вернёмся в библиотеку?
129010, г. МОСКВА, пр. Мира, дом 6. а/я 929 тел. 217-81-47,
FAX (095) 181-44-45


НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ
2 - 15 ноября 1991 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Пилотируемые полеты.

СССР. Полет орбитального комплекса "Мир"

США. Объявлена дата запуска корабля "Атлантис" по программе СТС-44

Франция. Объявлена дата третьего советско-французского полета и его стоимость
Автоматические межпланетные станции

США. Первые фотографии Гаспры переданы на Землю
Искусственные спутники Земли

Франция. Новые военные спутники

Франция. Запуск спутника "Телеком-2а" отложен

СССР. Запуск шести спутников серии "Космос"
Ракеты-носители

Индия. Конкуренция в космической промышленности
Международное сотрудничество

Франция. Совершенствовать космическую разведку
Проекты. Планы

Италия. Космическая программа, 1-й собственный носитель

СССР. Всё на продажу?

СССР. Будет создан "Международный космопорт"

Австралия. Компания STS - новый строитель космодрома на мысе Йорк

Франция. Планы ЕКА

Л.Кравчук об украинском космическом полете
Люди и судьбы

СССР. Алексей Леонов уходит на пенсию

СССР. "Шестой" полет Владимира Джанибекова
Предприятия. Учреждения. Организации

СССР. ОК "Мир" объявлен собственностью его создателей

США. Космическая программа 1992-93 гг. подорожала

США. Проблемы НАСА
Биографическая справка из архива "Видеокосмос"

Члены экипажа "Атлантиса" по программе CTC-44

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
Полет орбитального комплекса "Мир"

Продолжается полет Александра Волкова и Сергея Крикалева на орбитальном комплексе "Союз ТМ-13" - "Квант" - "Мир" - "Квант-2" - "Прогресс М-10" - "Кристалл".

5 ноября. ЦУП. В программу очередной недели полета Александра Волкова и Сергея Крикалева включены работы по космическому материаловедению, астро- и геофизические исследования. Космонавты продолжили операции по дооснащению пилотируемого комплекса оборудованием, доставленным кораблем "Прогресс М-10"

Сегодня на установке "Галлар" завершен процесс выращивания в невесомости еще одного монокристалла арсенида галлия с улучшенными структурными и электрофизическими параметрами.

По плану астрономических исследований экипаж выполнил серию съемок отдельных участков звездного неба с помощью телескопа "Глазар-2" в ультрафиолетовом диапазоне спектра.

Продолжились эксперименты с использованием научной аппаратуры, работающей в автоматическом режиме.

6 - 10 ноября. ЦУП. В программе полета этих дней - геофизические и астрофизические исследования, эксперименты по космическому материаловедению.

С помощью фотокомплекса "Природа-5" и топографического аппарата КАП-350 выполнены съемки обширных районов суши и акватории мирового океана. Работы по исследованию природных ресурсов Земли и изучению окружающей среды проводились с помощью видеоспектральной аппаратуры, установленной на телеуправляемой платформе модуля "Квант-2".

11 ноября. Сегодня космонавты провели плавку германия на технологической установке "Оптизон" модуля "Кристалл". Нагрев образцов полупроводниковых материалов осуществляется сфокусированным потоком лучистой энергии электрических источников света.

Александр Волков и Сергей Крикалев прошли контрольное медицинское обследование. Оба здоровы.

12 - 13 ноября. ЦУП. Экипаж проверил работоспособность технологической установки "Зона-03" и подготовил ее к работе.

14 ноября. ЦУП. Проведен ремонт технологической установки "Кристаллизатор". После замены магнитофона ее работоспособность восстановлена полностью. Начались эксперименты.

15 ноября. ЦУП. Проведена телеспектрометрическая съемка территории Кувейта. Дымов не обнаружено. Съемка Кувейта производилась фотоаппаратурой "Природа-5" и КАП-350.

Всю неделю космонавты выполняли фотосъемки подстилающей поверхности. Отснято около 350 кадров. Всего с начала экспедиции - 600.

Объявлена дата запуска корабля "Атлантис" по программе СТС-44.

8 ноября. Нью-Йорк. ТАСС. Запуск космического корабля многоразового использования "Атлантис" запланирован на 19 ноября с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) в 13 час. 51 мин. (23ч. 51м. Гринв.)

Главная цель десятидневного полета - вывод на околоземную орбиту спутника DSP, принадлежащего Пентагону. Вывод намечается произвести через несколько часов после старта. Вес спутника 2265 кг. Стоимость -190 млн $. Он будет размещен на геостационарной орбите и предназначен для фиксации пусков ракет из любой точки Земли. Чувствительность спутника, по мнению специалистов, настолько высока, что его инфракрасные датчики способны улавливать тепловое излучение двигателей обычного самолета.

В программу полета "Атлантиса" входят и другие эксперименты, которые также имеют военные цели. 6 астронавтов с борта корабля с помощью различных оптических приборов будут изучать наземные военные базы, следить за перемещением войск и кораблей.

Командиром десятого полета корабля "Атлантис" назначен Фредерик Грегори, пилотом - Теренс Хенрикс. Специалисты по операциям на орбите: Стори Масгрейв, Марио Ранко и Джеймс Восс. Специалист по полезной нагрузке Томас Хеннен. Для Грегори это будет третий полет, для Масгрейва - четвертый. Остальные члены экипажа полетят в космос впервые.

Предстоящий запуск - шестой и последний полет "Шаттла" в нынешнем году. На будущий год НАСА запланировало девять полетов по программе "SPACE SHATTLE". График планируемых запусков уже сообщался в "НК" №6 стр.9. Однако их количество фактически может оказаться меньшим из-за проблем, связанных с подготовкой к первому полету нового космического корабля "Индевор", а также с переоборудованием корабля "Колумбия" для более длительного пребывания на орбите.

Объявлена дата третьего советско-французского полета

9 ноября. Тур. Франция. На проходившей в Туре 27-й встрече франко-советской комиссии по космосу было объявлено, что между сторонами достигнута окончательная договоренность о длительности и программе третьего совместного полета.

Полет состоится в конце июля - начале августа 1992 года и продлится 14 дней. Проект получил название "Антарес". В настоящее время два космонавта Франции проходят общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Мишель Тонини - он был дублером Жан-Лу Кретьена во время второго советско-французского полета в 1988 г. и Жан-Пьер Эньере, для которого это первая подготовка к космическому полету. С марта 1992 г. претенденты приступят к подготовке в составе экипажей.

В отличие от двух предыдущих бесплатных полетов, за этот полет Франция заплатит 72 млн франков.

Французская сторона подтвердила намерение осуществить четвертый полет своего космонавта на советском корабле и орбитальной станции в 1995-96 годах.

Президент КНЕС X.-Л. Лионс отметил, что французскую сторону беспокоит не финансовая, а политическая сторона дела, в частности, будущее Союза и то, какие республики, в конце концов, войдут в его состав. Президент выразил твердое желание сотрудничать в области космоса.

В настоящее время ученые Союза и Франции совместно разрабатывают долгосрочную программу изучения Марса. Она предусматривает запуск двух межпланетных станций (видимо в 1994 и 1996 гг) для исследования атмосферы и поверхности планеты, на борту которых будет находиться и французская аппаратура.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

Первые фотографии Гаспры переданы на Землю

14 ноября. Пасадена. Ассошиейтед Пресс.
НАСА получило первые фотографии астероида с близкого расстояния (см. "HK" №7 стр. 4). "Гаспра великолепна. Она напоминает акулью голову или треугольник" - сказал руководитель проекта "Галилей" Вильям О'Нилон,- и вся в кратерах".

Черно-белое изображение было получено с расстояния 16000 км от Гаспры. Позднее оно будет трансформировано в цветную фотографию. Гаспра расположена в главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера и, как предполагалось, имеет неправильную форму. По словам О'Нила, реальный размер астероида оказался весьма близким к прогнозируемому — 13х11 км.

Из-за неисправности главной антенны АМС "Галилей" изображения Гаспры пришлось записать на бортовые магнитофоны станции для последующей передачи на Землю. Первая фотография была передана на Землю через две маленькие антенны, передающие изображения примерно в 3000 раз медленнее, чем 15-метровая главная антенна. Передача всего кадра заняла 80 часов и закончилась ночью 14 ноября.

ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ

Франция. Новые военные спутники

11 ноября. Париж. ТАСС. Французский журнал "Эр э Космос" сообщил 11 ноября о том, что во Франции завершается подготовка к созданию и введению в действие в начале 1992 г. системы спутниковой связи второго поколения "Сиракузы-2". Полным ходом, по сведениям журнала, идет подготовка к выведению на орбиту новейшего военного спутника наблюдения "Гелиос-1".

Журнал также сообщил о намерениях Франции иметь в космосе спутник электронного прослушивания "Зенон" и спутник радарного наблюдения ''Озирис". Последний будет запущен в начале следующего века.

На разработку намеченных программ в 1992 г. будет израсходовано более 3,1 млрд франков. Таким образом, Франция резко увеличивает затраты на дорогостоящие военные спутниковые системы.

Газета "Монд" отмечает, что уже 3 декабря 1991 г. будет запущен военный спутник"Телеком-2а", который станет частью системы "Сиракузы -2".

Примечательно, что министр обороны Франции П.Жокс пригласил на запуск этого спутника делегацию министерства обороны СССР. (Запуск состоится с космодрома Куру во Французской Гвиане). По мнению французской прессы, не исключается возможность сотрудничества с СССР в области военного космоса.

Франция. Запуск спутника "Телеком-2а" отложен

12 ноября. Париж. По сообщению Франс Пресс запуск спутника "Телеком-2а" может быть отложен на месяц. Причина отсрочки - в необходимости дополнительной проверки электрических предохранителей на спутнике.

Как сообщалось ранее, вывод спутника с космодрома Kypу (Французская Гвиана) намечался на 3 декабря, но 9-го ноября подготовка к старту приостановлена.

СССР. Запуск шести спутников серии "Космос"

12 ноября с космодрома Плесецк произведен запуск шести искусственных спутников Земли "Космос-2165-2170". Выведение на орбиту всех шести спутников осуществлено одной ракетой-носителем "Циклон".

Движение спутников проходит по близким к расчетным орбитам. По нашим данным, эти спутники, весом 40 кг каждый, имеют форму цилиндра диаметром 0.8 м и высотой 1 м и служат для военной связи.

О предыдущем запуске спутников этой серии сообщалось в "HK" №5 стр.9.

РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ

Индия. Конкуренция в космической промышленности.

9 ноября. По сообщению газеты "Московская правда". Шесть дней индийские ученые, работающие над созданием ракеты-носителя нового поколения "ACЛB" искали исчезнувшие детали своего детища.

"Пропавшие" из космического Центра им. Викрама Сарабаи части стабилизатора ракеты были найдены в густых зарослях акации около основной территории центра.

Смешно в данном случае говорить, например, о рассеянности или забывчивости ученых, "случайно" обронивших детали по дороге на работу. Причина, скорее всего, в профессиональном соперничестве.

Местная печать подозревает в этом две группы ученых работающих над программой создания "АСЛВ".

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Франция. Совершенствовать космическую разведку

6 ноября. ПАРИЖ. ТАСС. На встрече представителей шести западноевропейских стран, посвященной созданию европейских военных телекоммуникационных спутников, министр обороны Франции Пьер Хокс высказался за тесное военное сотрудничество в космосе. Он заявил о необходимости создания автономной европейской системы космической разведки, которая позволит получать точные и объективные данные в случае какого-либо кризиса.

Военные обозреватели отмечают, что после событий в Персидском заливе, в ходе которых французская разведка зависела от информации, получаемой от американцев, Франция активно проповедует идею создания космической разведки.

Министр Жокс призвал представителей Великобритании, Германии, Италии, Испании и Нидерландов к созданию сети военных спутников, мотивируя это не только техническими, политическими и военными выводами, но и выгодой для промышленности. Министр указал на пример ракеты "Ариан", позволяющей западноевропейской космической промышленности успешно конкурировать на мировом рынке.

ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ

Италия. Космическая программа, 1-й собственный носитель

5 ноября. РИМ. ТАСС. Италия намерена пополнить список стран, которые производят и запускают собственные космические аппараты. Запуск итальянской ракеты-носителя "Сан-Марко Скаут" с научным спутником "Экватор-С" намечен на апрель 1994 г.

Руководитель национальной космической программы Лучано Старрьеро? подчеркнул, что Италия не может конкурировать в области масштабных космических проектов с СССР и США, но намерена создавать малые ракеты-носители, способные выводить на орбиту коммерческие и научные спутники национального производства весом до 850 кг.

Для выполнения национальной космической программы, которая будет осуществляться за счет модернизации американской ракеты-носителя "Скаут", правительство выделило 210 млрд лир до 1994 г.

Научные разработки в рамках программы "Сан-Марко Скаут" будет осуществлять Римский университет, а практическая реализация поручена компании "BPD", которая входит в крупнейшую частную промышленную группу "Фиат".

До сих пор Италии не имела собственной ракеты-носителя. Запуски всех итальянских спутников производились американскими ракетами-носителями "Скаут" и "Торад Дельта", а так же западноевропейской ракетой "Европа-1" (она была запущена 29.11.68r, но спутник на орбиту выведен не был). Италия имеет уникальный морской комплекс, переоборудованный из платформы для бурения морского дна Сан-Марко. Он установлен у берегов Кении и используется для запусков американской ракеты-носителя "Скаут" с итальянскими ИСЗ серии "Сан-Mapко".

В рамках Европейского космического агентства (ЕКА) Италия участвует в создании ракеты-носителя "Ариан", некоторых ИСЗ научного и хозяйственно-прикладного назначения, a также станции "Спейслэб".

Полет и работа первого итальянского астронавта на борту корабля "Шаттл" запланирован на лето 1992 г.

СССР. Всё на продажу?

4 ноября. Нью-Йорк ТАСС. Газета "Нью-Йорк Таймс" сообщила о том, что Советский Союз продает секретные материалы своей космической программы. Среди того, что предлагается на продажу,- сообщает газета,- ядерные реакторы, спутники, ракетные двигатели, космические станции, плутоний для компактных источников энергии и разнообразная научная документация о космических испытаниях и экспериментах.

В интервью газете представитель Пентагона Ричард Верга сказал: -Советы располагают разнообразным оборудованием и технологией, которые могут быть для США, к примеру, "золотой кладовой". Советские ученые наладили производство высокопрочных жаростойких сплавов, которые практически неизвестны на Западе. Эти сплавы могут быть важны для создания современных ракетных двигателей и ядерных реакторов. ВВС США неоднократно изучали возможность, например, приобретения современного советского ракетного двигателя РД-170, который является самым мощным в мире двигателем на жидком топливе.

"Нью-Йорк Таймс" сообщила, что группа из шести человек во главе с заместителем директора отдела по программе "звездных войн" Леонардом Кейвени посетила Военный центр исследований и разработок под Москвой, где им был продемонстрирован небольшой космический двигатель, в котором используются магнитные поля, а не химическое топливо. "Русские предлагают это устройство за 500 тыс. - 1 млн $. Это очень умеренная цена - считает Кейвени.

Советская космическая продукция все больше привлекает к себе внимание. Конгресс США также проявил заинтересованность в закупках в CCСР космической продукции военного назначения, однако американские космические корпорации против этих сделок, так как страдают от спада в торговле собственной космической продукцией.

Отвечая на сенсационные заявления Западной печати о продаже наших секретов, газета "Известия" пишет, что, по мнению президента концерна "Космос" (бывший МОП) Ю.Коптева, ажиотаж вокруг коммерческой активности СССР провоцируется американскими космическими концернами, которые крайне обеспокоены нашим выходом на мировой космический рынок. Космической отрасли, которой мы всегда гордились, жизненно необходим коммерческий успех. Ведь сегодня она оказалась на грани краха. Причина не только в противодействии западных монополистов. Неразбериха царит в самой отрасли. Ни в одной стране космонавтика не обходится без единого государственного органа управления, без централизованного финансирования. У нас же финансирование на 1991 г. уже срезано на четверть. И пока не ясно, что будет в 1992 г.

СССР. Будет создан "Международный космопорт"

6 ноября. Ленинск. ТАСС. На базе космодрома Байконур планируется создать коммерческое объединение "Международный космопорт". Оно будет оказывать потребителям услуги по выводу на околоземную орбиту полезных нагрузок с помощью ракет-носителей "Протон", "Союз", "Зенит" и "Энергия".

Новая фирма организуется как акционерное общество открытого типа. Ее учредителями станут Агентство космических исследований Казахстана, крупные инвестиционные коммерческие банки, ракетно-космические объединения России и Украины. 80% акций будут распределены между учредителями, остальные 20% поступят в свободную продажу.

По словам представителя Агентства космических исследований Казахстана Сергея Сопова, "Международный космопорт" вполне сможет конкурировать с европейским консорциумом "Арианспейс", ведущими аэрокосмическими фирмами США и Китая за рынок услуг по выводу на орбиту космических аппаратов различного назначения.

По нашему мнению, сообщение ТАСС о создании "Международного космопорта" не отражает всей сложности вопроса. Можно даже сказать, что в данном случае желаемое далеко не совпадает с действительностью. Сама идея коммерческого использования космического потенциала бывшего Союза весьма интересна, но для ее реального воплощения необходимо решить в первую очередь вопрос о том, кто и на чьи деньги создал этот потенциал. Иными словами, проблема все та же - кто и в каких пропорциях является наследником собственности СССР.

После объявления Казахстаном прав собственности на Байконур прошло совсем немного времени. Однако почти сразу руководством республики было признано (но не обнародовано в печати), что Казахстан не способен финансировать самостоятельно даже простое поддержание в порядке стартовых комплексов южного космодрома, не говоря уже о их эксплуатации. Проблема может получить какое-то решение, если республика встанет на позиции реализма, хотя бы на примере штата Флорида в США, где расположен космодром им. Дж. Ф. Кеннеди. (Территория восточного космодрома США выкуплена государством, а штат получает прибыль, и весьма большую, от его обслуживания).

Австралия. Компания STS - новый строитель космодрома на мысе Йорк.

4 ноября. Канберра. Рейтер. Представитель австралийского правительства заявил, что отечественная компания получила разрешение на строительство космодрома в отдаленном северном районе Австралии. По словам министра индустрии Джона Баттона, центральное правительство и власти штата Квинсленд приняли решение заключить контракт на строительство космодрома стоимостью 438 млн $ США с компанией Spaсe Transportation Sistem Limited. Глава компании Майк Ахерн сообщил агентству Рейтер, что их поддерживают европейские и американские синдикаты. Решение правительства поддержать STS последовало за крахом фирмы CYSA, ранее руководившей строительством и ликвидированной на прошлой неделе ("HK" №7 стр.8).

Получена кредитная линия на строительство жилой зоны и другой инфраструктуры стоимостью 782 млн $, более половины средств будет затрачено на создание самих стартовых сооружений.

Планируемый космодром будет использоваться для запуска коммерческих спутников с помощью советских РН. Предполагается, что услуги его будут пользоваться большим спросом среди многочисленных компаний, разочарованных высокой стоимостью запусков в других странах.

Планы ЕКА

12 ноября. Париж. ТАСС. Предполагается, что бюджет Европейского космического агентства на освоение космического пространства к 2000 году сократится на 10%. Тем не менее,- как заявил его директор Х.-М. Лютон в интервью газете "Монд", основные проекты будут осуществлены. Среди них - престижные программы создания космического корабля многоразового использования "Гермес" и орбитальной станции "Колумбус", завершение строительства ракеты-носителя "Ариан-5".

"Европейцы, естественно, столкнутся с трудностями в связи с замедлением реализации американской программы по созданию станции "Фридом", к которой должна пристыковываться станция "Колумбус", но они не откажутся от своих планов",- сказал Лютон.

Великие космические проекты XXI века, в том числе и пилотируемые полеты, потребуют, по мнению Лютона, всемирного сотрудничества.

14 ноября. Бонн. Рейтер. В ответ на беспокойство Франции по поводу участия Германии в финансировании проекта "Гермес" немецкое правительство заявило, что и впредь будет поддерживать этот проект, несмотря на финансовые трудности связанные с недавним объединением страны. Представитель правительства Дитер Фогель заявил: "Теперь есть четкая позиция правящей коалиции по вопросам финансирования космической программы, но сегодня наши возможности ограничены". Он сказал, что проблемы финансирования отдельных проектов будут обсуждаться на встрече канцлера Гельмута Коля с Президентом Франции Франсуа Миттераном, которая должна состояться 14 ноября.

Среди обсуждаемых программ будут планы создания европейской орбитальной станции и нового поколения РН "Ариан". Еще в сентябре ЕКА заявило, что первый полет многоразового корабля "Гермес", по всей видимости, будет отложен из-за финансовых трудностей до 2002 г. В настоящее время затраты на эту программу уже превысили первоначально предполагавшиеся 5,4 млрд $. Подобная ситуация возникла и с проектом европейской орбитальной станции "Колумбус", стоимость которого первоначально оценивалась в 4,5 млрд $.

Л.Кравчук об украинском космическом полете

15 ноября. По сообщению газеты "Известия" Украина готовит собственную космическую экспедицию. На встрече с избирателями в Запорожье Председатель Верховного Совета Л.Кравчук сообщил, что национальный экипаж должен отправиться в полет летом следующего года. В его программе - научные исследования в интересах суверенной Украины.

Это сообщение комментирует начальник ЦПК им. Ю.А.Гагарина генерал-майор ВВС П.И.Климук. - Председатель Верховного Совета Украины прислал официальное письмо на имя начальника ЦПК и Генерального конструктора НПО "Энергия" с просьбой об организации летом следующего года полета украинского национального экипажа на корабле "СоюзТМ" и комплексе "Мир".

Руководство ЦПК рассмотрело этот вопрос и пришло к выводу, что такой полет вполне реален. В ЦПК подготовлено достаточно космонавтов украинской национальности, из которых можно сформировать экипаж. Переформировать программу полетов на орбитальный комплекс "Мир" не представляет особой сложности. И если, разработку научной программы полета возьмет на себя АН Украины, а финансирование осуществит Верховный Совет республики, то полет украинского экипажа может стать реальностью.

В связи с тем, что Л.Кравчук ведет предвыборную кампанию, вопрос о дате полета и финансировании пока не решен, что и понятно.

Напомним, что в начале этого года, когда возникла идея послать в космос представителя Казахстана, были переформированы уже проходившие подготовку экипажи, координально изменена программа полета 9-ой основной экспедиции, а бортинженеру Сергею Крикалеву пришлось задержаться на орбите еще на пять месяцев.

К каким осложнениям приведет желание Украины послать в космос национальный экипаж, покажет время.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Алексей Леонов уходит на пенсию

16 ноября. ЦПК. "АиФ". 20 лет назад Алексей Архипович Леонов был назначен заместителем начальника по полетной и космической подготовке. За это время в ЦПК прошли подготовку все советские и многие зарубежные космонавты. Руководил их подготовкой Алексей Леонов. А сегодня 56-летнего, еще полного сил космонавта отправляют на пенсию.

- Я человек военный,- сказал А.А.Леонов,- когда говорят, что надо уйти, мне остается лишь подчиниться приказу. Своими приемниками хотел бы видеть старых друзей - В.Г.Титова и В.А.Джанибекова. А работу, связанную с космосом, думаю найти смогу.

"Шестой" полет Владимира Джанибекова

16 ноября. ЦПК. "АиФ". В интервью газете начальник управления ЦПК Владимир Джанибеков сообщил о том, что его пригласил известный американский воздухоплаватель Ларри Ньюмен совершить кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре.

Необычная система, состоящая из двух шаров, один из которых будет наполнен гелием, другой - воздухом, уже готова. Различное заполнение шаров позволит управлять полетом - подниматься или опускаться по мере надобности. Полет будет проходить на высоте 12 - 15 км и продлится предположительно три недели.

Наша цель,- сказал В.Джанибеков,- получить новую информацию об озоновом слое Земли. Старт состоится в начале декабря в штате Огайо. 3 человека (кроме Джанибекова, американский и японский воздухоплаватели). Маршрут пройдет над Атлантикой, Европой, далее - Сахалин и снова Штаты. Расходы на эту программу уже превысили 4 млн $.

ПРЕДПРИЯТИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ

ОК "Мир" объявлен собственностью его создателей

5 ноября. ТАСС. Генеральный директор НПО "Энергия" И.П.Семенов объявил собственностью своего коллектива орбитальную станцию "Мир".

Россия собирается создать республиканское космическое агентство. Претензии на космодром Байконур высказал Казахстан. - Если так пойдет дальше,- считает директор ЦНИИМаш, бывший генеральный конструктор НПО "Южное" Владимир Уткин,- космонавтику растащат по офисам.

Советской космонавтике нужен единый центр - нечто среднее между НАСА и Европейским космическим агентством (ЕКА). Только он сможет и должен объединить около двух тысяч предприятий, работающих на космос.

Сообщение ТАСС, основанное на обширном интервью с В.Уткиным газеты "Красная Звезда", было явно основано на мнении одного человека, а не на фактах. Соответствующие документы о предоставлении прав аренды, а не собственности, на станцию "Мир" концерну "Энергия" были подписаны руководством России только неделю спустя, после опубликованной статьи.

Что же касается создания единого Союзного космического агентства, то это уже давно назревшая проблема, которую необходимо решать. Однако выделение предприятий космической промышленности в самостоятельные хозяйственные структуры этому совсем не мешает. Стоит только обратиться к опыту США, Франции, Германии и Японии, как становится понятным, что генеральный конструктор В.Уткин далеко не прав. По всей видимости, опять сказалось вполне распространенное в ВПК мнение о необходимости централизации. Конечно, государственные деньги тратить легче, чем свои. Особенно, когда не требуется думать о реальных возможностях космической программы для решения крупных экономических проблем государства.

В концерне "Энергия" об этом думают.

США. Космическая программа 1992-93 гг. подорожала

11 ноября. Нью-Йорк. ТАСС. В понедельник Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США объявило о двойном повышении стоимости исследовательской космической программы по изучению взаимодействия Земли и Солнца. Строительство первых двух из восьми летательных аппаратов, которые планировалось запустить в соответствии с международной программой в 1992-93 гг. обойдется НАСА в 140 млн $, превысив выделенную на это сумму вдвое.

По мнению еженедельника "Aviation week and space technology", общая стоимость международной космической программы по изучению физики взаимодействия Земли и Солнца, в которой примут участие 17 стран, намного превысит расходы на дорогостоящую программу создания и выведения на орбиту космического телескопа "Хаббл" и составит не менее 2 млрд $.

Проблемы НАСА

Руководство НАСА приняло решение о трехпроцентном снижении финансовых расходов на эксплуатацию челночных кораблей в предстоящие пять лет. Решение о сокращении расходов уже вступило в силу с началом нового финансового года. Бюджет НАСА был урезан Конгрессом США на 330 млн $. В числе возможных сокращений программ - закрытие одной из двух стартовых площадок для "Шаттла", консервация одного из корпусов вертикальной сборки, или сокращение числа предстоящих полетов.

"На первое время для программы "Спейс Шаттл" у нас есть все необходимое: сооружения, программное обеспечение, люди и знания - сказал начальник отдела космических полетов НАСА Уильям Ленуар,- Однако в настоящее время НАСА предстоит решать целый ряд проблем, связанных с подготовкой "Колумбии" к двухнедельным полетам и ''Индевора" к первому полету. Программа ввода в эксплуатацию этого нового корабля уже на полгода отстает от графика".

Со времени доставки "Индевора" на мыс Канаверал в мае 1991 г. на нем было выявлено более полутора тысяч неполадок. Это - деформация элементов конструкции, повреждение проводки, сгорание электропредохранителей, искривление болтов и загрязнение топливных магистралей.

При возобновлении полетов "Шаттла" после катастрофы "Челленджера" техники зафиксировали около 3000 неполадок "на кораблях ''Колумбия", "Дискавери" и "Атлантис".

Тем не менее директор Центра им. Кеннеди сказал, что не было ничего, что составляло бы реальную угрозу безопасности экипажа. Будут ли в дальнейшем эксплуатироваться все четыре орбитальных ступени остается нерешенным. Уже этой осенью 400 рабочих космодрома на мысе Канаверал лишились работы, а после 1 января вероятны новые увольнения, нынешнего директора Центра им. Кеннеди сменит на этом посту бывший астронавт Роберт Криппен. Все эти изменения - часть общей внутренней перестройки НАСА, имеющей целью сконцентрировать внимание агентства на программах "Шаттл" и ''Фридом". Кроме того, НАСА рассматривает рекомендации президентской группы о перенесении управления программой "Шаттл" из Вашингтонской штаб-квартиры, Центра им. Маршалла и Центра им. Джонсона на мыс Канаверал.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ АРХИВА "ВИДЕОКОСМОС

Члены экипажа "Атлантиса" по программе CTC-44

Командир СТС-44 ФРЕДЕРИК ГРЕГОРИ (Gregory Frederik D.)

94 астронавт США и 163 астронавт мира.

Родился 7 января 1941 г. в г. Вашингтон округ Колумбия.

В 1953 г. окончил школу в г.Анакоста (Вашингтон, окр. Колумбия).

В 1964 г. после окончания Академии ВВС США получил степень бакалавра и начал обучение в школе пилотирования вертолетов на базе ВВС Стэд (шт.Невада).

В 1965 г. служил на различных базах ВВС.

С июня 1966 г. по июль 1967г. воевал во Вьетнаме.

С сентября 1970г. по июнь 1971 г. учился в школе летчиков-испытателей ВМА и служил испытателем самолетов и вертолетов на базе ВВС США Райт Паттерсон (шт.Огайо).

С июня 1974 г. был переведен летчиком-испытателем в исследовательский Центр Лэнгли (НАСА).

В 1977 г. защитил диссертацию и получил степень магистра наук в Университете им. Дж.Вашингтона.

В январе 1978г. зачислен в группу астронавтов НАСА №8.

Первый полет с 30 апреля по 6 мая 1985г. совершил в качестве пилота корабля "Челленджер" по программе СТС-51Б.

После полета стал начальником отдела НАСА.

Второй полет с 23 по 27 ноября 1989г. совершил в качестве командира корабля "Дискавери"(9) по программе СТС-33.

С 1990 г. готовится к третьему полету в качестве командира корабля "Атлантис"(9) по программе СТС-44.

Полковник ВВС США. Женат. Имеет двоих детей.

Пилот СТС-44 ТЕРЕНС ХЕНРИКС (Terence T.Henriks)

Опыта космических полетов не имеет.

Родился 5 июля 1952 г. в г.Брайн (шт.Огайо).

После окончания Академии ВВС США получил степень бакалавра по технике общего назначения.

Получил степень магистра в Университете Гояден Тайет. У

В 1985 г. зачислен в группу астронавтов НАСА №11.

С мая 1990 г. готовится к полету в качестве пилота корабля "Атлантис"(9) по программе СТС-44.

Полковник ВВС США.

Специалист по обеспечению полета СТС-44;
СТОРИ МАСГРЕЙВ (Musgrave F.Story)

53 астронавт США и 116 астронавт мира.

Родился 9 августа 1935 г. в Бостоне (шт.Массачуссетс).

В 1956 г. после окончания Мариэтта Колледж получил степень бакалавра химии.

В 1958 г. после окончания Сиракузского университета получил степень бакалавра математики и статистики.

В 1959г. окончил университет Лос-Анджелеса (шт.Калифорния) и получил степень магистра административного управления и программирования.

В 1960 г. - окончил Мариэтта Колледж и получил степень бакалавра химии.

В 1964 г. - доктор медицины в Колумбийском Университете.

В 1966 г. - магистр физиологии и биофизики в Кентукском Университете.

В 1967 г. - зачислен в группу астронавтов НАСА.

В 1973 г. - входил в дублирующий экипаж первой экспедиции на ОС "Скайлэб" в качестве пилота-ученого.

Первый полет с 4 по 9 апреля 1983 г. совершил в качестве астронавта-специалиста по обеспечению полета корабля "Челленджер" (1) по программе СТС-6. Совершил выход в открытый космос на 4 час. 11 мин.

Второй полет с 30 июля по 6 августа 1985 г. совершил в качестве специалиста по обеспечению полета корабля "Челленджер"(8) "Спэйслэб-2" по программам СТС-51Ф и СТС-33.

Третий полет с 23 по 27 ноября 1989 г. совершил в качестве специалиста по обеспечению полета корабля "Дискавери"(9) по программе СТС-33.

С 1990 г. готовится к четвертому своему полету по программе СТС-44.

Полковник ВВС США в отставке. Не женат. Имеет шестерых детей.

Специалист по обеспечению полета СТС-44
МАРИО РАНКО (Mario Runco)

Опыта космических полетов не имеет.

Родился 26 января 1952 г. в г.Бронксе (шт.Нью-Йорк).

1976 г. - окончил колледж в Нью-Йорке и получил степень бакалавра метеорологии и океанографии.

1978 г. - окончил университет Ратгерса и получил степень магистра метеорологии.

С 1978 г. - служба в полиции шт. Нью-Джерси.

С 1979 г. - на службе в ВМА США.

В 1987 г. зачислен в группу астронавтов НАСА №12.

С мая 1990 г. назначен специалистом по обеспечению полета по программе СТС-44.

В августе 1991 г. назначен специалистом по обеспечению полета по программе СТС-54.

Подполковник ВМА США.

Специалист по обеспечению полета СТС-44
ДЖЕЙМС BОCC (James S.Voss)

Опыта космических полетов не имеет.

Родился 3 марта 1949 г в г. Кордова (шт.Алабама).

После окончания Аубурнского университета получил степень бакалавра наук в области авиакосмической техники.

После окончания Колорадского университета получил степень магистра наук в области авиакосмической техники.

Поступил на службу в армию США.

В 1987 г. зачислен в группу астронавтов НАСА № 12.

С 1990 г. назначен специалистом по обеспечению полета по программе СТС-44.

С августа 1991 г. готовится к полету в качестве специалиста по обеспечению полета по программе СТС-53.

Майор армии США.

Специалист по полезной нагрузке СТС-44
ТОМАС ХЕННЕН (Thomas J.Hannen)

Опыта космических полетов не имеет.

Родился 17 августа 1952 г. в г. Элбани (шт.Джорджия).

В 1970 г. закончил школу в г.Грувпорт-Мэдиссон (шт.Огайо).

В 1972 г. закончил колледж в г.Урбана (шт.Огайо).

С 1972 г. на службе в армии США, закончил ряд курсов повышения квалификации в области разведки (дешифровка аэро- и космических фотографий, космической разведки).

1973-75гг. - служба в Военной разведывательной академии.

1975-78гг. - возглавляет 203-й отдел разведки I-й Галварской дивизии.

1978-81гг. - служба во 2-м военном разведывательном батальоне.

1981-86гг.- служба в Форте Хьюачука.

С 1988 г. готовится в качестве специалиста по полезной нагрузке к полетам на кораблях системы "Спейс Шаттл".

С марта 1989 г. готовится к полету по программе СТС-44, в ходе которого будет реализована программа Министерства обороны "Терра Скаут".

Не женат. Имеет троих детей.

Выпуск подготовили:

Ответственный выпуска

Литературный редактор

Переводы с английского

Редактор по информации

И.А.Маринин

М.Г.Богданова

А.Г.Зак

С.Х.Шамсутдинов

т. 217-81-47



При перепечатке материалов собственных корреспондентов ссылка на "Новости космонавтики" обязательна.