«Комсомольская правда» 11.04.2009, с.7
|
Увы, собирать информацию пришлось через знакомых, просивших не упоминать имен, да на заграничных сайтах — пока почему-то новинка покрыта завесой тайны. Известно только, что 5 марта Роскосмос объявил тендер на новый корабль. Участвовали две фирмы — ракетно-космическая корпорация «Энергия» (это бывшее ОКБ-1 Королева и сейчас отвечает за пилотируемую программу) и научно-производственный центр имени Хруничева (знаменит своими тяжелыми ракетами «Протон», здесь же создавали модули для всех орбитальных станций). Много-много лет назад на «Хруничева» разработали трехместный космический корабль. Были летные испытания. Но с космонавтами он ни разу не летал. Спустя всего месяц — 6 апреля — конкурс завершили. Победитель — кто бы вы думали? — «Энергия»!
НА ЛУНУ!
Собственно, зачем нам новый флот? «Союзы» исправно возят экипажи на МКС. И, даст бог, еще будут возить без проблем. А потому что и «Союзы», и сама МКС — даже не вчерашний, а позавчерашний день. Гонка в космосе продолжается. Может, не так явно, как во времена Гагарина, но все же... Кто первый построит базу на Луне и положит руку на ее полезные ископаемые? Кто первый доберется на Марс? Дело не только в завоевании новых пространств. Новые корабли и ракеты — это толчок для развития науки и передовых технологий страны. Американцы до сих пор живут на капитале, созданном во время программы «Аполлон» — именно тогда электроника, материаловедение, физика, астрономия мощно рванули вперед. И их новый корабль «Орион» — по сути, модернизированный «Аполлон». В общем, нужен корабль, который и на орбиту больше доставит, и на Луну слетает, и грузы полезные привезет.
ЦИФРЫ |
Цена разработки нового российского корабля должна составить в нынешних ценах около 800 миллионов рублей (чуть больше 24 миллионов долларов). Стоимость американского «Ориона» — 3,9 миллиарда долларов. |
Правда, судя по добытым эскизам, и у нас ничего прорывного в новой космической посудине нет (крылатый «Клипер» признали неперспективным). Схема похожа на «Союз», только побольше — в расчете на экипаж из шести человек. В «лунной» модификации еще и разгонный блок, чтобы к Луне подгонять, да бытовой отсек побольше — лететь-то под две недели.
Изменилась форма возвращаемой капсулы — она теперь еще больше напоминает конус со срезанным верхом. Есть надежда, что окажется она настолько прочной и надежной, что ее удастся после проверки систем запускать на орбиту до десяти раз.
Вот в первом приближении и все новации. И чего было туману напускать? Правда, предварительные эскизы нашего «секретного» корабля стали почему-то подозрительно похожи на новый американский «Орион». Это признал на днях и генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота.
Зато, как я понимаю, времени на создание такого «понятного» корабля нужно поменьше. Информагентства приводят слова руководителя пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова — мол, эскизный проект власти ждут к 2010 году, летные испытания планируются в 2015-м. А в 2018-м (всего-то ничего!) — первые полеты экипажей на орбиту. Для сравнения: американцы, у которых уже есть прототипы «Ориона» в металле,
первый пилотируемый полет запланировали на 2016 год.
А РАКЕТА?
Вот только корабль сам на орбиту не полетит. Поэтому создавать придется не только «такси» для космонавтов, а целую «Перспективную пилотируемую транспортную систему». В том числе:
1 |
2 |
Впрочем, были бы амбиции... В конце концов и ракету вместе с Украиной можно довести под пилотируемый корабль, а первые старты проводить с Байконура — там «зенитовский» комплекс есть.
...В общем, очень хочется на Луну. И для этого давайте уже наконец что-то делать!