пилот космического корабля совершил облет вокруг земного шара. И недалек день, когда по неизведанным космическим трассам пронесутся первые межпланетные корабли с экипажем на борту!