вернёмся в библиотеку?

«Известия ЦИК'а» 9.06.1931



Техника полета в стратосферу

Несколько дней назад новый рекордный полет совершил брюссельский про­фессор Пикар, поднявшийся в Германии в воздушном шаре на высоту 16.000 ме­тров и державшийся в стратосфере в продолжение 15 часов (стратосфера представляет слой атмосферы выше 10.000 метров над уровнем моря. Ниж­ний же слой атмосферы называется тропосферой). Этим под'емом Пикар превзошел предыдущие рекордные под'емы: шара — на 5.200 метров и самолета — на 2.510 м.

Следует заметить, что уже давно че­ловек стремился к осуществлению поле­та в стратосфере. Выгода такового поле­та, это — незначительное сопротивле­ние воздуха и благодаря этому возмож­ность достичь громадных скоростей полета. Далее — возможность использо­вания больших и притом попутных скоростей ветра, например при переле­те из Европы в Сев. Америку. Кроме того, в стратосфере полет гораздо спокойнее, так как там не имеют места возмущения атмосферы, грозы, шквалы, воздушные ямы и пр. Наконец ясное небо дает возможность производить целый ряд физических, метеорологических и астрономических наблюдений

1. Выстрел из пушки. Например снаряд известной германской пушки «Бер­та» поднимался на высоту 36 клм.

2. Метод баллон-зондов. Для изуче­ния свойств верхних слоев атмосферы пускалась резиновые, наполненные во­дородом шары, несущие самозаписы­вающие метеорологические инструменты. Подобные шары достигали высоты 38,6 км.

3. Метод свободных воздушных шаров. Для этой цели в разное время проектировались и поднимались с людьми воздушные шары разных об'емов при чем гондолы их делались или открытыми или герметически закрыты­ми. Последнее устройство конечно пред­ставляло большие преимущества, так как позволяло пассажирам без опасно­сти для здоровья подниматься на боль­шую высоту.

4. Метод самолетов. Идея полета са­молетов в стратосфере впервые была высказана французским инж. Брегэ (1920 г.). давшим тогда же эскизный проект герметически закрытой кабины, в которой могли бы поместиться пилот и пассажиры. Однако отсутствие в то время высотных моторов и турбоком­прессоров мешало осуществлению по­добного самолета. С изобретением тур­бокомпрессора, т. е. приспособления, засасывающего атмосферный воздух и подающего его в достаточном количестве для полного сгорания бензина в моторе, оказалось возможным подняться уже и на самолете в стратосферу. Последний рекорд под'ема подобного самолета с открытой кабиной был поставлен на высоту 13.490 м. Однако холод и разреженный воздух, несмотря на ряд принятых мер, делали работу летчика весьма тяжелой. Поэтому почти одновременно за последние два года в разных странах появились проекты стратопланов, т. е., самолетов для полета в стратосфере, но уже с герметически закрытыми кабинами. Например во Франции строится такой самолет по проекту Брегэ, в Германии готовятся уже к полету самолет Юнкерса и т. д. Помимо транспортного значения таких самолетов, которые смогут в стратосфере летать со скоростью от 1.000 до 2.000 км. в час и перевозить пассажиров и грузы (почту), они будут иметь громадное и военное значение, летая вне досягаемости снарядов современной зенитной артиллерии и ускользая от наблюдений противника. Кроме того, аэроснимки, сделанные с такой высоты, позволят быстро составлять карты местности громадной площади.*)

*) Подробности о полетах в стратосфере (суперавиация) читатель может найти в моей книге «Суперавиация».

Вот почему всякое завоевание в этой области представляет большой шаг вперед и вот почему под'ем Пикара на высоту 16.000 м. привлек внимание во всех странах. В виду исключительного интереса этого под'ема приведем некоторые подробности устройства и расчета этого шара.

Об'ем шара был 14.000 м3, диаметр — 30 м. При старте он наполняется лишь до 1/6 своего об'ема, чтобы газ (водород) мог при под'еме расширяться, не выходя из баллона. Полное заполнение шара произойдет на высоте 14.000 м., однако возможен еще дальнейший под'ем на 2.000—3.000 м. при помощи выбрасывания баласта (песок). Оболочка шара — однослойная прорезиненная материя. Внизу имеются три матерчатых трубы: средняя — диаметром 2½ м., которая остается закрытой до высоты 5.000 м., и две боковых — по 1,5 м, — все время открыты. Сквозь боковые проходят клапанная веревка и разрывная вожжа. Сверху оболочки устроен выпускной клапан. В отличие от обычных аэростатов этот шар не имеет сети, а гондола при помощи тросов прикреплена к матерчатому поясу, расположенному ниже экватора шара.

Гондола имеет два люка и 8 окон и предназначена для двух пассажиров. До высоты под'ема 5.000 м. люки открыты. Стенки гондолы алюминиевые. Вес ее с пассажирами и инструментами — 860 кгр., вес оболочки — 800 кгр., баласта — 500 кгр. Итого 2.150 кгр.

Для наполнения шара газом служит боковое отверстие диаметром 30 см., помещенное немного ниже экватора. Это отверстие во время полота закрыто. При падении оболочка образует как бы парашют диаметром 26 м.

В гондоле (диаметром 2,1 м. и толщиною стенок 3,5 мм.) имеются баллоны с кислородом для дыхания и приспособления для очистке воздуха. Половина ее наружной поверхности была окрашена в черный цвет, чтобы, поворачивая ее к солнцу разными сторонами, можно было регулировать температуру внутри нее.

Приводим краткий расчет под'ема шара: об'ем шара-14.000 м3, вес его- 2.150 кгр, под'емная сила водорода при 0° — 1,18 кгр. на м3, под'емная сила шара при наполнении его у земли до 2.200 М3 — 2.596 кгр. (2.200 X 1,8). Следовательно сила тяги (сплавная сила) равна 446 кгр. (2.596 - 2.160 = 446). Предполагая температуру газа и воздуха 0°, получаем высотное число 7,68 ; (14000 X 1,18), которому соответствует высота под'ема 16.290 м Однако благодаря возможной примеси к водороду во время под'ема воздуха, под'емная сила шара несколько уменьшится, и высота будет около 14.000 м., каковую можно увеличить выбрасыванием баласта. Повидимому этот прием и был применен Пикаром, достигшим высоты 16.000 м. Будем ожидать скорейшего опубликования его наблюдений.

Что же делается у нас в СССР для осуществления полетов в стратосфере?

К сожалению, приходится отметить в этом отношении крайнее равнодушие. Нам неизвестно ни в опубликованных работах в специальных авиожурналах, ни в трудах ЦАГИ, ни в отчетах Осоавиахима о начинаниях по полету в стратосфере. Я давно уже пропагандировал эту идею и искал помощи в разных кругах, но тщетно. Я указывал на логическую эволюцию авиации, т. е, полета в тропосфере, в суперавиацию,т. е. полета аэроплана в стратосфере, предвидя и дальнейшее развитие высотного полета при помощи реактивных двигателей. По моему глубокому убеждению авиация в ее современном развитии достигла предела, и дальнейший ее прогресс требует новых принципов и должен развиваться в стратосфере и выше ее, даже в безвоздушном пространстве, переходя уже от авиации к реактивному бескрылому полету. Необходимо при Осоавиахиме, ЦАГИ; Институт гражд. возд. флота и при разных авиошколах открыть отделы и кружки для изучения и осуществления стратосферного полета и не ждать, когда какой-нибудь стратоплан, прилетев за тысячи километров из-за границы, разорвется в центре Москвы. Тогда уже будет поздно изучать это дело.

Проф Н. РЫНИН.