вернёмся в начало?

сканировал Игорь Степикин
"Крылья Родины", 1993, №1, с. 11-12.

Владимир ПОЛЯЧЕНКО
ЗА ЯВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ



На снимке: крылатая ракета П-5.
Фото Бориса РЯЗАНЦЕВА

На первой российской авиационной выставке "Мосаэрошоу-92", в павильоне НПО машиностроения размещалась экспозиция, символизирующая исторический путь этого предприятия, основателем которого был известный ученый и конструктор академик В. Н. Челомей. Здесь можно было увидеть первую крылатую ракету П-5 и последнюю автоматическую орбитальную станцию "Алмаз-1". Об истории создания ракеты П-5 рассказывает ведущий научный сотрудник НПО машиностроения.

Разработки крылатых ракет в нашей стране были начаты еще в конце второй мировой войны в конструкторском бюро Владимира Николаевича Челомея. Это — проекты самолетов-снарядов с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, которыми молодой ученый активно занимался в одной из лабораторий ЦИАМа.

Возглавив в 1944 году опытный авиационный завод и используя трофейные материалы Фау-1, В. Челомей со своим коллективом к началу 1953 года создал несколько типов боевых машин наземного и самолетного базирования. Велись здесь также работы над проектом машины для вооружения подводных лодок.

Незадолго до смерти И. Сталина КБ Челомея было закрыто, его сотрудники распределены на заводы (автору этих строк пришлось уехать в Ростовскую область). Но молодой конструктор не сдается. Уже в 1954-м В. Челомей создает небольшую специальную конструкторскую группу (СКГ) и начинает разработку новых крылатых ракет П-5 для подлодок. Летом 1955-го группу реорганизовали в ОКБ-52, передали ему старый реутовский механический заводик, никогда не имевший дела с авиационной или ракетной техникой, но и в этих условиях работа над ракетой продолжалась.

Новому оружию для флота руководство страны придавало большое значение, поэтому разработка такого же ракетного комплекса была поручена Таганрогскому опытному авиационному заводу, известному главному конструктору гидросамолетов Г. М. Бериеву. В то время здесь была сдана на вооружение летающая лодка Бе-6, велось изготовление первой летающей лодки Бе-10 с двумя турбореактивными двигателями.

Опыта работы над беспилотными крылатыми ракетами КБ Г. Бериева не имело. Организовать и возглавить бригаду подготовки летных испытаний поручили мне: "Вы ведь по образованию ракетчик, вот и займитесь этим делом. Для нас эта тема совершенно новая".

ОКБ Г. Бериева было крепким, сложившимся коллективом с большим опытом самолетостроения, имело хороший опытный завод, летно-испытательную станцию, а рядом еще и серийный завод, выпускавший летающие лодки Бе-6. Среди конструкторов было довольно много и молодежи — выпускников авиационных институтов. Таким образом, стартовые условия для разработчиков двух крылатых ракет одного назначения в этом конкурсе были явно не равные.

У Бериева работы над крылатой ракетой (ей дали индекс П-10) сразу развернулись широким фронтом. Над эскизным проектом трудился весь коллектив. Для ознакомления с опытом подобных работ ведущие специалисты командировались в родственные ОКБ Микояна, Березняка, Лавочкина.

Общая концепция проекта оригинальностью не отличалась. Цилиндрический контейнер с ракетой, имеющей складывающееся крыло, неподвижно крепился к прочному корпусу подводной лодки. После ее всплытия крышка контейнера открывалась, из него выкатывалась ракета, ее передняя опора с "нулевыми" направляющими поднималась, ракета занимала стартовое положение. Раскрывалось крыло, запускался маршевый турбореактивный двигатель, затем стартовый пороховой, и ракета уходила в полет. После старта транспортная тележка убиралась в контейнер, крышка которого тут же закрывалась, и лодка могла начать погружение. Все операции производились автоматически, с дистанционным управлением из боевого отсека ПЛ.

В 1956 году уже были начаты летные испытания ракеты П-10 на полигоне Капустин Яр. Ракета полетела с первого пуска, и, если не считать обычных "нюансов", испытания шли весьма успешно. Пуски ракет велись с неподвижного, а затем и с качающегося стенда, имитирующего качку подлодки.

Летом 1957-го началась подготовка к испытаниям "десятки" в Белом море. Переоборудовали дизельную подлодку среднего класса, на ней установили один контейнер. Осенью начались летные испытания. Серийный завод изготовил более десяти ракет. Казалось, успех разработки КБ Бериева обеспечен.

Но, как любил говорить В. Челомей, тот, кто пытается повторить пройденное, неизбежно отстает. В октябре 1957 года к борту ПЛ с ракетой П-10 пришвартовалась другая дизельная ПЛ более легкого класса, с контейнером несколько меньшего размера ракеты П-5, созданной в ОКБ-52. До этого П-5 и П-10 уже "посоревновались" на полигоне Капустин Яр. К испытаниям готовились на одной площадке, один и тот же качающийся стенд использовали для запусков.

Ракета П-10 по срокам обходила соперницу. По срокам, но не по качеству. В основе крылатой ракеты П-5 лежал изобретенный В. Челомеем и его коллективом способ старта непосредственно из контейнера с раскрытием крыла в полете. Эта идея пришла главному конструктору в ноябре 1954-го, когда он, находясь в гостиничном номере, разом распахнул обе створки окна и его осенило: "Так крыло ракеты должно раскрываться в полете!)"

Челомеевская концепция коренным образом отличала ракету П-5 от ракеты П-10 и от всех ракет того времени. Она давала ей совершенно новое качество, каким не обладала ни одна крылатая ракета в мире.

Контейнер с ракетой по-походному находился на подлодке в горизонтальном положении, а перед стартом открывался и поднимался на угол возвышения 15°. Запуски маршевого ТРД и стартового ПРД производились прямо в контейнере, а раскрытие крыла — после выхода из него ракеты. Это позволяло вдвое, против П-10, увеличить боезапас ракет, так как в варианте П-10 требовалось 2 длины ракеты для одной пусковой установки — контейнер с ракетой в походном положении и ракета, выдвинутая из контейнера — в стартовом положении. Для П-5 требовалась одна длина. У ракеты П-5 резко сокращалось время на производство пуска, а значит, и время нахождения лодки в надводном положении. Это имело решающее значение для живучести ПЛ (подводный старт крылатых ракет еще не был освоен). К этому следует добавить более плотную компоновку П-5 и уменьшенные габариты контейнера.

Преимущества проекта ракеты П-5 настолько очевидны, что возникает вопрос: зачем было устраивать этот конкурс, тянуть его до поздней стадии, затрачивая огромные средства? Тем более, что о принципах своего проекта В. Челомей делал доклад у министра авиационной промышленности П. В. Дементьева еще в конце 1954-го. Но не все авиационные конструкторы поддержали смелую идею своего коллеги. Скепсиса было достаточно во всех инстанциях — ученых, военных, партийных. В одном из докладов в ЦК партии проект В. Челомея определялся однозначно: "Технический авантюризм", хотя техническое решение всесторонне продумывалось, ведь и у самих авторов проекта хватало сомнений.

В самом деле: старт ракеты с качающегося основания, никакого управления в первую секунду полета — стартовые ПРД не имели поворотных сопл или газовых рулей. А аэродинамическую устойчивость не только не использовали, но еще усугубляли процессом раскрытия крыла с неизбежной при этом асимметрией обтекания ракеты набегающим потоком воздуха. Со всеми этими "начальными условиями" должен был справиться автопилот аналоговой схемы, ибо в те времена быстродействующих бортовых ЭВМ еще не было.

Сколько расчетов, пусков моделей провели в ОКБ с личным участием В. Челомея! Зрело убеждение — ракета будет летать. И она полетела.

После первых же летных испытаний П-5 с подводной лодки, — а они начались в конце 1957-го, когда в Белом море появился лед, и лодка выходила в сопровождении ледокольных буксиров, — стало ясно, что продолжать работы над ракетой П-10 не имеет смысла. И они были прекращены. Изготовленные к тому времени ракеты П-10 были переданы ВМФ "для учебных целей". Как говорится в спорте, победа была одержана "за явным преимуществом".

Ракетный комплекс П-5 успешно завершил совместные летные испытания. В итоговом документе Государственной комиссии наряду с сухим перечислением выполненных задач и технических характеристик, были и такие примечательные слова: "Создание крылатой ракеты П-5... является новым и значительным шагом в развитии реактивного вооружения ВМФ".

Коллективы конструкторских бюро П. Пустынцева, С. Туманского, Е. Антипова, И. Картукова вместе с ОКБ-52 отмечали успешное завершение работ. Они внесли огромный вклад в создание нового комплекса.

В 1959-м, окрепнув в ходе интенсивных опытно-конструкторских работ, став мощным научно-производственным предприятием, ОКБ-52 начало новые разработки. В их числе — управляемые космические аппараты и ракеты-носители для них.