АЭРОСТАТ В ОРАНЖЕВОМ НЕБЕ ВЕНЕРЫ Специальный корреспондент «Известий» Борис КОНОВАЛОВ передает из Центра управления полетом |
На экране Центра управления полетом высвечиваются цифры: сутки полета — 178, расстояние до Венеры — 102 миллиона километров.
Там, в этой многомиллионной дали от родной планеты, теперь все подчиняется воле автоматики.
— Эти финишные часы самые трудные для нас, — говорил мне руководитель проекта член-корреспондент АН СССР В. М. Ковтуненко. -— Сотни испытаний проведено на Земле. Сбрасывали аппарат с самолетов, крутили на мощных центрифугах, имитировали на стендах пекло и громадное давление Венеры. Вроде есть уверенность в успехе. Но в краешке сознания всегда бьется мысль: а вдруг... Помочь ты уже ничем не можешь, остается только переживать. А на этот раз эксперимент комплексный и особенно трудный. Пожалуй, станции «Вега» — самые сложные из наших автоматических аппаратов. Обширная научная программа проекта готовилась не только советскими учеными, но и специалистами Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии.
На центральном экране Главного зала Центра управления полетом высвечивается схема посадки, и зримо видно, какая сложнейшая техническая цепочка должна сработать, чтобы задуманный эксперимент прошел успешно. В небе Венеры по командам программно-временного устройства должна надежно сделать свое дело целая система пиропатронов, пироножей и кумулятивных зарядов.
Вот наступает первый этап многоступенчатого фейерверка. Отстреливается крышка парашютного отсека, и в небо Венеры вырывается парашют увода. Взрыв кольцевого пирозаряда разрезает пополам теплозащитный шар спускаемого аппарата почти по «экватору». Верхняя полусфера вместе с аэростатным зондом отходит вверх. А нижняя продолжает спуск, выпустив тормозной парашют. В эти мгновения впервые в истории на Венере начинает рождаться аэростатный зонд. Он отделяется от верхней полусферы спускаемого аппарата. Затем вводится в действие первый каскад аэростатной парашютной системы. Зонд летит на стабилизирующем парашюте. Он тормозит аппарат и, выполнив свою задачу, передает эстафету парашюту ввода аэростата. Этот основной большой парашют площадью 35 квадратных метров окончательно тормозит контейнер до нужной скорости. Пиропатроны, взрываясь, раскрывают аэростатный контейнер, и он делится на две половины. Нижняя часть, опускаясь, вытягивает мягкую оболочку аэростата и гондолу. Очередной взрыв пиропатрона открывает гелию доступ из баллонов в оболочку. 230 секунд продолжается наполнение аэростата. И вот в небе Венеры появляется белый шар диаметром 3,4 метра.
Пиропатроны отстреливают парашют, часть аэростатного контейнера и гелиевые баллоны. ...Вскоре начинается свободное плавание земного аэростата в оранжевом небе далекой Венеры.
Под ним на двенадцатиметровом капроновом фале висит гондола с радиопередатчиком и комплексом научной аппаратуры. Главная задача аэростатного зонда — метеорологические исследования на высоте 53-55 километров. Прямые измерения впервые позволят непосредственно исследовать динамику верхней атмосферы Венеры, в которой очень много загадочного. По расчетам, он должен дрейфовать 24-48 часов в небе Венеры на видимой с Земли стороне планеты.
Так задумано для того, чтобы советская и международная сеть крупнейших радиотелескопов мира могла прямо принимать сигналы его радиопередатчика, работающего на волне 18 сантиметров, для которой прозрачна земная ионосфера и атмосфера. И сейчас этих сигналов на радиообсерваториях ждут с неменьшим нетерпением, чем когда-то знаменитые «Бип... бип... бип...» первого искусственного спутника.
Сигнал уже послан. Но с Венеры до Земли этот самый быстрый в природе вестник, мчащийся со скоростью света, добирается только через 5 минут 43 секунды.
— Есть сигнал с аэростатного зонда!
Первый земной аэростат начал рабочую вахту на далекой Венере.
А посадочный аппарат, снижаясь на тормозном парашюте с высоты 64 километров, в это время ведет детальные исследования атмосферы Венеры.
Они не раз уже проводились советскими автоматическими станциями. На этот раз аппаратуру отличает большая точность и чувствительность. Многие приборы созданы в содружестве с зарубежными учеными. .
На посадочном аппарате три комплекса приборов — один изучает только верхние слои атмосферы и облачный слой. Вторая группа приборов позволяет изучить «разрез» свойств атмосферы от больших высот до посадки. И третья — предназначена для исследований на поверхности.
На высоте 48 километров отстреливается парашют и посадочный аппарат продолжает снижение, уже используя тормозной щиток, напоминающий по форме поля шляпы, загнутые вверх.
Все дальше в глубины вене-рианской атмосферы снижается земной аппарат. Неуклонно растут давление и температура. А тем временем аэростатный зонд ведет свой первый репортаж с Венеры.
— Зонд дрейфует вдоль экватора,— сообщает комментатор Центра управления.
Быстрое вращение верхней атмосферы — одна из волнующих загадок Венеры, и земному аэростату, возможно, удастся раскрыть эту тайну...
Все ближе раскаленная поверхность Венеры. На сей раз спуск идет на ночной стороне, и изображение передать невозможно. Но ученые увидят Венеру глазами приборов. Это не так эмоционально, зато информативно.
— Есть касание!
Посадочный аппарат сел на поверхность. Он падает на нее специальным амортизирующим тонкостенным «бубликом», который, сминаясь сам, гасит скорость удара и в то же время срабатывает, как пластилин, не позволяя аппарату отскочить от поверхности и завалиться.
— Угол наклона восемь градусов — это в пределах нормы, — сообщает комментатор.
Все советские станции до этого садились в районе горного массива Бета. Сейчас изучается новый район — материк Афродиты, расположенный в экваториальной области и близкий по размеру к нашей Африке. Аппарат сел почти точно вблизи расчетной точки, расположенной в местности с красивым названием Равнина Русалки.
Но давление на этой равнине — свыше 90 атмосфер, как на многокилометровой океанской глубине. А температура около 460°. Никакая «русалка» ее не выдержит. При такой жаре плавятся олово, цинк.
Вся информация с посадочного аппарата идет на пролетный, а оттуда ретранслируется на Землю. Выполнив эту важную часть своей миссии, он теперь перейдет на траекторию встречи с кометой Галлея. Свидание с ней состоится в марте 1986 года. Тогда завершится этот самый сложный эксперимент сегодняшней космонавтики.