«Мировая экономика и международные отношения» 1959 г. №2, с.31-41.
КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПОЛИТИКА США

Ф. НИКОЛАЕВ

В истории мировой науки и техники навсегда останутся две даты — 4 октября 1957 г., когда Советским Союзом был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, и 2 января 1959 г., когда была запущена советская космическая ракета, впервые преодолевшая тяготение Земли и ставшая первой искусственной планетой солнечной системы. И как бы далеко ни ушло человечество по пути освоения безграничных просторов Вселенной, оно никогда не забудет, что именно страной победившего социализма был сделан первый шаг к осуществлению его дерзновенной мечты о межпланетных путешествиях.

Величайшие достижения Советского Союза в деле освоения космоса развеяли миф о научно-техническом первенстве США, который годами пыталась создавать империалистическая пропаганда. Теперь даже американские специалисты признают отставание США в области астронавтики и ракетной техники и расходятся во мнении лишь при определении того, на сколько именно лет Советский Союз обогнал США.

ДВЕ ЛИНИИ В ОВЛАДЕНИИ КОСМИЧЕСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ

Запуск Советским Союзом искусственных спутников Земли и космической ракеты стал возможен вследствие успешного развития советского ракетостроения. Как известно, в СССР еще в августе 1957 г. была создана первая в мире многоступенчатая баллистическая ракета с межконтинентальным радиусом действия. Успехи СССР в области ракетостроения явились большим вкладом в укрепление его обороноспособности. Вместе с тем они вооружили ученых нашей страны мощными средствами научного исследования и открыли перед ними грандиозные перспективы проникновения в космическое пространство.

В Советском Союзе, последовательно придерживающемся миролюбивых, ленинских принципов внешней политики, работа по изучению и овладению космосом подчинена мирным и научным целям. Использование ракетной техники, искусственных спутников Земли и новейшей научной аппаратуры в мирных целях раскрывает перед советской наукой невиданно широкие горизонты для проведения исследований верхних слоев атмосферы и космического пространства. Ракеты, в том числе космическая, и искусственные спутники Земли позволяют нашим ученым вплотную подойти к разрешению таких сложных проблем астрономии, астронавтики, метеорологии, геофизики, биологии, которые невозможно разрешить другими средствами. Советские ученые считают также, что ракеты и искусственные спутники Земли в сравнительно недалеком будущем придут на помощь человеку в решении стоящих перед ним важных практических проблем. Создание космической ракетной техники и спутников рассматривается как решающий шаг к межпланетным путешествиям. Успех Советского Союза в деле создания межконтинентальной баллистической ракеты нанес сокрушительный удар по американской политике «с позиции силы», по стратегическим концепциям, предусматривающим окружение социалистического лагеря системой военных и военно-воздушных баз в качестве подготовки атомной войны. В наши дни агрессоры не могут не отдавать себе отчета в том, что никакие океанские просторы не спасут их от возмездия в случае, если они попытаются развязать войну против стран социализма.

Однако, создавая современные боевые средства на базе ракетной техники, Советский Союз продолжает считать, что человечество должно поставить овладение космическим пространством на службу мирным целям. Несмотря на то, что СССР был первым государством, создавшим межконтинентальную баллистическую ракету, он настойчиво борется за мирное освоение межпланетного пространства, против подчинения блестящих достижений человеческого ума доктринам «холодной войны».

**
*

В отличие от Советского Союза ракетостроение в США подчинено целям подготовки истребительной атомно-ракетной войны, а изучение космоса — планам его военного использования. В этом смысле ракетную технику постигла та же участь, что и науку о расщеплении ядра 14 лет тому назад. В сочетании с ядерной бомбой создание космического оружия рассматривается как реальная возможность проведения глобальной агрессивной политики, как фактор устрашения и борьбы за мировое господство.

Чисто научным исследованиям межпланетного пространства с помощью ракетной техники вплоть до последнего времени не уделялось сколько-нибудь значительного внимания. Американские монополии заинтересованы прежде всего в создании орудий войны, а не орудий научного исследования в космосе. В этом с горечью вынуждены признаваться сами американцы. Известный американский обозреватель Шелдон писал в газете «Крисчен сайенс монитор»: «По мнению ученых и первооткрывателей космоса, именно в области научных исследований космического пространства наблюдается углубляющийся кризис, а в Вашингтоне не особенно торопятся с его преодолением... Выдвигались и рассматривались всевозможные проекты, но нет указаний на то, что по ним были приняты твердые решения и что имеется желание финансировать их»1.

В то время, как люди доброй воли во всех странах мира встретили с чувством искреннего восхищения создание Советским Союзом первых искусственных спутников Земли и космической ракеты, монополистические круги США увидели в этом лишь новый повод для разжигания военной истерии и усиления гонки вооружений.

Империалистические круги США, извлекающие огромные барыши из гонки в области создания атомных и водородных бомб, ведут гонку в области ракетного оружия под лозунгом «борьбы не на жизнь, а на смерть с Россией за космическое пространство»2.

«The Christian Science Monitor», 16.V.1958.

«New York Herald Tribune», 3-4. V. 1958 (Europ. ed.).

Уже в начале января 1958 г., то есть всего три месяца спустя после появления советского спутника, правительство США потребовало, чтобы конгресс утвердил «чрезвычайные ассигнования на оборону» в размере 1 260 млн. долл. Председатель подкомиссии палаты представителей по военным ассигнованиям Мэхон откровенно признал, что это требование является первым этапом «новой программы, порожденной спутником». «Чрезвычайные ассигнования», затребованные правительством США, включали 683 млн. долл. на разработку проектов и производство баллистических снарядов и 329 млн. долл. на создание средств обнаружения и перехвата неприятельских баллистических снарядов. Кроме того, 10 млн. долл. предназначалось для учрежденной в феврале 1958 г. в системе министерства обороны новой специальной организации по «космическим проектам» — Управления новейших исследовательских работ. Просьба о «чрезвычайных ассигнованиях» была быстро удовлетворена конгрессом. При этом правительство получило разрешение использовать на те же цели, помимо запрошенных 1 260 млн., еще 150 млн. долл. из прежних ассигнований3. Тем не менее министр обороны США Макэлрой уже в феврале 1958 г. заявил, что он намерен потребовать новых дополнительных ассигнований на военные расходы в размере 1,3--1,7 млрд. долл. Значительная часть этих средств должна пойти на размещение заказов по разработке различных «космических проектов», включая программу создания межконтинентальных баллистических ракет и большого искусственного спутника Земли, имеющего военное назначение.

Гонка «космического оружия» приобрела за последние годы невиданные даже для Америки масштабы. За 13 лет, с 1946 г., когда в США были фактически начаты работы в области создания ракетного оружия4, идо 1958 г. включительно, осуществление программы исследований, разработка проектов и создание ракет обошлись американскому налогоплательщику, по официальным данным министерства обороны, в 18 448 млн. долл. (включая дополнительные ассигнования на эти цели в 1958 г.). Подавляющая часть этих средств — 18 млрд. долл. — приходится на последние восемь лет5. Среднегодовые затраты с 1951 по 1958 г. составляли 2,25 млрд., причем в 1955 г. было израсходовано 1,2 млрд. долл., в 1956 — 1,7 млрд., в 1957 — 3 млрд., а в 1958 — уже 5,7 млрд. долл. На 1959 г. правительство запросило у конгресса для разработки и создания различных видов ракетного оружия 5,3 млрд. долл.6. Однако фактически была ассигнована значительно большая сумма, так как конгресс утвердил расходы по всему военному бюджету в сумме, превышавшей на 816 млн. долл. первоначальную заявку правительства. Дополнительные ассигнования предназначались в основном на разработку и строительство тяжелых бомбардировщиков, ракет и вооруженных ракетами подводных лодок7.

Основная часть ассигнований, выделяемых в США на гонку «космического оружия», поступает в сейфы таких крупнейших компаний, как «Норс Америкэн авиэйшн», «Глен Л. Мартин», «Дуглас» и «Дженерал дайнэмикс»8. Остальные средства распределяются между более чем 1 500 промышленными фирмами и 200 университетами и «некоммерческими группами», так или иначе связанными, по заявлению начальника штаба ВВС генерала Уайта, с ракетостроением9.

По подсчетам Американского ракетного общества, в США в настоящее время персонал компаний, занимающихся проектированием и созданием ракет, насчитывает 300 тыс. чел.10.

Изучение и освоение космического пространства рассматриваются американскими правящими кругами как важнейшая военная задача. Перед учеными и промышленностью ставится цель создавать прежде всего орудия истребительной космической войны. Программа исследований космоса проводится в жизнь в первую очередь потому, что ей придается большое военное значение.

3 «Congressional Quarterly. Weekly Report», 1958, vol. XVI, № 6, р. 178.

4 До 1946 финансового года на эти цели были израсходованы крайне незначительные средства.

5 «Congressional Quarterly. Weekly Report», 1958, vol. XVI, № 1, p. 277.

6 «Facts on File», 1958, vol. XVIII, № 898, p. 12.

7 Ibid., № 928, p. 258.

8 О конкуренции между крупнейшими компаниями в области ракетостроения см. «Мировая экономика и международные отношения», № 9, 1958, стр. 93-95.

9 «The Christian Science Monitors. 21.VII.1958.

10 «The New York Times Magazine», 17.VIII.1958, p. 72.

Весной 1958 г. президент Эйзенхауэр официально признал, что правительство придает первостепенное значение планам использования межпланетного пространства в военных целях. Направляя конгрессу послание по вопросу о программе изучения космического пространства и о создании в этих целях специальной организации — Национального управления по аэронавтике и изучению космического пространства, — Эйзенхауэр подчеркивал, что одна из причин создания такой организации заключалась в необходимости обеспечить использование всех преимуществ, таящихся в военных возможностях космоса». По словам президента, новая программа должна, в частности, содействовать «осуществлению открытий, имеющих военную ценность для организаций, непосредственно занимающихся обеспечением безопасности страны». Президент указал, что новое Национальное управление по аэронавтике и изучению космического пространства должно осуществлять наряду с работами гражданского характера «научно-исследовательские работы, требующиеся для чисто военных целей, связанных с аэронавтикой и использованием космического пространства»11. Крупнейшие американские газеты, конгрессмены, представители военщины и правительства постоянно выступают с призывами «захватить» космическое пространство, «завоевать и сохранить способность контролировать его, «выиграть борьбу за господство в космосе» и т. п. Военное «завоевание» космоса возводится в кардинальную задачу национальной политики на ближайшее и последующие десятилетия. При этом открыто выражается надежда, что «контроль над космосом» поможет установлению во всем мире порядков, угодных правящим классам США.

Для такого рода призывов характерно заявление Тревора Гарднера, занимавшего до 1956 г. ответственный пост специального помощника министра авиации по ракетам, о том, что страна, которая первой вооружится межконтинентальными баллистическими ракетами, «может оказаться способной определить характер того мира, в котором будет жить следующее поколение»12. Начальник штаба ВВС генерал Томас Д. Уайт утверждал: «Всякий, кто способен контролировать космическое пространство, будет также способен контролировать поверхность Земли»13. Бывший начальник отдела исследований и усовершенствований при штабе американской армии генерал в отставке Джеймс Гэвин пишет в свое книге «Война и мир в век космоса»: «...страна, которая первой добьется контроля над космическим пространством, будет решать судьбу человечества»14.

Один из влиятельных американских конгрессменов, лидер демократического большинства в сенате Линдон Джонсон, выступая на закрытом совещании сенаторов-демократов, утверждал, что космическое пространство представляет собой некую «абсолютную позицию», и тот, кто завладеет этой «абсолютной позицией», «...завладеет полным контролем над Землей для целей тирании или во имя свободы...» «Контроль над космическим пространством означает, — говорил он, - контроль над миром, гораздо более полный, чем контроль, который может быть когда-либо достигнут посредством оружия или оккупационных войск. Из космическое пространства хозяева бесконечности будут иметь силу контролировать погоду на Земле, вызывать засухи и наводнения, изменять приливы и отливы, поднимать уровень моря, отводить Гольфстрим и менять умеренный климат на холодный»15.

11«The New York Times». 3.IV.1958.

12 Цит. по R. Hublеr. The First Complete Story of SAC. Strategic Air Command New York, 1958, p. 192-193.

13 Ibid., p. 175.

14 J. Gavin. War and Peace in the Space Age. New York, 1958, p. 248.

15 «Facte on File». 1958, v..XVIII, № 897, p. 4.

Слишком откровенное выступление Джонсона было подвергнуто критике даже многими влиятельными органами американской печати, предпочитающими маскировать экспансионистские замыслы миролюбивой фразеологией. Под влиянием этой критики Джонсон, пытаясь сгладить произведенное им неблагоприятное впечатление, неделю спустя демагогически предложил правительству США обратиться с призывом ко «всем странам — членам ООН» объединить усилия в деле завоевания космоса16.

16 «The New York Times», 15.1.1958 (Europ. ed.).

ПЛАНЫ ВОЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМОСА

Широкое обсуждение возможных путей использования космического пространства в военных целях ведется в США уже довольно давно. Но особенно большой размах оно приняло весной и летом 1958 г., когда в конгрессе рассматривался проект военного бюджета на 1959 финансовый год, а также предложение Эйзенхауэра о создании Национального управления по аэронавтике и изучению космического пространства. В дискуссии приняли участие высокопоставленные представители американского правительства, а также военных, научных и промышленных кругов. При этом многие выступления имели довольно откровенный характер и пролили некоторый свет на замыслы Пентагона в отношении космического пространства.

Наиболее подробно, разумеется, обсуждались и обсуждаются проекты создания различных типов ракетного оружия, с помощью которого можно было бы поражать через космическое пространство территорию миролюбивых государств, в первую очередь Советского Союза. Одновременно разрабатываются и другие проекты использования космоса в военных целях.

Следует указать, что часто в основе многих таких планов лежат не реальные возможности, вытекающие из научного анализа проблемы космического пространства или из особенностей ракетной техники, а субъективные стремления различного рода «специалистов» перегнать друг друга в фантастических «открытиях» военного значения. Эта тенденция находится в полном соответствии с обстановкой военного психоза и с форсированием гонки вооружений, выгодной крупнейшим монополиям.

Много внимания уделяется, в частности, созданию аппаратуры, предназначенной для военного шпионажа с помощью искусственных спутников Земли. По мнению американских военных руководителей, «самое очевидное» и реальное значение космического пространства сводится именно к тому, что оно открывает возможности для разведки и фотосъемки поверхности Земли с борта искусственных спутников.

Военные деятели США предполагают использовать искусственные спутники Земли для получения фотоснимков или других сведений военного характера, например о расположении секретных промышленных объектов или баз для запуска ракет в СССР, а также для детального уточнения географических карт тех районов мира, куда они предполагают направлять свои ракеты с атомными и водородными зарядами. Разведывательные спутники, кроме того, предполагается использовать в целях обеспечения точной, современной информации для нанесения наступательного удара межконтинентальной баллистической ракетой, а возможно, и для корректирования ее полета.

Всему миру известно, что все искусственные спутники Земли, запущенные в Советском Союзе, были снабжены сложной аппаратурой для проведения чисто научных исследований. Американцы же рассчитывают снаряжать свои будущие спутники аппаратурой, в первую очередь предназначенной для разведывательных целей.

Создание военно-разведывательного спутника рассматривается в качестве задачи «первостепенной важности». На ее реализацию выделяются колоссальные ассигнования, достигающие сотен миллионов долларов. В настоящее время заканчивается разработка соответствующих технических проектов и ведутся работы по изготовлению необходимой аппаратуры. ВВС США уже передали компании «Локхид эйркрафт» заказ на создание крупнейшего разведывательного спутника «Пайд пайпер» (другое название этого спутника — «Биг бразер»). По сведениям, полученным газетой «Нью-Йорк геральд трибюн» в «информированных кругах», этот разведывательный спутник будет нести телевизионную и, возможно, инфракрасную камеры для фотографирования земной поверхности и электронное оборудование для передачи снимков на Землю17. В январе 1958 г. начальник отдела баллистических снарядов при министерстве авиации генерал Шривер заявил в сенатской комиссии по военной готовности, что командование ВВС рассчитывает вывести на орбиту первый американский военно-разведывательный спутник к весне 1959 года.

В связи с работами над военно-разведывательным спутником американская пропаганда начинает обрабатывать мировую общественность, выдвигая предложения о признании «правомерности» космического шпионажа. «В соответствии с нашим призывом установить «открытое небо», — говорилось в октябрьском выпуске журнала «Форин афферс» за 1958 г., — мы вполне могли бы рекомендовать, чтобы разведка с помощью двигающегося по орбите спутника была признана в международном праве»18.

Другой важной областью возможного использования космического пространства в военных целях правящие круги США считают область связи и радиопропаганды. Подробная программа работ в этом направлении была изложена в заявлении председателя Совета космических наук при Национальной академии наук Ллойда Беркнера19. Отмечая наиболее важные, по его мнению, потенциальные возможности использования искусственных спутников Земли, Беркнер утверждал, что они могут служить в качестве радиотрансляционных станций, обеспечивая военную систему связи. Вместе с тем искусственные спутники могут быть приспособлены для радиопрослушивания и передачи собранной информации во время прохождения над «дружественными станциями». Для успешного выполнения подобной задачи на орбиту должно быть выведено достаточное число спутников данного типа с тем, чтобы один из них всегда находился над «неприятельской» территорией. Спутники способны не только прослушивать радиосигналы, но и передавать их, транслируя на районы, являющиеся их целью, специальные пропагандистские радио— и телевизионные программы. Такие передачи было бы трудно глушить, так как сила сигналов, передаваемых прямо из космоса, гораздо больше силы сигналов, проходящих через ионосферу из отдаленных наземных станций. Спутники, кроме того, могут осуществлять глушение на всех частотах.

17«The New York Herald Tribune», 28.11.1958.

18 «Foreign Affairs». October 1958, p. 105.

19 «The New York Times», I.IX.1958.

Подготовительным этапом к использованию спутников в целях обеспечения военной системы связи явился, как заявляют представители Пентагона, запуск в декабре 1958 г. американского спутника «Атлас». Этот запуск рассматривается, кроме того, в качестве важного шага к созданию военно-разведывательного спутника.

В научных и промышленных кругах США обсуждался вопрос о возможности создания космических платформ и станций, предназначенных для забрасывания атомными и водородными бомбами территорий Советского Союза и других стран социализма. Фантастические предложения на этот счет выдвигались еще покойным министром обороны США Форрестолом. С аналогичными проектами в 1952 г. выступал один из ведущих специалистов США в области ракетостроения, Вернер фон Браун, принимавший в гитлеровской Германии участие в работе над ракетным снарядом «Фау-2».

Бывший министр авиации США Томас И. Финлеттер писал по этому поводу в своей книге «Внешняя политика: следующая фаза»: США должны выиграть «борьбу за господство в космическом пространстве... Как это господство могло бы быть использовано в военном отношении, сейчас еще сказать трудно. Спутники будущего могут вращаться по орбитам, снабженные водородными снарядами и готовые ринуться ка любой объект, который могут избрать те, кто управляет ими. Спутники могут изготавливаться в виде платформы для запуска ракет, так же как спутники Луны и других планет. Кроме того, могут также появиться управляемые людьми бомбардировщики будущего, способные развивать скорости, сравнимые со скоростями современных баллистических снарядов»20. В апреле 1958 г. заместитель начальника штаба ВВС США генерал Лимэй (бывший командующий американской стратегической авиацией) заявил: «Искусственные спутники Земли имеют военное значение так же, как его будут иметь со временем космические корабли и платформы... Спутники с человеком можно будет использовать для бомбового нападения».

Многие представители военных и правительственных кругов США прекрасно понимают, что планы использования искусственных спутников Земли в качестве платформ для бомбометания в ближайшее время технически неосуществимы. Они указывают, что искусственный спутник просто не в состоянии сбросить бомбу, поскольку предмет, оторвавшийся от спутника, не падает, а продолжает по инерции двигаться вслед за ним. Следовательно, единственным, по их мнению, способом «бомбометания» со спутника является запуск с него межконтинентальных ракет. Однако для запуска ракет удобнее использовать стационарные наземные базы, а не находящиеся в движении космические платформы. Именно в таком духе оценивались перспективы применения спутников в качестве космических бомбардировщиков в докладе Научного консультативного комитета при президенте США «Введение в космическое пространство»21. Как пишет Ф. Куигг в октябрьском номере журнала «Форин афферс», «почти все согласны, что спутник Земли - это слишком неудобное средство сбрасывания ядерной бомбы на объект»22.

20 Т. Finlеtter. Foreign Policy: The Next Phase, New York, 1958, p. 30.

21 «Bulletin of Atomic Scientists», May 1958.

22 «Foreign Affairs», October 1958, p. 105.

Тем не менее представители американской военщины не желают отказываться от ассигнований, выделенных на разработку проектов космических платформ, снабженных тем или другим видом оружия.

Помимо различных проектов военного использования искусственных спутников Земли, в США разрабатываются также проекты пилотируемых «космических бомбардировщиков», летающих вокруг Земли и способных возвращаться на Землю, планируя через атмосферу. Компания «Норс америкэн авиэйшн» разрабатывает проект реактивного космического или, скорее, полукосмического самолета «Х-15». Как сообщает американская печать, скорость этого самолета должна превышать 6 480 км в час (1,8 км/сек), а высота полета достигнет 130-150 км. Другие проекты космических бомбардировщиков представлены на рассмотрение министерства обороны США компаниями «Белл эйркрафт», «Конвэйр» и «Дуглас эйркрафт».

В июне 1958 г. было официально объявлено, что представители ВВС заключили с компаниями «Глен Л. Мартин» и «Боинг эйркрафт» контракты на проектирование пилотируемого людьми самолета «Дайна-сор», способного действовать как в космическом пространстве, так и в земной атмосфере. Член сенатской комиссии по делам вооруженных сил Джексон, сообщая о подписании этих контрактов, заявил, что этот самолет «в огромной степени усилит тот фактор устрашения, которым располагают США».

Командование военно-морского флота США также разрабатывает планы в отношении использования космической техники и космического пространства. Руководители флота, писал журнал «Авиэйшн уик», считают, что для обеспечения эффективности операций на море необходимо проникнуть в космос с помощью пилотируемых и беспилотных космических кораблей. Они обдумывают вопрос об использовании искусственных спутников Земли в качестве оружия против подводных лодок, средства для наблюдения за гидроакустическими приборами и платформы для наблюдения за передвижением кораблей и самолетов. По мнению официальных представителей военно-морского флота, спутники Земли типа «Искусственная звезда» могли бы обеспечивать командира подводной лодки имеющей на вооружении ракеты среднего радиуса действия, точными данными о положении лодки по отношению к намеченной цели. Усовершенствованные спутники могут быть использованы для передачи приказа в момент открытия огня командиру подводной лодки и затем во время следующего оборота вокруг Земли они могут сообщить ему результаты бомбардировки.

Обсуждаются в США даже возможные пути военного использования Луны. Помощник руководителя отдела исследований и усовершенствований военного министерства США Джеймс Эдеон писал в мартовском номере «Бюллетеня ученых-атомников»: «Если бы одна из великих держав создала базу на Луне и в течение какого-то времени удерживала ее от попыток вторжения, она могла бы построить лунную крепость, почти неуязвимую для направляемых с Земли атак, и таким образом решить исход соперничества на Земле». По мнению Эдсона, задача захвата базы на Луне может со временем стать «главной целью политики США и их технических усилий». Это случится, по его подсчетам, между 1968 и 1973 годами.23

23 «Bulletin of Atomic Scientists», March 1958, pp. 104, 105.

Авторы подобных фантастических планов изучают вопрос о возможном «захвате» Луны. Во всяком случае, эта «проблема» оживленно дебатировалась в американском конгрессе в связи с рассмотрением предложения Эйзенхауэра о создании Национального управления по аэронавтике и изучению космического пространства и о выделении для этого управления необходимых ассигнований. В дискуссии по этому вопросу принял, в частности, участие советник комиссии палаты представителей по космическим проблемам Фельдман, заявивший, что ему «не известно ничего, что помешало бы кому бы то ни было запустить ракетный корабль на Луну установить там свой флаг и объявить Луну своей территорией» «Я имею в виду, — счел нужным добавить Фельдман, — что нет ничего, кроме силы».

К числу других американских проектов военного использования космического пространства относятся планы метеоразведки из космоса и переброски военных грузов с помощью баллистических ракет.

Замыслы правящих кругов США в отношении военного использования космического пространства остаются пока лишь замыслами. Некоторые из них вообще не реальны и являются плодом безудержной фантазии, не имеющей под собой научной базы. До осуществления других, видимо, пройдет еще немало времени.

Это, однако, не дает оснований игнорировать опасный для человечества характер разрабатываемых в США планов использования космического пространства в военных целях.

Гонка ракетно-атомного оружия, проводимая американской военщиной, приобретает зловещий для дела мира характер. Американцы, как известно, усиленно добиваются строительства на территориях своих союзников по агрессивным блокам сети ракетодромов, которые дополнили бы сеть американских военно-воздушных баз, окружающих Советский Союз и другие социалистические государства.

* *
*

Проблема запрещения использования космоса в военных целях и обеспечения его использования исключительно в мирных и научных целях становится одной из наиболее актуальных и острых международных проблем современности.

Давление мировой общественности вынуждает правящие круги США выдавать себя за сторонников запрещения военного использования космического пространства. Американский конгресс принял на этот счет специальную резолюцию. Президент Эйзенхауэр, отвечая 10 декабря 1957 г. на послание Советского правительства, выступил с предложением о том, чтобы «межпланетное пространство было использовано только для мирных целей». При этом президент предложил «прекратить производство такого оружия, которое предусматривает использование, а скорее использование не по назначению, межпланетного пространства»24.

24«Известия», 28. I. 1958.

Внешне миролюбивая фразеология правящих кругов США не могла скрыть подлинной направленности американских предложений. Прежде всего бросался в глаза тот факт, что, предлагая отказаться от производства межконтинентальной баллистической ракеты, американское правительство, по существу, выступало за запрещение того типа оружия, которым оно еще не располагало. Американское правительство явно стремилось получить односторонние военные преимущества перед Советским Союзом. В самом деле, запрещение межконтинентальных ракет лишило бы Советский Союз в случае нападения на него со стороны участников агрессивного Североатлантического блока мощного средства для нанесения ответного удара по заокеанским базам этого блока. В то же время нисколько не снималась угроза интересам безопасности социалистического лагеря, создаваемая сетью американских военных баз, разбросанных по всему миру, в том числе в непосредственной близости к СССР, Китаю и другим социалистическим государствам.

Односторонний характер предложений США в отношении космического пространства признавался даже американской печатью. Так, журнал «Форин полиси бюллетин» в марте 1958 г. вынужден был признать, что в советских утверждениях о намерении США добиваться запрещения оружия, которым они не располагают, «есть неприятный элемент истины».

При этом следует отметить, что на деле агрессивные круги США вовсе не намерены ограничиваться своими военными базами и ракетами среднего радиуса действия. Обратившись со своим предложением к Советскому Союзу, правительство США фактически одновременно приняло меры для всемерного усиления гонки в области «космического» оружия. Приведенная выше сумма колоссальных ассигнований на эти цели, затребованных американским правительством у конгресса в первой половине 1958 г., а также поспешная разработка монополиями по заказам правительственных ведомств многочисленных проектов «космического» вооружения свидетельствуют о форсированной подготовке к войне в космосе, а отнюдь не о намерении искренне добиваться ее запрещения.

Реальный путь решения проблемы запрещения войны в космосе был намечен в предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. по вопросу о запрещении использования космического пространства в военных целях, о ликвидации иностранных военных баз на чужих территория и о международном сотрудничестве в области изучения космического пространства25.

25 «Правда», 16. III. 1958.

В своем предложении Советское правительство исходило из искреннего стремления обеспечить использование великих достижений науки и техники в мирных целях на благо человечества, а не для подготовки истребительной войны с применением новейших видов оружия массового уничтожения. Как отмечалось в советском предложении, серьезную опасность для человечества представляют не сами по себе межконтинентальные баллистические ракеты, а тот факт, что в этих ракетах в качестве их зарядов могут быть помещены атомные и водородные бомбы. Запрещение атомного и водородного оружия, на чем издавна настаивает Советский Союз, автоматически решало бы и вопрос о мирном использовании космической пространства. Однако западные державы не желают идти на запрещение ядерного оружия.

Межконтинентальные баллистические ракеты могут использоваться и уже с успехом используются для проведения чисто научных исследований в космосе. В связи с этим неправильно ставить вопрос, как это фактически сделал президент Эйзенхауэр, лишь об отказе от использования космического пространства в целях проведения испытаний указанных ракет и от их дальнейшего производства. Принятие предложения Эйзенхауэра создало бы серьезные препятствия на пути научно-технического прогресса, на пути создания мощных ракет, предназначенных для исследования космоса. Наряду с этим сохранялась бы угроза атомной войны с использованием ракет ближнего и среднего радиуса действия.

В предложении от 15 марта 1958 г., как и в проекте резолюции, внесенном советской делегацией 7 ноября 1958 г. на XIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Советский Союз высказался за заключение широкого международного соглашения, которое, в частности, предусматривало бы запрещение использования космического пространства в военных целях и обязательство государств производить запуск ракет в космическое пространство только в соответствии с согласованной международной программой. Это предложение шло навстречу интересам США. Вместе с тем Советское правительство предлагало учесть интересы безопасности стран социалистического лагеря, предусмотрев в указанном соглашении ликвидацию иностранных военных баз на территории других государств, в первую очередь в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке. Официальные представители правительственных и военных кругов США открыто признают, что дислоцированная на этих базах американская бомбардировочная авиация предназначена для нанесения атомных и водородных ударов по территории Советского Союза. Выше указывалось, что в последнее время США размещают или подготавливают размещение на этих базах ракет ближнего и среднего радиуса действия.

Реалистичный характер советского предложения обеспечил ему благоприятный отклик со стороны общественного мнения многих стран.

Однако американцы выдвинули свой проект резолюции, суть которого сводилась к отделению вопроса о международном сотрудничестве в области мирного изучения и использования космоса от проблемы разоружения. Речь шла лишь о сотрудничестве при научных изысканиях, а отнюдь не о запрещении использования космоса в военных целях. Американские монополистические круги рассчитывали выиграть время для создания собственного межконтинентального баллистического оружия. Кроме того, руководящие круги США и слышать не хотели об отказе от своих военных баз на территориях других стран.

Стремясь облегчить соглашение с западными державами, советская делегация внесла 18 ноября 1958 г. на рассмотрение политического комитета Генеральной Ассамблеи ООН новый проект резолюции, предусматривающий создание постоянного международного органа по изучению космического пространства в мирных целях. Для разработки программы и устава такого органа советская делегация предложила создать подготовительную группу в составе стран, представляющих различные географические районы и различные общественно-политические системы.

Проявленная Советским Союзом готовность к достижению согласованного решения была встречена с большим удовлетворением как делегатами, представленными на Генеральной Ассамблее, так и всей мировой общественностью. Однако даже такой конструктивный шаг вызвал недоброжелательный отклик правящих кругов США. Используя голоса независимых стран, США навязали Генеральной Ассамблее свой пересмотренный проект резолюции, в соответствии с которым в состав подготовительной группы входили бы представители 12 стран — участниц агрессивных блоков против 3 социалистических стран и 3 государств, не участвующих в блоках. Советский Союз отказался войти в орган, состав которого заранее предопределял его бесплодность в области подлинного международного сотрудничества. Международные проблемы, возникшие в связи с величайшими достижениями науки и техники на пути к освоению космического пространства, могут быть успешно разрешены, если все страны мира будут подходить к ним не с позиций подготовки ядерной войны, а с позиций доброй воли и разума, мирного сотрудничества и подлинного гуманизма.