6 декабря успешно завершилась вторая попытка стыковки модуля «Квант-2» и комплекса «Мир». Однако полторы недели волнений оставили открытыми много вопросов.
«Одноименные модули отталкиваются» — эта невеселая шутка ходила по Центру управления полетом все дни, пока длилась эпопея со стыковкой модуля дооснащения «Квант-2» с орбитальным комплексом «Мир», в состав которого уже входит один модуль «Квант».
Шутки шутками, но что же помешало «Кванту-2» состыковаться с комплексом 2 декабря в назначенный срок?
— Отбой на дальнейшее сближение, — объясняет руководитель полета В. Соловьев, — произошел потому, что реальные значения скоростей космических аппаратов не совпали с расчетными.
Тут возникает новый вопрос. Ведь и в 1987 году стыковке «Кванта» первоначально помешало подобное же несоответствие теории и практики, расчетная «зауженность» процессов. Значит ли это, что из той ошибки не сделано выводов?
— Нельзя все-таки сказать, что история повторилась,— отвечает В. Соловьев. — Два года назад на «Кванте» стояла система сближения и стыковки «Игла», а сейчас на «Кванте-2» — система «Курс». Каждая система требует своей подготовки, а «Курс» на таких крупных аппаратах, как «Квант», никогда прежде не испытывался.
Но как же объяснить другие многочисленные отказы, которые преследовали «Квант-2» все время его путешествия? Самое «нашумевшее» из них — отказ одной из двух панелей солнечной батареи. Но были и другие, менее значительные...
— Обычно космические аппараты проходят длительные, до нескольких месяцев, ходовые испытания,— говорит руководитель полета по модулю «Квант» Ю. Колчин.— На наш аппарат было много нареканий, но ведь пришлось совместить стыковку с летно-конструкторскими испытаниями. Поэтому решить задачу за 7 дней не удалось, на это ушло 11 дней.
Что ж, каждое отдельно взятое объяснение неполадок с космическими аппаратами выглядит убедительно. Можно даже найти некий оптимистический элемент. Как заметил В. Соловьев, специалисты ЦУПа, конструкторы модуля за неделю смогли перестроиться организационно и технологически, пройти путь от отказа к успеху. Да, но может ли вызвать оптимизм то, что последнее время едва ли не каждый космический старт приводит к нештатной ситуации? И упомянутого потенциала не во всякой такой ситуации хватает для успешного ее разрешения. Вспомним хотя бы оба «Фобоса»...
Не все в порядке было в момент стыковки и на орбитальном комплексе. Еще в субботу во время первой стыковки отключились все шесть гиродинов, отвечающих за ориентацию «Мира». ЦУПу удалось в экстренном порядке рассчитать экономичный режим ориентации комплекса для стыковочных операций, в котором за один виток тратилось всего 1,5-2 килограмма топлива. Этот резервный вариант оказался столь выгодным, что его, счастливо найденный, решено было не трогать до повторной стыковки. Гиродины, таким образом, остаются пока в нерабочем положении.
И новая проблема. Уже в пятницу планируется, кстати, впервые в космонавтике, с помощью особого манипулятора перевести модуль «Квант-2» с осевого стыковочного узла на боковой. Орбитальный комплекс после этого примет асимметричную конфигурацию сапога и сохранит ее до прихода следующего модуля, который ожидается не ранее весны 1990 года. Для поддержания ориентации асимметричного тела потребуется, если гиродины не удастся «привести в чувство», много топлива. Хватит ли его запаса?
— Мы не сомневаемся, что гиродины удастся привести в порядок, — заверил руководитель полета В. Соловьев...
Задержка со стыковкой несколько уплотнит график работы Александра Викторенко и Александра Сереброва. Однако они все должны успеть, в том числе и четырежды выйти в открытый космос.
Еще до того, в конце декабря, к «Миру» подойдет грузовой корабль. Уже подготовлен инструмент для починки солнечной батареи на специализированном модуле дооснащения «Квант-2». Во время стыковки телекамеры с борта орбитального комплекса отчетливо показали: часть боковых створок солнечной батареи по-прежнему не раскрылась.
И все-таки самое главное на сегодня достигнуто. Построен еще один этаж большого космического дома. Сейчас общая длина орбитального комплекса достигла 38 метров. — Управлять этим «небоскребом» становится все сложнее.
С. ЛЕСКОВ.