Калининградская правда (Королев) №118
21.10.2004
40 лет назад.

Многоместный пилотируемый корабль "Восход" стартовал 40 лет назад, 12 октября 1964 года. Первый космический экипаж составили летчик подполковник-инженер Владимир Комаров, научный сотрудник Константин Феоктистов, врач Борис Егоров. Выполнив программу исследований, космонавты через сутки вернулись на Землю.

Наша поисковая оперативная техническая группа (ОТГ) вылетала в предполагаемый район посадки "Восхода" с аэродрома Чкаловский 18 сентября 1964 года. На аэродроме нам попадаются испытатели, доставившие разбитый макет спускаемого корабля "Восход". Это был "дурной знак". Казалось, пуск теперь надолго отложат, но - вылет нам не отменили. Разобравшись в причинах неудачи, за оставшееся короткое время провели два "чистовых" сброса, допуск новой парашютно-реактивной системы к летным испытаниям был получен.

Предварительно, 6-7 октября, проводится успешный контрольный полет беспилотного "Восхода" с манекенами на борту. Спускаемый аппарат приземлился у поселка Марьевка недалеко от Кокчетава. Прибыв на место посадки, поисковики обнаружили отсутствие парашютов - их разрезали и растащили местные жители. Когда мы закончили работу, они охотно приняли нас на ночлег, сытно накормили, но о парашютах ничего не рассказали. Наутро подкатил трактор с большим мешком на крыше. Это представитель "органов" в поисковой группе В.А. Самусев, проявив профессионализм, с участием местных властей собрал, насколько мог, унесенные части парашютов. В этот же день спускаемый аппарат вместе с демонтированным оборудованием и злополучным мешком был доставлен на космодром.

По результатам полета и приземления "Восхода" с манекенами Госкомиссия принимает решение о пилотируемом пуске. 12 октября корабль с экипажем вышел в космос. Напряженность отчасти спала - благополучно пройден рискованный этап выведения, на орбите дружно работает первый коллектив специалистов, занимающихся общим и каждый своим делом. Но оставалась понятная тревога за полет и возвращение экипажа.

В день посадки техническая группа для страховки разделилась на две части: из Кустаная первая часть с начальником ОТГ О.И. Козюпой вылетела в Наурзум, вторая (старший А.А. Лобнев) - в Марьевку, чтобы быть поближе к расчетной точке приземления. Утром 13 октября, когда поисковые самолеты уже находились в зонах барражирования по трассе спуска, командир нашего вертолета Ми-6 майор В.И. Кобзарь вместе с аэродромным радистом организовали громкую связь с самолетами. В 10.43 командир Ил-14 капитан Ю.П. Михайлов сообщил: "Объект наблюдаю визуально" - он увидел "шарик", когда тот еще спускался на парашюте, в районе, близком к месту посадки беспилотного "Восхода". Запросив координаты, Кобзарь, не дожидаясь команд, поднял вертолет в воздух. "Восход" приземлился в 10.50, а в 11.10 сел рядом и наш Ми-6. "Шарик" был еще горячий. Экипаж уже вышел из кабины и готовился к отлету. Константин Петрович Феоктистов, увидев знакомое лицо, удивленно-радостно воскликнул: "Алексей Александрович, вы?" Мы обнялись. Поцеловав его в небритую щеку, я спросил о полете, он коротко ответил, что все отлично. Через 20 минут, раздав первые автографы, космонавты Комаров, Феоктистов и Егоров улетели на вертолете Кобзаря.

ОТГ спешно готовила объект к эвакуации. А поодаль, укладывая свою амуницию, "незаметно" смахивала слезу врач-парашютистка Любовь Мазниченко - ей разрешили прыжок только после ухода вертолета, чтоб не попасть под винты, и космонавтов она не застала.

На следующий день мы прибыли на космодром. В монтажно-испытательном корпусе члены Госкомиссии осмотрели объект, замечаний не было. Поисковикам Королев приказал срочно представить письменный отчет по обоим изделиям - беспилотному и пилотируемому.

Утром отчет лежал на столе у Главного. Прочитав его, Королев остался доволен, и когда в кабинет вошли его заместитель Е.В. Шабаров и ведущий конструктор Е.А. Фролов с приказом на премию, он шутя заметил: "Смотрите, очкарики, поисковиков не забудьте". Не забыли.

15 октября, погрузив "шарик" в самолет АН-12, ждали разрешения на вылет, но Москва не принимала: завершалось событие государственной важности - снятие Н.С. Хрущева. Москвичи, несмотря ни на что, торжественно встретили героический экипаж.

Спускаемый аппарат первого трехместного корабля "Восход" доставили на завод в Подлипки 16 октября 1964 года.

Алексей ЛОБНЕВ