«Наука и жизнь» 1939 г №5, с.62

Сверху вниз: гондола отделилась от баллона. Баллон разорван и опускается на парашюте. Пилот освобождает парашют гондолы, чтобы замедлить падение. Пилот прыгает из гондолы через трап внизу. Налево — пилот в гондоле
ПРЫЖОК ИЗ СТРАТОСФЕРЫ

Американский парашютист Джозеф Дункель проектирует совершить необыкновенный подъем в стратосферу в особой гондоле, напоминающей авиационную бомбу. Он рассчитывает подняться на высоту 21 мили (33,6 км) и оттуда совершить «прыжок» с парашютом сначала в своей гондоле, а потом отдельно от нее. Рекордная высота, достигнутая стратонавтами, пока равняется только 14 милям (22,4 км). Дункель, учитывая опыт предшественников, особенное внимание обращает на конструкцию баллона: нужно предупредить возможность замерзания клапана для выпускания газа и разрыва баллона в разреженном воздухе. Приборы, помещенные в гондоле, позволят произвести все необходимые исследования в течение подъема стратостата.


Модель стратосферной гондолы Дункеля

Но не подъем, а спуск является главной частью путешествия Дункеля в стратосферу. Достигнув намеченной высоты, стратонавт освободит гондолу от баллона. Одновременно баллон разорвется и начнет спускаться на землю, поддерживаемый небольшим парашютом, гондола же с огромной скоростью помчится к земле. Чтобы противостоять силам, развивающимся при такой скорости, гондола должна быть изготовлена из стальных труб, образующих остов, покрытый листами сверхпрочных сплавов. Сама каюта будет иметь вид алюминиевого цилиндра, в котором можно только стоять. Если Дункель потеряет сознание, его падающее тело приведет в действие механизм, открывающий помещенный в верхней части гондолы парашют. С этим десятиметровым парашютом стальной «метеор» будет падать с небольшой скоростью — 32 км/час.

Если спуск будет итти хорошо, Дункель откроет парашют гондолы на высоте 9 км после свободного падения на расстоянии 24,6 км и спустится таким образом до высоты 1 500 м. Здесь он откроет трап в нижней части гондолы и выпрыгнет через него на землю. Обыкновенный парашют обеспечит благоприятный спуск стратонавта. По расчетам Дункеля весь полет должен обойтись в 100 000 долларов.

Данные об усилиях и деформациях, развивающихся при такой скорости, должны принести очень большую пользу всем конструкторам, которым придется рассчитывать сверхскоростные самолеты будущего. Эти сведения будут записаны автоматическими приборами в гондоле. Большое значение имеют и данные о самочувствии самого стратонавта, летящего со скоростью метеора.

Дункель совершил свой первый прыжок с парашютом 14 лет. С тех пор он прыгнул 1 300 раз. Его длиннейший прыжок был произведен с высоты 8 700 м, а самый короткий — с высоты 80 м. Дункель сам конструирует парашюты. При своих прыжках он ни разу не получил серьезного повреждения. В доме Дункеля в Клевеленде собрана целая коллекция парашютов. Он исследовал все их достоинства и недостатки и на основании наблюдений и собственного опыта создал тип парашюта, наиболее пригодный для спуска из стратосферы.

«Popular science», август, 1938.