(28)   17
НОВОСТИКОСМОНАВТИКИ |
15-28 августа | 1992 г. |
СОДЕРЖАНИЕ |
Высокая награда французским космонавтам
Пилотируемые полеты
Россия. К итогам российско-французского полета
Россия. Полет орбитального комплекса "Мир"
    Запущен грузовой корабль "Прогресс М-14"
    Стыковка "Прогресса М-14" с ОК "Мир"
США. Подготовка к полету по программе СТС-47
Автоматические межпланетные станции
Индийские АМС по изучению планет Солнечной системы
Искусственные спутники Земли
Россия. Запуск ИСЗ "Ресурс Ф-1"
Бразилия-США. Соглашение о запуске первого бразильского спутника
Китай. Подготовка и запуск австралийского спутника связи
Приземление китайского спутника
Китай намеревается вывести на орбиту шведский спутник
Международное сотрудничество
Россия-ЕЭС. Будет создан воздушно-космический самолет
Проекты. Планы
Россия. Международный проект "Европа-Америка-500"
США. Программа освоения Марса
Предприятия. Учреждения. Организации
Создана Meжведомственная экспертная комиссия по космосу
Совещания. Конференции. Выставки
Региональная конференция уфологов
Люди и судьбы
Новый начальник космодрома Байконур
Биографическая справка из архива "Видеокосмос"
Члены экипажа "Индевор" по программе СТС-47
Список публикаций прессы
Наша реклама
19 августа. Париж. ИТАР-ТАСС. На заседании Совета министров Франции французский космонавт Мишель Тонини и его дублер Жан-Пьер Эньере произведены в офицеры ордена Почетного легиона. Первой ступенью высшей французской государственной награды офицеры ВВС Франции награждены за участие в совместном российско-французском полете и проявленное при этом мужество.
С инициативой награждения космонавтов выступил министр обороны Франции Пьер Жокс.
М.Тонини дал интервью телекомпании "АНТЕНН-2", в котором поблагодарил правительство за высокую награду и подчеркнул важность осуществления проекта создания европейского корабля многоразового использования "Гермес". — Если программа будет продолжать осуществляться в соответствии с существующими сейчас планами, — сказал он, — то первый автоматический запуск КК "Гермес" может состояться уже в 2000-м году, а пилотируемый полет — приблизительно в 2005 году.
Высказался Тонини также и за продолжение сотрудничества с Россией.
19 августа. Вернувшееся на Землю космонавты 11-й основной экспедиции А.Викторенко и А.Калери и космонавт-исследователь Франции М.Тонини продолжают проводить научные эксперименты. Их 3-й этап по программе "Антарес" включает эксперименты — "Диурез", "Гематокрит", "Эхография", "Иллюзия", проводимые на Земле. (Первые два этапа проводились перед полетом и на станции "Мир").
Кроме того, командир и бортинженер ЭО-11 приступили к составлению отчета о своей экспедиции.
25 августа. У членов российско-французского экипажа закончился период острой реадаптации. Теперь космонавты могут встречаться с родными близкими, друзьями и им предстоит отдых в Кисловодске.
Россия. Полет орбитального комплекса "Мир"
(по сообщениям корреспондентов "ВИДИОКОСМОСА" из ЦУПа)
Продолжается полет экипажа 12-й основной экспедиции в составе командира Анатолия Соловьева и бортинженера Сергея Авдеева на борту орбитального комплекса "Союз ТМ-15" — "Квант" — "Квант-2" — "Мир" — "Кристалл" |
15 августа. В соответствии с программой полета у экипажа орбитального комплекса "Мир" сегодня выходной день. Во время сеанса связи впервые за время полета А.Соловьев и С.Авдеев встретились с семьями. Занимались они и разгрузкой капсулы от установки "Кратер-В". Научной аппаратурой "Рентген", установленной на модуле "Квант", проведено 4 сеанса измерений в автоматическом режиме.
16 августа. Экипаж отдыхал перед работой по встрече ТГК "Прогресс М-14", а научная аппаратура "Букет", "Гранат", спектрометр "Мария", "ЭРЭ" (экспонирование радиоэлементов) и аппаратура микрометеоритного контроля работали в автоматическом режиме.
16 августа. В 02:18:31,878 Mв. (в 22:18:31,878 Гв. 15 августа) с космодрома Байконур ракетой-носителем "Союз" осуществлен запуск транспортного грузового корабля (ТГК) "Прогресс М-14" N209. ТГК выведен на орбиту с параметрами:
- максимальное удаление от поверхности Земли - минимальное удаление от поверхности Земли - период обращения - наклонение | - 251 км — 191 км — 88,6 мин — 51,6 град |
Цель запуска: доставка на борт орбитального комплекса "Мир" расходуемых материалов и грузов. В грузовом отсеке размещена выносная двигательная установка, а также возвращаемая баллистическая капсула.
17 августа. Экипаж проводил регламентные и профилактические работы со штатными системами комплекса. Был начат эксперимент на французской аппаратуре "Экзек" с целью исследования воздействия тяжелых ионов на элементы электронных схем с высокой степенью интеграции. Эта аппаратура работает в автоматическом режиме, а информация записывается на магнитный носитель.
18 августа в 04:20:48 Мв. (00:20:48 Гв) осуществлена стыковка ТГК "Прогресс М-14" с орбитальной станцией "Мир". Экипаж контролировал процесс автоматической стыковки. Корабль доставил расходуемые материалы и продукты, выносную двигательную установку, оборудование, возвращаемую баллистическую капсулу, топливо для объединенной двигательной установки комплекса.
После проверки герметичности стыка экипаж открыл люк в ТГК и провел частичную расконсервацию. Днем экипаж отдыхал, а вечером к работающей аппаратуре "Данко" пристыковали новый пульт "Данко-М".
В 22:02 Мв. экипаж начал проводить пятый эксперимент на аппаратуре "Алис", продолжительность которого составит 72 часа.
19 августа. Экипаж приступил к разгрузке ТГК "Прогресс М-14" и так этим увлекся, что не произвел зарядку фотоаппарата КФА-1000, использование которого намечено на начало сентября. Научная аппаратура работала в это время в автоматическом режиме.
20 августа. Экипаж продолжил разгрузку ТГК, а также зарядил и проверил второй фотоаппарат KФA- 1000, работоспособность которого вызывала сомнение у специалистов. Тест прошел нормально, фотоаппарат готов к работе.
21 августа. Пятый эксперимент на установке "Алис" завершен. Начат шестой эксперимент.
Проведено два сеанса астрофизических наблюдений на аппаратуре "Рентген", данные наблюдений переданы специалистам на Землю. В автоматическом режиме, наряду с другой аппаратурой, начал работать телескоп "Мария".
22 августа. Сегодняшний день целиком посвящен медицине. Проведен тщательный медицинский контроль здоровья экипажа. В ближайшее время им предстоит выполнить 4 сложнейших выхода в открытый космос и надо, чтобы здоровье не подвело.
Кроме того экипаж подготовил электрическое оборудование, необходимое для работы в открытом космосе.
23 августа. На борту ОК "Mир", как и на Земле, — выходной. В ЦУП на сеанс-встречу с экипажем пришла супруга Сергея Авдеева — Марина с дочерью Машей. Вторую дочь Авдеевых — маленькую Клементину, пришлось пока оставить дома, ведь ей всего год.
В телевизионном сеансе связи экипаж передал на Землю видеоинформацию о тесте и эксперименте на аппаратуре "Алис", предварительно записанную на бортовой видеомагнитофон.
24 августа. Экипаж продолжил подготовку электрического оборудования к выходу в открытый космос. Соловьев и Авдеев передали из Землю, что наблюдают сильнейшей циклон у побережья Флориды, который им удалось снять на видеокамеру.
25 августа. Экипаж выполнил ряд операций дооснащения орбитального комплекса дополнительным оборудованием. Провел астрофизические эксперименты с помощью аппаратуры "Букет" м "Гранат", а также эксперименты на французской аппаратуре "АЛИС", "ЭK3ЕK" и "НОЗИКА".
26-27 августа. Космонавты проводили работы по подготовке к выходу в открытый космос. Научная аппаратура работала в автоматическом режиме.
28 августа. Были проведены заключительные операции по эксперименту на установке "Алис", закончена серия экспериментов по исследованию явлений массо-теплопереноса. Следующая серия будет планироваться после детальной обработки данных.
15 августа. Вашингтон. На 11-18 сентября 1992 г. НАСА и Япония планируют пятидесятый космический полет "Шаттла". Это будет первый совместный полет, к тому же впервые в космос отправится чернокожия американка — врач Мэй Джемисон (сейчас в отряде НАСА 92 действующих астронавта, пятеро из них — чернокожих. В космос из них слетали только трое).
Выступая на бриффинге для журналистов представители НАСА рассказали, что в экипаже будет семь астронавтов: командир Роберт Гибсон, пилот Куртис Браун, специалисты по операциям на орбите — супруги Марк Ли и Джен Дэвис, а также Джером Эпт, Май Джемисон и японский исследователь Мамору Мори (их биографии мы публикуем в конце номера).
На борту космической лаборатории "Спейcлэб-Д;ей" будет проведено 43 эксперимента, подготовленных в основном японскими учеными, а также ряд исследований, разработанных шестью странами.
Японский исследователь Мамору Мори будет заниматься экспериментами по разработке новых материалов (их 24) и (19) по биомедицине. Астронавты будут изучать повышение качества полупроводников, таких как стекло и керамика, а также воздействия микрогравитации на физиологию человека, а также на рыб, куриные яйца и растения, воздействия космической радиации на насекомых и растения, исследования в области биотехнологии.
Особенностью программы данного полета являются эксперименты по осеменению лягушек в невесомости и наблюдению за влиянием невесомости на плавательные навыки рыб и строительные способности ос.
Это будет первый эксперимент по оплодотворению в космосе организмов, более сложных, чем насекомые. (В 1979 г. на советском спутнике "Бион" запускались 5 мышей самок и два самца, но ни одна из мышей не была оплодотворена и неизвестно даже, происходило ли спаривание).
Присутствие в экипаже супружеской пары дает богатую пищу для рассуждений о сексе в космосе. Для сведения тех, кто подозревает НАСА в ведении секретной программы по этой теме, супруги Марк Ли и Джен Дэвис едва ли вообще будут общаться друг с другом во время полета, поскольку они работают в разных 17-часовых сменах.
Правила НАСА запрещают включение супругов в один экипаж, в связи с тем, что их предпочтительное отношение друг к другу может отрицательно повлиять на психологический климат в экипаже и поскольку их дети в случае аварии могут лишиться сразу обоих родителей. Но Ли и Дэвис поженились уже в ходе подготовки к данному полету, в январе 1991 г. После двухмесячного обсуждения НАСА, не желая переформировывать уже готовый экипаж и учтя, что у Ли и Дэвис нет детей, с неохотой согласилось сделать исключение из правила.
Кроме перечисленного, в рамках повышения надежности космически» корабля многоразового использования США проведут пятый из серии запланированных 8 экспериментов с целью изучения поведения огня в условиях микрогравитации. Космический экипаж будет продолжать исследования экологии и геологии Земли. Намечен также сеанс связи с радиолюбителями стран, которые будут находиться в зоне радиовидимости корабля.
25 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Индийская организация космических исследований (ИСРО) впервые объявила о своих планах запуска спутников для изучения Марса, Венеры и Меркурия. Космические аппараты весом до 200-250 кг планируются запускать к этим планетам с помощью создаваемой сейчас ракеты-носителя "GSLV". старт 1-ой автоматической межпланетной станции намечен на 1998-99 гг. В настоящее время программы каждой экспедиции уже детально разработаны.
20 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. 19 августа 1992 года с космодрома Плесецк ракетой-носителем "Союз" произведен запуск очередного искусственного спутника Земли "Ресурс-Ф".
На борту спутника установлена аппаратура, предназначенная для проведения многозональной и спектрозональной фотосъемки с целью продолжения исследований природных ресурсов Земли в интересах различных отраслей народного хозяйства, решения задач экологии и международного сотрудничества.
Спутник выведен на орбиту с параметрами:
— начальный период обращения — 88,7 минуты;
— максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) — 258 км.
— минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) — 193 км:
— наклонение орбиты — 82,6 градуса.
По завершению полета экспонированная фотопленка будет передана в научно-исследовательский и производственный центр "Природа" для обработки и последующего распространения полученной информации среди потребителей.
Наш комментарий: ИСЗ "Ресурс Ф-1" аналогичен предыдущему спутнику данного типа, запущенного в июле (См. "НК" N13(24) стр.9). Однако на этот раз вместе с ним в качестве дополнительного полезного груза выведены два отделяемых субспутника "Пион-Гермес ".
Малые спутники "Пион" представляют собой точно калиброванные сферы диаметром 58 см и весом около 80 кг и предназначены для определения плотности верхних слоев атмосферы. Первые две пары "Пионов", разработанные и изготовленные совместно ЦСКБ и студенческим КБ Куйбышевского авиационного института, были выведены на орбиты в 1999 г.
Данная пара изготавливалась на средства многопрофильного научно-технического концерна "Гермес". Спутники "Пион-Гермес" стали первыми отечественными космическими аппаратами, принадлежащими частной фирме.
Согласно договору, запуск должен был состояться 14 июня — в день рождения Президента "Гермеса" Л.Казиевой. О штрафных санкциях за двухмесячную задержку сведений пока нет.
По сообщению газет, на данном "Ресурсе Ф-1" проводится также совместный эксперимент НИИ Ядерной физики МГУ и Военно-Морской лаборатории США. Первый эксперимент Министерства обороны США на борту космического аппарата бывшего СССР предусматривает изучение эффекта накопления на поверхности спутника необычно большого количества изотопа бериллия-7.
21 августа. Бразилиа. ИТАР-ТАСС. Согласно соглашению с американской корпорацией "Орбитал Сайенс", Бразилия намеревается до 15 декабря 1992 г. вывести на орбиту свой первый искусственный спутник "ЭССЕДЕ-1". Запуск предполагается осуществить с помощью ракеты-носители "Пегас" с космодрома на мысе Канаверал (шт.Флорида, США).
Спутник предназначен для наблюдения за состоянием окружающей среды, озонового слоя и погодных условиях. Научная информация будет приниматься центрами Национального института космических исследований в Сан-Паулу и Мату-Гросу.
Создание этого ИСЗ обошлось Бразилии в 20 млн $, а запуск — будет стоить 14 млн $. Право на запуск спутника оспаривали несколько стран, в том числе и Россия. И хотя многие бразильские специалисты отдавали предпочтение российскому Главкосмосу, торги выиграла американская корпорация. По мнению наблюдателей, США стремятся обеспечить своим компаниям емкий и перспективный космический рынок Бразилии.
Наша справка: Бразилия приняла свою программу космических исследований в 1979 году. В рамках ее сейчас заканчивается строительство космодрома "Алкантара" в штате Мараньян. К тому же в настоящее время Бразилия тесно сотрудничает с Китаем в создании еще 2-х собственных спутников.
13 августа. Пекин. Синьхуа. Вывод на орбиту австралийского спутника связи "Оптус Б1" китайской ракетой-носителем "Лонг Марч-2" намечен на 14 августа 1992 г. (Первая попытка вывести этот ИСЗ на орбиту планировалась в марте, но была отложена из-за технических неполадок в ракете-носителе. См."НК" N16(27) стр.14).
14 августа. Сидней. Синьхуа. Как было объявлено, в 07:00 с полигона Сичан (Китай) был осуществлен запуск РН "Лонг Марч-2Д" с австралийским спутником связи "Оптус Б1" на борту.
В течение 10 дней спутник будет выведен на геостационарную орбиту. Он предназначен для трансляции телевизионных передач и обеспечения мобильной радиосвязи на территории Австралии.
Запуск второго спутника данной серии планируется осуществить в первой половине декабря 1992 г.
25 августа. Пекин. Синьхуа. После 16 дней пребывания на околоземной орбите китайский научно-исследовательский искусственный спутник совершил посадку в центральной части провинции Сычуань.
Запуск этого ИСЗ был произведен 9 августа с помощью РН "Великий поход-2Д" с пускового комплекса Цзюцюань.
23 августа. Пекин. По сообщению газеты "Жэньминь Жибао". На 9 октября 1992 г. запланирован запуск китайской ракеты-носителя, с помощью которой на околоземную орбиту будет выведен шведский научно-исследовательский искусственный спутник.
По материалам газеты "Радикал". Между Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) и европейским консорциумом "Евро-Гермес спейс" подписан договор о создании воздушно-космического самолета Гермес.
Подписание договора, состоявшееся 19 августа, — результат почти двухлетней работы головного научно-технического института авиационной промышленности.
Создание воздушно-космического самолета остается стратегическим направлением работы авиационно-космической промышленности Европейского сообщества. однако реализация подобных программ требует огромных финансовых затрат. Опыт коллег из стран СНГ, накопленный при создании "Бурана", мог бы их в некоторой степени сократить.
Контракт оценен в 250 тыс. ЭКЮ.
25 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Фонд социальных изобретений и Центр международных деловых проектов в середине ноября этого года планирует осуществить проект "Европа-Америка-500", посвященный 500-летию открытия Колумбом Америки и Международному году космоса. Проект включает — запуск искусственного спутника Земли "Ресурс-500", и приводнение его спускаемой капсулы с образцами продукции российских, американских и европейских компаний у берегов Америки.
Только участие в программе обойдется в 100 000 рублей. С российской стороны проект субсидируют акционерное общество "Гарант" и несколько банков — это сотни миллионов рублей. Американской стороне придется заплатить 2-3 млн $.
Проект поддержан правительством России, при активном участие мэрии Сиэтла.
Наш комментарий: "Европа-Америка-500" — это первый негосударственный проект бывшей российской космонавтики. Его инициаторами и спонсорами, помимо чисто космических фирм ЦСКБ и завод "Прогресс", стали Фонд Социальных Изобретений г-на Алференко, АО "Русский капитал", АО "Гарант", "Уникомбанк" и ряд других менее известных, но не менее крупных коммерческих образований.
Идея проекта заключается в запуске с космодрома Плесецк 16 или 17 ноября с. г. ИСЗ серии "Ресурс" с 500 кг "полезной нагрузки". В качестве "полезной нагрузки" участники проекта в зависимости от величины денежного вклада вложат в спускаемый аппарат спутника свои послания американскому народу и лично Президенту США, образцы своих изделий, проекты о сотрудничестве. После недельной выдержки всего этого на орбите СА должен совершить посадку в Тихом океане вблизи г.Сиэтл. 26 ноября в День Благодарения этот "подарок" будет доставлен российским военным кораблем "Маршал Крылов" в город, где состоятся торжества.
Конечно, идея неординарная и, по выражению г-на Алференко, "совершенно бредовая". И в этом есть доля правды: вряд ли простое субсидирование научных космических программ привлекло бы такое внимание. Зато идея "космической почты" завораживает своим размахом. Интересно, каким будет следующий шаг русского бизнеса в космонавтике? По словам того же г-на Алференко, у них в "банке" Фонда еще около 15 тысяч идей.
Как сообщили нам в ЦУПе, с баллистической стороны проект "Европа-Америка-500" так же достаточно авантюрен. Недостаток опыта посадки СА такого типа на воду, отсутствие точных параметров атмосферы в заданное время в районе посадки, частые штормы в северной части Тихого океана в зимнее время года могут привести к большому отклонению от расчетного места посадки.
Но вряд ли эти опасения повлияют на проект. На что не пойдет наша обнищавшая космонавтика ради денег. А чем бы наши бизнесмены не тешились, лишь бы Сиэтл остался цел.
28 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. На 8-ом международном конгрессе ассоциации космических исследователей в Вашингтоне выступили директор НАСА Д.Голдин, руководитель исследовательском программы НАСА М.Гриффин, видный астроном Карл Саган с докладами по программе исследования Марса. Данная программа включает запуск 16 сентября 1992 года АМС "Марс Обсервер" и затем запуск российского автоматического комплекса с роботами для исследования геологии, погоды и сейсмической активности. (О сотрудничестве с Россией в области освоения Марса "Новости космонавтики" писали в N1 (стр.12).
М.Гриффин заявил, что США планируют добраться на Марс через Лyнy, для чего необходимо создать мощные ракетоносители, которые способны поднимать в космос корабль весом более 230 тонн — это примерно вдвое тяжелее самого огромного из космических кораблей, которые когда-либо запускались в космос. Он подчеркнул, что НАСА пока не готова объявить об общей стоимости программы освоения Марса.
Карл Саган заявил, что в ближайшее 20 лет понадобиться примерно 1 триллион $ для осуществления данного проекта. Расходы возможно сократить только при совместной осуществлении данного проекта США с Россией, Европейским сообществом и Японией.
15 августа. Москва. ИТАР-ТАСС. Постановлением правительства Российской Федерации создана Межведомственная экспертная комиссия по космосу. Комиссия будет проводить независимую экспертизу и отбор космических проектов научного и народно-хозяйственного значения с выдачей заключения о целесообразности включения их в разрабатываемые долгосрочные космические программы, участие в случае необходимости в экспертных оценках затрат на реализацию проектов. Заключения комиссии носят рекомендательный характер Председателем комиссии утвержден президент Российской академии наук Ю.Осипов.
25 августа. ИТАР-ТАСС. В Хабаровске была проведена региональная конференция уфологов Дальнего Востока. Контакты с внеземными цивилизациями, полтергейст, телекинез, снежные люди и другие аномальные явления и стали темой обсуждения.
Участникам конференции была представлена пленка с зафиксированным голосовым контактом инопланетян. В Хабаровске 36 человек общаются с внеземными цивилизациями. На совещании были представлены работы Галины Кушнаревой и Татьяны Матюховой, которые начали заниматься космической живописью после контакта с космосом.
По сообщению "Красной звезды". Указом Президента Республики Казахстан новым начальником космодрома Байконур назначен генерал-майор Алексей Александрович Шумилин.
Он участвовал в осуществлении запуска первого советского космического корабля, пилотируемого Юрием Гагариным. Последнее время занимал должность заместителя начальника космодрома по научно-исследовательской и испытательной работе.
В 1979 г. удостоен Государственной премии СССР в области науки и техники, а в 1987 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Родился 30 октября 1946 г. в Куперстауне (шт. Нью-Йорк).
В 1964 г. окончил среднюю школу в Хантингтоне (шт. Нью-Йорк).
В 1969 г. после окончания Политехнического университета в Калифорнии получил степень бакалавра по аэронавтике.
С 1969 г. начинает служить в ВМС США, проходил первоначальный курс обучения пилотированию на авиабазах во Флориде и Миссисипи.
С апреля 1972 по сентябрь 1975 г. служил сначала в составе 111-й истребительной эскадрильи на борту авианосца "Корал Си", а затем в составе 1-й истребительной эскадрильи на борту авианосца "Энтерпрайз", участвовавших в боевых действиях во вррмя войны во Вьетнаме. Совершил 56 боевых вылетов. После возвращения в США в 1975 г. закончил знаменитую школу летчиков-истребителей ВМС США "Топ Ган". Был назначен летчиком-инструктором истребителя F-14A в 124-й истребительной эскадрильи.
В июне 1977 г. окончил школу летчиков-испытателей ВМС в Пэтьюксент Ривер (шт.Мэриленд). Имеет налет более 4600 часов на 45 типах военных самолетов и более 20 гражданских.
В 1978 г. был зачислен в группу N8 астронавтов НАСА.
В августе 1979 г. окончил общекосмическую подготовку.
В феврале 1983 г. начал готовиться к полету по программе СТС-41В в качестве пилота.
1 полет — совершил в качестве пилота "Челленджера-4" по программе СТС-41В с 3 по 11 февраля 1984 г.
2 полет — совершил в качестве командира "Колумбии-7" по программе СТС-61С с 12 по 18 января 1986 г.
В сентябре 1987 г. приступил к подготовке в качестве командира к полету по программе СТС-27.
3 полет — совершил в качестве командира корабля "Атлантис-3" по программе СТС-27 со 2 по 6 декабря 1988 г.
В сентябре 1989 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-46 в качестве командира.
В июле 1990 г. был отстранен от подготовки на год и выведен из экипажа за дисциплинарное нарушение. Участвуя в самолетных гонках, его самолет столкнулся с другим самолетом, пилот которого погиб.
В августе 1991 г. был назначен командиром экипажа для полета по программе СТС-47.
Капитан I ранга ВМС США.
Женат. Имеет 3-х детей. (1 — от первого брака и 2-х — от второго брака с Маргарет Седдон, бывшей астронавтом НАСА).
Родился 11 марта 1956 г. в Элизабеттауне (шт. Северная Каролина).
В 1974 г. окончил среднюю школу в Элизабеттауне (шт. Сев.Каролина).
В 1978 г. получил степень бакалавра электротехники в Академии ВВС США.
После окончания Академии ВВС проходил первоначальный курс обучения пилотированию на авиабазе Дэвис-Монтан (шт.Аризона).
С 1980 г. служил в 353-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе ВВС Миртл Бич (шт. Южная Каролина), где он летал на штурмовике А-10.
В 1982 г. назначен летчиком-инструктором 357-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Дэвис Монтан (шт.Аризона).
В июне 1985 г. направлен в школу летчиков-испытателей ВВС на авиабазе Эдвардс (шт.Калифорния).
В июне 1986 г. после окончания школы летчиков-испытателей ВВС назначен летчиком-испытателем самолетов А-10 и F-16 в 3247-й испытательной эскадрильи на авиабазе Эглин (шт.Флорида). Имеет налет более 2400 час. на реактивных самолетах.
В 1987 г. отобран в группу N12 астронавтов НАСА.
В августе 1991 г. назначен в экипаж в качестве пилота для полета по программе СТС-47.
Майор ВВС США.
Разведен. Имеет сына.
126 астронавт США и 215 астронавт мира.
Родился 14 августа 1952 г. в Вироке (шт.Висконсин).
В 1970 г. окончил среднюю школу в Вироке (шт.Висконсин).
В 1974 г. после окончания Военно-воздушной академии США получил степень бакалавра гражданской техники.
В 1974 г. после окончания Академии ВВС был назначен в 426-ю тактическую истребительную учебную эскадрилью на авиабазе ВВС США Люк (шт.Аризона).
С 1976 по 1979 г. служил летчиком на истребителе F-4D в 25-й тактической истребительной эскадрильи на авиабазе Кадена (Япония).
В 1979 г. после возвращения в США начал заниматься научной работой в Технологическом институте (шт.Массачусеттс).
В 1980 г. получил степень магистра механики в Массачусеттском Технологическом институте. Затем окончил Школу офицеров, колледж авиационно-командного состава и колледж командного состава корпуса морской пехоты США.
С 1980 по 1982 г. служил инженером-механиком по обслуживанию самолетов "Боинг Е-3А" с системой "АВАКС" на авиабазе Хэнском (шт.Массачусеттс).
С 1982 г. — служил в 388-м авиатехническом корпусе на авиабазе ВВС США Хилл (шт.Юта). Имеет налет более 2500 часов на самолетах Т-38, F-4D и F-16.
В 1984 г. отобран в группу N10 астронавтов НАСА.
В июне 1985 г. закончил общекосмическую подготовку и был назначен в качестве специалиста по обеспечению полета в экипаж по программе СТС-61М. (Полет был отменен).
В марте 1988 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-30.
1 полет - совершил в качестве специалиста по обеспечению полета "Атлантиса-4" по программе СТС-30 с 4 по 8 мая 1989 г.
В ноябре 1990 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-47 в качестве специалиста по обеспечению полета.
Подполковник ВВС США.
Женат на Джен Дэвис (астронавт НАСА, член экипажа СТС-47).
Родилась 1 ноября 1953 г. в Какао-Бич (шт.Флорида).
В 1971 г. окончила среднюю школу в Хантсвилле (шт.Алабама).
В 1975 г. после окончания Технологического института в шт. Джорджия получила степень бакалавра биологии.
В 1977 г. получила степень бакалавра механики в Аубурнском университете.
В 1979 г. начала работать в космическом центре Маршалла (НАСА) в качестве инженера.
В 1983 г. получила степень магистра механики университете в Хантсвилле (шт.Алабама).
В 1985 г. получила степень доктора механики в том же университете.
В 1987 г. отобрана в группу №12 астронавтов НАСА.
В августе 1988 г. окончила общекосмическую подготовку.
В сентябре 1989 г. назначена в экипаж в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-47.
Замужем за Марком Ли (астронавт НАСА, член экипажа СТС-47). Детей нет.
Родился 28 апреля 1949 г. в Спрингфилде (шт.Мэссачусеттс).
В 1967 г. окончил среднюю школу в Питтсбурге (шт. Пенсильвания).
В 1971 г. после окончания Гардвардского колледжа получил степень бакалавра физики.
В 1976 г. в Массачусеттском Технологическом институте получил степень доктора физики.
С 1976 по 1980 гг. являлся членом группы управления в Центре изучения Земли и физики планет Гарвардского университета.
С 1978 по 1980 гг. возглавлял научную группу Гарвардского университета.
В 1980 г. начал работать в Космическом центре им.Джонсона (НАСА, Центр управления полетами).
Имеет налет около 2300 часов на 25 различных типах самолетов.
С 1981 no 1985 гг. занимался научной работой в космическом центре им.Джонсона.
В 1935 г. отобран в группу N11 астронавтов НАСА.
В июле 1986 г. окончил общекосмическую подготовку.
В апреле 1989 г. назначен в экипаж для полета по программе СТС-37 в качестве специалиста по обеспечению полета.
1 полет — совершил в качестве специалиста по обеспечению полета на корабле "Атлантис-8" по программе СТС-37 с 5 по 11 апреля 1991 г. Совершил два выхода в открытый космос : 7.04.91 г. на 3,5 часа и 8.04.91 г. на 6 час.19 мин.
В августе 1991 г. назначен в экипаж для полета в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-47.
Женат. Имеет дочь.
Опыта космических полетов не имеет.
Родилась 17 октября 1956 г. в Декатуре (шт.Алабама).
В 1973 г. окончила среднюю школу в Чикаго.
В 1977 г. после окончания Стэнфордского университета получила степень бакалавра по химии.
В 1981 г. после окончания Корнельского университета получила степень доктора медицины.
В 1982 г. работала в медицинском центре в Лос-Анджелесе.
В 1983-85 гг. работала врачом в Корпусе мира в западной Африке.
В июне 1985 г. вернулась в США и работала в организации "СИГНА" в Лос-Анджелесе (шт.Калифорния).
В 1987 г. отобрана в группу N12 астронавтов НАСА.
В августе 1988 г. окончила общекосмическую подготовку.
В сентябре 1989 г. назначена в экипаж в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-47.
Разведена. Детей нет.
Родился 29 января 1948 г. в Йоичи-Мачи (Хоккайдо, Япония).
1966-1970 гг. обучался на химическом факультете Хоккайдского университета.
В 1970 г. получил степень бакалавра физических наук в Хоккайдском университете.
В 1972 г. получил степень магистра физических наук в том же университете.
С 1972 по 1975 гг. обучался в Флиндерском университете (Южная Австралия).
В 1975 г. получил степень доктора физических наук в этом университете.
В 1975 г. после возвращения в Японию работал на факультете в области ядерной техники в университете Хоккайдо.
В 1980 г. становится ассистентом профессора в университете Хоккайдо.
В 1982 г. становится профессором и занимается исследованиями в области физики.
В августе 1985 г. стал одним из трех ученых отобранных НАСДА пля полета по программе "Spacelab-J". (Полет "Спейслэб Джей" должен был состояться еще в январе 1988 г., но из-за аварии "Челленджера" был отложен).
В апреле 1990 г. отобран НАСА в качестве первого японского астронавта для полета на "Шаттле" и назначен в экипаж в качестве специалиста по полезной нагрузке в полете по программе СТС-47.
1. В.Плисов "НЛО и книга книг" (Под рубрикой — "Неизвестное об известном") — "Воздушный транспорт" N27-28-92r.
2. М.Ребров "Лoвушка" — "Красная звезда" 19.05.92.
3. В.Бабердин "Секс в космосе" — "Красная звезда" 27.08.92.
А. И.Осипов, И.Макаров "Мировая наука потеряла Валерия Барсукова" -- "Известия" 24.06.92.
5. П.Спирин "Тайваньский спутник" — "Инженерная газета" N102-103-92.
6. П.Изюмников "Ноосфера — мир ноократии" — "Инженерная газета" N102-103-92.
7. В. Бадуркин, И.Царев "Неопознан — значит, опасен?" — "Труд" 22.08.92.
8. M.Погорелый "Космос и деньги" (Под рубрикой — "Хобби") — "Красная звезда" 29.08.92.
9. М.Ребров "Есть касание'" — "Красная звезда" 11.07.92.
10. И.Иванюк "На экранах — секретный космос" (Репортах из закрытого военного городка) — "Инженерная газета" 10.08.92.
11. М.Ребров "Три вопроса человеку с Луны..." — "Красная звезда" 8.08.92.
12. Ю.Коваленко "В космос на российских кораблях полетят еще четыре француза" — "Известия" 10.08.92.
13. Б.Коновалов "Антарес" возвращается на Землю" — "Известия" 10.08.92.
14. С.Прокопенко "Все флаги в гости к нам" — "Красная звезда" 8.08.92.
15. Ю.Макаров "Космическое "ухо" разведслужб США" (Военно-техническое обозрение) — "Красная звезда" 23.07.92.
16. У.Э.Лири "США и Россия хотят дружить в космосе" — "Нью-Йорк Таймс" (недельное обозрение) 21.07.-3.08.92.
17.Б.Коновалов, К.Смирнов "Впервые ученые Пентагона и МГУ вместе ставят эксперимент в космосе" — "Известия" 20.08.92.
18. М.Погорелый "Есть ли жизнь на Марсе?" — "Красная звезда" 22.08.92.
19. В.Сокольников "Космический мост "Европа-Америка" — "Российские вести" N50-92.
20. М.Ребров "Космическая клюква" — "Красная звезда" 27.08.92.
21. Я.Юферова "Отправьте послание в вечность" — "Комсомольская правда" 29.08.92.
22. М.Ребров "Судьба" (О малоизвестных страницах истории отечественной космонавтики" — "Деловой мир" 20.08.92.
23. "Пилоты говорят через спутник" — "Инженерная газета"
в N7(18) стр.14 следует читать: | "Космос-2183" относится к пятому поколению. Предшественники на аналогичной орбите: ИСЗ "Космос-1836", -1881, -1936, -2007, -2049, -2072, -2113, -2153". |
в N9(20) стр.15 следует читать: | "Космос-2185" относится к четвертому поколению. Предшественники на аналогичной орбите : ИСЗ "Космос-2021" и "Космос-2078". |
Выпуск подготовили:
Главный редактор Ответственный выпуска Литературный редактор Редакторы по информации |
В.И.Бич т. 217-81-48 И.А.Маринин т. 217-81-47 М.Г.Богданова С.Х.Шамсутдинов К.А.Лантратов М.В.Тарасенко |
На первой''странице обложки АМС "Вояджер-2" (Voyager), запущенная 15 лет назад (20 августа 1977 г) с целью изучения Юпитера (1979 г). Сатурна (1981г). Урана (1986 г). Нептуна (1989 г) и их спутников с пролетной траектории. Масса аппарата 798 кг. В настоящее время АМС "Вояджер-2" вышел за пределы Солнечной Системы