А.Копик. «Новости космонавтики»

С давних времен Марс будоражил и интриговал людские умы. Влиянию этой планеты приписывали возникновение войн и многочисленные невзгоды, считали ее обителью внеземной и воинствующей цивилизации, местом происхождения разума, а также будущего космического переселения человеческой цивилизации.

Между тем большая часть знаний о Красной планете была получена лишь во второй половине XX века. И приобретение новых сведений о таинственной планете оказалось совсем не простым делом. Практически все космические аппараты, направленные к Марсу нашей страной, были разработаны и изготовлены в НПО имени С.А.Лавочкина в подмосковных Химках.

Мы встретились с генеральным конструктором и генеральным директором НПО имени С.А.Лавочкина Георгием Максимовичем Полищуком и задали ему несколько вопросов.

— Георгий Максимович, какие сейчас у предприятия наиболее приоритетные направления деятельности?

— В НПО имени С.А.Лавочкина есть несколько приоритетных направлений. Первое и наиболее значимое — это научный космос. Оно сложилось исторически еще со времен руководства предприятием Георгием Николаевичем Бабакиным. Второе направление — космические информационные системы для военных и гражданских пользователей (системы дистанционного наблюдения, метеорология).

Третий раздел — разгонные блоки и системы: это РБ «Фрегат», а также модули, которые мы создаем для межпланетных миссий. Четвертое направление — системы безопасности в интересах Министерства обороны.

Пятая тема — надувные технологии. У нас есть несколько интересных проектов, основанных на использовании различных пневматических систем: «Солнечный парус», надувное устройство для спасения людей «Спасатель», система возвращения грузов с орбиты «Демонстратор» (должен отправиться в полет в конце сентября 2005 г.). Кроме того, у нас ведутся работы по дирижаблям и аэростатам.

Шестое направление — беспилотные летательные аппараты. Это очень перспективные проекты, такие решения необходимы пользователям для оперативного дистанционного мониторинга и наблюдения.

— Над какими планетными проектами в рамках научного космоса сейчас работают на предприятии?

— В новой Федеральной космической программе, которая должна быть принята в этом году, есть два планетных проекта: «Луна-глоб» и «Фобос-грунт». Первый проект — это миссия по исследованию Луны, второй предназначен для исследования Марса и его спутника Фобоса. Наше предприятие является головным по этим темам. Других официальных проектов по этой тематике пока нет. Но внутри предприятия мы ведем проработку и других интересных миссий по изучению Луны и Марса автоматическими аппаратами. У нас есть несколько технических предложений. Эти проекты будут представлены в Федеральное космическое агентство и Академию наук для обсуждения на Совете по космосу. Это должно произойти в конце этого или в начале следующего года. Надеемся, что часть тем или все темы получат юридический статус.

Наша справка

Начало истории исследования Марса отечественными космическими аппаратами относится к 1960 году, когда состоялись два аварийных пуска марсианских аппаратов королевского ОКБ-1. Первой удалось отправить к Красной планете советскую автоматическую станцию «Марс-1», которая стартовала 1 ноября 1962 г. и 19 июня 1963 г. пролетела на расстоянии около 195 тыс км от Марса. С помощью «Марса-1», также изготовленного в ОКБ-1, удалось провести измерения параметров межпланетного пространства.

19 и 28 мая 1971 г. к Марсу были отправлены две автоматические межпланетные станции (АМС) «Марс-2» и «Марс-3», созданные уже в Химках под руководством Г.Н.Бабакина. Помимо научных приборов для дистанционного исследования Красной планеты, в состав станций были включены спускаемые аппараты.

Посадочный зонд АМС «Марс-2» 27 ноября 1971 г. вошел в атмосферу планеты; на связь аппарат не вышел, но на поверхность Марса впервые был доставлена вымпел с изображением герба СССР. Спускаемый аппарат «Марс-3» впервые совершил мягкую посадку на поверхность Красной планеты 2 декабря 1971 г. Сигналы с зонда были записаны на борту орбитального аппарата и в сеансах радиосвязи 2-5 декабря переданы на Землю. Увы, сигнал оборвался в момент начала передачи панорамы поверхности.

Орбитальные аппараты «Марс-2» и «Марс-3» более четырех месяцев исследовали планету и околопланетное пространство: велась съемка поверхности, определялись характеристики гравитационного и магнитного полей Марса. Были получены уникальные данные радиационной обстановки, температуры и давления атмосферы.

Из станций, запущенных летом 1973 г., наибольший успех выпал на долю «Марса-5». Он успешно работал на орбите и передал первые цветные снимки поверхности Марса.

В 1989 г., после значительного перерыва, в район Марса были отправлены станции «Фобос-1» и «Фобос-2», созданные в НПО имени С.А.Лавочкина. Аппараты предназначались для исследования его естественного спутника — Фобоса и дистанционного изучения самой планеты. Несмотря на то, что обе АМС по различным причинам были потеряны на разных этапах миссии, был сделан большой шаг вперед по исследованию Марса и его спутника Фобоса.

После этого в Химках был разработан КА «Марс-96», полет которого должен был стать следующим этапом по исследованию Марса. Из-за аварии разгонного блока КА не был выведен на отлетную траекторию и упал в Тихий океан.

Как известно, другие страны тоже стремятся покорить Марс. Лидерство по количеству успешных запусков к нему принадлежит Соединенным Штатам. Несмотря на потерю половины аппаратов, девять миссий оказались очень успешными и дали массу новых знаний. Это посадка на поверхность планеты аппаратов Viking и Mars Pathfinder, марсоходов MER, а также миссии пролетных и орбитальных АМС.

Недавно к исследованиям Марса присоединилась и Европа со своей станцией Mars Express. Аппарат вышел на марсианскую орбиту и проводит уникальные научные измерения; посадочный аппарат станции, зонд Beagle 2, после входа в атмосферу планеты на связь не вышел. В планах других стран, в частности Индии и Китая, также стоят миссии по исследованию Красной планеты.

В России в НПО имени С.А.Лавочкина ведутся работы над целым рядом проектов современных исследовательских аппаратов для дальнейшего изучения Марса и околомарсианского пространства. Каждая миссия должна стать очередным шагом на пути исследования планеты, подготавливая научный и технологический плацдарм для будущей пилотируемой экспедиции. Каждый последующий автоматический полет во многом будет базироваться на технических решениях, отработанных в предыдущих проектах.


Автоматическая межпланетная станция «Фобос-грунт»

В РКК «Энергия» также ведутся работы по проектам исследования этих объектов. У двух предприятий уже есть существенные наработки в этой области.

— Не возникает ли конфликт тем между предприятиями?

— Нет. Здесь нет никакой конкуренции. РКК «Энергия» занимается проектами пилотируемых миссий. Эти работы идут и должны идти параллельно, они дополняют друг друга. На первом этапе планетных исследований автоматическими аппаратами головной организацией является НПО имени С.А.Лавочкина с привлечением «Энергии». По пилотируемым проектам головная организация — РКК «Энергия», и она привлекает к этим работам НПО Лавочкина. Такая договоренность между нашими коллективами существует, к концу этого года мы выйдем уже на конкретные решения, и будет подписан совместный протокол.

Процесс исследования Марса будет поэтапным. Сначала мы реализуем миссию «Фобос-грунт» для изучения системы Марса, затем будет посадка на Марс, после чего осуществим доставку на Землю марсианского грунта. Все это станет основой для пилотируемого полета. Выстраивается общая программа исследования и освоения космического пространства.

— Какие задачи будут решаться при изучении Луны и Марса?

— Во-первых, это изучение формирования и эволюции Солнечной системы и происхождения жизни. Кроме того, есть и более практическая часть: исследование потенциальных полезных ископаемых и энергоносителей, третье — получение уникальных продуктов, которые можно произвести только в условиях Луны или Марса.

— Какие могут быть источники финансирования планетных проектов?

— Первый источник — бюджет Роскосмоса. На новую Федеральную космическую программу выделены существенные средства, мы также надеемся на ее корректировку, когда Минфин и Минэкономразвития официально будут его пересматривать. Второй источник — внебюджетный, третий — международное сотрудничество. НПО имени С.А.Лавочкина совместно с Роскосмосом ведет переговоры с рядом стран по их участию в этих миссиях.

Расскажем о некоторых проектах, разработанных в НПО имени А.С.Лавочкина, более подробно. Первым этапом исследования Марса и его окрестностей отечественными аппаратами должен стать проект «Фобос-грунт». Он является частью Федеральной космической программы со сроком запуска в 2009 г.

В этой миссии планируется впервые осуществить доставку на Землю вещества спутника Марса — Фобоса, а также провести дистанционные научные исследования Марса. Во время полета будут отработаны важные ключевые технологии, без которых невозможно дальнейшее изучение планеты: автономная навигация, старт с другого небесного тела и выход на его орбиту, старт с орбиты Марса, перелет к Земле и т.д.

Дальнейшие пути исследования Марса видятся проектантам следующим образом. Начиная с 1997 г. НПО имени С.А. Лавочкина по заданию Федерального космического агентства и Академии наук прорабатывает различные варианты миссии по глобальному исследованию Марса. Во всех вариантах присутствует орбитальный аппарат, а также различный состав десантируемых на поверхность Марса средств (малая станция, пенетратор, марсоход). Поэтому платформа аппарата «Фобос-грунт» станет базовым элементом для планетных экспедиций на ближайшие годы. Как заявляют разработчики, ее схема позволит совершенствовать отдельные системы аппаратов без существенной доработки базовой конструкции и позволит нести различную научную полезную нагрузку (подробнее о проекте в НК №5, 2004).

Принимая во внимание российские и мировые тенденции по изучению планет солнечной системы, будущие задачи по исследованию Марса можно разделить на два направления:

Œ глобальные исследования Марса как дистанционными методами (с орбиты), так и контактными методами на поверхности Марса;

 доставка грунта Марса.

Миссия по глобальному исследованию Марса. Марсоход
Предлагаемый НПО имени С.А.Лавочкина проект мобильной лаборатории может стать миссией нового поколения по изучению Марса в рамках российской космической программы. Марсоход предназначен для различных исследований поверхности Марса, в том числе экзобиологических, а также может применяться как разведчик предполагаемых районов посадки будущих научных экспедиций — и беспилотных, и пилотируемых. Данные с работающего на поверхности планеты мобильного аппарата позволят всесторонне оценить потенциальный район крупной миссии.

Макет марсохода

Основная полезная нагрузка марсохода — аппаратура для исследования рельефа, а также проведения метеорологических наблюдений. Кроме того, в состав научной аппаратуры войдут приборы для экзобиологических исследований и экспериментов. Ровер будет включать и манипулятор с набором научных приборов.

На данный момент в НПО Лавочкина существуют проработки марсоходов различного класса — как тяжелого весом 100 кг и более, так и более легкого класса. В соответствии с поставленной задачей будет сделан выбор требуемого марсохода.

Выведение аппарата на отлетную траекторию планируется осуществить с помощью ракет среднего или легкого класса.

На этапах выведения, перелета и формирования траектории входа десантного аппарата (ДА) в атмосферу Марса марсоход будет находиться в пассивном состоянии. Системы КА будут вести термометрический мониторинг ровера с целью контроля заданного диапазона температур.

За несколько дней до отделения десантного аппарата системы выдают команду на приведение марсохода в исходное состояние для десантирования. После отделения от орбитального аппарата ДА совершает автономный пассивный полет, во время которого он сохраняет неизменной заданную ему перед отделением ориентацию своей продольной оси. Эта ориентация и стабилизирующее ее вращение задаются космическим аппаратом и системой.

Спуск и посадка ДА являются классическими и апробированными в различных российских и зарубежных экспедициях и начинаются с аэродинамического торможения в атмосфере Марса. На этом этапе происходит основное уменьшение скорости его полета до значения, на котором возможен ввод парашютной системы. При этом парашютная система для уменьшения ее массы выбрана двухкаскадной — тормозной и основной парашюты.

В процессе спуска на основном парашюте марсоход с системой посадки вывешивается на фале, вокруг марсохода наполняются газом баллоны-амортизаторы, которые и поглощают энергию соприкосновения ровера с поверхностью. При этом по касанию поверхности марсоход с амортизаторами отделяется от фала, связывающего его с парашютом, парашют опускается на поверхность в стороне от места посадки марсохода.

При контакте с поверхностью перегрузки не превысят 100 g. После нескольких «прыжков», суммарная продолжительность которых может составить несколько минут, и окончательного успокоения баллоны-амортизаторы отделяются друг от друга и от марсохода и, вследствие действия сил упругости, разлетаются в стороны на расстояние до нескольких метров. Раскрытием защитной створки марсоход приводит себя в горизонтальное положение, отделяет створку и приводит в рабочее положение отдельные раскрываемые элементы.

Конструктивно марсоход будет выполнен на основе трехосного шестиколесного движителя со всеми ведущими колесами, кроме того, передняя и задняя оси будут иметь специальные механизмы «шагания» для перемещения этих осей «вперед-назад» в режиме шагания марсохода. На приборных рамах и внутри колес размещается все оборудование и агрегаты ровера.

Срок активного существования аппарата на планете должен составить около 1 года, радиус его действия на поверхности планеты — 30-40 км, технический запас хода — 100 км. Среднее время суточного сеанса движения марсохода — 4 часа, средняя скорость движения — 0.15 м/с. Для управления движением ровера будут использоваться разные режимы: автономное, программное и программно-автономное движение.

Обмен данными между аппаратом и Землей будет осуществляться как непосредственно, так и через орбитальный модуль (ОМ). Для выработки электроэнергии будет использоваться арсенид-галлиевая солнечная батарея, в качестве буферной батареи — никель-кадмиевый аккумулятор.

«Марс-грунт»
Несмотря на современные возможности исследования Марса и его поверхности с помощью орбитальных аппаратов или дистанционно управляемых марсоходов, более полную картину происхождения и эволюции планеты может дать только изучение его пород в лабораторных условиях на Земле. Поэтому основной задачей исследования Марса по-прежнему остается автоматическая доставка образцов марсианского грунта на Землю.

Однопусковая схема. Общий вид АМС в разрезе на этапе перелета


Посадочная ступень

Разрабатываемые в НПО имени С.А.Лавочкина в рамках НИР проекты «Марс-грунт», являясь этапом программы перспективных отечественных исследований Марса, в совокупности с экспедицией по доставке на Землю образцов вещества Фобоса могут стать достойным российским вкладом в научные исследования Красной планеты.

В НПО рассматриваются проекты двух вариантов миссии по доставке марсианского грунта. Первый вариант — доставка на Марс аппарата с использованием одной РН тяжелого класса (однопусковой вариант), вторая схема — выведение комплекса с помощью двух пусков носителя среднего класса (двупусковой вариант).

Однопусковой вариант
Проектно-поисковые работы показали возможность создания КА массой около 5200 кг, который в состоянии обеспечить доставку на поверхность Марса посадочной платформы со взлетной ракетой (BP) массой 1700 кг. Запуск аппарата и выведение его на отлетную траекторию можно осуществить с помощью РН «Протон» с разгонным блоком ДМ или «Зенит-3SL» с РБ ДМ-SL.

Рассматриваются различные варианты технической реализации миссии, в том числе применение управляемого аэродинамического торможения.

Структурная схема космического аппарата аналогична КА «Фобос-грунт» и состоит из перелетно-десантного модуля (ПДМ), посадочной платформы со взлетной ракетой, грунто-заборного устройства (ГЗУ) и соединительных элементов.

Взаимное расположение ПДМ и посадочной платформы с BP обеспечивает положение главной оси инерции КА по оси симметрии аппарата. При такой компоновке минимален расход рабочего тела на стабилизацию при ориентации КА.

Основное назначение перелетно-десантного модуля — обеспечить перелет КА к Марсу, вход в атмосферу планеты и мягкую посадку посадочной платформы со взлетной ракетой на его поверхность. ПДМ включает в свой состав посадочную платформу, имеющую сухую массу около 500 кг.

Конструкция ПДМ состоит из лобового экрана, силового конуса и торового отсека. В составе ПДМ есть солнечные батареи, газовые двигатели системы ориентации, блоки астроприборов, радиатор-нагреватель, закрепленный на крышке приборного отсека. К приборному отсеку крепится силовой кожух, обеспечивающий защиту полезной нагрузки на участке движения в атмосфере.

Лобовой экран будет изготовлен из углепластика и выполнен открывающимся, его наружная часть будет покрыта тепловой защитой, а внутренняя — использоваться в качестве остронаправленной антенны. К корпусу ПДМ со стороны, противоположной экрану, крепится парашютный отсек, содержащий вытяжной и основной парашюты.

Вся донная часть перелетно-десантного модуля закрывается стерилизационным чехлом, который герметично крепится к периферийному шпангоуту экрана и имеет пиротехническую систему отделения от него. Кроме того, чехол в районе шпангоута парашютного отсека герметично соединяется с ним и имеет снаружи элементы крепления для посадочной платформы в перелетно-десантном модуле.

Мягкая посадка на поверхность планеты предполагает гашение скорости посадочной платформы при подходе к поверхности практически до нуля на момент ее касания посадочными опорами. Лобовой экран обеспечит торможение до скорости, на которой может быть введена парашютная система. Незадолго до касания модуля поверхности включаются посадочные двигатели аппарата, которые обеспечивают практически нулевую вертикальную и горизонтальную скорости платформы. Парашют отстреливается. Расчетная перегрузка при посадке не превысит 1 g.

Массовые характеристики основных составляющих КА «Марс-грунт» распределяются следующим образом: перелетно-десантный модуль ~2740 кг, из них топливо до 500 кг, посадочная платформа ~752 кг, взлетная ракета ~1700 кг, стартовая масса КА ~5200 кг.

Посадочная платформа предназначена для обеспечения мягкой посадки взлетной ракеты на поверхность Марса, забора и загрузки образцов грунта (100-200 г) в возвращаемый аппарат (ВА) взлетной ракеты и обеспечения старта взлетной ракеты к Земле. На этапе перелета Земля — Марс и входа ПДМ в атмосферу Марса система управления посадочной платформы управляет всей циклограммой работы бортовых систем ПДМ.

Конструктивной основой посадочной платформы является кольцеобразная термостабилизируемая платформа, на которой располагаются практически все системы ПДМ и к которой крепятся три посадочные опоры-амортизаторы.

Взлетная ракета трехступенчатая, первая ступень обеспечивает старт с поверхности Марса, вторая — выведение на орбиту ИСМ и переход с нее на траекторию перелета к Земле, третья — перелет Марс — Земля.

Посадочная платформа со взлетной ракетой


Орбитальный модуль АМС «Марс-грунт»

Старт взлетной ракеты произойдет через несколько дней после посадки. При наступлении стартового окна BP отделяется от посадочного аппарата и с помощью двигателей выходит на орбиту, именуемую базовой. На базовой орбите взлетная ракета будет существовать несколько месяцев до начала маневров для отлета к Земле.

При перелете Марс — Земля аппарат будет сориентирован панелью солнечной батареи на Солнце и для стабилизации закручен вокруг этого направления с угловой скоростью 600°/с. На этапе перелета аппарат выполнит коррекции, обеспечивающие расчетный вход в земную атмосферу и посадку в заданном районе на российской территории. На капсуле будет работать радиомаяк, по которому поисковые службы ее и найдут.

Двухпусковой вариант
Данную задачу можно решить и двумя пусками. Раздельные запуски двух элементов комплекса должны уменьшить стоимость проекта за счет использования ракеты среднего класса «Союз-2» с РБ «Фрегат».

Такая миссия предполагает отправку к Марсу двух аппаратов: посадочного КА и орбитального модуля. Посадочный аппарат предназначен для входа в атмосферу планеты, осуществления мягкой посадки, забора грунта и отправки образцов на стыковочную орбиту (h=500 км). Назначение ОМ — прием грунта, старт с орбиты планеты, обеспечение перелета Марс — Земля.

В состав посадочного аппарата войдут: перелетный модуль (на этапе перелета Земля — Марс), посадочный аппарат и взлетная ракета. Орбитальный модуль будет включать перелетный модуль и возвращаемый аппарат.

Многие конструктивные элементы и системы посадочного аппарата, траекторного модуля и ВА будут базироваться на технических решениях платформы «Фобос-грунт». С использованием отработанных технологий старт экспедиции может быть проведен в 2016 г.

Во время перелета Земля-Марс перелетный модуль посадочного аппарата обеспечит ориентацию и стабилизацию связки, а также энергопитание. Выработка электроэнергии будет производиться с помощью расположенных на модуле солнечных батарей. Перед входом посадочного аппарата в атмосферу Марса перелетный модуль отделяется.

Лобовой экран и пневматическое тормозное устройство обеспечат торможение аппарата в марсианской атмосфере. Непосредственно перед касанием поверхности из лобового экрана выдвигаются посадочные опоры и срабатывают двигатели мягкой посадки, обеспечивающие практически нулевые вертикальную и горизонтальную скорости касания платформы с поверхностью.


Схемы перелета АМС в двухпусковом варианте

Практически сразу после посадки будет введено в действие грунтозаборное устройство и произведено бурение. Забор грунта массой 100-200 г будет осуществлен во взлетную ракету.

При наступлении стартового окна взлетная ракета отделяется от посадочного аппарата и с помощью двигателей выходит на стыковочную орбиту. На орбите BP стыкуется с орбитальным модулем. Грунт перегружается в возвращаемую капсулу, расположенную на возвращаемом аппарате орбитального модуля.

На марсианской орбите ОМ будет существовать несколько месяцев, ожидая наступления расчетного времени отлета к Земле. В расчетный момент ОМ ориентирует возвращаемый аппарат и осуществляет закрутку. Далее выполняется отделение ВА и производится его старт к Земле.

Перелет возвращаемого аппарата с капсулой на траектории Марс — Земля будет происходить аналогично описанному выше в однопусковом варианте.

За комментариями по проектам марсианских исследовательских миссий мы обратились к директору центра «Проектирование космических комплексов» НПО имени С.А.Лавочкина Максиму Борисовичу Мартынову.

— Максим Борисович, насколько реалистична реализация проектов марсианских аппаратов НПО имени Лавочкина?

— В этих проектах мы стараемся использовать практически только отработанные технические решения, в которых мы уверены и которые нас не подведут. Так, например, посадочно-десантный модуль миссий «Марс-грунт» будет включать в свой состав посадочную платформу, которая является модифицированным служебным модулем проекта «Фобос-грунт».

— В двухпусковом варианте миссий «Марс-грунт» предполагается использовать совсем новую технологию торможения в атмосфере — пневматическое тормозное устройство. Надежна ли она?

— Технология использования пневматических тормозных устройств для сведения с орбиты грузов и торможения в атмосфере будет отработана в проекте «Демонстратор», запуск которого должен произойти уже в этом году. Это очень перспективная система. В дальнейшем мы планируем применять этот элемент и в других проектах.

— Когда могут быть осуществлены эти миссии?

— Старт АМС «Фобос-грунт» состоится в 2009 г. При достаточном финансировании мы могли бы запустить «Марсоход» в 2011 г., в следующее астрономическое окно. Заложенный в массовую сводку аппарата «Марс-грунт» резерв массы позволяет реализовать экспедицию в период 2009-2024 гг. Но реально «Марс-грунт» мы могли бы отправить к планете в 2013 или 2016 гг.

— Предполагается ли проведение каких-либо исследований на поверхности планеты в миссии «Марс-грунт»?

— Пока проведение исследований на поверхности не предполагается, но, возможно, какая-то дополнительная полезная нагрузка будет установлена.

— Для экзобиологических экспериментов на поверхности планеты требуется высокий уровень стерильности аппаратуры. Как будет обеспечиваться это условие?

— К аппаратам будет применен весь комплекс мер по стерилизации. Кроме того, вся донная часть посадочных модулей закрывается стерилизационным чехлом, который герметично крепится к периферийному шпангоуту экрана и имеет пиротехническую систему отделения от него. В стерилизационном чехле будет иметься отверстие, закрытое биологическим фильтром, для обеспечения выравнивания давления внутри и снаружи стерилизационного чехла по мере подъема ракеты-носителя при выведении.

— Марсоход и различные зонды на марсианскую поверхность предполагается запускать в том числе и с помощью РН «Днепр», хватает ли для этого ее мощности?

— Для выведения нагрузок в варианте с помощью РН «Днепр» на отлетную траекторию предполагается использовать двигательную установку выведения.

— Предусматривается ли для этого использовать РБ «Фрегат»?

— Нет, это не «Фрегат», это наша новая разработка. Блок баков будет меньших размеров, в его состав предполагается ввести сбрасываемые топливные баки. Такая ДУ выведения позволит выводить более тяжелые аппараты.

— Какова продолжительность миссий «Марс-грунт»?

— Общее время экспедиции составит около 3 лет. До одного года уйдет на ожидание на орбите Марса астрономического окна для старта к Земле.

— Эти проекты вы собираетесь осуществлять самостоятельно или будете привлекать международную кооперацию?

— По марсианским проектам мы уже тесно взаимодействуем с международными партнерами. Сейчас работаем с европейцами, американцами, а также с Канадским космическим агентством. Мы открыты для сотрудничества...

Автор благодарит руководителя пресс-службы НПО имени С.А.Лавочкина Лидию Ароновну Авдееву за помощь при подготовке материала

При подготовке статьи использована информация НПО имени С.А.Лавочкина