«Наука и жизнь» 1985, №11, стр. 33-40, 4 с. вкл.


сканировал Игорь Степикин
ЛЕТОПИСЬ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

РЕЗЕРВЫ ТЕХНИКИ, МАСТЕРСТВО И МУЖЕСТВО ЛЮДЕЙ
Лауреат Государственной премии СССР В. БЛАГОВ.



Цветная вкладка.





Так выглядит схема, иллюстрирующая программу полета корабля "Союз Т-13" и станции "Салют-7". Программа предусматривала первоначальный вывод корабля в район местонахождения станции - участок дальнего сближения (см. рис. 2 на 1-й стр. цветной вкладки), а затем сближение при ручном управлении и стыковку. Сближением до перехода на ручной режим управляла бортовая вычислительная машина, БЦВМ.



а. б, в, г. Упрощенная схема электропитания станции "Салют-7". ББ - основная бортовая аккумуляторная батарея, состоящая из семи параллельно соединенных аккумуляторных батарей Б1-Б7 с последовательно соединенными банками, обеспечивающими номинальное напряжение 27 вольт, РБ - резервная батарея; СБ-1, СБ-2 - солнечные батареи для подзарядки аккумуляторов ББ и РБ; ДП1-ДП8 - дистанционные переключатели, ими можно управлять с пульта станции, а также с Земли через командную радиолинию КРЛ; Д1-ДТ, Д-РБ - датчики, сигнализирующие об опасной перезарядке аккумуляторов и необходимости автоматического отключения солнечных батарей, что выполняется переключателем ДП-8; ИСА - интегрирующие счетчики амперчасов; МН-25, МН-26 - двухступенчатый датчик минимально допустимого напряжения; МК-32, МК-34 - двухступенчатый датчик максимального допустимого напряжения. Во время полета станции в автоматическом режиме после очередной предельной подзарядки аккумуляторов один из датчиков Д4 отключил их от солнечных батарей. Из-за повреждении КРЛ Земля не могла изменить состояние системы электропитания, аккумуляторы не получали подзарядку от солнечных батарей и, продолжая работать на нагрузку, постепенно разрядились до нуля.
Появившись на станции, экипаж проверил все аккумуляторы, выделил из них шесть полностью исправных, поочередно зарядил их, напрямую подключив к солнечным батареям (б), и ввел в схему электропитания (в). После того как транспортный корабль "Прогресс-24" доставил на станцию новые батареи аккумуляторов (отмечены индексом "н") для замены неисправных, система электропитания станции была полностью восстановлена (г).
  • В печати уже сообщалось [см., например, статью профессора К. П. Феоктистова "Мужество "Памиров", газета "Правда", 4 августа, 1985 г. и заметку "После перерыва", журнал "Наука и жизнь" № 9, 1985 г.] о том, что станция "Салют-7", совершавшая полет в автоматическом режиме, из-за неисправностей бортовой аппаратуры на некоторое время оказалась без связи с Землей, а затем вследствие этого без электропитания. Посланный на станцию экипаж, взаимодействуя с наземными службами, в результате большой и напряженной работы устранил неисправности аппаратуры и возвратил станцию в нормальное рабочее состояние. О том, как это все происходило, рассказывает один из участников проведенной операции - Виктор Дмитриевич БЛАГОВ, заместитель руководителя полетами комплексов "Салют-Союз-Прогресс".

    В этот день в Центре управления полетом был настоящий праздник.

  • Температура воздуха в отсеках станции "Салют-7" впервые после прихода на нее "Памиров" - Владимира Джанибекова и Виктора Савиных - достигла заветной черты - плюс 20°С. Наконец-то в системе терморегулирования стало возможным включить на полную мощность контур охлаждения КОХ для сбора влаги, накопившейся в атмосфере станции в период низких температур, когда уровень относительной влажности в отдельные периоды достигал 100 процентов.
  • А вот еще одно радостное событие - было проведено тестовое, проще говоря, пробное сближение станции с аппаратом "Космос-1669", который незадолго до этого после завершения работы с ним был отстыкован. В ходе этого тестового сближения была проведена проверка работы второго комплекта аппаратуры "Игла", установленной на станции. Проверка показала, что второй комплект "Иглы" так же, как и первый, обеспечивший ранее успешные стыковки с грузовым кораблем "Прогресс-24" и спутником "Космос-1669", выдержал испытание холодом и влажностью. Цикл проверок всех бортовых систем после их длительного пребывания в условиях низких температур и большой влажности подтвердил огромные резервы всей сложной и многообразной техники, которой оснащена станция "Салют-7".
  • Жизнь в Центре управления полетом окончательно вошла в колею, станция "Салют-7" функционировала нормально и спокойно, все ее системы были проверены и выведены в рабочие режимы в полном объеме. А ведь это казалось делом не столь быстрым, а кое-кому вообще невозможным.
  • В одном из очередных сеансов связи станция "Салют-7", совершавшая полет в автоматическом режиме, замолчала в результате, как мы теперь знаем, выхода из строя командной радиолинии, КРЛ. При отсутствии экипажа на борту командная радиолиния является единственным средством управления станцией с Земли.
  • И если КРЛ вышла из строя, то уже ни одна команда, посылаемая с Земли, станцией не принимается и не исполняется. С такой ситуацией в своей многолетней практике Центр управления полетами еще никогда не сталкивался.
  • В принципе станция в таком состоянии может летать сколь угодно долго при условии, что все остальные системы функционируют нормально и на борту нет других серьезных отказов. И без указаний Земли солнечная электростанция постоянно добывает электроэнергию и подпитывает ею аккумуляторы бортовой электросети, а система терморегулирования автоматически поддерживает необходимый температурный режим в отсеках. Но без КРЛ возможен только пассивный полет станции: ориентацию станции без КРЛ осуществить нельзя, невозможно включить телеметрию, узнать, как работают те или иные бортовые системы, и, наконец, без КРЛ нельзя ввести в действие систему траекторных измерений и систему сближения "Игла", которые обеспечивают сближение станции с прибывающими к ней транспортными кораблями.
  • Более того, отказ КРЛ может повлечь за собой и другие серьезные неприятности. Потому что при отказах в каких-либо системах рано или поздно возможности бортовой автоматики по распознаванию и нейтрализации этих отказов могут оказаться исчерпанными, и тогда без вмешательства Земли станция и вовсе может выйти из строя. Так, в частности, в системе электропитания могут произойти неполадки, которые, если не вмешается Земля, повлекут за собой целую лавину серьезных неприятностей: солнечная электростанция перестанет давать ток, в станции погаснет свет, остановятся гидронасосы системы терморегулирования, станция постепенно замерзнет.
  • Перед конструкторами станции и Центром управления полетом встал вопрос: что можно сделать в сложившейся ситуации? Отремонтировать станцию может только экипаж, заменив вышедший из строя блок командной радиолинии на исправный - резервные блоки КРЛ имеются на станции в составе запасного комплекта деталей и блоков. Но как доставить на станцию сам экипаж? Как подойти к молчащей станции? Как состыковаться?
  • Вопросы, вопросы, вопросы...


    В первые дни пребывания на станции "Салют-7" Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных пришлось одеваться потеплее - температура на борту была около нуля. Снимок сделан с экрана системы телевизионной связи во время первого сеанса после восстановления системы электропитания.
  • По традиционной схеме сближения (см. рис. 1 на 1-й стр. цветной вкладки) параметры траектории движения станции и корабля, который должен с ней сблизиться, измеряются активными средствами - радиотехническая система активных измерений с Земли посылает сигнал-запрос на борт, а оттуда поступает радиосигнал от автоответчика. Именно эти сигналы и используются для точного определения параметров движения станции и корабля. По результатам траекторных измерений баллистики рассчитывают необходимые маневры корабля "Союз" и подгоняют его к станции на расстояние 20-25 км. Затем включается система сближения "Игла", она сама измеряет параметры относительного движения станции и корабля, ориентируя их друг на друга, автоматически доводит операцию сближения до стыковки. С расстояний 300-400 м причаливание и стыковку может выполнить и система "Игла" и экипаж, перейдя на ручное управление. С измерениями орбиты корабля "Союз Т-13", который полетит к станции, проблем не будет, а вот орбиту самой станции мы знали лишь приблизительно: уже сегодня время, прошедшее с момента последних активных измерений, достигнет нескольких месяцев, в течение которых бортовой ответчик станции включить было нельзя.
  • Где будет находиться станция при старте "Союза Т-13"? Куда направить корабль? Как подойти к станции без "Иглы"? Как стыковаться с неориентированной станцией?
  • Здесь было над чем подумать.


    Схема восстановления командной радиолинии: КРЛ - приемопередающая аппаратура командной радиолинии; А - антенны; БКП - блок коммутации и приборов; БА - блок автоматики; БК - блок коммутации питания КРЛ. Отключив неисправный блок старой КРЛ и связанный с ним старый блок коммутации питания БК (помечены индексом "с"; старые соединительные линии показаны пунктиром), космонавты вместо них ввели в схему новые блоки (помечены индексом "н"), и командная радиолиния вновь заработала нормально.



    Bсе системы станции "Салют-7" работают нормально, и вот уже на ее борту пять космонавтов: (слева направо) В. Савиных, Г. Гречко, В. Васютин, В. Джанибеков и А. Волков.
  • Прежде всего нужно было ответить на главный вопрос: с какого максимального расстояния можно сближаться со станцией вручную. Просмотрели отчеты о всех ручных стыковках - в основном они проводились с расстояния 300-400 метров, только один раз Владимир Джанибеков успешно выполнил ручное сближение и стыковку корабля "Союз Т-6" со станцией "Салют-6" с расстояния 900 м, поставив своего рода рекорд.
  • Поговорили со всеми экипажами, которые выполняли ручную стыковку. По их мнению, при оптимальных условиях освещенности и наличия на борту "Союза Т" необходимых средств визуального наблюдения можно гарантировать сближение и стыковку вручную с расстояния 1,5-2 км. Последующие тренировки показали, что при благоприятных условиях ручное сближение возможно даже с расстояния 3,5-5 км.
  • Теперь вопрос к баллистикам: можно ли подвести "Союз Т-13" к станции на такое расстояние? Оказывается, можно, если организовать измерение параметров орбиты молчащей станции пассивными средствами, в частности с помощью наземных оптических приборов.
  • Ну и, наконец, вопрос к специалистам по визуальным средствам наблюдения: какой прибор можно предложить в помощь экипажу корабля при ручном сближении с расстояния в несколько километров? По мнению специалистов, выходило, что необходим целый комплекс приборов: дальномер для точного измерения расстояния до станции, визир для того, чтобы поддерживать ориентацию на станцию, прибор ночного видения на случай работы в тени, и еще хорошо бы иметь измеритель скорости сближения, например, такой, каким пользуются инспектора ГАИ. Первые три прибора имелись, как говорится, живьем: лазерный измеритель дальности ЛДИ, визир пилота ВП-1 и прибор ночного видения ПГН и ранее использовались в космических полетах. Для измерения скорости сближения работники ГАИ рекомендовали использовать применяемый ими малогабаритный радиолокатор "Барьер", но, к сожалению, при тренировках выяснилось, что он нас удовлетворить не может - радиоволны не могли пробиться через индиевое покрытие иллюминатора.
  • Постепенно начали проясняться контуры необычного сближения. В качестве критериев для перехода к ручному сближению были выбраны пять условий:
  • 1. Солнце не должно засвечивать иллюминатор "Союза Т-13", через который ведется наблюдение станции.
  • 2. Должно измеряться расстояние до станции лазерным дальномером.
  • 3. После завершения дальнего сближения это расстояние не должно быть больше 5 км.
  • 4. Скорость сближения не должна превышать 8 м/сек.
  • 5. На операцию ручного сближения до входа в тень должно остаться не меньше 25 мин.
  • Скажем прямо - первые прикидочные расчеты не вызывали большого оптимизма: они давали вероятность успешной стыковки в пределах 0,3-0,6, то есть вероятность того, что кораблю "Союз Т-13" придется вернуться на Землю, не состыковавшись со станцией "Салют-7", составляла 0,4-0,7, или иначе 40-70 процентов, а это, мягко говоря, многовато для такой ответственной операции. Чтобы поднять вероятность успешной стыковки хотя бы на 80 процентов (снизить вероятность возвращения "с пустыми руками" до 20 процентов), нужно было уменьшить гарантированное предельное расстояние после дальнего сближения. Это, в свою очередь, могло потребовать большего числа коррекций орбиты и, возможно, большего времени полета, а значит, дополнительных ресурсов на транспортном корабле, в частности топлива и средств жизнеобеспечения - кислорода, воды, пищи.
  • Как и любой космический аппарат, "Союз Т" не резиновый, и, чтобы он мог принять на борт дополнительный груз, было решено сократить экипаж до двух человек и снять систему "Игла" - она на "Союзе" в этот раз все равно не нужна, так как нельзя было использовать "Иглу" станции "Салют-7". Итак, все исходные данные ясны, и можно приступить к разработке методики сближения, подумать, как организовать отработку ее на наземных стендах, затем начать тренировки экипажа и Центра управления. Тренироваться придется тщательно, ведь так еще никто не стыковался. Командиром корабля "Союз Т-13" был выбран очень опытный космонавт Владимир Джанибеков, четырежды летавший в космос, имеющий опыт ручного сближения при полете совместного советско-французского экипажа. Бортинженером был назначен Виктор Савиных, имеющий опыт 75-суточной работы на станции "Салют-6". Уточненная после многочисленных тренировок методика сближения выглядела следующим образом (см. 1 -ю стр. цветной вкладки, рис. 2).
  • 1. Дальнее сближение корабля "Союз Т-13" со станцией "Салют-7" осуществляется в основном традиционным способом. Используя обычные активные средства измерения параметров орбиты корабля и измеряя параметры движения станции пассивными средствами, рассчитывают маневры, которые должен выполнить корабль для того, чтобы, насколько это возможно, сблизиться со станцией. На расстоянии 11,5-16 км корабль "Союз Т-13" разворачивается в сторону станции боковым иллюминатором, на котором установлены средства наблюдения за станцией. В момент выхода из тени экипаж корабля обнаруживает станцию в иллюминаторе. Для компенсации возможных ошибок измерений в процессе дальнего сближения экипаж разворачивает корабль таким образом, чтобы изображение станции встало на перекрестие осевых линий находящегося на иллюминаторе визира ВП-1, то есть оказалось в центре иллюминатора. После этого подается команда бортовой вычислительной машине, и она берет на себя управление сближением - подает команды на включение двигателей корабля таким образом, чтобы он двигался к станции; на расстоянии 1,5-2 км экипаж отключает бортовую ЭВМ и осуществляет ручное сближение до расстояния 300-400 м. Затем следует зависание, оцениваются условия подхода к станции и, наконец, осуществляются ее облет, приближение к выбранному стыковочному узлу и стыковка. Экипажу разрешается брать управление на себя с расстояния 3,5-5 км, если позволяют условия наблюдения станции и соблюдаются остальные условия перехода на ручное сближение. Были рассмотрены действия в различных нештатных ситуациях. Вот некоторые из них.
  • Если невозможна стыковка со стороны переходного отсека, например, из-за того, что стыковочный узел плохо освещен, разрешается стыковка к узлу агрегатного отсека.
  • Если до входа в тень сближение и стыковка не завершены, предписывается перейти в зависание, наблюдать станцию в оптический визир и после выхода из тени завершить стыковку.
  • В случае успешной стыковки планировались вход в станцию, восстановление командной линии связи станции с Землей и дальше нормальная работа на борту, выполнение программы научных экспериментов.
  • Не исключая того, что отказ командного канале радиосвязи мог быть вызван пожаром на станции, сопровождавшимся загрязнением ее атмосферы продуктами сгорания, предусматривался контроль экипажем атмосферы станции перед входом в нее. Для этого были изготовлены специальные химические индикаторы вредных примесей: окиси углерода, аммиака, окиси азота, гидроциановой кислоты. Обсудили и, как нам казалось тогда, маловероятную ситуацию - отсутствие электроэнергии на станции. В этом случае экипаж попадал в трудное положение: необходимо было работать в темноте и при низких температурах. Положили в "Союз Т-13" электрические фонари с запасом батареек и комплект теплой одежды - пуховые комбинезоны, унты и лыжные шапочки.
  • Отработка сложной методики и большого количества предусмотренных нештатных ситуаций потребовала напряженного труда от специалистов КБ, экипажа, Центра подготовки космонавтов, Центра управления полетом. Провели большой цикл тренировок, во время которых, в частности, было выполнено в три раза больше циклов сближения, чем при тренировках для обычного полета. В процессе тренировок шлифовалась методика сближения, отрабатывались действия экипажа, Центра управления полетом, появлялись различные уточнения, предложения, пожелания, вылезали различные неувязки, ошибки. Все быстро разбиралось на месте, вносились уточнения в методику. Наконец, кажется, уже сделано все, что в человеческих силах, экипаж и Центр управления полетом подготовились к любым неожиданностям. Можно лететь.
  • Но, как выяснилось впоследствии, все ситуации мы все-таки предусмотреть не смогли. Например, на станции оказалась замерзшей вся питьевая вода, что привело к ее дефициту.
  • 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени "Союз Т-13" с экипажем в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных стартовал с космодрома Байконур. В Москве шел дождь, но настроение в Центре управления рабочее, бодрое. Хорошая подготовка вселяла в нас уверенность в успешном выполнении необычной программы. Уверенным, спокойным был и ответ "Памиров" на напутствие - "Сделаем все, что можем!"
  • На этот раз путь "Союза Т-13" был на сутки длиннее, чем обычно, в серьезном деле спешить не принято. Нужно было иметь время, чтобы точнее измерить орбиту корабля и станции, экономно, не спеша произвести коррекцию орбиты корабля: на этот раз потребовалось 48 часов, чтобы вывести его в район станции. Произошло это над ночной стороной планеты, а по выходе из тени экипаж быстро обнаружил станцию в иллюминаторе. Опознать ее помогли сразу два ориентира: Луна и Юпитер, видимые в поле иллюминатора, Владимир Джанибеков докладывает Земле: "Памир-1": "Станция очень яркая. Сначала она была в тени, но потом стала разгораться, красная-красная. А потом в десять раз ярче, чем Юпитер... По выходе из тени рассогласование было по оси Y - станция была на 10 градусов ниже. Провели коррекцию фазы. Станция к нам боком под 45 градусов..."
  • Отличие от прогноза по угловому положению небольшое, молодцы баллистики. Спасибо.
  • Теперь сближение ведет бортовая цифровая вычислительная машина, БЦВМ, по своему прогнозу с учетом скорректированной экипажем угловой фазы.
  • "Памир-1": "Дальность 3400 метров, скорость 6,9 метра в секунду. Угловые - нули. Станция очень ярко высвечена".
  • "Памир-2": "Нам надо в ручной режим переходить. Гасим скорость".
  • "Памиры" начали сближение вручную. Все условия перехода на ручное сближение реализовались несколько раньше, чем, предполагали. Это хорошо.
  • "Памир-2": "Дальность 2240..., 1865..., 1640..., гасим скорость, 1280..., 980..., 530..., идем в графике. Зависание".
  • Пока все идет нормально. "Памиры" перешли в зависание. Идеально было бы, конечно, состыковаться сразу же до первой тени.
  • "Памир-1": "Мы не наблюдаем, чтобы вращались панели СБ".
  • Первая неприятная новость - не вращаются панели солнечных батарей, не отслеживают Солнце, скорее всего потому, что не работает их привод. Неужели все-таки на станции нет электроэнергии?!
  • "Памир-1": "Солнышко в глаза светит, давайте еще немного повисим..."
  • Правильно - нужно подождать, пока за счет угловой скорости линия визирования развернется относительно Солнца и условия освещения улучшатся. Тогда можно идти в облет станции для захода на стыковочный узел переходного отсека. Времени до тени еще достаточно.
  • "Памир-2": "Разворачиваемся..."
  • Разворачиваются стыковочным узлом в сторону станции и начинают ее облет. На облете возможны большие расходы топлива, но пока с "горючим" все нормально.
  • "Памир-1": "Нормально идет все. Ждем касании. Есть касание!"
  • Земля: "Мы все вас поздравляем!"
  • Вот это прекрасно! Даже не верится, что все так чисто прошло. Но радоваться рано.
  • Земля: "Солнечные батареи?.."
  • "Памир-2": "Стоят..."
  • Как говорится, хуже некуда - нет бортового электропитания. Но неужели так четко, экономно провести сближение и стыковку- и сразу домой? Надо еще и еще раз проверить систему электропитания, прежде чем решиться уходить. Может быть, хоть немножечко, хоть капелька электроэнергии осталась в химических аккумуляторах. Итак, открыть люки, и вперед.
  • "Памиры", проверив герметичность стыка, открыли люки и вошли в переходной отсек, в ПХО.
  • Земля: "Первое ощущение? Температура какая?"
  • "Памир-1": "Колотун, братцы!"
  • Земля: "Попробуй свет включить в ПХО".
  • "Памир -1": "Сейчас попробую. Выдали команду. Никакой реакции".
  • Опять ничего утешительного. По программе - проверка на вредные примеси и вход в рабочий отсек, в РО.
  • Земля: "Приступайте к анализу на окись углерода".
  • "Памир-2": "Окиси углерода нет..."
  • Земля: "Аммиак?.."
  • "Памир-2": "Отрицательный результат".
  • Все проверки показали отсутствие каких-либо вредных примесей в атмосфере рабочего отсека станции.
  • Даем разрешение "Памирам" на вход в рабочий отсек, для начала разрешен лишь беглый осмотр и возвращение в "Союз". Сделано. И на сегодня хватит, уже работают 16 часов, сейчас "Памирам" нужно отдыхать. А у нас впереди рабочая ночь. Первая из 11 рабочих ночей по восстановлению станции. Никто не расходится, составляем график на ночь, перечень вопросов, которые надо решить к утру, чтобы подготовить задание экипажу на следующий день. Решено не забегать далеко вперед, делать новую программу на каждый день - впереди, похоже, будут еще неожиданности.
  • Начинаем выписывать вопросы, на которые нужно найти ответ.
  • 1. Как измерить температуру в рабочем отсеке?
  • 2. Замерзла ли вода в "Роднике"?
  • 3. Как найти причину неисправности в системе электропитания, приведшую к разрядке химических аккумуляторов?
  • 4. Как зарядить эти аккумуляторы?
  • 5. Можно ли использовать батареи "Союза Т-13"?
  • 6. Как быстро дать освещение на станцию?
  • 7. Сколько времени можно работать в рабочем отсеке, в РО, без вентиляции и при такой низкой температуре?
  • 8. Что сделать завтра в первую очередь?
  • Ночь коротка, а список вопросов все растет и растет. К утру сформировались следующие решения:
  • 1. Бороться за жизнь станции до конца.
  • 2. Создать из самых опытных специалистов-разработчиков оперативно-технические группы:
  • - по программе работ на каждые сутки;
  • - по режиму работы экипажа в РО;
  • - по восстановлению СЭП;
  • - по решению проблемы воды;
  • - по восстановлению КРЛ;
  • - по разогреву станции;
  • - по подготовке досрочного старта транспортного корабля "Прогресс-24" для доставки воды на станцию.
  • 3. Срочные работы на завтра:
  • - проверить, замерзла ли вода в "Роднике" и других емкостях;
  • - перенести регенераторы и поглотители СО2 в "Союз Т-13" и там подключить их к СЭП;
  • - проверить, есть ли напряжение на аккумуляторах основной батареи;
  • - измерить, есть ли напряжение на резервной батарее.
  • Утром эта программа и рекомендации были переданы экипажу. Две первые рекомендации такие:
  • - работать в РО одному, другой - его контролирует;
  • - через каждые 2 часа уходить в "Союз" греться.
  • "Памиры" собрали схему для перекачки воды из "Родника" (из баков, установленных снаружи станции) в мягкие ведра.
  • Земля: "Памиры", нам важно понять, потечет ли вода из "Родника" или нет. Сколько вы сейчас пьете в день..."
  • "Памир-2": "Мы отогреваем руками пульт "Родника" и шланги. Клапан на пульте не открывается, замерз и в трубках лед. Пьем литра по полтора, можем перейти на соки..."
  • Земля: "Понятно, тогда с "Родником" временно работы прекращаем. Надо прежде всего понять, сколько "живых" блоков в аккумуляторной батарее".
  • Итак, ясно, что вода в баках "Родника" замерзла и до нагрева станции надеяться на ее использование не приходится. Нужно искать другие источники воды. Замерзшая вода есть в мягких ведрах внутри станции, ведра можно перенести в "Союз Т-13" и там отогреть. Есть вода в баках системы охлаждения скафандров, есть конденсат в баках системы регенерации воды, есть соки, есть какое-то количество воды в "Союзе-Т-13". Вспомнили даже о неприкосновенном запасе, который используется только после посадки "Союза" на Землю. Подсчет общих запасов дал следующие результаты: воды с учетом всего, что есть на станции, а также оставшихся запасов на "Союзе Т-13" даже при сокращенном ежесуточном рационе не хватит до первоначально запланированного прихода "Прогресса-24".
  • Группа по "Прогрессу-24" получила задание сократить плановые сроки подготовки к его запуску. Группа разработала уплотненный график испытаний "Прогресса-24", рассчитанный на круглосуточную работу испытательной команды на космодроме.
  • Но всем было ясно, что, как бы ни ускорился старт "Прогресса", на успех можно рассчитывать лишь в том случае, если на борту "Салюта-7" удастся ввести в строй систему "Игла" - иначе с беспилотным грузовиком не состыковаться. А для того, чтобы заработала "Игла", необходимо восстановить функционирование системы электропитания станции.
  • Это теперь стало главной задачей.
  • Во-первых, нужно было установить, исправны ли какие-либо из 8 аккумуляторных батарей, входящих в систему электропитания станции. Во-вторых, если найдутся исправные батареи, их нужно каким-то способом зарядить при неработающей автоматике. Группа по системе электропитания разработала методику проверки исправности батарей и их поочередной зарядки от солнечных батарей станции. Часть аккумуляторов была отбракована, исправных оказалось немало. Шесть аккумуляторов из восьми.
  • Батареи "Союза Т-13" решено было использовать только в последнюю очередь, если оставшиеся 6 батарей станции не удастся восстановить. "Союз Т-13" - это спасательная шлюпка, его надо беречь. В частности, подключать сеть электропитания "Союза Т-13" к станции, пока мы не знаем, в каком состоянии бортовая кабельная сеть, рискованно, можно все испортить.
  • Первый исправный аккумулятор подключили напрямую к солнечной батарее станции, а "Союз Т-13" своими двигателями сориентировал станцию таким образом, чтобы активные поверхности ее солнечных батарей были развернуты на Солнце. Спустя некоторое время измерили напряжение - 24 вольта; батарея заряжается! Еще через какое-то время 30 вольт - можно включить свет в рабочем отсеке.
  • Заряженный аккумулятор подключен в штатную схему бортового электропитания.
  • "Памир-1": "...Жизнь стала веселее, сразу много света в PO!".
  • Земля: "Исторический момент!"
  • Поочередно таким же образом были заряжены и подключены к СЭП все исправные аккумуляторы. Заработали вентиляторы регенераторов станции, пошел глобус на пульте, указывая местоположение станции, завращались солнечные батареи в поиске Солнца. Станция постепенно оживала. Подключили на подзарядку от СЭП станции батарею "Союза Т-13".
  • 10 июня впервые экипаж включил телеметрию с пульта, и вновь на экранах Центра управления полетом появились параметры всех бортовых систем "Салюта-7". Можно было приступать к проверке всех бортовых систем под контролем телеметрии и выяснить, как они пережили длительное охлаждение, все ли исправны.
  • Включились нагреватели, и температура воздуха стала медленно, медленно расти. Для ускорения подогрева воздуха принимались и дополнительные меры. Прежде всего станцию поддерживали в такой ориентации, чтобы была максимальной поверхность, на которую падают солнечные лучи. Максимально использовался и обогрев Солнцем через иллюминаторы - экипаж, в частности, временно снял фотоаппарат МКФ-6М, чтобы Солнце попадало в самый большой иллюминатор. И вот еще один торжественный момент - пошла вода из "Родника". Сначала капля за каплей, затем тонкая струйка, и вот уже полилась в полную силу. Заработал подогреватель пищи. Постепенно стал налаживаться быт.
  • Часть старых проблем, таким образом, отпала, но одновременно стали возникать новые. При нагреве воздуха в отсеках станции неизбежно будет расти влажность, и в какое-то время уровень влажности достигнет точки росы, что весьма нежелательно для аппаратуры. Нужно атмосферу сушить, но для этого воздух должен проходить через холодильно-сушильный агрегат, где он будет охлаждаться. А воздух пока еще нужно не охлаждать, а греть, то есть нужно найти способ снижения влажности без снижения температуры.
  • Все это, так сказать, сверхплановые, не предусмотренные программой задачи. А пора уже было приступить к основной работе, к тому, ради чего и был направлен на станцию экипаж, нужно было начинать восстановление командной радиолинии, КРЛ.
  • Оперативная группа по КРЛ уже давно ждала своего часа, все было готово для проведения этой работы. Начинаем с осмотра аппаратуры.
  • "Памир-2": "Открыли 45-ю панель для работы с КРЛ. Все чистенько. Отстыковываем разъемы..."
  • Для поиска неисправных элементов в КРЛ методика предусматривает десятки проверок сопротивлений цепей с помощью тестера. Кропотливейшая и нудная работа. Но ничего не поделаешь - Земле нужно знать место повреждения и, по возможности, причину отказа. Только "Памиры" могут помочь найти ее. Поэтому бесчисленные замеры, проверки, проверки, замеры...
  • По первым проверкам видим, что неисправен один из двух передатчиков, но это не объясняет всей картины отказа КРЛ. Под подозрением оказались не только приборы КРЛ, но и приборы управления бортовой автоматикой - все значительно сложнее, чем предполагали на Земле. Но с анализом можно немного повременить - главнее сейчас, заменив неисправный блок на новый, резервный, восстановить работоспособность командного канала КРЛ. А потом можно будет заняться исследованиями извлеченного из аппаратуры неисправного блока.
  • Методика замены какого-либо блока такая. Нужно отстыковать от него разъемы электропитания, управления, телеметрии, отключить его от антенны, снять с мест крепления. На его место нужно установить новый блок и подключить его ко всем "смежникам". Для электропитания и управления новым блоком КРЛ был изготовлен также и блок работающей с ним бортовой автоматики, который заменяется аналогичным способом. После подключения новых блоков нужно, разумеется, провести проверку их функционирования и проверить весь комплекс КРЛ. Эти работы были блестяще выполнены экипажем при участии наземной группы КРЛ.
  • Таким образом, за 11 суток главные проблемы были решены - станция, можно сказать, была полностью восстановлена. Все, конечно, очень устали, но об усталости никто и не вспоминал - дело было сделано, непростое и очень важное дело, была возвращена в строй большая и сложная космическая машина.
  • Для того чтобы обеспечить электроэнергией программу научных экспериментов, В. Джанибеков и В. Савиных 2 августа при выходе в открытый космос установили дополнительную солнечную батарею. Мощность бортовой электростанции возросла, и экипаж приступил к выполнению своей большой научной программы.