вернёмся в библиотеку?

"Литературная газета" 18.12.1931

ПОД МАСКОЙ УТОПИИПАСКВИЛИ НА СОЦИАЛИЗМ
ЧЬЮ ПОЛИТИКУ ДЕЛАЕТ ЯН ЛАРРИ?

В «Литературной газете» была уже помещена рецензия на книгу Я. Ларри «Страна счастливых»*. Это было сделано в странице против халтуры, в №44 от 15 августа, Однако рецензент «Б.», а вместе с ним и редакция, подойдя к книге Ларри как к обычной халтуре, не дали отпора ее определенной классовой направленности. Рецензия, помещенная в «Л. Г.», является политически неверной, ошибочной: вместо того, чтобы с большевистской нетерпимостью обрушиться на враждебные теории, которыми пропитана вся книга Ларри, она центр тяжести переносит на относительно второстепенный в книге факт — мысль о «рационализации» библиотек (хотя и он имеет определенный политический эквивалент), лишь мимоходом касаясь антибольшевистского, антисоветского, национал-шовинистического существа книги. А суть дела именно в этом!

*«Ленинградское областное издательство» стр. 192

Чему учит Ларри? Тому, что мы, СССР, можем существовать вне всякой связи с окружающим — капиталистическим — миром, вне всякого влияния этого мира на нас и наоборот, что мы должны так существовать, предоставив капитализм своему «естественному развитию». Теория, аналогичная социал-фашистской.

Только у Ларри она выглядит еще более контреволюционно, так как в его романе при существовании капитализма на 5/6 света в 1/6 его уже безклассовое общество.

Какие выводы должен сделать молодой читатель (на которого эта «утопия» рассчитана), если он поверит Ларри? Бороться за обороноспособность страны — тоже не нужно: в «Стране счастливых» армии нет, а добрые капиталисты на нее не нападают. Последователь Ларри очевидно должен развить эту мысль и дальше: почему бы теперь не обходиться без обороны?

И наконец Ларри призывает к тому, чтобы вообще бросить заниматься землей, а обратить свои взоры на луну — на земле уж делать нечего, — хотя на пяти-шестых ее продолжает властвовать капитал.

Это основные политические идеи Ларри. Нетрудно догадаться, что бы получилось уже на завтра после их осуществления: нас бы просто слопал капитализм! Понятно поэтому, что книжку Ларри с охотой бы стало распространять среди советских читателей любое капиталистическое издательство. Она служит целям нашего классового врага, дезориентируя, затуманивая нас.

«Страна счастливых» Ларри — пасквиль, клевета на нашу политику, на линию партии. Международный характер нашей революции и ее неразрывная связь с международной борьбой рабочего класса — один из главнейших тезисов этой линии. Не может быть построено бесклассовое общество, упразднена переходная ступень — диктатура пролетариата, пока существует капиталистический мир и его враждебные влияния на страну социализма. Только уничтожив капитализм, мы уничтожим государство и классы, вместе с системой, их породившей. За это нужно бороться здесь на земле, а не на луне.

Капитал: Будьте счастливы на луне, а с меня... и земного шара хватит!

Просто ли не понял этого Ларри? Случайно ли его «Люди будущего» не желают заниматься землей, бороться за мировую революцию, что-нибудь слышать о внешнем мире? Нет. Здесь есть определенная система. Земная скука — вот что обращает взоры людей с земли на луну. В «Стране счастливых» Ларри прежде всего ужасно скучно. Его люди очень немногим отличаются от обслуживающих их телевоксов (автоматов). В полном согласии с «теоретиками», которые (в противовес Марксу, Энгельсу и Ленину, утверждавшим, что при социализме будет небывалый гармонический расцвет всех человеческих способностей) представляют себе будущих людей рационалистами-схематиками, для Ларри — социализм, это — только век техники — типичное буржуазное представление!

Какие же сдвиги происходят в психологии людей. Никаких. Вернее вот какие: в «Стране счастливых» нет большевиков как людей определенной формации, развившейся, как известно, в наше время. Там есть только деляги, перенесенные из буржуазных столиц, политики и т.д. Жизнь обитателей «Страны счастливых» концентрируется вокруг старых, извечных проблем — в частности, борьбы между молодыми — людьми прогресса и стариками-консерваторами.

Наконец Ларри расправился с еще одной ленинской идеей разрешения на— (нет строки — Хл) многочисленные национальности СССР и оставляет одну — русских. Дополнительно характеризующая его черта — (нет полстроки — Хл) низм в самой отвратительной форме!

Вот что такое книга Ларри! Насквозь враждебная, не имеющая ничего общего с большевистским пониманием социализма, агитка классового врага (об'ективного или суб'ективного — не в этом суть).

И вот к этой-то книге т. Глебов-Путиловский дал предисловие, в котором рекомендует ее «каждому гражданину СССР», считает реальной:

«Это перспектива СССР, которую автор видит, слышит и в которой уверен. Без твердой веры в развитие нашей страны, в рост ее социалистического строительства и культуры — такую книгу написать нельзя».

Тов. Глебов-Путиловский, очевидно окончательно потеряв представление о том, что он и где он, оправдывает отрыв Ларри Советского союза от всего мира:

«Он не берет весь мир, он обходит его. Он предоставляет«капиталистическое окружение» (почему в ковычках? Ред.) своему естественному историческому развитию, которое с железной необходимостью, все равно поздно или рано (!!), через мировую революцию приведет его к одному знаменателю с СССР».


**
*

Политической ошибкой было бы принесение этой контрреволюционной болтовни просто к халтуре и т. д. Нет, это надо квалифицировать строже. Мы усиленно советуем товарищам-ленинградцам устроить показательный суд над автором книги и издательством, напечатавшим эти страницы лжи и клеветы.