вернёмся в библиотеку?
Сканировал Иван Моисеев
Из истории авиации и космонавтики. Вып 72.


ЖАЛЬ, ПЛОХОЕ НАЧАЛО

В "Независимом военном обозрении" (новое приложение к "Независимой газете") № 5 за 1998 г. напечатана статья А.Широкорада "Крах инженера Курчевского" с подзаголовком "Его безоткатные орудия не произвели революции в артиллерийском деле". В журнале "Изобретатель и рационализатор" дважды писалось о Л.В.Курчевском. Но давно, поэтому кратко напомним его историю.

В 20-х — 30-х годах Леонид Васильевич разрабатывал безоткатные, так называемые динамо-реактивные пушки (ДРП). В мире таких еще не было, и они за границей не скоро появились. При выстреле из ДРП часть пороховых газов отводится назад, истекает из сопла Лаваля, и реактивная сила полностью уравновешивает отдачу. Поэтому ДРП весили примерно в 10 раз меньше обычных орудий того же калибра. Пытались делать безоткатные пушки и другие конструкторы. Никто не смог. А ДРП Курчевского (теоретической частью в его КБ руководил ставший впоследствии академиком Б.С.Стечкин) пошли на вооружение целых соединений, кораблей, специальные самолеты под ДРП создавали А.Н.Туполев, Д.П.Григорович...

В конце 30-х годов все пушки Курчевского были сняты у нас с вооружения и почти все уничтожены, в войне не участвовали. Когда в 1942 г. попытались найти хоть какие-нибудь из ДРП, хотя бы техдокументацию о них, это не удалось.

А немцы и американцы применили безоткатные орудия в ходе войны. Таким был и знаменитый немецкий фаустпатрон. После войны безоткатные орудия появились в армиях многих стран, в том числе и у нас. Так в чем же увидели крах Курчевского автор статьи и редакция "Независимого военного обозрения"? И это не первые нападки Широкорада на Курчевского. Приносил он статью и в "Изобретатель и рационализатор", ее, конечно, не приняли.

Неправда многообразна. Есть прямая, она легко разоблачается. Есть косвенная, с ней сложнее. Автор прибегает и к той, и к другой.

Например, совершенно неверно, что в 60-х — 80-х годах о Курчевском писали только журналисты, а официальные советские издания, как открытые, так и закрытые, хранили молчание. Назовем лишь некоторые нежурналистские публикации: В.Б.Шавров, История конструкций самолетов в СССР до 1938 года, Машиностроение, 1969; БСЭ, т. 3, статья "Безоткатное орудие", 1970; Сборник "Из истории авиации космонавтики", вып. 10, 1970, изд. ИИЕТ АН СССР; Сборник "Развитие авиационной науки и техники в СССР, Наука, 1980 — там о Курчевском пишет знаменитый конструктор оружия А.Э.Нудельман...

Косвенно говорит неправду Широкорад, упрекая Орджоникидзе, его заместителя Павлуновского, главкома Каменева и, прежде всего, Тухачевского в безоглядной поддержке Курчевского в ущерб классической артиллерии. Тухачевский будто бы "решил полностью перевооружить артиллерию РККА безоткатными орудиями". В чем в чем, а уж в военной и технической безграмотности Тухачевского трудно заподозрить. При этом Широкорад ссылается на воспоминания артиллерийского конструктора В.Г.Грабина, хорошо известного своим вольным обращением с историей. В отрывках воспоминания Грабина печатались в 1973 г. в журнале "Октябрь", получили поток протестов старых артиллеристов, поэтому отдельной книгой вышли только в 1989 г., когда протестовать стало почти некому.

Пример, рассчитанный на доверчивость редакции и на неосведомленность читателей в патентном деле. Широкорад пишет: "Начнем с того, что изобретателем безоткатной пушки... является не Курчевский, а Дмитрий Павлович Рябушинский..." Далее идет многословный злой туман, на его полный разгон жалко тратить время и место в журнале. Только вопрос: а кто "является" изобретателем, скажем, автомобиля, ДВС, газовой турбины, придуманных задолго до рождения нынешних их конструкторов? Значит ли это, что нынешние не "являются" их изобретателями? Нашим читателям наверняка ясен и вопрос, и ответ на него. Автор статьи в "Независимом военном обозрении" усиленно акцентирует внимание на недостатки некоторых образцов ДРП. Верно, были недостатки, но были и преимущества. Были и есть они у современных безоткатных орудий. Абсолютно, непревосходимо совершенной техники не бывает, и не вся она, опытная, идет в серию. Известны самолеты Ил-18, Ил-28, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, каким Илам достались промежуточные номера? Где они, те Илы?

8 апреля 1998 г. в ИИЕТ РАН состоялось заседание с докладом и выступлениями о Курчевском. Были приглашены представители реакции "НВО" Однако никто не пришел. Жаль. Плохое начало новой газеты...

И.Э.Чутко