вернёмся в список?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ



Журнал АО "ВИДЕОКОСМОС"


15-28 ЯНВАРЯ
1995
2(91)

Журнал “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”
Издается с августа 1991 года
Учредитель и издатель: Акционерное общество
“ВИДЕОКОСМОС”
Спонсоры:
Акционерный промышленно-инвестиционный банк
“АЛЕКСАНДРОВСКИЙ”
Военно-страховая компания
Издательство: Фирма “ITI”
Заказ №
Адрес типографии:
121108, Москва, а/я 144
Журнал зарегистрирован
в Министерстве печати и информации РФ.
Регистрационный номер 0110293.
“Новости космонавтики”
Адрес редакции: 127427, Россия,
Москва, ул. Академика Королева,
д. 12, строение 3, комн. 8.
Телефон: 217-81-47
Факс: (095)-215-93-79

№ 2

15-28 января 1995

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ



Выпуск подготовили:
Главный редактор: И.А.Маринин
Ответственный выпуска: К.А.Лантратов
Литературный редактор: В.В.Давыдова
Редакторы по информации:
В.М.Агапов, М.В.Тарасенко,
Редактор зарубежной информации:
И.А.Лисов
Художественное оформление:
Е.В.Емельянов
Компьютерная верстка: А.А.Ренин
Телефон редакции 217-81-47
© “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”.

Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на “НК” при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
В оформлении номера использованы иллюстрации из эскизного проекта РКК “Энергия” “Российский сегмент МКС “Альфа””, проспектов НАСА “Space Station Freedom Media Handbook. May 1992” и “International Space Station Alpha. Nov 1, 1994”, пресс-кита к полету STS-63, журналов “Aviation Week” и “Радио”, книги “The Soviet Year in Space — 1990”
Ha 1-й странице обложки: ИСЗ ASTRID

В НОМЕРЕ:



Официальные сообщения
Пилотируемые полеты
Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”

Разговор с орбитой: понемногу обо всем
США-Россия. “Дискавери” готов к старту
США. Подготовка шаттлов к полетам

Новости из РКА

Безденежье губит космическую программу

Новости из ЦПК

Астронавты США прибыли в ЦПК
Подготовка экипажей ЭО-18 близится к завершению

Новости из НАСА

Центр Джонсона расширяется
Назначен экипаж STS-75

Искусственные спутники Земли

ФРГ-Япония-Россия. Запуск спутника “Express”
Россия. В полете “Цикада”, “Faisat” и ASTRID

К запуску ИСЗ “Faisat”

К запуску ИСЗ ASTRID
КНР. Катастрофа при запуске ИСЗ “Apstar-2”
США. О спутниковом радиовещании
Франция. Контракт на изготовление радиовещательных спутников
Южная Корея. О запуске спутника связи
США. “Comsat” участвует в проекте “Inmarsat-P”

Ракеты-носители

Веха в истории “Ариан-5”

Международная космическая станция

О стоимости ФГБ договориться не удалось
Контракт на создание ФГБ подписан

Космическая биология и медицина

Россия. Эксперимент HUBES завершен
Франция. Итоги шестинедельного эксперимента

Космические издания

Книга о Байконуре

Космическая нумизматика

Советские и российские “космические” монеты

Люди и судьбы

В.Пономарева
Отрывки из неопубликованной книги


Космические дневники генерала Н.П.Каманина
Короткие новости
.......................42, 43, 45, 51

Исправления и дополнения


ОФИЦИАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

20 января в Кремле прошла традиционная церемония вручения государственных наград. Их вручал Президент Российской Федерации Борис Ельцин. Среди награжденных были космонавты и конструкторы космической техники.

Медали “Золотая звезда” Героя Российской Федерации и значки “Летчик-космонавт Российской Федерации” были вручены космонавтам Юрию Маленченко и Талгату Мусабаеву, работавшим на орбитальном комплексе “Мир” с июля по ноябрь 1994 г.

Впервые Президент вручал новый высший российский орден “За заслуги перед Отечеством”, имеющий четыре степени.

Знак ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени на алой ленте и Звезда этого ордена были вручены члену-корреспонденту РАН, начальнику и генеральному конструктору ЦСКБ, дважды Герою Социалистического Труда Дмитрию Ильичу Козлову.

Знак ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени вручен действительному члену РАН, генеральному конструктору и генеральному директору НПО прикладной механики, Герою Социалистического Труда Михаилу Федоровичу Решетневу.

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”
Продолжается полет экипажа 17-й основной экспедиции в составе командира Александра Викторенко, бортинженера Елены Кондаковой и врача-космонавта Валерия Полякова на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-20” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Прогресс М-25”

В.Истомин.

15 января у космонавтов выходной, а, следовательно, банный день. Поэтому “Витязи” решили отказаться от второго цикла занятий физкультурой с записью на телеметрию. Зато с большим удовольствием они переговорили с семьями и посмотрели ноябрьскую передачу “Видеокосмоса” “Аэрокосмический салон”. Правда отсутствие звука несколько смазало впечатление. Приходил на связь с космонавтами корреспондент газеты “Дело”. Вот это дело!

16 января интересной работой было протаскивание скафандров через люки модуля “Квант” (ПМ-Э). Это было не так просто потом, что через люки проложено много кабелей и уже давно станция рассматривается как один единый объем. Но специалисты уже обеспокоились другой проблемой: смогут ли космонавты в скафандрах продраться через эти кабели к своему кораблю, если, не дай Бог, произойдет какая-нибудь проблема. И поэтому космонавты таскали скафандры через люки. Как не удивительно им это удалось. Были проведены и менее экзотические вещи: замена вентиляторов в газоанализаторах углекислого газа и водорода. А вот эксперимент “Эхо-ЖКТ” по эхографическому исследованию брюшной полости Александр Викторенко проводить отказался, т.к. перед перетаскиванием скафандров (что нельзя делать натощак) он плотно позавтракал (пустой желудок — необходимое условие проведения эксперимента).

17 января космонавты начали работу по проверке крана ЭК10 на панели клапанов ПК7. При этом космонавты обратили внимание ЦУПа на неприятный запах, который шел от преобразователя тока (ПТАБ) аккумуляторной батареи №10. В это время шло циклирование этой АБ. Пришлось циклирование прекратить и запах исчез. Затем экипаж пообщался с американской делегацией, которая приезжала в ЦУП, а в следующем сеансе связи (с/с) через СР Лена “сбросила” отснятую информацию по лесным массивам. Какие это были районы понять было сложно, т.к. она комментировала съемки так: “Это полигон №5, а это полигон №10”. А вот 3-й с/с через СР не получился. В этом предстоит разобраться.

18 января ЦУП сообщил экипажу, что кран ЭК10 не держит давление и попросили его заменить. В свою очередь космонавты “порадовали” ЦУП сообщением, что в 11.07 отключился блок кондиционирования воздуха (БКВ-3) без аварийной сигнализации. Предположительная причина — отказ вентилятора, поэтому было рекомендовано этот вентилятор заменить. В этот день космонавты проводили съемки г.Грозного, но из-за облачности сделать это не удалось (были отсняты предгорья Чечни). После обеда Лена провела трехоктавные измерения магнитных полей станции, а затем все трое провели эксперимент “Дыхание” по оценке изменения функционального состояния респираторной системы человека под влиянием длительной невесомости. Завершился день переговорами с корреспондентом НТВ Александром Герасимовым и ведущим “Взгляда” Александром Любимовым.

Из замечаний к работе систем отмечено четырехминутное отсутствие телефонной связи после появления телевизионного изображения. После “перевыбора” режима связь восстановилась.

19 января с восьми утра космонавты снимали последствия землетрясения в Японии. К сожалению и на этот раз все было затянуто облаками. В 7.49 космонавты рассказали ЦУПу, что в модуле “Кристалл” появилась влага. Ориентация комплекса поддерживается таким образом, чтобы приход электроэнергии от солнечных батарей был максимальным. К сожалению, в такой ориентации охлаждается “Кристалл”, находящийся в тени, что ведет к выпадению влаги.

Кроме того, “Витязи” сообщили, что вентилятор в БКВ-3 они заменили, а на просьбу ЦУПа оставить старый вентилятор с борта ответили. “Он уже мохом порос”.

Продолжались в этот день и работы по замене панели клапанов 6ПС6 в результате этого выявилась негерметичность клапанов ЭК9 и ЭК10 и поэтому панель клапанов ПК7 была исключена из работы. Поляков весь день, а Лена и Степанович после обеда занимались инвентаризацией элементов системы жизнедеятельности (СЖО).

20 января в с/с 6.49 Лена связалась со своим домом и поздравила свою дочку с днем рожденья. В этот день она выполнила эксперимент “Эхо-ЖКТ” по эхографическому изучению органов и сосудов брюшной полости, а Поляков ей помогал. Заразившись ее примером выполнил этот эксперимент и Викторенко. Все остальное время космонавты собирали влагу в ЦМ-Т. Специалисты обещали разворачивать 3 витка в сутки модуль Т на солнце, ну а сегодня уж помучиться.

21 января космонавты отдыхали: влажная уборка, физкультура, тепловые процедуры, урок из космоса. В этот день космонавты ошиблись при выполнении служебной процедуры: при выполнении операции по прикрытию регулятора расхода жидкости первого контура охлаждения (РРЖ КОХ1) экипаж не включил контур, что могло привести к отказу БКВ-3 из-за переохлаждения. Космонавты провели съемку Грозного, в этот раз все было прекрасно видно и получились ясные кадры дымов в центре города.

22 января космонавты отдыхали, правда им пришлось сегодня встать в 6.50 чтобы снять последствия землетрясения в Японии, но опять облачность помешала. ЦУП космонавтов не беспокоил, но они сами озаботили специалистов: система воды из конденсата (СРВ-К) работает со сбоями и вода в контейнер питьевой воды (КПВ) не поступает, а сразу попадает в контейнер технической воды (КТВ). Пришлось космонавтам перекачивать воду из КТВ в емкость для воды (ЕДВ), чтобы пользоваться водой. ЦУП обещал прислать завтра специалиста. Также космонавты доложили, что дозиметр Люлин не включается. В этот день Викторенко и Кондакова переговорили со своими семьями.

23 января началась новая рабочая неделя и началась она с проведения эксперимента “Когимир” (исследование устойчивости познавательных функций). Его выполнили все космонавты. В этот день большую часть времени космонавты проводили регламентные работы: ежемесячная профилактика средств вентиляции в ББ и ЦМ-Э, Переговорили они со специалистами по работе системе СРВ-К. Те посоветовали космонавтам подсоединять ЕДВ к СРВ-К только после загорания транспаранта “КПВ опорожнен”. Менять фильтры в пылесборниках космонавты не стали — они в хорошем состоянии. Экипаж просил увеличить количество упаковок шампуня на готовящийся “грузовик”, а Поляков переговорил с семьей по телефону.

24 января Лена занималась измерением магнитных полей в станции, у Викторенко было личное время т.к он выполнил эксперимент “ЭХО-ЖКТ” 20 января. Он готовился к проведению сеанса с телеуправляемой платформой, но ввод уставок в вычислительную машину “Сигма” не прошел и сеанс был отменен. Вместо этого космонавты решили убрать влагу с блока кондиционирования воздуха (БКВ-3), но после этой работы и включения БКВ-3 не был включен вентилятор и температура теплоносителя упала до -2 град. Пришлось БКВ-3 отключить. Затем космонавты провели профилактику средств вентиляции в модулях “Кпант-2” (НМД) и “Кристалл” (ЦМ-Т).

25 января космонавтам удалось отснять Японию, хотя облаков было много, но кое-что отснять удалось. Примечание: сначала эта съемка планировалась как коммерческая. Лена со Степанычем проводили сборку неисправной вычислительной машины ЦВМ Салют-5Б, которую решено спустить на Землю для ремонта (Эта машина системы управления движением (СУД) и поиски неисправностей в ней заняли две недели работы в декабре). Поляков при помощи микроскопа проводил гематологические исследования (эксперимент “Микровзор”). После обеда был проведен сеанс работы с телеуправляемой платформой АСПГ-М. Управление велось из Германии. Оператор разворачивал платформу и управлял трансфокатором видеокамеры. Этот сеанс был засчитан как тестовый. В этом же сеансе космонавты сбросили картинку наличия влаги в ЦМ-Т. Картина действительно удручающая. Космонавты обращают внимание специалистов, что вода может привести к отказу аппаратуры и разрушению корпуса. Примечание: специалисты КБ “Салют”, ответственные за состояние конструкции модулей все еще не выдали методики, в которой было бы указано, сколько витков в сутки надо греть модуль, динамику повышения температуры в этой ориентации, зависимость ситуации от угла Солнца от плоскости орбиты. Поэтому развороты станции для прогрева модуля “Кристалл” пока не планируются. Все вместе выполнили, после обеда эксперимент “Когимир”, на этот раз используя тубус. Затем Викторенко доложил о проведенном им ремонте технологической печи ЧСК-1 (были заменены 2 платы) и положительных результатах теста этой аппаратуры. Из замечаний к работе систем можно отметить, зафиксированное по телеметрии, выключенное состояние 2-х вентиляторов. После отключения, а затем включения этих вентиляторов на пульте систем работа вентиляторов возобновилась.

Разговор с орбитой: понемногу обо всем

25 января. И.Маринин. НК. По давно заведенной традиции я приехал в ЦУП на сеанс связи с экипажем комплекса “Мир” обменяться новостями, задать космонавтам вопросы читателей.

Известно, что связь с комплексом осуществляется через наземные НИПы и через спутник-ретранслятор. В первом случае сеанс длится, как правило, 10-15 минут, а во втором 40-50. Как ни странно, но за год “репортажей с орбиты” мне ни разу не пришлось говорить с космонавтами через СР: то сеанс срывался по разным техническим причинам, то мое время занимали более важные переговоры, то комплекс оказывался в неориентированном полете. Сегодня наконец повезло — связь через СР — можно не торопиться и не бояться, что не хватит времени.

Но злой рок проявил себя и в этот раз. Прошло уже 5 минут, 7 минут, а связи все не было. И только я подумал: не судьба, как послышался с орбиты долгожданный голос Елены Кондаковой и оператор сразу передал мне слово.

Я с радостью поприветствовал “Витязей”, а в ответ Валерий Поляков выдал:

— Наконец то сам пришел, а то Костя ссылается все, что ты то там, то не там... Ну расскажи, чего вы там натворили...

— Очень рады тебя слышать, — добавил Александр Викторенко.

Рассказал я небожителям о Костиной командировке на Плесецк на запуск трех спутников, но заметил, что многое из моего рассказа космонавтам знакомо. На мой вопрос Валерий Владимирович пояснил, что информацию получают в пакетном режиме по любительской радиосвязи. В основном, правда о зарубежной космонавтике, а о нашей сообщений мало. Был в моих новостях рассказ и о завершившимся в ГЦМБП 135-суточном эксперименте, после которого испытатели выходили бодрые, но очень бледные.

— Надо сказать, чтобы нам в грузовик срочно грим положили цвета загара. У Лены немного есть, — отреагировал со смехом Поляков, — намажемся, когда возвращаться будем, чтобы людей не пугать. А вообще-то у нас здесь солнышко есть. Один иллюминатор пропускает ультрафиолетовые лучи. Он как раз дает биологически необходимую дозу ультрафиолета от рахита, а заодно лицо немножко загорает у тех, кто подолгу Землю наблюдает. Вот у Лены лицо загорелое.

— А потом, Игорь, по виду Валерия Владимировича не скажешь, что он год в банке провел, — вмешалась со смехом Лена.

— ... такое впечатление, что он рахитом заболел, — схохмил Александр Степанович, и с орбиты раздался дружный смех. .

— Талгат и Юра, когда возвратились, уж больно бледные были, — сообщил я, поддерживая шутку, — летали вроде не долго, но как будто их там отмыли.

— Они не от этого были бледными... — намекнула на что-то Елена, а Валерий Поляков добавил, — Я им говорил, мясо надо есть, а они все больше по творогу... а он же белый.

На этом обсуждение косметических тонкостей завершилось. Я рассказал, как прекрасно экипаж, а особенно Поляков, смотрелись в передаче “Репортер”, рассказывая о космическом быте. Похвала всегда приятна, а в космосе особенно... Но Поляков не вспомнил, когда ему пришлось выступать в роли гида по станции.

Рассказал я “Витязям” и о репортаже Александра Герасимова с использованием потрясающих бортовых видеосъемок Чеченского кризиса и самого Грозного. Герасимов, на фоне кадров, снятых экипажем, читал свой текст, убрав практически полностью комментарий космонавтов.

— Тут понимаешь, Игорь, можно все объяснить: можно вспомнить, когда они были в ЦУПе со Слипченко вместе, — пояснил Поляков, — и это, конечно, репортерский прием. Звук убрали потому, что мы говорили не совсем лицеприятные вещи о тех, кто контролирует нашу журналистику. Но мы говорили с нормальной гражданской позиции.

— Герасимова мы уже недели три не видели, — прокомментировала Лена оперативность работы данного корреспондента НТВ.

Я заверил, что представляю бесконтрольную прессу и готов напечатать мнение космонавтов о Чеченском кризисе и о нашей власти без правок и купюр. Валерий Поляков на эта сказал:

— Удивительно, но складывается впечатление, что самое суровое наказание для избранной касты людей, которое смог придумать Бог, это лишение разума. Когда он окончит свое наказание — трудно спрогнозировать. Пока видно, что наказание идет по нарастающей. Уже доходим до братоубийственной гражданской войны в своем отечестве.

Очень велики наши узы, связывающие с Землей. Хочется скорее на Землю попасть, увидеться с близкими, но задумываешься — куда возвращаться-то?

— Я вас понимаю, и все же, как все это видится сверху?

— Просто ужасно! Ужасно! Командир и Лена делали съемки, они лучше расскажут, сказал с болью в голосе Валерий Поляков.

— Это видится скорее не глазами, а душой, — с грустью в голосе сказал Александр Викторенко и замолк, видимо не желая продолжать грустную тему.

— А кто снимал эти уникальные кадры с наездом на центр Грозного, когда видны не только река и улицы, но и отдельные горящие дома?

— Экипаж снимал... — скромно заявил Викторенко, но Лена его перебила, — Степаныч это снимал, Степаныч... А Валерий Поляков добавил, — Но чувствуется и та рука, которая его за некоторые места держала... чтобы он не шевелился. Тут надо четыре руки...

— Понимаешь, мы много раз пытались снять, но это был единственный раз, когда Грозный был более-менее виден. Даже сегодня Саша смотрел, но опять все время в облаках, — выдала подробности Лена.

— Опять это же место проходили, — рассказал Викторенко, — можно было бы отснять... Я снял, но показать нечего... закрыто... Бог скрывает...

Наступила пауза в разговоре и я решил немного отвлечь экипаж от грустных мыслей:

— Александр Степанович ! Вы чуть ли не в первый раз за время всего полета вступили в разговор поэтому вопрос к вам. Мы заметили, что уже в трех экспедициях попадаются какие-то неразговорчивые командиры: Виктор Афанасьев, Юра Маленченко, теперь вы... Хотя на Земле молчуном вас не назовешь...

— Ладно, ладно, поругай нашего командира... — прокомментировала мои слова Лена, а я продолжил:

— Так вот это тенденция влияния космоса, или вас в ЦПК так инструктируют?

— Трудно сказать... — не принял мой шутливый тон командир, — наверно на Земле устаем, здесь хоть отдохнуть немножко...

— От внимания прессы?

— И от нее тоже, — засмеялся наконец Степаныч.

— Тут, Игорь, вот как бывает, — подключился Поляков, — в знак своего гражданского протеста можно объявить голодовку. Но не все будут знать, что там наверху летает человек, который объявил голодовку протеста. А можно объявить протест в виде молчания... Конца не видно, прозрения не просматривается и молчание в конце концов надоедает. Командир начал говорить, увидев, что молчать совершенно бесполезно.

— Понятно, — ответил я, хотя так и не понял против чего протестует командир. Решив отложить обсуждение этого вопроса до встречи на Земле, я заверил экипаж, что страницы “НК” всегда открыты для официального заявления космонавтов-забастовщиков.

А потом Валерий Поляков от всего экипажа поблагодарил за “Новости космонавтики”, полученные по пакетной связи и за ноябрьскую передачу “Аэрокосмического салона”, которую им показывали в прошлое воскресенье.

— Горбатко понравился, — прокомментировал Викторенко репортаж из военной орбитальной станции “Алмаз” и на борту раздался заразительный смех, — Да нормально все, Игорек.... нормально, — поспешил успокоить Степаныч, чтобы я не отнес смех к качеству всей передачи.

— А за “Новости космонавтики” спасибо, мы здесь с удовольствием всегда смотрим те номера, которые приходят с грузовиком, — Валерий Владимирович еще раз вернулся к журналу, — американцы давно практикуют подробное освещение космических полетов в таких вот хроникальных изданиях, так что у нас очень хорошая инициатива проявилась.

— Александр Степанович, а скажите, почему вашему экипажу перенесли дату посадки на более ранний срок?

— Это удобно с точки зрения баллистики. Приходит экипаж и мы делаем пересменку, как обычно 6 дней и садимся в хорошее время суток.

— Нельзя заявлять категорично, что раньше намечался именно этот срок, — решил уточнить Валерий Владимирович, — первоначальный срок посадки был 9 марта. По крайней мере я контракт подписывал до 9 марта.

— А потом еще одна причина, — добавила Лена, — сначала планировали, что выходить будут Володя Дежуров и Степаныч, а теперь, когда принято решение о выходе Дежурова и Стрекалова, нет смысла затягивать период пересменки.

А Александр Степанович, памятуя об аварии электропитания в прошлом году и о постоянной нехватке электроэнергии на комплексе, заметил:

— Да и сам понимаешь, тяжело станции работать, когда на борту шесть человек. Поэтому пересменку побыстрее надо сделать.

— Александр Степанович, а что сейчас больше всего доставляет неприятностей на борту?

— Я бы не сказал, что особо что-то мучает. Обычная рабочая обстановка. Но при шести членах экипажа расход продуктов, воды, кислорода значительно возрастают. Урины много... А смысл какой? Если действительно нужно шесть человек, то нужно. А если нет, то и не надо... — глубокомысленно закончил командир.

— Станция — это громадное фермерское хозяйство, где и работаем и живем. И хлопот невпроворот, и они всегда будут. Нормальная рабочая обстановка, и усложнять ее ни к чему без надобности.

— А зелень у вас растет какая-нибудь?

— Пока нет.

— Вот командир сказал, что нет, — добавил Валерий Владимирович, — но лук остался от прошлого грузовика. Так вот он лежит в темноте, но в тепле. Так вот он прорастает немножко. А вот разрезанный в целлофановом пакете, полежав на свету зазеленел. Видишь, как жизнь к весне пробивается.

— И нам домой надо... — пробасил Викторенко.

— А вы, Валерий Владимирович, луковицы у себя в спальне привяжите, — я имел ввиду “Кристалл”, где спит Поляков, — там сыро и тепло и они прорастут за несколько дней.

— Там сыро, но не тепло, — ответил он, — А вид лука, который там прорастет будет называться “лук буравчатый”. А температура в модуле меняется, как наверно и у вас в домах, то тепло, то прохладно. Мы не драматизируем обычную бытовую жизнь. Капельки влаги оседают на охлажденных местах, как дома на окнах кухни, когда жена борщ варит. Иногда станция повернется к Солнцу другим боком и становится теплее, система регенерации воды вытягивает влагу из атмосферы. Так и живем. Такой круговорот веществ. Полная слитность человека и комплекса, и зависят друг от друга.

— И своим теплом согреваем атмосферу. Я мерил японским термометром, в течение нескольких секунд на расстоянии полметра от меня повышается температура на две-три десятых градуса

— Вы видно очень горячий человек, Валерий Владимирович, — заметил я, а в ответ с орбиты раздался заразительный смех Лены Кондаковой.

Но комментария к этому замечанию я так и не услышал. Связь с комплексом пропала раньше времени на 6 минут и телеграммы, которые должен был передать оператор, остались до следующего сеанса.

В.Истомин. 26 января утром Лена и Поляков сдали кровь из пальца для дальнейшего исследования ее под микроскопом (эк-т “Микровзор”). После завтрака Поляков начал исследования крови, а Лена, не смотря на потерю крови, вместе с Викторенко выполнила замену преобразователя тока аккумуляторной батареи 3 (ПТАБ 3). Проверка процента сбоев в микросхемах на аппаратуре “Экзек” (эк-т “Отказ”) показала все тот же 1%. Базовый блок плохо пропускает тяжелые частицы. Затем состоялись переговоры с радиокомментатором и депутатами Госдумы. Они посетовали, что денег на космос запланировано только до мая месяца. “Нас спустить, хватит денег?”, — поинтересовался Викторенко. Депутаты космонавтам это обещали. Из-за того, что переговоры с депутатами наложились на исследование системы кровообращения (МК-5) у Викторенко и Лены, исследование прошло в сокращенном режиме. Но решили его не повторять: какие деньги, такие и исследования. В этом богатом событии сеансе прошел сигнал “Дым в станции”, но космонавты заверили ЦУП, что все нормально, скорее всего — пыль.

27 января уже Викторенко сдавал кровь для науки, а Лена в это время снимала Грозный, но его опять заволокло облаками. Много времени ушло у космонавтов на сбор влаги в UM-T. Поляков провел МК-5, а Викторенко провел тест механизмов перемещения ЧСК-1. К сожалению никакого движения зафиксировано не было. Значит надо менять еще две платы, а они придут только на ТКГ 226 в феврале. Космонавты сообщили что они выпили воду из “Родника” в ЦМ-Д. Им посоветовали тогда взять воду из “Родника-Т”. Опять на борт ушла радиограмма проверить комплектность блоков для монтажа 2-х гиродинов в ЦМ-Д. ЦУП проводил тестовый сеанс связи через СР (+95). Замечаний нет.

28 января космонавты отдыхали, говорили с семьями по телефону, выполнили гигиеническую влажную уборку. Пришел пообщаться с экипажем Стрекалов, который 16 марта должен прилететь на станцию в составе ЭО-18. Из-за неважных приходов электроэнергии тепловые процедуры космонавтам разрешили только после 21 часа. Космонавты доложили что в модуле “Квант-2” (ЦМ-Т) наконец-то сухо и что они хотели бы иметь новые респираторы.


США— Россия. “Дискавери” готов к старту

И.Лисов по материалам НАСА и Центра Кеннеди, информации Дж-Мак-Дауллла.

Завершается подготовка к первому в этом году пилотируемому полету американского многоразового корабля. Основной целью полета объявлена отработка сближения и выполнение облета российской станции “Мир”.

16 января на стартовом комплексе LC-39B был успешно проведен гелиевый тест, подтвердивший отсутствие утечек из основной двигательной установки. Была подтверждена годность к запуску трех основных двигателей орбитальной ступени.

В этот же день была обнаружена утечка во вспомогательной силовой установке APU №2, в области топливного насоса. Поиск места утечки и способов устранения неисправности проводились 17 января. Вечером 18 января была выполнена замена негерметичного уплотнения.

17 января в 09:30 EST (восточного зимнего времени) в Центр Кеннеди прибыл для участия в демонстрационном предстартовом отсчете экипаж “Дискавери”.

В этот же день была выполнена замена “текущего” двигателя системы реактивного управления R3A (“НК” №1, 1995). Во время наддува питающей его магистрали №3 была обнаружена утечка в еще одном двигателе, R3R, расположенном на той же магистрали.

(Система реактивного управления RCS орбитальной ступени включает в общей сложности 38 более мощных двигателей тягой по 395 кгс и 6 так называемых верньерных двигателей тягой по 10.9 кгс. Двигатели, “смотрящие” в одну сторону, в щелях резервирования питаются от разных магистралей. И наоборот, на каждой магистрали “сидит” группа двигателей, “смотрящих” в разные стороны. Так, двигатели R3A и R3R расположены в правом хвостовом блоке (первое R), “сидят” на 3-й магистрали и направлены: первый — назад (А — accelerate), второй — вправо (R — right).)

К утру 19 января работы по замене обоих двигателей наконец были закончены, и новых утечек обнаружено не было.

На фоне всех этих неприятностей 18 января состоялся официальный смотр летной готовности (FRR). Корабль был допущен к выполнению полета и была подтверждена дата старта — 2 февраля.

Одновременно в течение 18-19 января был проведен демонстрационный предстартовый отсчет, в ходе которого отрабатывалась аварийная эвакуация экипажа со старта. С 20 января шла подготовка твердотопливных ускорителей.

21 января была выполнена заправка баков двигательной установки “Дискавери” компонентами топлива. 23 января прошло огневое испытание вспомогательной силовой установки APU №2; установка проработала около 7 минут. Поворотная башня обслуживания была вновь подведена к кораблю.

24 января проводилась закладка программного обеспечения в блоки памяти бортовых компьютеров. 25 января была выполнена первая загрузка материалов для проведения экспериментов в модуль “Спейсхэб”. В ночь на 27 января в шлюзовой камере “Дискавери” были установлены и на следующее утро проверены два выходных скафандра.

В ночь на 26 января была проведена установка пиротехнических устройств, 26 января — наддув бортовой двигательной установки. 27 января была выполнена очистка внешнего топливного бака транспортной системы.

Предстартовый отсчет предполагалось начать в воскресенье 29 января в 16:30 EST. Запуск “Дискавери” должен был состояться 2 февраля приблизительно в 00:48 EST. Более точно время старта надо было уточнить по фактическим параметрам орбиты станции “Мир”. Положение флоридского космодрома, наклонение орбиты “Мира” и энергетические возможности системы “Спейс шаттл” и орбитальной ступени определили длительность стартового окна — запуск к российской станции возможен каждый день в течение примерно пяти минут. Расчетная длительность полета — 8 сут 6 час 13 мин. Приземление запланировано в Центре Кеннеди.

Историческая справка

Первоначально программа полета STS-63 формировалась вокруг лабораторного модуля “Спейсхэб”, полеты которого на кораблях НАСА осуществляются на коммерческой основе по соглашению с одноименной компанией. По состоянию на начало 1993 г. (“НК” №4, 1993, стр. 18), третий полет “Спейсхэба “, носивший еще тогда обозначение STS-64, планировался на 21 мая 1994 г.

2 апреля 1993 г. С.Крикалев и В.Титов были официально объявлены соответственно специалистом полета и дублером в экипаже STS-60 (“НК” №7, 1993, стр.14), и, видимо, где-то в это же время сформировалась идея организации второго полета — для Титова. Чтобы в максимальной степени учесть подготовку, которую космонавты уже проходили по программе STS-60 — в состав ее полезной нагрузки во второй раз входил “Спейсхэб”, — В.Титова было предложено включить а экипаж STS-63 с третьим “Спейсхэбом” (“НК” 11, 1993, стр.14). А заодно и совместить приятное с полезным — учитывая планы по стыковке шаттла с “Миром” по окончании длительного полета американского астронавта, выполнить в ходе STS-63 тренировочный подлет к “Миру” и отработать операции по сближению и маневрированию вблизи российской станции (“НК” №17, 1993, стр.9). Масса полезной нагрузки позволяла осуществить выведение корабля на орбиту с “мировским” наклонением 51.6°.

8 сентября 1993 г. НАСА объявило состав экипажа STS-63, в неизменном виде дошедший до старта (“НК” №18, 1993, стр.17). Однако запланированные сроки полета (19 мая 1994) реализованы не были. Летом 1993 г. имели место несколько неудачных попыток 17-го запуска “Дискавери” по программе STS-51. В результате с ноября на февраль 1994 г. был сдвинут 18-й полет этого корабля (с Крикалевым), и в графике 1994 г. оказалось девять запусков. Учитывая сокращение бюджета пилотируемых полетов, НАСА решило передвинуть один из полетов на более поздний срок. Сократили 19-й полет “Дискавери”. Во-первых, фирма “Спейсхэб” имела сложности с привлечением заказчиков для использования своего модуля, и его полеты решили разнести пореже. Во-вторых, стыковка с “Миром” планировалась на май 1995 г., и необходимости в отработке ее именно весной 1994 г. не было. Очень вероятно также и то, что в оставшееся время просто не было возможно выполнить весь объем подготовки к совместной работе двух ЦУПов во время такого полета. Протокол, подписанный директорами РКА Ю.Н.Коптевым и НАСА Д.Голднным 16 декабря 1993 г., официально зафиксировал перенос STS-63 на начало 1995 г. (“НК” №26, 1993, стр.20).

Программа полета

К каждому полету шаттла пресс-служба НАСА готовит так называемый пресс-кит. Это обширный документ (50, а то и 100 страниц), в котором, помимо общего описания, приводятся полный перечень заданий на полет, распределение работ по дням полета, перечень динамических операций, сведения об аварийных режимах выведения, массовая сводка, список членов экипажа с указанием их функциональных обязанностей, биографии астронавтов, и весьма подробно описываются запланированные эксперименты.

Как правило, пресс-кит публикуется и выпускается в компьютерную сеть за три недели до запуска. В случае STS-63 это правило было нарушено: пресс-кит появился лишь 23 января. Но и сильно запоздав, документ грешил многочисленными нестыковками. Достаточно сказать, что в перечне обязанностей астронавтов и на рисунках фигурировали несколько экспериментов, не упомянутых и не описанных в тексте. Поскольку описание программы подготовлено на основе пресс-кита, автор приносит извинения за возможные неточности.

Рис.1. Конфигурация грузового отсека в полете STS-63: 1 — туннельный адаптер; 2 — “Спейсхэб”; 3 — дистанционный манипулятор; 4 — DTO-700-5; 5 — Spartan-204; 6 — CGP/ODERACS

Итак, основной задачей полета является сближение и облет российской орбитальной станции “Мир” на четвертый день полета. Эта операция призвана подтвердить “технологию” последующих полетов со стыковками с “Миром”, включая тонкое маневрирование в окрестностях станции и проверку работы специальной телекамеры для выравнивания шаттла по мишени на “Мире”, отсутствие опасности со стороны выхлопов двигателей шаттла, продемонстрировать канал УВЧ-связи между аппаратами, отснять “Мир” на фото— и видеопленку и отработать взаимодействие ЦУПов в Хьюстоне и Калининграде.

Хотя облет “Мира” может дать ценную информацию для планирования стыковок, выполнение этого задания не является необходимым для осуществления программы STS-71 и последующих полетов. И хотя официально он объявлен основной целью полета, технически сближение с “Миром” и связанные с этим эксперименты числятся “детальными техническими заданиями” (см. Табл. 1). Единственная прямо связанная с облетом полезная нагрузка (DТО-700-5) — лазерный дальномер TCS (Trajectory Control Sensor) — размещается в контейнере на стенке грузового отсека.

“Дискавери” несет в грузовом отсеке две основные полезные нагрузки — модуль “Спейсхэб”, предназначенный для проведения различных исследований в условиях орбитального полета, и отделяемый астрономический спутник “Spartan-204” (Рис.1).

Первый летный экземпляр модуля “Спейсхэб” (FU-1; он ранее использовался в полете STS-57, a FU-2 — в полете STS-60) размещается в передней части грузового отсека и соединяется со шлюзовой камерой кабины экипажа спейслэбовским туннельным адаптером, имеющим люк для выхода в открытый космос (Рис.2). (При установке модуля “Спейслэб” адаптер служит для соединения шлюзовой камеры кабины с его переходным тоннелем.) “Спейсхэб” представляет собой герметичный модуль со стойками и ячейками для экспериментов. В потолке FU-I сделано второе (дополнительное) окно диаметром 25 см, на которое установлена телекамера прицеливания на стыковочную мишень “Мира”.

В “Спейсхэбе” размещается более 20 экспериментов, разработанные университетами, промышленностью и правительственными агентствами и финансируемых двумя управлениями ПАСА (доступа в космос и технологии и биомедицинских и технологических исследований и приложений), а также Министерством обороны США.

По результатам двух первых полетов “Spacchab, Inc.” внесла несколько изменений, направленных на частичное высвобождение экипажа от обязанностей по обслуживанию модуля. Так, астронавтам приходилось вручную подключать камкордеры к замкнутой телевизионной системе корабля (через нее видеоизображение эксперимента идет на Землю). Теперь в модуле установлен видеопереключатель на восемь входов, управляемый при помощи команды с Земли. А для одной из камер обеспечена возможность сбрасывать отдельные кадры независимо — по телеметрии.

Рис.2. Модуль “Спейсхэб” и туннельный адаптер.

Улучшен интерфейс экспериментального оборудования с телеметрической системой модуля. Теперь постановщик эксперимента может подключаться к ней через стандартный разъем RS232. Данные будут идти непрерывно, а экипажу не придется тратить много времени на организацию их сброса.

Один из примерно 20 экспериментов в “Спейсхэбе” приобрел широкую известность Хотя цель его официально была обозначена как “получение фундаментальных данных по удержанию, манипулированию и переносу пересыщенных двухфазных жидкостей под давлением”, реально он проводился по заданию компании “Coca-Cola Co.” и был направлен на отработку средств производства газированных напитков в невесомости, их смешивания и разлива. По утверждениям постановщиков, отработка такой технологии в невесомости может вылиться (точное слово!) в приложения в повседневной “земной” практике компании. Кроме того, одной из целей полета был объявлен сбор данных по изменениям вкусовых ощущений астронавтов в полете, для чего экипаж, естественно, должен был означенные напитки пробовать до, во время и после полета. Неплохой подход к рекламе!

Другой эксперимент, известный под обозначением Immune 2, выделяется из перечня тем, что проводится на 12 крысах-самцах, содержащихся в двух модулях АЕМ. Шесть из них до старта получат определенную дозу полиэтиленгликоль-интерлейкина-2, который, как полагают, может уменьшить или предотвратить снижение эффективности иммунной

Рис.3. КА “Spartan-204” на платформе SFSS
системы в полете и отличается продленным действием по сравнению с рекомбинантным интерлейкином-2. Если вещество “сдаст экзамен” в космосе, оно может быть использовано для лечения определенных заболеваний крупного рогатого скота на Земле, а также может найти применения при лечении человека.

Спутник “Spartan-204” располагается в средней части грузового отсека на платформе SFSS (Spartan Plight Support Structure). На борту этого аппарата размещается картографический спектрограф дальнего УФ-диапазона FUVIS (Far Ultraviolet Imaging Spectrograph), изготовленный Военно-морской исследовательской лабораторией (NRL). Прибор предназначается для получения спектральных характеристик диффузных источников света естественного и искусственного происхождения. Он будет использоваться для исследования условий среды вблизи шаттла, а также для выполнения астрономических наблюдений. Конфигурация “Spartan-204” используется впервые. Эта миссия финансируется космической испытательной программой STP (Space Test Program) ВВС США, а не НАСА, как предыдущие полеты “Spartan'oв”.

“Spartan 204” будет развернут на манипуляторе шаттла для спектрографирования свечения хвоста шаттла, а также выхлопов двигателей системы реактивного управления, в течение 4.5 часов на вторые сутки полета. На пятые сутки, после сближения с “Миром”, астрономический спутник будет выведен в автономный полет длительностью 43.5 час для исследования астрономических объектов (туманности, диффузное фоновое излучение, ближайшие галактики) по заранее заданной программе, а затем возвращен в грузовой отсек и на Землю.

Астрономическая часть программы направлена на исследование состава, физических и химических свойств и пространственного распределения межзвездной среды. FUVIS способен отделить вклад звезд от излучения подлинных диффузных источников. Детальные планы включают наблюдение УФ-излучения звезд, рассеянного на частицах межзвездной пыли, для определения ее пространственного распределения, и линий излучения газовой составляющей межзвездной среды.

Цели Министерства обороны в данном эксперименте состоят в изучении пространственного распределения интенсивности и определении химических веществ, обуславливающих свечение шаттла и выхлопа ракетных двигателей.

На борту “Spartan-204” установлены шесть лазерных отражателей, которые будут мишенями для следящей системы TCS (Tracking Control System). Система будет испытываться во время работы спутника на манипуляторе, а также во время его выведения и возвращения.

На поперечной платформе MPESS в самом конце грузового отсека установлена ПН класса “Hitchhiker-M” под названием CGP/ODERACS. Программа “Hitchhiker” проводится Центром Годдарда и предназначена для пользователей, заинтересованных в быстром проведении недорогих экспериментов на борту шаттла. Платформа “Hitchhiker” обеспечивает стандартные электропитание, телеметрию и командный интерфейс для подключенных экспериментальных установок. В состав первой из четырех ПН в 1995 г,, входят несколько независимых экспериментов.

Цель эксперимента CSE — оценить в орбитальном полете и получить характеристики двух технологий терморегулирования, составляющих гибридную криогенную систему. Это криогенный холодильник нового поколения на температуру 65 К, основанный на цикле Стирлинга и отличающийся долговременной работой и низким уровнем вибрации, и тепловая труба (рабочее тело — кислород), соединяющая холодильник и криогенное устройство хранения тепловой энергии.

Осуществимость каждой из двух систем была подтверждена в независимых наземных испытаниях, однако ряд вопросов требуют натурного эксперимента в невесомости. Запланированный эксперимент должен дать информацию о градиенте температуры в тепловой трубе в устойчивых и переходных состояниях, уровне вибраций активного холодильника и длительной работы охлаждающей системы в сборе. Эксперимент подготовлен “Hughes Aircraft Corp.” при содействии Лаборатории реактивного движения для получения надежной базы данных дли будущей разработки криогенных систем для КА конца 1990-х годов. В их число входят КА для программы НАСА “Миссия к планете Земля” и астрофизических исследований, а также военные аппараты.

Рис.4. Платформа MPESS с экспериментальным оборудованием (вид спереди).
1 — CSE; 2 — GLO-2; 3 — акселерометры; 4 — ODERACS-2

Эксперимент GLO-2, как и часть научной программы ИСЗ “Spartan-204”, проводится для исследования ночного свечения шаттла. Он является развитием проводившихся ранее экспериментов ВВС, направленных на изучение потенциального воздействия свечения КА на работу датчиков, и проводится теперь по объединенной программе с Отделением космической физики Управления наук о космосе НАСА.

Эксперимент подготовлен Университетом Аризоны и Лабораторией Филлипса ВВС США. Аппаратура состоит из регистраторов изображения и соосных с ними спектрографов, которые фиксируют одну и ту же область наблюдения. Спектрографы и регистраторы смонтированы на сканирующей платформе, обеспечивающей наведение по азимуту и возвышению.

Спектрографы содержат вогнутые голографические решетки, которые фокусируют и разлагают в спектр свет с длиной волны 115-1100 нм из поля зрения размером 0.1x2.0°. Датчики ведут измерения в девяти различных диапазонах. Спектрально разрешенный свет усиливается и подается на ПЗС-детектор. Оцифрованные данные ПЗС-детектора суммируются по группам с тем, чтобы достигнуть разрешения в 0.1°.

Регистраторы включают шесть отдельных телескопов, изображения которых подаются с помощью волоконной оптики на один П3C-прибор. Один из каналов — широкоугольный, другой отличается высоким увеличением, а четыре оставшихся имеют фильтры различных частот.

В результате выполнения эксперимента должны быть получены детальные изображения и точные спектральные данные по излучениям в ультрафиолетовом и видимом диапазонах. Разработчики надеются достичь пространственного разрешения в 0.1° и спектрального — в 0.5 нм, и изучить зависимость исследуемых явлений от времени, высоты полета, магнитного поля, включений двигателей, состава поверхности на интенсивность и спектр свечения. По этим данным должна быть построена модель оптического излучения.

Исследование свечения шаттла будет проводиться в течение относительно небольшого времени, а большую часть полета аппаратура GLO-2 будет использоваться в эксперименте Университета Аризоны по изучению термосферы. Его цель — получить точное описание процессов, вызывающих излучения освещенной Солнцем атмосферы в линиях О+ и N2+. Последнее не имеет надежного объяснения, т.к. модели дают лишь половину наблюдаемых значений.

Крупноформатная кинокамера ICBC в грузовом отсеке (IMAX Cargo Bay Camera) находилась в грузовом отсеке шаттла во время полетов STS-61B, 31, 46, STS-51 и на борту отделяемого спутника SPAS во время STS-61. Другой вариант IMAX — ручная кинокамера в кабине — летала девять раз (STS-41С, 41D, 41G, 29, 34, 32, 31, 42, 61). Съемки на широкую пленку с помощью этих камер используются при создании IMAX-фильмов, демонстрируемых на экранах размером 30x100 метров.

В полете STS-63 камера IСВС, поставленная Центром Джонсона, входит в состав ПН CGP/ODERACS. Эта цветная кинокамера располагается в герметичной оболочке и имеет подвижную крышку на объективе. Теплозащита и нагреватели обеспечивают нормальные условия работы. Оптическая ось камеры фиксирована, и направлена вверх из грузового отсека с наклоном 15° в сторону кабины. Фокусное расстояние объектива 60 мм. Магазин вмещает примерно 1070 м 65-миллиметровой пленки, расходуемой со стандартной скоростью 24 кадра в секунду либо с уменьшенной (3 кадр/сек). При 24 кадрах пленки достаточно на 10.5 мин работы. Звуковое сопровождение записывается в кабине экипажа.

Астронавты управляют работой камеры с заднего поста кабины. (При обработке изображение будет переведено на 70-миллиметровую пленку).

Камеры IMAX будут использоваться еще в двух полетах 1995 г. — ручная в STS-71 и оба варианта в STS-74.

В канистре типа GAS находятся шесть малых субспутников ODERACS-2, предназначенных для калибровки наземных радиолокационных и оптических средств контроля космического пространства. В их число входят стальная сфера диаметром 50.8 мм, две алюминиевых, диаметром 101.6 и 152.4 мм, и проволочки-диполи из платинового сплава толщиной 1 мм и длиной: одна — 44.2 мм и две — 133.5 мм. Спутники должны быть выведены в первые сутки автономного полета. ПН ODERACS (постановщик эксперимента — Центр Джомсона) отправлялась в полет уже дважды. Первая попытка, в декабре 1992 г. в полете STS-53, была неудачна: вывести спутники не удалось. Вторая (ODERACS-1R на STS-60 в феврале 1994 г.) была успешна.

Во время 5-часового выхода в открытый космос на 7-й день полета астронавты Майкл Фоул и Бернард Харрис должны испытать модифицированные скафандры с улучшенной защитой от холода, а также выполнить эксперимент по перемещению большой массы (в качестве таковой будет использоваться спутник “Spartan-204”) с целью накопления опыта и подготовки к работам по сборке Международной космической станции.

Остается упомянуть еще восьмой и последний эксперимент по горению образца плексигласа в 50-процентной кислородно-азотной газовой смеси при давлении 1 атм (SCSE) и слежение за шаттлом со станции электронно-оптического наблюдения ВВС США на о.Мауи (AMOS).

Перечень полезных нагрузок, экспериментов и заданий в полете STS-63 приведен в Табл.1. “Комментарий” является, как правило, разъяснением, но не переводом оригинального наименования.

Табл.1. Полезные нагрузки, эксперименты и задания в полете STS-63

ОбозначениеНаименованиеКомментарий
1. Коммерческий лабораторный модуль “Спсйсхэб”
ASC-4Astroculture TMОтработка технологий выращивании растений в невесомости
BPL-03BioServe Pilot Laboratory-3Две серии исследований на бактериальных продуктах (поведение Rhizobium trifolii, изменения в росте и поведении Е. coli)
BRIC-03Biological Research in CanistersПроращивание соевых бобов и исследование производства карбогидратов
CGBA-06Commercial Generic Bioprocessing Apparatus26 коммерческих экспериментов в областях биомедицинских испытаний и разработки лекарств, разработки малых систем для растений и СЖО, разработки биоматериалов и биотехиологических систем
CharlotteРобот — устройство для автоматического обслуживания экспериментальных ПН и дистанционного видеонаблюдений
CHROMEX-06Исследование структуры клеточных мембран Trilucum aestivum и связанных с ними энзим
CPCG-VDACommercial Protein Crystal GrowthОтработка методов кристаллизации макромолекул в невесомости
CREAM-06Cosmic Radiation Effects and Activation MonitorСбор данных по радиационным эффектам (США-Британия)
ECLIPSE-HAB3Equipment for Controlled Liquid Phase Sintering ExperimentsИсследование жидкофазного спекания металлических систем
FGBA-1Fluids Generic Bioprocessing ApparatusПолучение фундаментальных данных по удержанию, манипулированию и переносу пересыщенных двухфазных жидкостей
GPPM-02Gas Permeable Polymer MaterialsСравнение процессов формирования газопроницаемых полимеров в невесомости и в условиях тяжести
IMMUNE-02Дальнейшая оценка возможностей уменьшить отрицательное воздействие невесомости на иммунную систему животных с помощью препарата полиэтиленгликоль-интерлейкин-2
NIH-C-03National Institutes of Health — C-3Три совместных эксперимента НАСА и Национального института здравоохранения с использованием модуля выращивания культур тканей STL
PCG-STES-03Protein Crystal Growth — Single-Locker Thermal Enclosure System
1 РСАМProtein Crystallization Apparatus for MicrograviryНовая установка для выращивания большого числа протеинов
2 HH-DTCHandheld Diffusion Test CellОценка экспериментальных камер для наблюдаемого роста кристаллов протеинов в процессе взаимной диффузии жидкостей
PCF-LST-O3Protein Crystallization Facility — Light Scattering/TemperatureВыращивание кристаллов альфа-интерферона
RME-III-13Radiation Monitoring ExperimentМониторинг радиационной обстановки
SAMS-03Space Acceleration Measurement SystemСистема регистрации ускорений (в интересах экспериментов по выращиванию протеинов)
3-DMAThree-Dimensional Microgravity AccelerometerИзмерение трех компонент возмущающих ускорений
WINDEX-01Window ExperimentПолучение данных по взаимодействию частиц окружающей среды с шаттлом
2. Отделяемый спутник “Spartan-204”
FUVISFar Ultraviolet Imaging SpectrographКартографический спектрограф дальнего УФ-диапазона
3. CGP/ODERACS
CSECryo System ExperimentЭкспериментальная система терморегулирования
GLO-2Shuttle Glow ExperimentИсследование свечения шаттла
ICBCIMAX Cargo Bay CameraКамера IMAX а грузовом отсеке
ODERACS-2Orbital Debris Radar Calibration SatelliteСферы для калибровки радаров, следящих за космическим мусором
4. Эксперименты в кабине шаттла
SSCESolid Surface Combustion ExperimentЭксперимент по горению твердых материалов
5. Эксперименты, проводимые на Земле
AMOSAir Force Maui Optical SiteЭксперимент по наблюдению шаттла наземными средствами
6. Дополнительные задания (DTO/DSO)
DTO-301DAscent Structural Capability EvaluationОценка конструкционных характеристик при выведении
DTO-305DAsceni Compartment Venting EvaluationОценка вентиляции кабины при выведении
DTO-306DDescent Compartment Venting EvaluationОценка вентиляции кабины при посадке
DTO-307DEntry Structural CapabilityСтруктурные характеристики при входе в атмосферу
DTO-312External Tank Thermal Protection System PerformanceХарактеристики теплозащиты внешнего бака
DTO-319DOrbiter/Payload Acceleration and Acoustics DataДанные по ускорениям и акустическим нагрузкам ОС и ПН
DTO-414APU Shutdown TestОпытное отключение вспомогательной силовой установки
DTO-524Landing Gear Loads and Brake Stability EvaluationОценка нагрузок на шасси и надежности тормозов
DTO-623Cabin Air MonitoringКонтроль воздуха в кабине
DTO-671EVA Hardware for Future Scheduled EVA MissionsПерспективное оборудование для внекорабельной деятельности
DTO-672EMU Electronic Cuff ChecklistЭлектронная записная книжка для выхода
DTO-700-2Laser Range & Range Rate DeviceЛазерный дальномер
DTO-700-5Payload Bay Mounted Rendezvous LaserЛазерный дальномер для стыковки в грузовом отсеке
DTO-700-7Orbiter Data for Real-Time Navigation EvaluationОценка навигации при помощи лазерного дальномера в реальном времени
DTO-805Crosswind Landing PerformanceХарактеристики посадки при боковом ветре
DTO-832Target of Opportunity Navigation Sensors
DTO-833EMU Thermal Comfort EvaluationsОценка теплового комфорта в скафандре
DTO-835Mir Approach DemonslrationДемонстрация подхода к “Миру”
DTO-836Tools for Rendezvous and DockingСредства сближения и стыковки
DTO-838Near Field Targeting and Reflective Alignment SystemСистема близкого наведения и выравнивания с отражением
DTO 1118Photographic and Video Survey of Mir Space StationФотографирование и видеообзор станции “Мир”
DTO-1210EVA Operations Procedures/TrainingПроцедуры и подготовка внекорабельной деятельности
DSO-200BRadiological EffectsРадиобиологические эффекты
DSO-201BSensory Motor InvestigationsСенсорно-моторные исследования
DSO-204Visual Observations from SpaceВизуальные наблюдения
DSO-327Shultlc-Mir VHF Voice Link VerificationПодтверждение характеристик голосовой ОВЧ-связи “Шаттл-Мир”
DSO-483Back Pain Pattern in MicrogravityИзучение распределения болей в спине в невесомости
DSO-484Assessment of Circadian Shifting in Astronauts by Bright LightОценка смещения суточного ритма при ярком свете
DSO-486Physical Examination in SpaceФизические упражнения в космосе
DSO-487Immunological Assessment of CrewmembersИммунологическая оценка членов экипажа
DSO-491Characterization of Microbial Transfer Among Crewmembers During FlightМикробный обмен между членами экипажа в полете
DSO-492In-Flight Evaluation of a Portable Clinical Blood AnalyzerПереносной клинический анализатор крови
DSO-604Visual-Vestibular Integration as a Function of AdaptationИзменения чувства баланса и функции зрения
DSO-608Effects of Space Flight on Aerobic and Anaerobic MetabolismИсследование изменений в состоянии тела при адаптации к невесомости
DSO-621In-Flight Use of Florinef to Improve Orthostatic Intolerance PostflightПрием препарата флоринеф для улучшения послеполетной ортостатической нечувствительности
DSO-626Cardiovascular and Cerebrovascular Response to Standing Before and After Space FlightИзмерение характеристик сердечнососудистой системы
DSO-901Documentary TelevisionДокументальные телепередачи
DSO-902Documentary Motion PictureДокументальные киносъемки
DSO-903Documentary Still PhotographyДокументальные фотосъемки

Табл.2. Весовая сводка STS-63 (кг)

Стартовая масса (при включении SRB)2046557
Посадочная масса “Дискавери”95852
Сухая масса “Дискавери” с двигателями78796
“Спейсхэб”3976
Оборудование обеспечения “Спейсхэб”300
“Spartan-204” (отделяемый спутник)1167
“Spartan-204” (оборудование обеспечения)1093
CGP/ODERACS1999
SSCE63
DTO/DSO112

Как уже говорилось выше, полезные нагрузки CONCAP-2, MSX, CTOS, не описанные в соответствующем разделе, считаются упомянутыми ошибочно. Известно, однако, что первая из них входила в перечень ПН еще в начале января, и даже присутствует на Рис.4. Ряд экспериментов, приписанных к “Спейсхэбу”, выполняется на средней палубе “Дискавери”.

Массовая сводка “Дискавери” приведена в Табл.2.

Официальное распределение обязанностей между членами экипажа таково. За сближение с “Миром” отвечают Джим Уэзерби, Айлин Коллинз и Майкл Фоул (а Титов — нет). Работу в “Спейсхэбе” возглавляет Бернард Харрис, ему помогают Владимир Титов и Дженис Восс. За “Spanan-204” отвечают Фоул и Восс. Дженис также руководит использованием манипулятора.

Далее, на долю Уэзерби приходятся эксперименты CSE, GLO-2, ODERACS-2, AMOS. Восс руководит работой с ICBC. Фоул работает с SSCE и заведует фото— и телевизионными съемками. Харрис отвечает за медицинскую программу.

На долю Владимира Титова приходятся: обслуживание в полете, визуальные наблюдения, вспомогательная роль в работах с IСВС и SCSE и несколько экспериментов в “Спейсхэбе” (ASC-4, CGBA-05, Charlotte, CHROMEX-06). Остальные эксперименты в лабораторном модуле распределены между американцами. В медицинской программе участвуют все члены экипажа.

США. Подготовка шаттлов к полетам

И.Лисов по материалам НАСА

STS-67. “Индевор”

Запуск “Индевора” для полета по программе STS-67 запланирован на 2 марта в 01:37 EST (06:37 GMT).

17 января в 1-м отсеке корпуса подготовки орбитальных ступеней выполнялись ремонт и замена устройства согласования уровня сигнала в правом блоке двигателя системы орбитального маневрирования. 18 января правый блок был вновь установлен на “Индевор”, а его механические и электрические подключения выполнялись с 19 по 27 января.

19 января были проведены функциональные испытания посадочного устройства. К утру 20 января были окончательно закрыты створки грузового отсека корабля.

24-26 января проводились проверки отсутствия утечек в переднем блоке системы реактивного управления RCS и электрических цепей систем орбитального маневрирования и управления. 25-26 января прошли проверки нижнего тормозного щитка орбитальной ступени. 26 января проверялись органы управления и системы управления вектором тяги основной двигательной установки. В эти дни велись также работы по допуску к полету различных отсеков корабля.

Перевозка “Иидевора” в здание вертикальной сборки запланирована в ночь на 2 февраля, вывоз на старт — на 8 февраля.

STS-71. “Атлантис”

13 января в модуль “Спейслэб” были установлены стойки научной аппаратуры, после чего проводились работы по электрическим подключениям, а также установка высокоскоростных устройств записи данных и средств видеозаписи.

В течение второй половины января велась подготовка к установке в грузовой отсек корабля стыковочного отсека ODS.

17-19 января проводилась установка на “Атлантис” вспомогательных силовых установок APU. Их функциональные испытания были закончены 24 января.

19 января начались функциональные испытания системы орбитального маневрирования, а 24 января — испытания основной двигательной установки.

23 января было проведено “малое” опробование экипажем интерфейса со стыковочным отсеком ODS. 24-26 января велись работы по изменению положения сопла сброса отработанной воды. 26 января проводились системные испытания системы хранения и распределения компонентов для системы энергопитания.

20-26 января проводились испытания антенны связи диапазона Ku.


НОВОСТИ ИЗ РКА
Безденежье губит космическую программу

26 января. Франс Пресс. Россия может вскоре прекратить свое существование как великая космическая держава, если “на космос” не будет выделено больше средств. Об этом говорили сегодня на встрече с парламентариями представители космической отрасли.

Как сообщило агентство “Интерфакс”, директор РКА Ю.Н.Коптев предупредил депутатов Государственной Думы, что 260 тысяч работников космической промышленности (из 360 тысяч) могут потерять работу до конца 1995 Г. Из 177 находящихся на орбите российских КА 104 работают за пределами расчетных сроков эксплуатации и могут отказать в любой момент. А с прекращением работы аппаратов исчезнут и рабочие места.

Генеральный конструктор РКК “Энергия” Ю.П.Семенов заявил, что недостаток финансирования уже вызвал закрытие нескольких программ и потерю 7500 специалистов [корпорации] . Но если не будут приняты немедленные меры, под угрозой находятся еще 30000 рабочих мест.

“Интерфакс” приводит слова командующего Военно-космическими силами В.Л.Иванова о том, что запланированные на 1995 г. 75 запусков нереальны из-за недостаточного количества ракет-носителей и КА. “В лучшем случае мы сможем запустить половину,” — сказал командующий. Агентство сообщает также, что в 1994 г. Россия выполнила только 49 запусков из 102 запланированных. А в мае текущего года, если средств по-прежнему будет мало, она будет вынуждена начать сворачивание пилотируемой космической программы.

Кампания по лоббированию интересов космической промышленности совпала с последними усилиями по согласованию жесткого бюджета на 1995 год.

НОВОСТИ ИЗ ЦПК

Астронавты США прибыли в ЦПК

25 января. И.Маринин. НК. Сегодня в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина прибыла новая группа астронавтов НАСА. Это опытные астронавты НАСА Шеннон Люсид и Джон Блаха (ударение на последний слог). Цель их приезда — подготовка к длительному полету на ОК “Мир” по программе “Мир-Шаттл”. Особенность полета такова, что во время нашей 21-й основной экспедиции (Ю.Онуфриенко, А.Полещук) один из этих астронавтов будет доставлен на ОК “Мир” на борту шаттла (STS-77, старт 20 марта 1996 г.), а возвращен через 145 суток тоже на шаттле (STS-80, посадка 31 июля 1996 г.) уже в ходе 22-й экспедиции (Г.Манаков, С.Трещев).

Несмотря на то, что астронавты уже неплохо владеют русским, в течение января им придется заниматься только языком. Одновременно они будут заниматься физической подготовкой, а также пройдут углубленное медицинское обследование, результаты которого будут рассмотрены на ГМК 8 февраля.

С марта 1995 г. они начнут техническую подготовку, которая имеет тоже свои особенности. В связи с тем, что доставка на комплекс и возвращение на Землю астронавтов будут осуществлены на шаттле, то корабль “Союз ТМ” будет изучаться астронавтами только в объеме, необходимом для его эксплуатации в составе орбитального комплекса, а также при посадке на нем в случае аварийного покидания станции или нестыковки шаттла с комплексом. Зато системы комплекса, а также научное оборудование нового модуля “Спектр” (получение тренажеров ожидается в мае-июне) будет изучаться более досконально, ведь предстоит полет длительностью 145 суток (Шеннон Люсид, если это будет она, превысит рекорд Елены Кондаковой).

В апреле астронавты пройдут две тренировки на невесомость о летающей лаборатории Ил-76МДК, а в мае будут отрабатывать действия экипажа при посадке спускаемого корабля “Союз” на воду Медвежьих озер в Подмосковье.

В сентябре-октябре 1995 г. астронавты продолжат подготовку в составе экипажей вместе с российскими космонавтами Юрием Онуфриенко, Александром Полещуком, Василием Циблиевым и Александром Лазуткиным.

В январе 1996 г. астронавтам предстоит пройти тренировку на выживание (это может пригодиться при аварийной посадке на “Союзе”). Люсид и Бляха вместе со спускаемым аппаратом и необходимым НАЗом будут оставлены в подмосковном зимнем лесу на несколько часов, а возможно и суток. Они будут отрабатывать необходимые действия, чтобы продержаться до прихода спасателей.

Астронавтов НАСА разместили в прекрасных квартирах одного из домов, в которых живут российские космонавты. В понедельник 30 января после официального знакомства с сотрудниками ЦПК астронавты ознакомятся со структурой Центра и приступят к подготовке.

Подготовка экипажей ЭО-18 близится к завершению

27 января. И.Маринин. НК. Близится к завершению подготовка российско-американских экипажей по программе 18-й основной экспедиции на орбитальный комплекс “Мир”.

На этой неделе первый экипаж в составе Владимира Дежурова, Геннадия Стрекалом, Нормана Тагарда и второго в составе Анатолия Соловьева, Николая Бударина и Бонни Данбар завершили плановую подготовку. В связи с изменением программы полета ЭО-18 и намеченным для Дежурова и Стрекалова выходам по переносу солнечных батарей, космонавты прошли дополнительные тренировки в гидролаборатории ЦПК, а также в РКК “Энергия”. Во время тренировок Норман Тагард освоил действия оператора и будет выдавать команды с пульта станции по складыванию солнечной батареи в случае нештатной ситуации.

1 февраля у экипажей начинается период зачетов и экзаменов, которые завершатся 14-15 февраля комплексной тренировкой.


НОВОСТИ ИЗ НАСА
Центр Джонсона расширяется

20 января. По сообщению НАСА. В соответствии с соглашением, заключенным с фирмой “McDonnell Douglas Corp.”. НАСА приобретет земельный участок и три промышленных здания, входящие в настоящее время в состав центра разработок фирмы в г.Клиэр-Лейк, Техас, вблизи Космического центра имени Джонсона (JSC).

В соответствии с условиями контракта, “McDonnell Douglas” построит в нынешнем сборочно-испытательном корпусе АТВ (Assembly and Test Building) площадью 9400 м2 новую Лабораторию нейтральной плавучести NBL (Neutral Buoyancy Laboratory). В состав лаборатории будет входить гидробассейн объемом 61.6x30.8x12.2 м2. Рядом будут размещены обеспечивающие электронные системы.

НАСА считает, что лаборатория NBL будет необходима для того, чтобы одновременно с обеспечением подготовки астронавтов к регулярным полетам шаттлов проводить тренировки по сборке Международной космической станции. Работы по сборке станции, общая масса которой составит 378 тонн, будут включать самые сложные задания по внекорабельной деятельности. Для проведения параллельной подготовки астронавтов в существующих бассейнах гидроневесомости (в Центрах Джонсона и Маршалла) потребовалось бы ввести двухсменный график работы, что не представляется возможным по финансовым соображениям. В NBL будет также проводиться подготовка к другим сложным заданиям, таким как, например, обслуживание Космического телескопа.

Два других здания — корпуса LMF (Light Manufacturing Facility) площадью 9010 м2 и ADF (Avionics Development Facility) площадью 4740 м2 — в дополнение к существующим и арендованным площадям будут использоваться для размещения лабораторий, средств технической поддержки и офисов. В LMF будут изготавливаться, модифицироваться и храниться тренировочные макеты. В ADF планируется вести работы по разработке электронного оборудования и программного обеспечения, интеграции и испытаниям.

Земельный участок площадью 5.3 км2 включает автостоянку и служебный въезд на авиабазу Эллингтон.

Общая стоимость сделки составляет 34 млн $. Территория и здания с оборудованием перейдут в собственность НАСА после утверждения сделки Конгрессом США, а до момента утверждения будут взяты в аренду.

Ранее НАСА предполагало построить NBL на территории JSC. Выбранная схема позволит своевременно и в рамках бюджета ввести NBL в строй и начать подготовку к первым полетам по сборке станции не менее чем на шесть месяцев раньше. С вводом в строй NBL существующий бассейн гидроневесомости в Центре Джонсона будет закрыт.

И.Лисов, НК. Оригинальный вариант данного сообщения для прессы отличается поразительной логикой в обосновании финансовых затрат. Сначала пресс-служба НАСА заявляет, что “существующие средства для тренировок в невесомой среде не соответствуют будущим требованиям по подготовке к ВКД”, и поэтому принято решение о строительстве NBL. Затем сообщается, что готовность NBL на 6 месяцев раньше срока позволит проводить “тренировки для первых полетов по программе Космической станции, которые (тренировки) иначе не были бы возможны”. После этого говорится, что “строительство нового гидробассейна позволит избежать дорогостоящего двухсменного графика работ в Центрах Джонсона и Маршалла”. И наконец, “соглашение даст дополнительную экономию средств от того, что существующие средства подводных тренировок в JSC будут закрыты в более ранние сроки”.

Назначен экипаж STS-75

27 января. Сообщение НАСА. Завершено назначение астронавтов в экипаж STS-75 для осуществления полета с привязным спутником TSS-1R в начале 1996 г.

Командиром назначен подполковник Корпуса морской пехоты Эндрю Аллен. Пилотом станет майор ВВС д-р Скотт Хоровиц. Астронавт НАСА д-р Джеффри Хоффман и астронавты ЕКА Клод Николлье и Маурицио Чели, имеющие статус иностранных астронавтов НАСА, примут участие в миссии STS-75 в качестве специалистов полета.

Руководитель работ с полезной нагрузкой астронавт НАСА д-р Фрэнклин Чанг-Диас и специалист по полезной нагрузке д-р Умберто Гуидони (Итальянское космическое агентство. ASI) были назначены в экипаж в августе и октябре 1994 г. соответственно.

Цель проекта TSS (Tethered Satellite System) , разрабатываемого совместно специалистами НАСА и ASI, состоит в развертывании привязной системы шаттл-TSS длиной 20 км и изучении электродинамических эффектов движения проводящего троса в магнитном поле Земли, а также испытания техники управления привязным спутником на больших расстояниях.

Четыре из семи членов экипажа (Аллеи, Чанг-Диас, Николлье и Хоффман) участвовали в первом полете с привязным спутником TSS-1 в июле-августе 1992 г (STS-46), во время которого он был развернут на расстояние около 270 м от шаттла.

13-дневный полет STS-75 будет также отмечен третьей серией экспериментов с использованием ПН США для микрогравитационных исследований USMP-3.

И.Лисов. НК. По данным, которыми располагают “НК”, полет по программе STS-75 должен быть осуществлен на корабле “Колумбия” 15-28 февраля 1996 г. Биографии членов экипажа были опубликованы “НК” в №21, 1994 (Гуидони) №5, 1994 (Аллен), №3. 1994 (Чанг-Диас), №24, 1993 (Николлье и Хоффман).

Скотт Джей Хоровиц по прозвищу “Док” (Scott Jay 'Doc' Horowitz) родился 24 марта 1957 г. в Филадельфии, но своей родиной считает город Саузенд-Оукс (“Тысяча Дубов”) в штате Калифорния. Он окончил среднюю школу в Ньюбери-Парк, Калифорния. В 1978 г. Скотт получил степень бакалавра по машиностроению в Университете штата Калифорния в Нортридже. Он продолжил образование в Технологическом институте Джорджии, где в 1979 г. получил степень магистра, а в 1982 — доктора по аэрокосмической технике. На момент отбора в 14-ю группу астронавтов НАСА в марте 1992 г. занимал должность летчика-испытателя на авиабазе Эдвардс. В 1992-1993 прошел общекосмическую подготовку. Женат на Лизе Мэри Кёрн.

Маурицио Чели (Maurizio Cheli) родился 4 мая 1959 г. в Модене, Италия. Он окончил Академию ВВС Италии, в 1989 г. изучал геофизику в Римском университете, получил степень магистра по аэрокосмической технике в Хьюстонском университете. Весной 1991 г. был представлен в качестве одного из пяти кандидатов от Италии в отряд астронавтов ЕКА для подготовки в качестве пилота корабля “Гермес”. 15 мая 1992 г. был включен в состав отряда ЕКА. С августа 1992 г. проходил общекосмическую подготовку в составе 14-й группы астронавтов НАСА, получил квалификацию специалиста полета и статус иностранного астронавта НАСА.

далее