«Известия» 21.12.1999

Силы космические слабее «Дискавери»

Сергей ЛЕСКОВ

В ночь с воскресенья на понедельник с мыса Канаверал удачно стартовал американский космический корабль «Дискавери». В известном смысле это беспрецедентный старт. До этого в истории мировой космонавтики еще не случалось, чтобы запуск аппарата по разным причинам переносился 8 раз, а ракета и экипаж из семи человек поддерживали состояние готовности на протяжении двух месяцев.

Об этом полете было объявлено еще в феврале. Настойчивость НАСА в отношении «Дискавери» объясняется тем, что экипажу поручен ремонт самого дорогого в нынешнем космосе объекта — телескопа «Хаббл» стоимостью 3 миллиарда долларов, который по плану должен проработать на орбите 20 лет. Некоторые специалисты утверждают, что «Хаббл» успел пооткрывать во Вселенной столько же, сколько все вместе взятые астрономы за всю мировую историю.

Череда технических неисправностей на борту «Дискавери» поставила НАСА перед вопросом: чем рискнуть — безопасностью семи астронавтов или утратой бесценного телескопа? Выбор был сделан, и после удачного старта руководство НАСА с облегчением говорит, что выбор был правильным. Кстати, экипаж очень опытен: против обыкновения в нем всего один новичок и всего один иностранец — француз, которому поручено с помощью робота-манипулятора поймать микроспутник, вращающийся вокруг «Хаббла», и поместить его в грузовой отсек «шаттла».

Уже во вторник две пары астронавтов должны начать работы в открытом космосе на высоте 600 километров от Земли. На столь высокой орбите человек в открытый космос еще не выходил. Если все пройдет благополучно, еще две недели уйдут на тестовые испытания «Хаббла».

Своеобразие этой миссии состоит в том, что экипаж должен обязательно вернуться на Землю до 31 декабря 1999 года. НАСА непременно желает избежать каких-либо неприятностей, связанных с возможными сбоями в «проблеме 2000 года». Программа выходов в открытый космос сокращена с четырех «прогулок» до трех.