«Наука и жизнь» 1989, №9, стр 95-96, 5 с. вкл.


сканировал Игорь Степикин

Сворень Р.
ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЛУНЕ



Вверху: экипаж корабля "Аполлон-11" незадолго до полета (слева направо). Н. Армстронг, М. Коллинз, Э. Олдрин; внизу — астронавты двадцать лет спустя (Н. Армстронг — в центре).



Основной блок космического корабля "Аполлон".



Лунная кабина

  • Что поделаешь — человек неизбежно привыкает к великим своим достижениям, и они становятся буднями, повседневностью, бытом. Сейчас с трудом представляется, что когда-то и, кстати, не очень давно, величайшим успехом, вершиной человеческого гения воспринимались совершенно рядовые по нынешним меркам вещи — электрическое освещение, самолет, телефон, радио, антибиотики, телевидение. Даже полеты в космос уже стали привычным делом, хотя многие миллионы людей, те, кому сейчас за сорок, могут припомнить, как в октябре пятьдесят седьмого мы собирались по вечерам на улицах, чтобы увидеть яркую звездочку, быстро пробегающую по небосводу: первый в мире космический аппарат, советский Первый спутник. И вспомните, как потрясли всех первые полеты космических аппаратов к Луне, которую мы всю жизнь, с первых детских книжек, с первых посещений планетария считали не просто далекой, а недостижимо далекой — почти 400 тысяч километров пути в безвоздушной среде, в вакууме. А рекордом в покорении пространства, наивысшим достижением того времени был беспосадочный перелет через Северный полюс, протяженностью около 10 тысяч километров. Еще недавно, в доспутниковое время, о полетах к Луне думали как о далеком будущем, о чистой фантастике. А сегодня в нашем представлении Луна — это уже хоть и далекая, но вполне достижимая территория, что-то вроде островов Фиджи или мыса Горн.
  • Первый в истории лунный старт, первый выстрел в район Луны (аппарат "Луна-1") был сделан с Байконура 2 января 1959 года, через 15 месяцев после Первого спутника. В сентябре того же года — первое касание Луны, так называемая жесткая посадка ("Луна-2"). Довольно долго на лунном направлении фактически работала только советская космонавтика. Американцы начали получать реальные результаты от своих лунных автоматов "Рейнджер" в 1964 году, у нас к тому времени уже завершались полеты полуторатонных станций "Луна" первого поколения и готовилась к стартам следующая серия — пятитонные машины. Всего же к Луне ушло 24 станции "Луна" разных поколений и несколько "Зондов". На счету у нашей лунной космонавтики немало достижений, которые вошли в историю с красивой и трудной пометкой "первый": первый "выстрел", первое попадание в Луну, первый облет и первые снимки неизвестной обратной стороны, первая мягкая посадка, первые крупные фотографии инопланетного пейзажа с борта прилунившейся "Луны", первый спутник на окололунной орбите, первый управляемый с Земли луноход, первый беспилотный облет Луны с возвращением на Землю, первая посадка возвращаемого автомата на Луну и доставка на Землю первых образцов лунного грунта... Есть чем гордиться.
  • Но, конечно же, особым событием в освоении Луны человеком, в ее, так сказать, психологическом приближении, стала первая высадка людей на лунную поверхность в рамках американской программы "Аполлон". Выполнение этой программы, на которую в итоге было израсходовано более 25 млрд. долларов, президент США Дж. Кеннеди объявил национальной задачей, считая, что она восстановит престиж страны в освоении космоса. Реализацию программы начал "Аполлон-1", выполнивший в феврале 1966 года 15-минутный испытательный беспилотный полет над Землей по баллистической траектории. Затем несколько испытательных полетов на околоземной орбите; автоматический, а затем и пилотируемый облет Луны с тремя космонавтами на борту ("Аполлон-8"), и еще два пилотируемых полета, в том числе с маневрами на окололунной орбите ("Аполлон-10"). И, наконец, главное событие, двадцатилетие которого только что отметили,— космонавты высадились на лунную поверхность ("Аполлон-11").
  • Полет человека на Луну стал реальностью своего времени в значительной мере благодаря созданию мощной ракеты-носителя "Сатурн-5" с мощными кислородно-керосиновыми двигателями в первой ступени и кислородно-водородными во 2-й и 3-й ступенях. Ракета выводила на околоземную орбиту до 139 тонн, в 7-8 раз больше, чем другие носители того времени. Для полета на Луну была выбрана схема (см. цветную вкладку, примыкающую к стр. 96), которую, как отмечали сами американцы, еще в 1918 году предвосхитил Ю. В. Кондратюк в работе "Тем, кто будет читать, чтобы строить". Основная идея автора, развитая им в книге "Завоевание межпланетных пространств", состояла в том, что аппарат для посадки на Луну выгодней всего направить не с Земли, а с окололунной базы, выведенной на орбиту искусственного спутника Луны.
  • Космический корабль "Аполлон" (масса 47 т, в том числе масса топлива — 29 т) состоял из основного блока ОБ и лунной кабины ЛК (14,7 т, из них топливо — 10,8 т). Сам основной блок, в свою очередь, включал двигательный отсек ДО и отделяемый от него на самом последнем этапе (при парашютной посадке на Землю) отсек экипажа ОЭ, в котором все три космонавта находились во время перелета к Луне и обратно.
  • Начало полета традиционное: старт с Земли (позиция 1 на схеме), отбрасывание 1-й, а затем 2-й ступени ранеты (2). После старта в сторону Луны с околоземной спутниковой орбиты (3) ОБ временно отделялся от третьей ступени ракеты-носителя (4), разворачивался на 180°, состыковывался с лунной кабиной ЛК и продолжал полет уже вместе с ней (5, 6). На окололунной орбите ЛК с двумя космонавтами отделялась (7), после ряда маневров совершала посадку на Луну (9), а один космонавт оставался в ОБ на орбите лунного спутника (8). Из прилунившегося ЛК космонавты выходили на поверхность Луны (10) в скафандрах с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения. Ее масса — 54 кг, а вместе со скафандром — 83 кг. Цифры не покажутся очень страшными, если вспомнить, что сила тяжести на Луне примерно в 6 раз меньше, чем на Земле, то есть каждый килограмм массы весит 160 граммов. Это обстоятельство облегчает и взлет с Луны — тяга двигателей и общий расход горючего могут быть в несколько раз меньше, чем при старте такого же аппарата с Земли.
  • Сама лунная кабина ЛК состоит из двух частей, двух ступеней: посадочной ПС и взлетной ВС,— обе со своими двигателями и системами жизнеобеспечения. При возвращении с Луны стартует только ВС, а ПС, выполнив свою последнюю роль — стартовой площадки, остается на Луне (11). На окололунной орбите ВС стыкуется с находившимся там основным блоком ОБ (12), в него переходят два побывавших на Луне космонавта, и экипаж, снова в полном составе, в ОБ направляется к Земле (13), отбросив уже ненужную взлетную ступень ВС лунной кабины. Примерно через трое суток отсек экипажа ОЭ, отделившись от двигательного отсека ДО (14, 15, 16), на парашютах опускается на водную поверхность (17) — в программе "Аполлон" предусматривалось приводнение, а не приземление вернувшегося на Землю корабля.
  • В составе первой лунной экспедиции на корабле "Аполлон-11" 21 июля 1969 года на Луну высадились космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин, на окололунной орбите в основном блоке ОБ оставался Майкл Коллинз. Космонавты установили на лунной поверхности научные приборы, телекамеру, лазерно-радарный отражатель, собрали 22 кг лунных пород, оставили пять памятных медалей с изображениями погибших космонавтов Ю. Гагарина, В. Гриссома, В. Комарова, Э. Уайта, Р. Чаффи. Пробыв на Луне 21 час. 36 минут, Н. Армстронг и Э. Олдрин стартовали на взлетной ступени, состыковались с основным блоком, где их ждал М. Коллинз, и 24 июля, чуть больше чем через 8 суток после старта с Земли, благополучно приводнились в Тихом океане. В дальнейшем на Луне побывало еще 5 экспедиций — "Аполлон-12, -14, -15, -16, -17"; из-за аварии "Аполлона-13" на пути "туда" высадку отменили и, совершив облет Луны, экипаж почти через 6 суток после старта вернулся на Землю. Последняя экспедиция состоялась в декабре 1972 года. Всего в районе Луны побывало 26 человек, на Луну высадилось 12. Один из космонавтов — Ю. Сернан — слетал к Луне даже даажды.
  • Первый человек, ступивший на лунную поверхность,— Нейл Армстронг; это имя по праву стоит рядом с именем Юрия Алексеевича Гагарина, первого человека Земли, шагнувшего в загадочный космос. Оба они символизируют смелость и решительность человека, его неотвратимую потребность познавать Мир. Символизируют подвиг труда и интеллекта, открывший новую страницу в летописи земной цивилизации. Ступив на лунную землю, Н. Армстронг произнес фразу, облетевшую мир,— "Маленький шаг человека, огромный шаг человечества". И в этом не было преувеличения: через первый костер нашего далекого предка, через каменный топор и первое колесо, паровую машину и самолет, через первую печатную книгу, гальванический элемент и электронную лампу человечество уверенно пришло к осуществлению совсем уже, казалось, фантастических проектов — к полетам в космос, к экспедициям на иное космическое тело.
  • Говорят, что еще до первых стартов "Аполлона" у наших специалистов была реальная программа пилотируемого, то есть с космонавтом на борту, облета Луны, причем программа очень близкая к осуществлению. Говорят, что у нас даже велись, но почему-то были прекращены работы по высадке космонавтов на Луну чуть ли не раньше американцев или, по другой версии, одновременно с ними. Так ли это? Придет время, и история, открывшая уже очень многое, но еще далеко не все, возможно, ответит и на этот вопрос. Каким бы ни был ответ, он, видимо, не убавит и не добавит славу нашей космонавтике, ее высокий уровень общеизвестен, достижения общепризнанны. И независимо от того, были ли реальные шансы на лунное свидание представителей двух великих космических держав, мы отдаем должное тем, кто не просто задумал и спланировал, но еще и осуществил этот гигантский проект — первый перелет человека с Земли на Луну. Мы отдаем должное американской науке, технике, индустрии, еще раз продемонстрировавшим миру свой динамизм, свою организованность и четкость, свое умение работать, делать дело. На этот раз дело, о котором всегда будет помнить, которым будет гордиться человечество.