«Наука и жизнь» 1990, №3, с. 66-68.


сканировал Игорь Степикин
ЛЮДИ НАУКИ

ГЕНЕРАЛ ОТ МЕХАНИКИ
Доктор технических наук Л. ВОРОБЬЕВ.



А. А. Космодемьянский. 1980-е годы.



Профессор А. А. Космодемьянский (четвертый слева) в Звездном городке среди учеников, коллег, друзей.
  • Когда мы говорим, что разобрались в механике какого-нибудь явления, то это означает, что нам открылась его внутренняя суть. Теоретическая механика — наука о самых сокровенных движениях природы. С одной стороны, движения эти вроде бы наиболее простые, механические, но в то же время названная дисциплина вводит фундаментальные понятия о пространстве, времени, массе, которые спервоначала кажутся такими естественными и несложными, а потом оказываются самыми загадочными и непонятными среди прочих научных представлений. Вот почему истинные знатоки предмета очень часто наряду с профессионально необходимым знанием математики и физики обладают еще талантами философскими и поэтическими. Трудно сказать, то ли это черты характера вырабатываются от постоянного соприкосновения с величайшими тайнами мира, то ли сама наука привлекает к себе лишь натуры романтические, способные разглядеть «за пеной интегралов» самую суть вечно мятущейся материи.
  • Профессор А. П. Минаков, долгие годы читавший курс теоретической механики в Московском университете, сформулировал даже принцип «пятерицы», которому должен следовать истинный преподаватель этого предмета. Он обязан быть ученым, философом, артистом, воспитателем и человеком. Всякий, кому посчастливилось слушать самого Андрея Петровича, охотно подтвердит, что он, безусловно, отвечал требованиям этой «пятерицы». Его лекции каждый раз становились театром одного актера, где четкость мысли органично сочеталась с остроумием, внимательностью к аудитории, неожиданностью научных и сугубо житейских перекличек, а главное, с постоянным тревожным ощущением того невидимого круга, за которым находится тайна.
  • Возможно, был прав поэт, утверждавший, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», но судьба лектора в этом отношении гораздо предпочтительней. В частности, численность и творческая мощь «научной школы» весьма четко свидетельствуют, как отозвалось слово в сердцах благодарных слушателей. Среди учеников Минакова был Аркадий Александрович Космодемьянский, которому все, что говорил профессор, казалось чрезвычайно важным. И всю свою, дальнейшую жизнь Космодемьянский посвятил тому же: теоретической механике, ее изучению, развитию и преподавание. Пусть сугубо научные интересы учителя и ученика оказались различными — один занимался механикой гибкой нити, а другой — механикой тел переменной массы,— но в главном, в отношении к делу, в творческой манере, в стиле преподавания они исповедовали одну веру.
  • Потом у Аркадия Александровича в университете, в институтах, Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского появились свои ученики, среди которых есть уже и члены Академии наук, и профессора, и доктора, а у них, в свою очередь, тоже есть последователи. Вот так и родилась благородная эстафета мысли, возникла цепочка слова и дела, пошли кругами волны научного импульса. Уже трудно проследить, где скажется их действие. Ведь книги Космодемьянского переведены на английский и болгарский, вьетнамский и французский, чешский и японский, хинди и румынский... Жалко только, что блестящие лекции Аркадия Александровича не записаны на магнитную ленту и не отсняты на кинопленку, они хранятся лишь в памяти благодарных слушателей.
  • Дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук, генерал-майор авиации Г. Ф. Сивков в книге «Готовность номер один» вспоминает; «Начальником кафедры командование назначает профессора Аркадия Александровича Космодемьянского — одного из пионеров космонавтики, блестящего лектора и методиста. Благодаря своей страстной увлеченности наукой, умению показать ее захватывающие перспективы Космодемьянский буквально заражает слушателей энтузиазмом и огромным желанием заняться решением животрепещущих научных проблем... сам Космодемьянский по натуре поэт (хотя я и не слышал никогда его стихов). Он незаурядный воспитатель ученых».
  • Талантливость Космодемьянского обнаружилась сравнительно рано. Три года потребовалось ему, чтобы закончить физико-математический факультет Московского университета, и восемь лет, чтобы защитить кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. В набросках своих воспоминаний он пишет: «Я был молод в те дни, и, вероятно, для назидания учащейся молодежи тридцатых годов мою диссертацию рецензировали не три (как положено по закону}, а четыре официальных оппонента: академик Н. Е. Кочин, члены-корреспонденты В. В. Голубев и Л. Н. Сретенский и профессор К. К. Федяевский. На публичной защите развернулась острая дискуссия. Некоторые ученые и инженеры ЦАГИ выступили с критическими замечаниями «о неполноте и сложности предлагаемого теоретического решения», но большинство присутствующих механиков и члены ученого совета факультета решительно меня поддержали, и защита прошла успешно. Продолжалась она почти шесть часов».
  • У Аркадия Александровича была одна замечательная черта. Его научные интересы всегда располагались на переднем крае механики, были тесно связаны с запросами практики. Основой его исследований неизменно служил прочный математический фундамент и здравый инженерный смысл. Это сочетание гарантировало долгую жизнь решениям, полученным профессором Космодемьянским.
  • Причем, получив значительный результат, Аркадий Александрович не кормился с тщательно культивированной нивы, как это частенько бывает, а начинал поднимать целину, выбирая новые, недостаточно изученные области механики. Так, например, им был разработан метод теоретического расчета вихревого сопротивления плохообтекаемых тел как в ламинарной, так и в турбулентной областях течения. Казалось бы, в те предвоенные годы, когда бурно развивающаяся авиация требовала массового решения подобных задач, разумней и спокойней было развивать удачно начатую тему. Однако Космодемьянский, ставший в сентябре 1939 года доктором физико-математических наук, вскоре начинает цикл научных работ по теории реактивного движения, сформировал новый раздел механики — механику тел переменной массы.
  • Когда вокруг планеты закружился первый искусственный спутник, зарубежный мир стал задавать вопрос: почему именно наша страна сумела совершить этот научный подвиг? Давались разные ответы. Наверное, все они в той или иной степени справедливы. Но на первом месте, по моему мнению, должно стоять признание успехов русских ученых в области теории ракетного движения. Труды К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера, И. В. Мещерского и А. А. Космодемьянского не только заложили прочную научную основу отечественного космического взлета, но и психологически подготовили к нему наших инженеров, ученых и руководителей промышленности.
  • Успех лекций и книг профессора Космодемьянского объясняется в равной степени глубиной его знаний и блестящей литературной формой изложения. Эта стилистическая культура была бы невозможна, если бы через всю жизнь Аркадия Александровича не прошел неугасающий интерес к литературе, поэзии и философии. С полным основанием в одной из своих книг он повторяет бунинские слова: «Я не тушил священного огня». Важно отметить и другую характерную черту моего учителя — увлечение историей науки. А. А. Космодемьянский вернул из забвения имя Мещерского, издал его основной труд — «Работы по механике тел переменной массы», написал едва ли не лучшую научную биографию Циолковского, выпустил замечательные «Очерки по истории механики». Сам он пишет в автобиографии так: «Начиная с 1942 года, в силу внутренних побуждений, систематически занимаюсь вопросами истории науки». Несомненно, «внутренними побуждениями» для Аркадия Александровича были уважительное отношение к трудам предшественников, глубокая духовная культура.
  • Уважительное отношение к людям, нужное и в армейской среде, было его отличительной чертой, Космодемьянский, делясь своим педагогическим опытом, замечает: «Я никогда в жизни не смеялся над студентом, «плавающим» у доски. Глядя на «плавающего», я всегда мучительно думаю — вот плоды моей работы». А как же любили Аркадия Александровича студенты Московского университета, Педагогического института имени К. Либкнехта. Высшего технического училища имени Н. Э. Баумана и слушатели Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Группа космонавтов пишет: «Никому из нас не забыть его лекций в академии и в Звездном городке, в которых аккумулирован вдохновенный и напряженный многолетний труд этого советского ученого». Нужно сказать, что таланты ученого и педагога не всегда совмещаются в одном человеке. Ведь от исследователя требуется сосредоточенность в узкой области, стремление к аккумуляции информации, а преподаватель, напротив, должен интересоваться широким спектром чужих достижений и делиться своими знаниями. В Космодемьянском счастливо и гармонично слились все эти качества. Он признается в своей педагогической страсти: «Я люблю преподавание. С 1932 года я прочел более 18 различных курсов по механике и математике. За последнее время я подготовил и прочитал два новых курса «Динамика аэроплана» и «Динамика космического полета». Общение с научной молодежью есть неистребимая потребность моей духовной жизни».
  • Аркадий Александрович успевал так много сделать только потому, что преподавательская и научная работа доставляла ему подлинную творческую радость. Никогда не отдыхал он на курорте или в санатории. Отпуск проводил только на родине, в деревне Старилово Ивановской области. Косил траву, удил рыбу, собирал грибы и задумывал новые работы. Там приходили в голову лучшие мысли. Проблемы становились с каждым годом все сложнее, а времени на их решение оставалось все меньше.
  • В военные годы Космодемьянский выполняет специальные задания ракетного института НИИ-3, а также ряд закрытых научных исследований, занимается разработкой теории движения ракет, экспертизой новейших научно-технических проектов государственной важности. Эти работы отмечены Правительственной и Государственной премиями, а их автор — двумя орденами Ленина. Идет время. Появляются статьи Аркадия Александровича в различных журналах, книги его выпускаются многими издательствами, многочисленные аспиранты защищают под его руководством диссертацию, Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев восторгаются его лекциями. Казалось бы, не остается ни минуты свободного времени. Но ведь еще нужно выполнять массу других обязанностей. Генерал-майор авиации А. А. Космодемьянский много лет является заместителем председателя Научно-технического совета Государственной комиссии Совета Министров СССР, работает в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, избран членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике АН СССР и Советского национального комитета истории и философии науки и техники АН СССР, заседает в Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР и возглавляет кафедру в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. В ночь на 8 декабря 1988 года сердце Аркадия Александровича остановилось. Он не дожил до своего восьмидесятилетия ровно три месяца.