вернёмся в список?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ



Журнал АО “ВИДЕОКОСМОС”


НПО ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ
13-26 августа
1994
17(80)

Журнал “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”
Издается с августа 1991 года
Учредитель и издатель: Акционерное общество
“ВИДЕОКОСМОС”
Издательство: Гильдия Мастеров “РУСЬ”
Формат: 60x90 1/16, объем: 2,5 п.л.
Тираж: 1000 экз.
Заказ № 424
Адрес типографии:
129164, г.Москва, Малая Московская ул. 8/12
НПТК “Логос”
Журнал зарегистрирован
в Министерстве печати и информации РФ.
Регистрационный номер 0110293.

ISBN 5-851-82-045-4“Новости космонавтики”
Адрес редакции: 127427, Россия,
Москва, ул. Академика Королева,
д. 12, строение 3, комн. 8
Телефон: 217-81-47
Факс: (095)-215-93-79

№ 17

13-26 августа 1994

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ



Выпуск подготовили:
Главный редактор: И.А.Маринин
Ответственный выпуска: К.А.Лантратов
Литературный редактор: В.В.Давыдова
Редакторы по информации:
В.М.Агапов, М.В.Тарасенко,
С.Х.Шамсутдинов
Редактор зарубежной информации:
И.А.Лисов
Компьютерная верстка: А.А.Ренин
Рассылка Е.Е.Шамсутдинова
Телефон редакции 217-81-47

© “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”.
Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на “НК” при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
При оформлении номера использованы иллюстрации из проспектов НПО ПМ, книги “The Soviet Year in Space”.

В НОМЕРЕ:

Официальные документы

Обращения X Конгресса Ассоциации участников космических полетов
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 №996
Награды космонавтам

Пилотируемые полеты

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”
Запуск ТКГ “Прогресс М-24”
Разговор с орбитой
США. Первая осечка “Индевора”
США. “Дискавери” вывезен на старт
США. Подготовка к полету STS-66

Новости из РКА

Россия. РКА представило программу на ближайшие 10 лет

Новости из НАСА

США. Набор астронавтов продолжается
США. Назначен экипаж STS-70
США. Пятый полет Ф.Чанг-Диаса

Автоматические межпланетные станции

США. “Галилео” передает снимки Юпитера

Искусственные спутники Земли

Япония. Запуск РН Н-2 не состоялся
Россия. Успешно выведен на орбиту ИСЗ “Молния-3”
Подробности об ИСЗ “Космос-2282”
США. Отсрочка запуска военного ИСЗ

Космодромы

Россия. Сражение в Мирном

Проекты. Планы

Россия-Япония. Переговоры о космических проектах продолжаются
Япония. О возможности создания разведывательных спутников
Япония. О создании спутника наблюдения
Россия. Салон “МАКС пройдет в Жуковском
США. Первое зеркало обсерватории AXAF

Бизнес

“Arabsat” приобрел еще один спутник
Два соглашения “Мак-Доннелл Дуглас”

Предприятия. Учреждения. Организации

Россия. Тяжелые времена НПО “Энергия”
Узбекистан. Летняя аэрокосмическая школа

Совещания. Конференции. Выставки

Россия. Завершение X Конгресса Ассоциации участников космических полетов
Россия. Международный аэрокосмический конгресс
Выступление директора РКА на МАК'94
Впечатления о Международном аэрокосмическом конгрессе

Космическая биология и медицина

Россия. В ИМБП будет проведен эксперимент “HUBES”

Новости астрономии

Телескоп Хаббла наблюдает Юпитер
Обнаружена Рентгеновская Новая в Скорпионе

Вопросы экологии

Угроза со стороны космического мусора преувеличена

Люди и судьбы

Россия. Елене Кондаковой предстоит побить рекорд в космосе
Космическая филателия
Новый каталог марок космической тематики

Юбилеи

Тридцать лет и тысячу спутников спустя

Дневники генерала Н.П.Каманина

Короткие новости
10, 41


ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Обращение X Конгресса
Ассоциации Участников Космических Полетов

Президентам, Главам Правительств, Парламентариям
Религиозным и общественным деятелям, всем гражданам планеты Земля!

Мы, космонавты и астронавты из различных государств мира, собравшиеся на X Конгрессе, заявляем о своей убежденности в небходимости совместных и согласованных решений экологических проблем на нашей планете. Участники Конгресса подчеркнули необходимость международного сотрудничества для поддержания и восстановления экологического баланса планеты и использования накопленных знаний в сохранении приемлемых био-геохимичесхих систем.

Следуя духу и принципам Декларации ООН по охране окружающей среды и развитию, члены АУКП обращаются к государственным и другим деятелям и людям всего мира принять участие в выполнении следующих глобальных задач:

1. Создание базы данных по экологическим проблемам в приемлемом формате для открытого доступа научной общественности.

2. Разработка международных стандартов для анализа и идентификации выбросов в окружающую среду с целью ограничения их токсических эффектов. Регулярный пересмотр и обновление существующих соглашений по токсическим веществам со включением вновь идентифицированных элементов.

3. Пересмотреть и упорядочить соглашения по охране окружающей среды с вовлечением в этот процесс граждан разных стран.

4. Выделить районы, представляющие особый экологический интерес (такие как экосистема озера Байкал) и нуждающиеся в принятии специальных природоохранных законов, направленных на сохранение этих объектов для всего человечества.

Мы, члены АУКП, будем способствовать охране окружающей среды, используя свои фотоматериалы во время встреч с общественностью для разъяснения нашей озабоченности состоянием окружающей среды и обмена информацией с заинтересованными лицами.

Обращение X Конгресса
Ассоциации Участников Космических Полетов

ОЗЕРО БАЙКАЛ

Озеро Байкал — это космопланетарный, стратегический ресурс планеты. /20 % мировых запасов пресной воды, 1800 видов живых организмов, не обитающих в других местах./ Это сложнейшая экосистема, живущая более 20 млн. лет по своим законам, хранящая в своих 7,5 км донных осадков всю историю последнего этапа развития Земли. Озеро Байкал — уникальный памятник природы, имеющий все признаки Участка Всемирного наследия.

К сожалению, за последние годы появились серьезные признаки деградации экологической системы озера Байкал. Отдельными природоохранными мероприятиями Байкал не спасти. Единственным условием сохранения Байкала является экологобезопасное устойчивое развитие всего Байкальского региона. Целесообразность выделения Байкальского региона в качестве эталонной территории устойчивого развития объясняется наличием как уникального памятника природы, так и уникального экологокультурного наследия. Экологобезопасное устойчивое развитие Байкальского региона предполагает концентрацию значительных финансовых средств, что может быть обеспечено лишь при эффективной помощи мирового сообщества. В этих целях необходимо создание всемирного фонда устойчивого развития Байкальского региона, и международной станции мониторинга природной среды на берегу Байкала.

Мы обращаемся ко всем людям доброй воли, главам государств и правительств, руководителям ООН, международным организациям и фондам оказать моральную и финансовую поддержку в благородном деле сохранения Байкала для настоящего и будущего поколений.

Постановление Правительства Российской Федерации
29 августа 1994№996г. Москва

О мерах по обеспечению выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур от 28 марта 1994 года

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Министерству обороны Российской Федерации и Российскому космическому агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии со статьей 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур от 28 марта 1994 представить в месячный срок в Правительство Российской Федерации проект договора аренды комплекса “Байконур”.

2. Министерству обороны Российской Федерации осуществить в месячный срок по согласованию с Казахстанской Стороной мероприятия по передаче Российскому космическому агентству в пользование и владение объектов космодрома Байконур, используемых для реализации Федеральной космической программы России, согласно приложению.

3. Министерству финансов Российской Федерации выделить в 1994 году 115 млн долларов США на оплату аренды комплекса “Байконур”, а также на содержание комплекса “Байконур” в объемах, предусмотренных федеральным бюджетом на 1994 год, в том числе:

Министерству обороны Российской Федерации для Военно-космических сил — 191.2 млрд рублей;

Российскому космическому агентству — 179.2 млрд рублей, в том числе 53.8 млрд рублей — на операционные расходы, 17.6 млрд рублей — на закупки серийной космической техники, 15.8 млрд рублей — на капитальное строительство, 91 млрд рублей — на содержание г.Ленинска.

4. Министерству обороны Российской Федерации продолжить по сложившейся системе на договорной основе обеспечивать объекты космодрома Байконур электроэнергией, водой, теплом, ракетным топливом, горюче-смазочными и другими материалами, связью (включая спецсвязь), жильем, услугами военной торговли и общественного питания, осуществлять пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки работников и грузов в пределах космодрома, оказывать авиауслуги на аэродроме “Крайний” (прием, обслуживание, заправка, охрана, отправка авиатранспортных средств предприятий), метрологические, метеорологические, медицинские и другие услуги.

5. Разрешить Министерству обороны Российской Федерации привлекать для эксплуатации общекосмодромных объектов системы энерго-, тепло— и водоснабжения, канализации, связи, а также инженерных сетей гражданских специалистов с оплатой их труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Разрешить предприятиям и организациям Российской Федерации использовать выделяемые им средства на содержание, эксплуатацию, капитальное строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт объектов космодрома Байконур, а также принимать на работу для обеспечения эксплуатации этих объектов граждан государств-участников СНГ.

Отчетность по использованию указанных средств осуществляется в порядке, установленном для объектов, находящихся на балансе этих предприятий и организаций на территории Российской Федерации.

7. Министерству образования Российской Федерации:

— обеспечить организацию в учебных заведениях г.Ленинска обучения школьников по планам и программам Российской Федерации;

— согласовать с Министерством образования Республики Казахстан вопросы обучения казахов по национальным программам, а также признания на территории Республики Казахстан документов об образовании, выданных в учебных заведениях г.Ленинска.

8. Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию рассмотреть вопрос о возможности подготовки необходимых для космодрома Байконур специалистов в филиале Московского авиационного института с изменением при необходимости учебных программ.

9. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Российскому космическому агентству, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе контрразведки Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству социальной защиты населения Российской Федерации проработать в 3-месячный срок совместно с Казахстанской Стороной возможность создания в г.Ленинске закрытого административно-территориального образования с учетом Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании” и подготовить в месячный срок предложения по кандидатуре для назначения на должность главы администрации г.Ленинска.

10. Министерству обороны Российской Федерации совместно с Российским космическим агентством и по согласованию с Казахстанской Стороной создать на космодроме Байконур координационный орган, возглавляемый начальником космодрома, и в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.

11. С целью организации работ по эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Российскому космическому агентству образовать при Агентстве соответствующий орган численностью 75 человек. Содержание указанного органа осуществляется за счет средств, получаемых за выполненные работы и услуги.

12. Российскому космическому агентству и Министерству обороны Российской Федерации совместно с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством связи Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству, другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить и представить в Правительство Российской Федерации до 15 ноября 1994 предложения об организации начиная с 1995 года финансирования, материально-технического обеспечения и эксплуатации этими министерствами и ведомствами общекосмодромных объектов комплекса “Байконур” с решением указанных задач в полном объеме начиная с 1997 года.

Председатель Правительства

Российской ФедерацииВ.Черномырдин



Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации
от 29 августа 1994 №996

Перечень объектов космодрома Байконур и г.Ленинска, передаваемых Минобороны России в пользование и владение РКА

Площадка 2 со стартовым комплексом 17П32-5, с монтажно-испытательным корпусом 2-1 (включая пристройку 1А), рабочим местом для подготовки ракет-носителей “Союз” в монтажно-испытательном корпусе 2Б-1 (со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием), другими технологическими объектами, а также административно-хозяйственными, жилищно-бытовыми, складскими зданиями и сооружениями, теплоцентралью ТЦ-114А с тепловыми сетями, системами тепло-, водо- и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Монтажно испытательный корпус №40 (за исключением рабочего места для подготовки ракет-носителей “Союз” ) и служебно-лабораторный корпус №124, расположенные на площадке 31, со смонтированным в них технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием.

Площадка 251 с посадочным комплексом орбитального корабля “Буран” 11П72 (со смонтированным аэродромным, радиолокационным, светотехническим оборудованием, взлетно-посадочной полосой), другими технологическими объектами, а также котельной, административно-хозяйственными, жилищно-бытовыми, складскими и другими зданиями и сооружениями, системами тепло-, водо— и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Площадки 250 и 250А с универсальным комплексом стенд-старт 17П31 (со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием), другими технологическими объектами, промышленной базой, котельной, а также административно-хозяйственными, жилищно-бытовыми, складскими и другими зданиями и сооружениями, системами тепло-, водо— и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Площадка 110 со стартовым комплексом 11П825 (со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием), другими технологическими объектами, а также бытовыми, складскими и другими зданиями и сооружениями, системами тепло-, водо— и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Площадки 112 и 112А с технической позицией ракеты-носителя “Энергия” 11П591, с единой компрессорной станцией, пиротехнической позицией, стендом динамических испытаний, монтажно-заправочным комплексом 11П593, заправочно-нейтрализационной станцией 11Г131 (со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием), другими технологическими объектами, теплоцентралью ТЦ-114Б с тепловыми сетями, а также административно-хозяйственными, жилищно-бытовыми, складскими и другими зданиями и сооружениями, системами тепло-, водо- и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Площадка 254 с технической позицией орбитального корабля 11П592, площадкой огневых комплексных испытаний (со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием), теплоцентралью ТЦ-114А с тепловыми сетями, другими технологическими объектами, а также административно-хозяйственными, жилищно-бытовыми, складскими и другими зданиями и сооружениями, системами тепло-, водо— и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Кислородно-азотный завод, расположенный на площадке 3Г, с соответствующими системами тепло-, водо— и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Площадка 3Г со станцией перелива водорода (со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием), другими технологическими объектами, а также бытовыми, складскими и другими зданиями и сооружениями, системами тепло-, водо- и энергоснабжения, подъездными автомобильными и железной дорогами, линиями связи.

Пусковая установка №40 стартового комплекса 8П882К-4Ф, расположенная на площадке 200, со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием. (В полном объеме площадка 200 передается по отдельному решению после ввода в эксплуатацию пусковой установки №24 объекта №333.)

Монтажно-испытательный корпус 92-1, расположенный на площадке 92, со смонтированным технологическим, спецтехническим и общепромышленным оборудованием. (Передается по отдельному решению после ввода в эксплуатацию в сооружении 92А-50 технического комплекса ракеты-носителя “Протон”, унифицированного технического комплекса 17П83 для сборки и проверки составных элементов космической головной части ракеты космического назначения “Протон” и технического комплекса космического аппарата “Грань”.)

Дом комплексной экспедиции Института медико-биологических проблем, расположенный в г.Ленинске, с соответствующими системами тепло-, водо- и энергоснабжения, подъездными автомобильными дорогами, линиями связи.
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• С 6 сентября 1994 объединены отделы разработки космических систем и перспективных концепций и технологии НАСА. Руководителем нового Отдела доступа в космос и технологии назначен д-р Джон Мансфелд (John E. Mansfield), заместителем — Грегори Рек (Gregory Reck).

• Отдел исследования Марса образован в июле в Лаборатории реактивного движения НАСА для управления программами “Марс Глобал Сервейор” и “Марс Пасфайндер”, а также будущими американскими и международными проектами по исследованию Красной планеты. Отдел будет обеспечивать единое руководство проектом от замысла до полета. С 1 августа отдел возглавляет Донна Ширли (Donna Shirley), которая также продолжает руководить разработкой малого марсохода для АМС “Марс Пасфайндер”.

Объекты экспедиций предприятий и организаций промышленности Российской Федерации, расположенные на площадках космодрома и в г.Ленинске. (Перечень объектов определяется по согласованию с соответствующими органами Государственного комитета Республики Казахстан по государственному имуществу и администрацией г.Ленинска.)

Награды космонавтам

За мужество и отвагу, проявленные во время длительного космического полета на орбитальном научно-исследовательском комплексе “Мир”, Президент РФ Борис Ельцин наградил орденом “За личное мужество” летчика-космонавта полковника Афанасьева Виктора Михайловича, присвоил звание Героя Российской Федерации Усачеву Юрию Владимировичу. Юрию Усачеву присвоено также почетное звание “Летчик-космонавт Российской Федерации”.

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”

Продолжается полет экипажа 16-й основной экспедиции в составе командира Юрия Маленченко, бортинженера Талгата Мусабаева и врача-космонавта Валерия Полякова на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-19” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл”


В.Истомин. 13 августа у экипажа был день отдыха. Космонавты провели влажную уборку, а после нее сходили в баню. Пообщались “Агаты” и с семьями. Юрий Маленченко и Валерий Поляков поговорили нормально, а во время переговоров Талгата Мусабаева были сильные помехи. Пришлось второй раз организовывать переговоры.

ЦУП разобрался с причиной отказа вентилятора ВН-2 в каюте бортинженера. В нем отказал блок автоматики переключений (БАП72-13). Он будет заменен.

14 августа — второй день отдыха экипажа. В гости к космонавтам приходил певец Большого театра Ворошилов. В этот день отказала система очистки атмосферы (СОА). Загорелись транспаранты: “Проверь СОА”, “Отказ вакуумного насоса”. Специалисты порекомендовали космонавтам при достижении давления углекислого газа 6,5 мм.рт.ст. включить поглотитель. В остальном день прошел без замечаний. Доложили космонавты и о том, что им не удалось связаться с представителями конгресса Ассоциации участников космических полетов (АУКП), которые были в тот день на Байкале.

15 августа. Весь день космонавты посвятили регламентным работам и медицинским экспериментам. Валерий Поляков провел эксперименты “Пультранс” (исследование функциональных резервов сердечно-сосудистой системы) и “Микровиб” (исследование свойств кожи и мышц методом вызванных микровибраций). Талгат Мусабаев ему помогал. Он же проводил измерение шума в разных отсеках станции. А Юрий Маленченко весь день занимался инвентаризацией ЗИПа для БОВ (блок охлаждения воздуха).

ЦУП провел тестовые включения системы “Воздух”. Был выявлен отказ автоматики в канале одного из блоков.

Выходил на связь с “Агатами” руководитель полета Владимир Соловьев. Он рассказал о пребывании участников конгресса АУКП на Байкале.

16 августа утром космонавты заменили блок фильтров в газоанализаторе углекислого газа в системе “Воздух”. Неисправный блок предполагается возвратить на Землю. Были проведены измерения шума и магнитных полей в отсеках станции. Кроме этого космонавты выполнили исследование биоэлектрической активности сердца в покое. “Агаты” поздравили бывшего космонавта, а ныне заместителя генерального конструктора НПО “Энергия” Валерия Рюмина с 55-летием.

17 августа эксперименты “Микровиб” и “Пультранс” выполнил Юрий Маленченко. Провел он также и эксперимент “Когимир” по исследованию устойчивости высших психических функций. Основной же работой космонавтов в этот день было подключение солнечных датчиков к системе управления движением (СУД) для проведения теста, намеченного на следующий день.

18 августа уже Талгат Мусабаев выполнил медицинские эксперименты “Микровиб”, “Пультранс” и “Когимир”. После проведения теста с солнечными датчиками, космонавты их отключили. Кроме этого теста ЦУП провел тест системы сближения и стыковки “Курс” со стороны переходного отсека (ПхО) базового блока станции. Сюда должен будет пристыковаться транспортно-грузовой корабль “Прогресс М-24”. Планировавшаяся ранее перестыковка на ПхО транспортного корабля “Союз ТМ-19” была отменена. Вечером в ЦУП приехал поговорить с экипажем заместитель директора ГЦМБП (бывший ИМБП) Богомолов.

19 августа утром космонавты измерили объем голени и веса тела. Затем они провели инвентаризацию кислородных шашек. Их оказалось 168 штук. По прикидкам ЦУПа их должно было быть на 11 больше: именно столько влезает в стандартный мешок. Космонавты обещали поискать недостающие шашки.

Талгат Мусабаев продолжил измерения магнитных полей в станции. В ходе проведения эксперимента возникли вопросы, но специалиста на связи не оказалось: в НПО “Энергия” из-за сокращенной рабочей недели в пятницу теперь выходной день.

20 августа. У экипажа — день отдыха. Распорядок такого дня — традиционный: влажная уборка, разговоры с семьями, баня. Так как тепловые процедуры у Юрия Маленченко начинались рано, то вторую “физкультуру” ему не запланировали, в отличие от двух других членов экипажа.

Валерий Поляков настойчиво попросил ЦУП держать давление кислорода в помещениях “Мира” не более 150-160 мм.рт.ст. Это по медицинским показаниям наиболее оптимально.

21 августа космонавты отдыхали, слушали новости. ЦУП, в целях экономии кислородных шашек, включил вторую установку получения кислорода методом гидролиза воды “Электрон”.

22 августа космонавты выполнили проверку газоанализатора углекислого газа, а затем провели замену 6 вентиляторов в базовом блоке “Мира”. Однако нового вентилятора ВН-2, взамен неработающему в каюте бортинженера, пока не нашлось. Это вызывает беспокойство Талгата Мусабаева.

Валерий Поляков выполнил эксперимент “Когимир”.

В этот день не прошли два сеанса связи через спутник-ретранслятор “Альтаир”. Оказалось, что на спутник не были переданы новые начальные условия. Следующие сеансы прошли без замечаний.

23 августа космонавты собрали схему для измерений микроускорений. Была запланирована работа с аппаратурой “Микроакселерометр”, но оказалось, что кассет для записи информации у экипажа практически не осталось. И поэтому кроме сегодняшних измерений, “Агаты” будут записывать только информацию о процессе стыковки с грузовым кораблем “Прогресс М-24”. А в этот самый “Прогресс” уже уложены новые кассеты. После стыковки измерения будут продолжены.

Кроме того Валерий Поляков провел эксперименты “Монимир” (исследование влияния невесомости на позные и установочные характеристики) и “Оптоверт” (исследование взаимодействия сенсорных систем в условиях кинетической и оптической стимуляции). Ему помогал Талгат Мусабаев.

24 августа утром космонавты собрали и проверили схему телеоператорного режима для ручной стыковки с “грузовиком”. Замечаний по ней не было. Телеоператорный режим используется в качестве запасного варианта стыковки.

“Агат-2” провел эксперименты “Монимир” и “Оптоверт”. Валерий Поляков помогал ему.

Юрий Маленченко в это время осматривал кассету второго аппарата фотокомплекса “Природа-5” в модуле “Кристалл”. К ней было замечание. “Агат-1” заметил разницу в положении микропереключателей, по сравнению с первым аппаратом и устранил его. Тест работоспособности фотокомплекса будет проведен после доставки “Прогрессом” пленки.

Вечером Юрий Маленченко и Талгат Мусабаев занимались физкультурой с дозированной нагрузкой для определения физического состояния космонавтов (эксперимент МК-5). В первые 8 минут сеанса связи 20:01-20:24 были очень сильные помехи, что не позволило провести МК-5 в полном объеме.

В течение дня космонавты пожаловались на высокую (29°) температуру в районе кают. А еще сообщили радостную весть: нашлись вентиляторы для замены ВН-1 и ВН-2 в каютах.

25 августа космонавты готовились к предстоящим выходам в открытый космос. Они освобождали шлюзовой отсек в модуле “Квант-2”. Валерий Поляков проводил, в этот день, гематологические обследования. Космонавты провели также замену вентиляторов в каютах.

В 10:30 сработали 2 датчика дыма, но ни дыма, ни пыли в районе датчиков не было: произошло ложное срабатывание. В 19:50 возник другой сигнал: “Напряжение мало”. Космонавты уменьшили потребляемую нагрузку. Вечером “Агаты” по любительской связи поговорили с Мусой Манаровым.

В течение дня ЦУП рассказывал космонавтам хронику полета “Прогресса М-24”, запущенного в этот день.

Параметры орбиты комплекса “Мир” на 21:57:54 ДМВ 25 августа были следующие:

— период обращения 92.43 мин,

— наклонение орбиты 51.67°,

— минимальное удаление от Земли 395.8 км,

— максимальное удаление от Земли 414.1 км.

Запуск ТКГ “Прогресс М-24”

НК. К.Лантратов по информации ВКС и ЦУП. 25 августа в 17:25:11.960 ДМВ (14:25:12 GMT) со стартового комплекса 1-ой площадки (“гагаринский” старт) космодрома Байконур осуществлен запуск ракеты-носителя “Союз-У” (11А511У), которая вывела на орбиту транспортно-грузовой корабль “Прогресс М-24” (11Ф615А55 №224). Запуск осуществили Военно-Космические Силы России.

В 17:34:00.8 ДМВ корабль отделился от ракеты-носителя и вышел на орбиту искусственного спутника Земли с параметрами:

— период обращения 88.51 мин,

— наклонение орбиты 51.64°,

— минимальное удаление от поверхности Земли 191.7 км,

— максимальное удаление от поверхности Земли 239.0 км.

На борту корабля имеются грузы общей массой 2355 кг. Стартовая масса “Прогресса” составляла около 7100 кг. Грузы, размещенные в корабле, перечислены в таблице:

Табл.1
 кг
в грузовом отсеке:
оборудование для дооснащения бортовых систем127.2
оборудование систем обеспечения газового состава79.9
оборудование систем водообеспечения215.9
продукты питания639.3
медицинское оборудование70.8
белье, средства личной гигиены и индивидуальной защиты191.2
бортдокументация, посылки26.2
научное оборудование276.5
расходуемые научные материалы16.4
инструменты, элементы конструкции11.6
Итого1655 кг
в отсеке компонентов дозаправки:
кислород50.0
вода в системе “Родник” 420.0
Итого470 кг
в КДУ корабля:
топливо для орбитального комплекса230.0
Всего2355 кг

В 26 килограммов документации и посылок вошли очередной номер “НК” (12-13, 1994) и письмо экипажу от редакции “НК”.

“Прогресс М-24” будет единственным грузовым кораблем в рамках 16-й основной экспедиции. Первоначально намечались запуски двух “грузовиков”, но из-за различных причин, прежде всего — финансовых, от одного “Прогресса” пришлось отказаться. Часть грузов доставили на станцию на “Союзе ТМ-19” Юрий Маленченко и Талгат Мусабаев. Для этого из экипажа за три месяца до старта был выведен Геннадий Стрекалов. Его место и заняли грузы. Следующий “Прогресс” должен стартовать только в ноябре, после окончания на орбитальном комплексе работ по европейской программе “Евромир 94”. Поэтому среди научной аппаратуры основная часть — приборы ЕКА. Также в грузовом отсеке “Прогресса М-24” размещено около 100 кг научной аппаратуры США, с которой будет работать с марта по начало июня следующего года американский астронавт.

25 августа в 21:07:27 и 21:58:25 ДМВ были произведены два включения двигательной установки “Прогресса”. В результате параметры орбиты ТКГ стали следующими:

— период обращения 89.89 мин,

— наклонение орбиты 51.67°,

— минимальное удаление от поверхности Земли 248.6 км,

— максимальное удаление от поверхности Земли 316.1 км.

26 августа. В ходе дня “Прогресс М-24” выполнил третье включение двигателя. Это был фазирующий маневр, обеспечивающий оптимальные условия для последних двух включений двигателя “Прогресса” и сближения корабля со станцией “Мир”. Двигатель был запущен в 18:40:00, проработал 2.2 сек и сообщил “грузовику” импульс 0.94 м/сек. В результате маневра параметры орбиты корабля стали следующие:

— период обращения 89.91 мин,

— наклонение орбиты 51.67°.

— минимальное удаление от Земли 248.6 км,

— максимальное удаление от Земли 316.5 км.

Было уточнено расчетное время стыковки: 19:01 ДМВ 27 августа.

В.Истомин. 26 августа космонавты разбирали приборно-научный отсек в “Кванте-2”. “Агаты” успели сделать все, только не нашли блок электроники спектрометра “Фаза”, который нужно снять. Зато появился незнакомый блок с надписью “Вемо”. Космонавтам передали наименование разъемов и габариты нужного блока и оказалось, что “Вемо” и есть искомый блок, только нужная надпись находилась на обратной его стороне.

Разговор с орбитой

17 августа. НК. И.Маринин. Вот уже полтора месяца “Агаты” трудятся на орбите, но впервые я попал на сеанс связи: то его отменяли из-за остановки гиродинов, то командировка мешала выйти на связь. С извинений за долгое молчание я и начал разговор с “Агатами”.

И.М.: Добрый день Юрий, Талгат и Валерий Владимирович! Игорь Маринин вас приветствует.

Талгат Мусабаев (Т.М.): Здравствуй, Игорек!

Юрий Маленченко (Ю.М.) и Валерий Поляков (ВП): Здравствуй, здравствуй Игорь.

И.М.: Наконец-то я до вас добрался, что-то мне не везло с вами. Полтора месяца, а я только первый раз к вам пришел.

— Не говори, мы уж стали обижаться.

— Не надо обижаться, — сказал я. Видимо, в моем голосе было столько огорчения, что космонавты это заметили, и с орбиты прозвучал смех. Это они пошутили.

— Слава Богу, что все обошлось... — продолжил шутить Валерий Владимирович.

— Вторую неделю без выходных — посетовал я. Вчера закрылся Конгресс участников космических полетов. Мы его снимали и будем делать подборку в виде фильма. Съездил с ними даже в Сибирь. Впечатлений бездна, но страшно устал. А как вы там? Ведь уже полтора месяца летаете? Поделитесь своими самыми яркими впечатлениями за это время.

— Самые яркие впечатления были в самом начале, когда стартовали, потом приблизились к станции, состыковались, попали в большой объем. Радости у нас не было конца, — сказал Талгат довольно грустным голосом. Видимо, мой вопрос не оказался оригинальным. — Новые впечатления о станции оказались для нас совершенно необычными. Земля очень необычна с этой высоты, невесомость тоже очень необычна. Сейчас мы уже попривыкли и особых таких, ярких впечатлений нет. Вот у нас телемост был с Алма-Атой, с Медео. Докладывали наверное тебе? Мы даже песню им спели. Все очень здорово прошло. Потом впечатление у нас было сильное от разговора с экипажем шаттла, который летал в то время. Связывались с участниками мероприятия во Франции, которое посвящалось 25-летию выхода человека на Луну.

И.М.: Кстати, у нас была информация, что Юра связывался с Белым домом (США) и посылал поздравления. Так ли это?

Ю.М.: Да нет, тут путаница какая-то, — и опять послышался смех, видимо настроение на орбите хорошее.

Т.М.: Мы просто все говорили с командиром шаттла Бобом Кабаной и пожелали им успехов в освоении космического пространства и всем астронавтам и всему американскому народу.

И.М.: Понятно.

Т.М.: Как такового заявления, чтоб в Белый дом, Юра или кто-то еще, не было такого.

Т.М.: Ваш брат-журналист шурует, как всегда.

И.М.: Бывает, бывает... — согласился я, вспомнив свою папку, куда попадают статьи из ведущих газет с невероятными ляпами. Лидирует там “Московский комсомолец”, но есть и много других. — И не такие ляпы бывают, боремся. Юра, а у тебя как? — пристал я, желая выведать впечатления командира от первого полета.

Ю.М.: Очень интересно наблюдать за Землей. Каждый раз видишь что-то интересное.

И.М.: Времени хватает?

Ю.М.: Желание есть, поэтому всегда минутку выберешь, когда проходишь интересное место. Вчера наблюдал южнее Южной Америки, рядом с мысом Горн, зарождение мощного циклона. Большие массы облаков закручены очень сильно. Красивое зрелище... И так каждый раз, что-то увидишь...

И.М.: Теперь вашему ветерану вопрос. Валерий Владимирович, я на Конгрессе разговаривал с Юрой Усачевым и Виктором Михайловичем Афанасьевым. Они мне намекнули на очень интересные вещи. Вы придумали какие-то супер-способы, которые им помогли быстро адаптироваться на Земле. Хотелось бы, чтобы вы о них немножко рассказали, не раскрывая ноу-хау. Чтобы конкуренты на Западе знали, что у нас еще не все продано. В намеках, если можно — уточнил я, не желая разглашения коммерческой тайны. Но В.П. меня разочаровал.

В.П.: Игорь, может быть для ребят это и выглядело какой-то моей особой расположенностью к ним, к выдаче секретов. Но, в принципе, (видимо все-таки есть? — И.М.) на сегодняшний день секретов нет. Мы всегда были достаточно откровенны и с нашими партнерами и с нашими соперниками, показывая, что мы идем на уровне и даже впереди всех. Поэтому, если я ребятам и разъяснял, то просто более понятно то, что дается на занятиях по медико-биологической подготовке. Я старался это сделать популярно, с учетом своего опыта, с разъяснением тех механизмов, которые происходят. Когда это становится ясным, то не нужно уговаривать бегать до седьмого пота на дорожке. Он сам бежит за этим седьмым потом. Не нужно уговаривать, чтобы он одел “Пингвин”, иначе у него будет потеря кальция и ему запретят на реабилитации ходить и прыгать, затянется процесс вхождения в нормальную жизнь. Когда это все понимаешь, рассказываешь, и тебя ребята понимают, то все идет очень хорошо и просто. Но ими это было воспринято почему-то как секреты. Просто это нормальное доходчивое объяснение специалиста и профессиональное понимание слушателя. Я считаю, что медико-биологическая подготовка, соблюдение всех рекомендаций по защите организма способствуют профессиональному долголетию. (Сам Поляков уже 22 года в отряде космонавтов и зря говорить не будет. — И.М.) Понимая это, человек подходит к делу по государственному. Он будет отрабатывать свой хлеб долго и честно и заслужит уважение и коллег и потомков — вот мое кредо.

И.М.: Неужели никаких секретов не осталось, Валерий Владимирович? Не может такого быть!!! — гнул я свою линию с обидой за державу. Моя настойчивость подняла настроение Юрию и Талгату, они что-то между собой обсуждали, послышался смех, а Поляков, наконец, выдал свой “секрет”.

— “Делай как я”, — сказал он и разъяснил. — Нужно просто видеть чуть-чуть больше, чуть-чуть посильней. Чтобы постоянно стояла задача вернуться из полета физически лучше, чем ты улетал. Реабилитироваться как можно быстрее и быстрее вновь полететь. Это все определяется девизом, который поставил перед собой и доказать, что здесь работать можно долго и что мы впереди планеты всей в этой области, вот и все. Весь “секрет”.

После этого я рассказал “Агатам” последние новости о закрытии Конгресса, о космической выставке на Крымском валу с уникальными экспонатами. Особое внимание обратил на письмо Президента США Никсона Марине Добровольской с соболезнованием в связи с гибелью ее отца на корабле “Союз-11”. Рассказал о 1000 бутылках шампанского из Франции, подаренных французским виноделом тому, кто первым увидит обратную сторону Луны. Две из них достались Королеву после полета АМС “Луна-3”. Сообщил и о начале передачи АМС “Галилео” изображений падения осколков кометы на Юпитер.

И.М.: По японскому агентству прошла информация, что в августе с “Прогрессом М-24” на “Мир” будут доставлены японские препараты с целью выяснения механизма лейкемии и структуры вируса СПИДа. Ничего не слышали, что вам СПИДом придется заниматься?

Ю.М.: Планировались биоэксперименты, которые имеют широкую направленность по использованию результатов, но насколько я знаю, эти эксперименты в последний момент передвинули на более поздний срок, так как нужна баллистическая капсула для доставки на Землю результатов. Поэтому это будем проводить немного попозже.

И.М.: Спасибо вам, ребята... — только успел крикнуть я, и “Мир” с “Агатами” ушел из зоны радиовидимости.

США. Первая осечка “Индевора”

И.Лисов по материалам НАСА и сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, ЮПИ. Попытка запуска космического корабля “Индевор” 18 августа закончилась автоматическим аварийным прекращением старта менее чем за две секунды до включения твердотопливных ускорителей.

Запуск должен был состояться в 06:54 EDT (восточного летнего времени, 10:54 GMT). Стартовое окно ограничивалось только условиями сохранения работоспособности экипажа и длилось 2.5 часа. Полет STS-68, как и состоявшийся в апреле STS-64, посвящался исследованию поверхности Земли при помощи космической радарной лаборатории SRL.

В понедельник 15 августа около 08:30 на посадочный комплекс шаттлов в Космическом центре имени Кеннеди прибыли астронавты — командир Майкл Бейкер, пилот Терренс Уилкатт, специалисты полета Стивен Смит, Дэниэл Борш, Питер Висофф, Томас Джоунз.

Предстартовый отсчет для запуска “Индевора” был начат в 11:00 EDT. Прогноз погоды на 18 августа был неуверенным: над Мексиканским заливом бушевал тропический шторм “Берил” с ветрами в 40 узлов, а со стороны Атлантики в сторону Флориды медленно двигалась другая атмосферная система. Но к среде вероятность неблагоприятной погоды уменьшилась с 40 до 20%, а к утру четверга составляла менее 10%. В среду западнее Африки набирал силу тропический шторм “Крис”, и НАСА срочно включило в план радарных наблюдений его съемку с целью попытаться предсказать направление движения и оценить степень опасности.

Отсчет прошел без задержек, но с замечаниями. Вечером 16 августа техники вскрыли хвостовой двигательный отсек и проверили болты крепления фильтров топливных насосов вспомогательных силовых установок (при обследовании “Дискавери” в здании вертикальной сборки обнаружилось, что они ослаблены) . Пять из 12 болтов на “Индеворе” также оказались затянуты недостаточно. За день до этого сомнения вызывал радиолокационный высотомер в кабине экипажа.

В течение всего дня 16 августа продолжалась заправка баков криогенных компонентов питания электросистемы корабля. Вскоре после 22:30 17 августа началась заправка внешнего топливного бака.

Утром 18 августа астронавты “красной” смены завтракали, а “синей” — обедали. В промежутке между этими трапезами состоялось фотографирование экипажа. Астронавты прибыли на старт и начали посадку в корабль в 04:10 EDT. Майкл Бейкер, командир, первым занял свое место.

Было уже светло, когда подошло расчетное время запуска. За 31 секунду до запланированного момента старта управление им перешло к автоматике. События комментировал представитель НАСА Брюс Бакингэм: “Есть разрешение на автоматический старт. Бортовые компьютеры “Индевора” выполняют контроль всех критических функций системы. Т минус двадцать. Т-15 секунд... 12,11,10,9, 8, 7. Разрешение запуска основных двигателей”. Сопла двигателей, показываемые крупным планом, дернулись и как бы вжались в корпус корабля — каждый из них развил тягу в 170 тонн. “Три основных двигателя работают... 3,2,1 и (секундная пауза)... у нас отсечка основных двигателей...”.

Большие часы перед галереей прессы застыли на отметке +00:00:00. Клубы темного дыма поднялись над газоотводным лотком и на минуту закрыли все стартовое сооружение. На нижнюю часть космической транспортной системы потоками лилась вода для охлаждения. Через 35 секунд после неудавшегося старта к люку кабины экипажа была подведена галерея аварийной эвакуации. Выполнялась не раз отработанная на тренировках и “в боевой обстановке” процедура защиты экипажа и корабля после “аборта”, как именуют в НАСА аварийное прекращение старта.

В первые минуты казалось, что запуск был прерван буквально “за миллисекунды” до необратимого события — включения ускорителей. Примерно через семь минут было объявлено, что, по первой оценке, причиной отмены пуска стала неполадка кислородного турбонасоса двигателя №3 — датчик потока кислорода показал якобы его недостаточную величину.

Только через 10 минут после “аборта” Б.Бакингэм смог объявить, что опасность возгорания ликвидирована, экипаж и космический корабль находятся вне опасности.

В это время командир и пилот “Индевора” отключали в соответствии с регламентом аварийного прекращения старта системы космического корабля. Система обеспечения теплового режима была выключена до того, как наземные службы организовали подачу на борт охлажденного воздуха; в промежутке между этими событиями астронавтам пришлось попотеть. Эвакуация экипажа заняла час: сначала выходили обитатели средней палубы, затем верхней; Уилкатт и Бейкер покинули “Индевор” последними. Астронавты вернулись в жилые помещения Центра Кеннеди и утром 19 августа отбыли в Хьюстон.

Как показал более подробный анализ, команды на отсечку двигателя и запрет на запуск ускорителей были выданы примерно в момент Т-1.9 сек. И хотя промежуток времени до возможной катастрофы и увеличился таким образом почти до двух секунд, “аборт” миссии STS-68 произошел ближе к моменту старта, чем во всех предыдущих случаях.

Аварийное прекращение старта произошло в первый раз за семь пусков “Индевора”. Дважды компьютеры останавливали при работающих основных двигателях запуск “Дискавери” (26 июня 1984 и 12 августа 1993), по одному разу — “Челленджера” (12 июля 1985) и “Колумбии” (22 марта 1993). До сих пор “рекордом” автоматики были три секунды до старта.

В результате анализа данных было установлено следующее. Высокоскоростной турбонасос жидкого кислорода должен работать при 28120 об/мин и поднимать давление окислителя с 29.7 до 302 кг/см2. Нормальная температура на выходе турбины насоса составляет 762°С и измеряется двумя датчиками (каналы А и В). После того как датчик канала В турбины насоса окислителя двигателя №3 (зав.номер 2032) показал 851° (выше допустимого предела), а датчик канала В — значение, близкое к верхнему пределу, бортовой компьютер “Индевора” выдал команды на прекращение старта. К моменту Т-1.3 сек, через 5.3 сек после запуска основных двигателей, температура выросла до 960°. Двигатель 2032 использовался ранее в двух полетах шаттлов, отказавший турбонасос — впервые. Запуск с таким турбонасосом, если бы он состоялся, закончился бы как минимум быстрым отключением двигателя и аварийной посадкой в Центре Кеннеди. Но точно степень угрожавшей экипажу опасности еще предстоит оценить.

Аборт на этапе работы основных двигателей требовал минимум двух недель на обследование и повторный допуск к полету двигательной установки. Но двухнедельная отсрочка означала бы, что полет “Индевора” наложится на следующий: “Дискавери” должен был стартовать с площадки LC-39B 9 сентября. На совещании руководителей полета, длившемся до вечера 18 августа, было принято решение запускать “Дискавери” по графику и вывозить его на старт в ночь на 19 августа. Тем самым восстанавливался “справедливый” порядок запусков — STS-64 перед STS-68, и, более того, STS-64 оказывался 64-м запуском шаттла. Старт “Индевора” было решено отложить до начала октября, а основные двигатели — заменить на приготовленные для установки на “Атлантис”. Это можно было бы сделать и на старте, но, мотивируя свое решение неблагоприятным прогнозом погоды на следующую неделю, руководители полета решили не держать на стартовых площадках оба корабля, и возвратить “Индевор” в здание вертикальной сборки VAB (23 августа), выполнить замену двигателей и вновь вывезти корабль во вторую неделю сентября на старт.

Жидкий кислород и водород из баков электросистемы, топливо двигательной установки были слиты в течение 19-21 августа. 20 августа специалисты смогли приступить к осмотру основных двигателей, в ходе которого не обнаружили ничего неожиданного. В 00:26 EDT в ночь с 23 на 24 августа подвижная стартовая платформа с “Индевором” начала движение со старта и к 06:30 утра вернулась в первый высокий отсек VAB.

26 августа с “Индевора” был снят двигатель №3 и продолжались работы по снятию двух остальных. Предполагается, что двигатель 2032 будет отправлен в Космический центр имени Стенниса для проведения 5 сентября огневого испытания.

В предварительном порядке запуск “Индевора” запланирован на 2 октября в 07:17 EDT.

США. “Дискавери” вывезен на старт

И.Лисов по данным НАСА. Продолжается подготовка к запуску космического корабля “Дискавери” по программе STS-64. В ходе 9-или 10-суточного полета предполагается провести технологический эксперимент по измерению атмосферных параметров при помощи лазерного дальномера (лидара). В состав ПН LITE входят лазер и телескоп, предназначенный для измерения отражения лазерного импульса от облаков, взвешенных в воздухе частиц и от поверхности Земли. Экипаж должен также вывести в автономный полет и возвратить на Землю автономный астрономический спутник Spartan-201, оснащенный двумя телескопами для изучения солнечного ветра, опробовать автоматическую систему обработки тонких пленок ROMPS и провести прямые измерения загрязнений от выхлопов двигателей шаттла в эксперименте SPIFEX. Обзор программы и экспериментов, а также предполетная пресс-конференция экипажа состоялись 16 августа.

15 августа в здании вертикальной сборки проводились интерфейсные испытания механических и электрических соединений космической транспортной системы, состоящей из орбитальной ступени OV-103 “Дискавери”, внешнего бака ЕТ-66 и набора твердотопливных ускорителей RSRM-41. Там же проводилась установка температурных датчиков основной двигательной установки; эта работа была продолжена и на старте.

В соответствии с решением руководителей программы “Спейс шаттл” в ночь с 18 на 19 августа состоялся вывоз “Дискавери” на стартовый комплекс LC-39B Космического центра имени Кеннеди. Подвижная стартовая платформа MLP-2 начала движение из VАВ в 22:43 EDT.

Вечером 19 августа на LC-39B было выполнено 7-минутное огневое испытание вспомогательных силовых установок (APU). Утром 20 августа к кораблю была подведена вращающаяся башня обслуживания.

22 августа в 11:10 в Центр Кеннеди прибыл для участия в пробном предстартовом отсчете экипаж “Дискавери” — командир Ричард Ричардс, пилот Блэйн Хаммонд, специалисты полета Карл Мид, Марк Ли, Сьюзен Хелмс и Джерри Линенджер. Пробный отсчет прошел с 08:30 23 августа до 11:00 24 августа. Во вторник 23 августа экипаж Ричардса отрабатывал аварийный выход из корабля. В этот же день проводился гелиевый тест основной двигательной установки.

24 августа была подготовлена, и 25-26 августа проведена заправка высококипящими компонентами топлива двигательной установки орбитального маневрирования. 26 августа был выполнен смотр стартовой готовности, а 31 августа должен состояться смотр летной готовности. На 27 августа, однако, назначено еще одно огневое испытание APU №3.

США. Подготовка полета STS-66

И.Лисов по данным НАСА. Неудачная попытка запуска “Индевора” 18 августа повлияла и на планируемый на 27 октября запуск “Атлантиса” по программе STS-66. На неделю 22-26 августа была запланирована установка на корабль основных двигателей. Но двигатели, допущенные к полету и предназначенные для установки на “Атлантис”, было решено поставить на “Индевор”. Чтобы сохранить график подготовки к пуску, установку двигателей на “Атлантис” отложили до перевозки корабля в VAB. Предполагается, что это будут двигатели, с которыми в последний раз летала “Колумбия”.

22 августа ПН Atlas-3 была доставлена в корпус подготовки орбитальных ступеней (OPF) из здания контрольно-испытательной станции в промышленной зоне НАСА. В 3-м отсеке OPF в этот день выполнялась очистка грузового отсека “Атлантиса”. 23 августа Atlas-3 была установлена в грузовой отсек, и до 25 августа продолжалась проверка интерфейса корабля с полезной нагрузкой.

Сборка твердотопливных ускорителей для полета STS-66 в здании вертикальной сборки продолжается. Перевозку “Атлантиса” в VAB для стыковки с внешним баком и твердотопливными ускорителями предполагается выполнить примерно 22 сентября.

К 19 августа основные двигатели были сняты с “Колумбии” в 1-м отсеке OPF. 23-24 августа производился слив высококипящих компонентов топлива. На следующей неделе предполагается снять с нее левый и правый блоки двигателей орбитального маневрирования.

В связи с переносом полета “Индевора” отпала необходимость во временном хранении “Колумбии” в VAB'e. В результате старейший шаттл сможет отправиться в Палмдейл на реконструкцию на две недели раньше, чем планировалось — приблизительно 1 октября.

НОВОСТИ ИЗ РКА

Россия. РКА представило программу на ближайшие 10 лет

19 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Несмотря на экономические сложности, Россия продолжает широкую деятельность в космической области. Сегодня на Международном аэрокосмическом конгрессе Российское космическое агентство представило программу работ на ближайшие 10 лет.

Впервые в документе на первое место вынесено развитие средств спутниковой связи, так как космическая связь в 5-6 раз дешевле обычной и ее просто необходимо иметь России, располагающей огромной территорией. С помощью таких комплексов, как “Галс”, “Экспресс”, “Марафон”, создание которых финансируется в основном на коммерческой основе, число телевизионных каналов в РФ увеличится с 2-3 до 7-8. Они охватят всю территорию России и стран СНГ. Точность навигации, эффективность управления транспортом и поиска терпящих бедствие должна увеличиться в 50-100 раз благодаря системам типа “Глонасс” и “Надежда”.

Космическим мониторингом окружающей среды, метеорологическим обеспечением, геологическими исследованиями, прогнозами урожая будут заниматься спутники серии “Ресурс”, “Алмаз”, “Метеор. Как обещают специалисты, разрешение снимков и площадь районов, “охваченных” автоматической съемкой, увеличатся в два раза, а длительность метеорологических прогнозов возрастет с 2-3 дней до 7-10.

Российское космическое агентство планирует также сохранить свои передовые позиции в области пилотируемой космонавтики. Это касается как продолжения экспериментов на отечественном комплексе “Мир”, так и работ на будущей международной орбитальной станции “Альфа”. Причем все ближайшие полеты будут проводиться с участием представителей зарубежных государств на коммерческой основе. Помимо экономической выгоды, эти экспедиции дадут опыт для совместной работы на “Альфе”.

Также только в кооперации с другими странами Российское космическое агентство видит возможность проведения исследований Луны и Марса.


НОВОСТИ ИЗ НАСА
США. Набор астронавтов продолжается

Информация НАСА. В августе в Космическом Центре имени Джонсона продолжалось интервьюирование, ориентация и медицинские обследования кандидатов 15-го набора астронавтов НАСА.

Заявления и документы для зачисления в отряд астронавтов представили 2962 кандидата. Для собеседования и обследования приглашены около 120 кандидатов, разбитые на шесть групп. Из них будут окончательно отобраны примерно 20 человек, имена которых предполагается объявить осенью. Группа приступит к общекосмической подготовке в начале 1995 года. Вместе с ней будет проходить подготовку и астронавт космического агентства Японии Такао Дои.

НАСА проводит отбор астронавтов приблизительно раз в два года, причем количество отбираемых зависит от частоты запланированных полетов, общих требований программы и сокращения количества активных астронавтов.

(Сообщая об очередном наборе астронавтов (“НК” №11,1993), НАСА обещало объявить состав группы весной 1994 года и начать ее подготовку с июля. — И Лисов, “НК”.)

США. Назначен экипаж STS-70

25 августа. По сообщению НАСА. Пятеро астронавтов назначены членами экипажа шаттла для полета по программе STS-70 в середине 1995 года. В ходе этого полета планируется вывести на орбиту спутник-ретранслятор НАСА TDRS-G.

Командиром будет полковник ВВС Терренс 'Том' Хенрикс, пилотом назначен Кевин Крегел. В число специалистов полета вошли майор Армии США Нэнси Шерлок, д-р Доналд Томас и д-р Мэри Эллен Вебер.

Для двух астронавтов это будет первый полет. Кевин Крегел (Kevin R. Kregel) родился 16 сентября 1956 года в г.Нью-Йорке, но считает родным городом Эмитивилл в штате Нью-Йорк, где окончил среднюю школу. В 1978 он закончил со степенью бакалавра по космической технике Академию ВВС США. В 1988 году Крегел получил степень магистра по государственному управлению в Тройском университете. На момент отбора работал летчиком-исследователем Космического центра имени Джонсона. Кевин стал первым из четырех пилотов набора 1992 года, получившим назначение в экипаж (все пилоты 1990 года набора имеют назначения — Ред.). Жена — урожденная Джин Каммер (Jeanne F. Kammer).

Мэри Эллен Вебер (Mary Ellen Weber) родилась 24 августа 1962 года в Кливленде, но выросла и окончила среднюю школу в Бедфорд-Хайте (штат Огайо). В 1984 году Эллен получила степень бакалавра по химической технологии в Университете Пэрдью. В Калифорнийском университете (Беркли) она защитила докторскую диссертацию по физической химии (1988). Работала инженером по материалам в компании “Тексас инструменте”. В отряд астронавтов НАСА пришла с набором 1992 года. Не замужем.

Остальные члены экипажа — опытные астронавты. Том Хенрикс был пилотом STS-44 и STS-55 (“НК” №8,1993), Нэнси Шерлок еще в звании капитана участвовала в миссии STS-57 (“НК” №13,1993), а Дон Томас (кливлендец, как и Мэри Вебер) только что вернулся из полета по программе STS-65.

США. Пятый полет Ф.Чанг-Диаса

25 августа. По сообщению НАСА Астронавт Франклин Рамон Чанг-Диас назначен руководителем работ с полезной нагрузкой в полете STS-76. В ходе этого 13-дневного полета, запланированного на февраль 1996 года, во второй раз будет развернут итальянский привязной спутник TSS.

Чанг-Диас участвовал в полете STS-46 в июле-августе 1992 года, когда TSS испытывался в первый раз. Тогда отвести спутник от корабля более чем на несколько сот метров не удалось. Цель нового эксперимента состоит в том, чтобы развернуть систему корабль — спутник на полную длину привязной системы (21 км), отработать технику управления аппаратом на большом удалении и изучить электродинамические эффекты движения проводящего троса в магнитном поле Земли. Как руководитель работ с ПН Чанг-Диас возглавит необходимую долговременную подготовку к полету.

Помимо STS-46, Чанг-Диас участвовал еще в трех космических полетах (STS-61C, STS-34 и STS-60, “НК” №3,1994). Он может стать четвертым американским астронавтом, совершившим пять (и более) космических полетов.



далее