Ю.А. МОЗЖОРИН — ДИРЕКТОР ГОЛОВНОГО ИНСТИТУТА ОТРАСЛИ

ы преклоняемся сегодня перед талантом и самоотверженным трудом всех тех, кто создавал космический потенциал и, прежде всего, С.П. Королева, усилиями которого вместе с выдающейся плеядой главных конструкторов закладывались основы космической деятельности нашего государства. В этом ряду пионеров космонавтики почетное место занимает и Ю.А.Мозжорин, в течение трех десятилетий возглавлявший НИИ-8 (ЦНИИмаш) — головной институт ракетно-космической отрасли. Собственно, такой статус ЦНИИ машиностроения и обрел, в первую очередь, благодаря исключительно плодотворной деятельности Юрия Александровича.

В сложном переплетении интересов различных конструкторских школ и авторитетов лидеров, их возглавлявших, Мозжорину приходилось проводить научно обоснованную экспертизу практически всех проектов отрасли, принимать на себя высокую ответственность в решении многих принципиальных вопросов. Юрий Александрович потратил много усилий на внедрение в космонавтику системного подхода к решению как близких, так и перспективных задач: ведь приходилось выбирать единственно правильный путь развития как космической, так и ракетной техники, и цена ошибки была невероятно велика. В том, что был создан ракетно-ядерный щит, надежно защитивший нашу страну в “горячие дни холодной войны”, реализованы сложнейшие проекты по исследованию Луны и планет Солнечной системы, разработаны новые высокие технологии, а космонавтика стала неотъемлемой частью деятельности нашего государства, — огромная и неоспоримая заслуга Мозжорина и возглавляемого им института.

Меня, как одного из руководителей аппарата Министерства общего машиностроения СССР, связывали с Юрием Александровичем долгие годы совместной деятельности, и я прекрасно помню, каким большим авторитетом и влиянием обладал Мозжорин у высшего руководства страны.

Юрий Александрович приложил немало усилий для создания и сохранения в составе ЦНИИмаша Центра управления полетами — ныне всемирно известного ЦУПа в подмосковном Королеве, обеспечивающего наше участие и в крупнейших международных проектах. В 1975 году отсюда велись работы по осуществлению первого совместного советско-американского проекта в пилотируемой космонавтике “Союз” — “Аполлон”, сегодня — по управлению орбитальной станцией “Мир”, ставшей реальной международной лабораторией, предтечей Международной космической станции, которую мы вместе с 15 странами должны построить в ближайшие годы.

К заслугам Юрия Александровича следует отнести создание уникальной экспериментальной базы в институте, позволяющей и сегодня сохранять по многим направлениям научных исследований ведущие позиции в мире. Возглавляемый Мозжориным институт участвовал практически во всех разработках ракет-носителей и космических аппаратов, включая такие крупномасштабные проекты, как лунный носитель Н1 и первая многоразовая транспортная космическая система “Энергия”-”Буран”.

Хотя космическая эра Человечества отсчитала по историческим меркам совсем небольшой срок — всего-то четыре десятилетия, успехи космонавтики порой затмевают иные достижения науки и техники за всю историю мировой цивилизации. Благодаря космонавтике появились сотни оригинальных технических решений, уникальных материалов и высоких технологий, которые стали достоянием и некосмических отраслей промышленности, и различных сфер социально-экономической деятельности страны. Сегодня, в не самые лучшие времена для отечественной космонавтики, особенно важно воссоздать для подрастающего поколения историю побед в покорении космоса страны, только что разгромившей фашизм в самой кровопролитной войне. Мемуары Мозжорина, передающие атмосферу подготовки и принятия решений в ракетно-космической отрасли и позволяющие представить, как осуществлялись сложнейшие ракетно-космические проекты, особенно ценны для молодежи, решившей посвятить свою жизнь ракетно-космической технике.

Меня поразил эпизод, рассказанный на недавних торжествах в честь Дня космонавтики летчиком-космонавтом, а ныне руководителем полета станции “Мир” В.А. Соловьевым. В 1984 году сразу же после своего возвращения из 8-месячного рекордного космического полета на орбитальной станции “Салют-7” он отчитывался перед генеральным конструктором НПО “Энергия”, легендарным В.П. Глушко. Полет был сложным, с несколькими выходами в открытый космос, с неизбежными поломками, и доклад Владимира Алексеевича получился не очень оптимистичным. Воцарилась мрачная тишина, которую неожиданно нарушил голос Валентина Петровича: “Помню, в начале войны, когда мы работали в “шарашке”, мы верили: вот подождите, кончится война, и мы обязательно полетим на Марс.

Каким же неистребимым оптимизмом обладало поколение пионеров отечественной космонавтики! Оптимизмом, которым они заражали коллективы, работавшие под их началом, создавая особый романтический настрой в изнуряющей, полуголодной послевоенной битве за лидерство в мировой космонавтике. Таким был и Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генерал-лейтенант в отставке Юрий Александрович Мозжорин. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с предлагаемыми необычайно интересными мемуарами Ю.А. Мозжорина и воспоминаниями о нем — одной из выдающихся личностей в ракетно-космической отрасли, которыми должна гордиться Россия, человеке, чья жизнь достойна подражания.

Ю.Н.Коптев,
Генеральный директор
Российского авиационно-космического агентства



далее