«Наука и жизнь» 1975, №8, с. 12-13.
сканировал Игорь Степикин
ХРОНИКА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ
П. И. Климук (слева) и В. И. Севастьянов во время предполетных тренировок на макете станции "Салют".
В зале советского Центра управления полетом во время совместных тренировок по программе "Союз" — "Аполлон". |
24 мая 1975 года в Советском Союзе произведен запуск очередного пилотируемого космического корабля "Союз-18" с экипажем в составе: командир корабля — летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза подполковник Климук Петр Ильич и бортинженер — летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кандидат технических наук Севастьянов Виталий Иванович.
Осуществив необходимые маневры, в ночь на 26 мая космический корабль "Союз-18" состыковался с орбитальной научной станцией "Салют-4", и космонавты П. И. Климук и В. И. Севастьянов перешли на борт станции.
П. И. Климук и В. И. Севастьянов не новички в космосе. Командир экипажа совершил свой первый космический полет около полутора лет назад в декабре 1973 года. Будучи командиром корабля "Союз-13", вместе с бортинженером В. В. Лебедевым в восьмисуточном полете П. И. Климук выполнил обширную программу астрофизических экспериментов в космосе. В частности, на Землю были доставлены спектрограммы нескольких тысяч звезд до тринадцатой звездной величины включительно.
Бортинженер второго экипажа орбитальной станции "Салют-4" впервые стартовал в космос почти пять лет назад. Это было в июне 1970 года. Вместе с А. Г. Николаевым он совершил самый длительный по тому времени 18-суточный космический полет на корабле "Союз-9". Этот полет и позволил советским ученым вплотную перейти к программе длительно действующих пилотируемых орбитальных станций, первая из которых была выведена на орбиту уже в апреле 1971 года.
И вот теперь П. И. Климук и В. И. Севастьянов в одном экипаже. Их предшественники по станции А. А. Губарев и Г. М. Гречко целый месяц трудились на орбите. "Салют-4" — это хорошо оснащенная научная космическая лаборатория. Установленный на станции рентгеновский телескоп позволяет вести наблюдения далеких галактик в недоступном земному наблюдателю диапазоне длин волн. Инфракрасный телескоп-спектрометр обеспечивает изучение теплового излучения Вселенной. С помощью орбитального солнечного телескопа космонавты могут изучать наше дневное светило в период минимума одиннадцатилетнего цикла солнечной активности.
Богатый арсенал оптических средств "Салюта-4" позволил провести фотографирование и наблюдения земной поверхности, выполнить ряд интересных исследований в области физики верхней атмосферы Земли.
Помимо чисто научных задач, перед космонавтами А. А. Губаревым и Г. М. Гречко ставились задачи всесторонней проверки усовершенствованных бортовых систем "Салюта". Сюда относились прежде всего проверка работоспособности усовершенствованной системы шлюзования отходов, экспериментальной системы терморегулирования, системы регенерации воды и других систем.
Значительное место в программе полета первого экипажа уделено медико-биологическим проблемам. Несмотря на то, что достигнутая на сегодняшний день продолжительность пребывания человека в состоянии невесомости составляет 84 дня (третий экипаж станции "Скайлэб"), механизм влияния невесомости, этого главного фактора космического полета, на человеческий организм до сих пор не ясен. И ученых по-прежнему продолжает волновать состояние живого организма в первые недели полета, соответствующие периоду наиболее острого процесса адаптации.
Во второй половине апреля этого года в Звездном городке, под Москвой, состоялась последняя совместная тренировка экипажа кораблей "Союз" и "Аполлон". Подошел к завершению подготовительный этап этого экспериментального полета, договоренность о котором была достигнута между СССР и США три года назад.
Работы по подготовке полета потребовали проведения многочисленных встреч ученых, инженеров и космонавтов как в СССР, так и в США. В последние месяцы центр тяжести этих встреч переместился в нашу страну. Во время апрельских тренировок в Звездном городке была отработана так называемая советская часть программы полета, то есть те операции и эксперименты, которые в реальном полете будут проведены на корабле "Союз".
По окончании тренировок американские астронавты вместе со своими советскими коллегами совершили ознакомительную поездку по республикам Средней Азии и побывали на космодроме Байконур. Здесь они посетили площадки и сооружения космодрома, побывали в монтажно-испытательном корпусе, где готовятся к старту космические корабли "Союз", осмотрели пусковую систему ракетно-космического комплекса "Союз".
5 мая 1975 года в Институте космических исследований Академии наук СССР началась встреча рабочих групп СССР и США по совместимым радиотехническим системам. 14 мая приступили к работе специалисты и других рабочих групп. В ходе этой советско-американской пленарной встречи, последней перед полетом, было завершено согласование технических и организационных вопросов проведения совместного полета.
В период с 12 по 19 мая на космодроме Байконур совместно с американскими специалистами были проведены предполетные испытания некоторых совместимых систем, входящих в состав оборудования космического корабля "Союз". 19 мая космодром Байконур посетили советские и американские руководители, руководители программы "Союз" — "Аполлон". Они осмотрели техническое оснащение космодрома и ознакомились с ходом подготовки кораблей "Союз" к полету.
С 12 по 21 мая специалистами СССР н США были проведены совместные тренировки центров управления полетом обеих стран, В ходе этих тренировок с участием экипажей была продолжена отработка взаимодействий между центрами. Условия работы центров были максимально приближены к реальным. Полет космических кораблей моделировался наземными имитаторами. Программа тренировок предусматривала отработку действий экипажей и персонала центров управления при запуске, сближении и стыковке "Союза" и "Аполлона", переходах космонавтов и астронавтов из корабля в корабль и совместной деятельности экипажей на орбите. В тренировках участвовали первый и второй экипажи кораблей "Союз" и "Аполлон". В обоих центрах присутствовали консультативные группы: советских специалистов по управлению — в Хьюстоне, американских специалистов — под Москвой.
22 мая 1975 года в Президиуме Академии наук СССР исполняющим обязанности Президента АН СССР академиком В. А. Котельниковым и заместителем директора НАСА Дж. Лоу был подписан акт о готовности обеих сторон к проведению первого совместного полета. В тот же день состоялась встреча советских и иностранных журналистов с руководителями программы. Представители советской стороны — председатель совета "Интеркосмос" Б. Н. Петров и технический содиректор проекта К. Д. Бушуев и американской стороны — доктор Дж. Лоу и технический содиректор проекта Гленн Ланни были единодушны в своей оценке готовности стран к полету, уверенности в успехе предстоящего космического эксперимента.