«Наука и жизнь» 1983 г №1, с.52-54


У НАС В ГОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕЖЕГОДНИК «НАУКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

Исполнилось 20 лет международному ежегоднику «Наука и человечество», выпускаемому Всесоюзным обществом «Знание», Академией наук СССР и издательством «Знание». Двадцать томов ежегодника — большая книжная полка, а к этому еще нужно добавить и многочисленные тома, выпущенные в ряде социалистических стран.

В этих книгах сосредоточено огромное интеллектуальное богатство, запечатлены шаги познания. Авторы ежегодника — ученые с мировой известностью или сделавшие еще только первые шаги по дороге больших открытий, но в любом случае — те, кто сам прокладывает новые пути в науке. За 20 лет на его страницах выступило около 500 крупных исследователей, представители всех континентов планеты.

Девиз ежегодника — «Доступно и точно о главном в мировой науке». Научная глубина и строгость изложения сочетаются в нем с популярностью, доступностью для широкого круга читателей, имеющих, правда, определенную общеобразовательную подготовку. Таких читателей в нашей стране становится все больше, и стотысячный тираж издания уже не удовлетворяет книжную торговлю.

Ежегодник показывает интернациональный характер современной науки, пропагандирует международное научное сотрудничество во имя мира, освещает борьбу советских и зарубежных ученых за предотвращение угрозы ядерной войны, за торжество разума на Земле.

Ежегодник подробно освещает достижения науки в СССР и других социалистических странах, убедительно показывает неразрывную связь советской науки с практикой коммунистического строительства. Недавно вышедший из печати 20-й том («Наука и человечество. 1982») открывается статьей академика А. А. Логунова «Ступени большой науки» — о ходе реализации решений XXVI съезда КПСС в области развития науки и ускорения технического прогресса. Проблемам интенсификации народного хозяйства, внедрения научных достижений в практику посвящены многие статьи: «Металл: улучшение качества — путь к экономии» (академик А. Ф. Белов), «Лазерная атомно-молекулярная технология» (академик Е. П. Велихов, профессор В. С. Летохов) «Принцип активного оператора в инженерной психологии» (член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов), «Врач в век научно-технического прогресса и успехов молекулярной биологии» (академик Е. И. Чазов) и другие.

В следующий том, который сейчас готовится к печати («Наука и человечество. 1983»), включены статьи о селекции в животноводстве, жидкокристаллических полимерах, химических лазерах, о системном подходе к исследованию глобальных проблем, о последних достижениях медицины и здравоохранения и другие. Среди авторов — академики Н. Г. Басов и Д. М. Гвишиани, член-корреспондент АН СССР Н. А. Платэ, академик ВАСХНИЛ Л. К. Эрнст, академики АН ГДР М. Мебель и Т. Пастернак, член-корреспондент Чехословацкой АН Л. Махо, румынский космонавт Д. Прунариу, президент АН Финляндии Д. Доннер, профессора Д. Кориш (Ирландия), Дж. Кистёмакер (Нидерланды), Б. Хок (Швейцария), С. Оаэ (Япония) и другие известные ученые. Ниже публикуются рефераты некоторых статей, а на стр. 2-3 цветной вкладки — несколько иллюстраций из ежегодника «Наука и человечество. 1983».

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ — ВЗГЛЯД ИЗ КОСМОСА

Летчик-космонавт СССР Л. ПОПОВ, летчик-космонавт СССР В. РЮМИН, научный сотрудник Института космических исследований АН СССР С. САВЧЕНКО.


Древнейшая на Земле наука астрономия тысячелетиями была наукой наблюдательной, целиком основанной, как теперь мы часто говорим, на дистанционном зондировании объектов наблюдения. Дистанционные измерения на астрономических расстояниях позволили получить лишь общие сведения о небесных телах. Экспериментальные «земные» науки, наоборот, тонули в деталях, за которыми нередко было трудно увидеть общие закономерности, особенно при исследованиях объектов, которые наземный наблюдатель не мог одновременно окинуть взглядом.

Уже первое десятилетие космической эры превратило астрономию из науки наблюдательной в науку экспериментальную. Человек смог «пощупать руками» лунный грунт, оценить характеристики поверхности Марса и Венеры, определить параметры и состав планетных атмосфер и ионосфер. Его разочаровали результаты поисков признаков жизни в ближайших окрестностях Земли, однако он столкнулся с новыми загадками природы и обрел новые надежды.

Спутники произвели резкий поворот и в исследовании Земли, позволили получить уже не редкую точечную сеть измерений (как при пусках геофизических ракет), а трехмерные карты излучения Земли в широком диапазоне длин волн. Была подробно исследована ионосфера и магнитосфера Земли, открыты и исследованы радиационные пояса, получены данные об изменении состава и характеристиках средней и верхней атмосферы. Метеорологические спутники непрерывно следят за облачным покровом и тепловым режимом планеты. Специальные спутники исследуют полярные сияния и экваториальное свечение Земли. Спутники, снабженные высококачественными широкоугольными фотоаппаратами, изучают перспективные с точки зрения геологии структуры на поверхности Земли.

Гагарин, первый человек, увидевший Землю с высоты в сотню километров, был поражен ее красотой и в то же время наглядно ощутил ее малость. Фотографии, полученные советскими космонавтами, а затем с помощью советских космических аппаратов серии «Зонд», снимки, сделанные американскими астронавтами, позволили увидеть Землю со все больших и больших расстояний. Большой вклад в изучение Земли из космоса внесли экипажи долговременных орбитальных лабораторий серии «Салют». Причем немалое значение при этом имели визуальные наблюдения.

Наблюдателю, впервые увидевшему освещенную Солнцем Землю из космоса, с высоты в сотни километров, прежде всего бросается в глаза общий голубой тон планеты, определяемый рэлеевским рассеянием излучения Солнца на молекулах атмосферных газов, и то, что большая часть поверхности Земли (70-80%) закрыта облаками. Поражает многообразие облачных структур.

Одновременно можно наблюдать разные участки суши и океана, практически свободные от облаков, отдельные кучевые и перистые облака, зарождение и гибель циклонов. Облачный покров в прибрежной зоне часто повторяет береговую черту и «отслеживает» заливы и мысы, а в засушливых районах Земли он появляется крайне редко, и наблюдать такие районы можно практически в любое время года. Из космоса хорошо видно, как фронт облачности, выявляющий границу холодного и теплого воздуха, надвигается на те или иные районы. Космонавты иногда пользовались возможностью передать своим коллегам в Центре управления полетом приятное сообщение о том, что полоса дождей сменится хорошей летней погодой.

Постепенно привыкнув к наблюдаемой картине в разрывах облаков, космонавты сперва с заметными трудностями, а затем все легче и легче опознают знакомые по наземной подготовке береговые линии, реки, озера, острова в океане, горные системы. Огромное впечатление производит Кавказ с его высочайшей в Европе вершиной Эльбрусом и долинами рек Баксан, Ингури, Кубань, горные системы Тянь-Шаня, Каракорума, Западных Кордильер, Патагонии. По мере накопления опыта наблюдений горных районов все большее внимание привлекают ледники как динамичные образования, изменяющиеся «на глазах» за время длительного полета. Их наблюдение необходимо, в частности, для создания атласа снежно-ледовых ресурсов мира — основных кладовых пресной воды на земном шаре.

Характерные особенности позволяют космонавтам довольно быстро опознавать бездействующие вулканы, а в случае извержения легко обнаруживать шлейф дыма и пепла, вытягивающийся на многие сотни километров.

Два из многих тысяч фотоснимков, сделанных с космической орбиты: устье реки Мангуки на острове Мадагаскар (вверху) и извержение вулкана Мутновского на Камчатке 17 августа 1980 года (внизу).

На водной поверхности, казавшейся в начале полета свинцово-однообразной, при длительных наблюдениях обнаруживается все больше и больше деталей. Наблюдая сушу, космонавты часто сталкиваются с гигантскими рукотворными сооружениями — легко наблюдаются из космоса города и сопутствующие им транспортные артерии, ярко освещенные цветными огнями автострады на ночной стороне.

Пройдя период первичной адаптации к условиям невесомости, расконсервировав станцию и ее научную аппаратуру, освоившись с визуальными наблюдениями и научившись распознавать элементы подстилающей поверхности, космонавты приступают к выполнению конкретных заданий ученых. Так, например, четвертая основная экспедиция на «Салюте-6» выполнила наблюдения и измерения по заданиям геологов, океанологов, метеорологов, вулканологов, гляциологов, специалистов лесного, сельского и водного хозяйства. Велись наблюдения районов стихийных бедствий (лесные пожары, извержения вулканов), ледовой обстановки, космонавты участвовали в фундаментальных исследованиях океана, необходимых прежде всего для создания общей теории климата. Проводился контроль источников загрязнений воздушного бассейна, особенно в густонаселенных районах, что становится как в национальных, так и в международных масштабах все более острой проблемой.

Велись наблюдения интенсивной грозовой деятельности: в ночных условиях хорошо видны вспышки в облачном покрове, появляющиеся при его подсветке молниями, а в дневных — грозовую облачность достаточно легко отличить от обычной. Космонавты неоднократно наблюдали пыльные бури, при этом шлейф пылевого облака мог простираться на сотни километров от побережья.

Длительные орбитальные полеты дают возможность космонавту стать опытным и внимательным наблюдателем, усилия которого приносят большую пользу наукам о Земле и космосе.