В газете "Новые известия" в номере от 24 октября с.г. опубликована статья Николая Орлова, озаглавленная "Почему Россия сдает позиции на мировом космическом рынке". В публикации содержится критический взгляд на положение дел в отечественной космической отрасли и высказываются опасения, что в ближайшие годы российскую космонавтику ничего хорощего не ждет. Ниже приводятся выдержки из статьи.
....Роскосмос упорно не желает признать очевидного — год от года Россия сдает позиции на космическом рынке. Сегодня наша страна значимо (с долей 40%) представлена лишь в сегменте коммерческих запусков, на который приходится до 70% ее космического экспорта. Но годовой объем этого сегмента оценивается "всего" в 2,5-3 миллиарда долларов, в то время как сегмент производства коммерческих спутников составляет уже около 10 миллиардов, сегмент навигационной аппаратуры и услуг приближается к 20 миллиардам, сегмент спутниковой связи и Д33 — на уровне 60 миллиардов. При этом, если рынки пусковых услуг и спутникового производства в ближайшей перспективе будут пребывать в стагнации (а это прогнозируется большинством экспертов), то остальные сегменты, напротив, ждет рост, причем очень приличный. Так, всего через пять лет объем рынка спутниковой связи оценивается уже в 150 миллиардов долларов, Д33 — в 50 миллиардов, а навигационной аппаратуры и услуг — в 70 миллиардов. В итоге к 2010 году мировой космический рынок должен выйти на суммарный уровень в 300 миллиардов долларов. И какова здесь будет российская доля, даже если удастся устранить рыночные последствия аварийных запусков? Что впереди? С магистрального пути российские космические предприятия будут вытесняться конкурентами на менее прибыльные рынки новых космических стран, которые только приступают к выполнению национальных космических программ и где наши предприятия еще могут выступить в роли "донора" космических технологий. Но даже здесь необъяснимая пассивность Роскосмоса приводит к парадоксальным ситуациям. Так, при очевидной разнице масштабов космической мощи двух стран ведущую роль в казахстанско-российском космическом сотрудничестве играет... Астана! Россия лишь плывет по течению, а все инициативы — проекты Ишим, Байтерек, создание на Байконуре туристического космического центра (по примеру организации туризма в американском космическом центре на мысе Канаверал) — исходят от Казахстана. Другой пример: в мае этого года Нигерия приняла программу освоения космоса, согласно которой, в частности, на 2030 год запланирован полет на Луну. К планам страны, получающей немалые средства от экспорта нефти, можно, конечно, относиться с иронией, однако Украина уже готовит ряд соглашений с Национальным агентством космических разработок и исследований Нигерии. Активно работает с этой страной и Китай. А вот на сайте Роскосмоса в перечне потенциальных участников международного сотрудничества Нигерия даже не упоминается. Но тогда что же в активе? Чем, если не стратегией развития отрасли, занимается руководство Роскосмоса? По-видимому, многим, но это скорее связано не с развитием самой отрасли, а с циркуляцией денежных потоков. Например, год назад рядом ведущих предприятий страны была создана Международная ассоциация участников космической деятельности (МАКД). Цель ассоциации внешне благая — повысить уровень координации и взаимодействия, но при ближайшем рассмотрении странная — ведь почти 90% предприятий отрасли — ФГУПы, а в оставшихся велика доля государственного капитала. Другими словами, для решения именно этих задач — координации и взаимодействия — государство как раз создало и финансирует специальное федеральное агентство — Роскосмос. И тогда еще более странно, что председателем правления — коллегиального исполнительного органа МАКД — избран государственный чиновник — руководитель Роскосмоса. При этом в соответствии с уставом МАКД он единолично осуществляет полномочия коллегиального исполнительного органа — правления МАКД, которое собирается лишь дважды в год. Более того, ему не требуется одобрения своих действий со стороны правления МАКД. Похоже, это новое слово в российской корпоративной практике. Да, случается, наши высокие чиновники избираются в органы управления коммерческих и некоммерческих организаций — в наблюдательные советы, советы директоров. Но никогда еще они не входили в исполнительные органы и не занимались оперативным управлением! Дошло до абсурда — руководитель Роскосмоса без доверенности действует от имени МАКД.
В Ассоциации, правда, есть единоличный исполнительный орган — президент Ассоциации, уважаемый академик РАН Николай Анфимов. Но разработчики устава свели его функции к участию в заседании правления и выполнению его поручений. Этакий "зиц-председатель". Что же такое Ассоциация для главы Анатолия Перминова? Хобби, связанное с избытком свободного времени, или задел на будущее? Может, поэтому руководитель Роскосмоса, а по совместительству председатель правления МАКД (или наоборот, по совместительству руководитель Роскосмоса? Ведь зачастую его представляют именно так!), при любом удобном случае не устает напоминать о существовании и необходимости такой организации. Но что же тогда получают члены МАКД? Согласно уставу: содействие в получении лицензии на космическую деятельность, услуги по сбыту продукции и выполнению договорных отношений и т.д. И в соответствии с уставом МАКД представляет эти интересы в госорганах, а значит, и в Роскосмосе, председатель правления МАКД Анатолий Перминов. И тогда есть ли у предприятий отрасли выбор? Могут ли они найти решение своих проблем в Роскосмосе, если не будут представлены там председателем правления МАКД? ….
Комментарии, думаю, излишни.