ГЛАВА VI

УПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ

При составлении наших1 планов обороны мы должны учитывать, что противник, кроме реактивных бомбардировщиков, может использовать и другие средства нападения, в частности управляемые снаряды со сверхзвуковой скоростью полета. Представляют ли управляемые снаряды серьезную угрозу для нашей страны? Нам говорят, что день «кнопочной» воздушной войны придет еще не скоро, что человек и обычные методы наступления и обороны должны оставаться основой ведения войны. Это, конечно, правильно. Управляемый снаряд — еще несовершенное оружие, и потребуется много лет упорного труда, прежде чем он сможет стать эффективной заменой обычного бомбардировщика для переброски заряда взрывчатого вещества на большие расстояния. Однако в случае небольших расстояний управляемые снаряды, как оружие нападения, не могут быть сброшены со счетов. В то время как Соединенные Штаты, например, могут в течение нескольких лет не опасаться нападения наземных реактивных снарядов, агрессору достаточно оккупировать Нидерланды, чтобы опять обстреливать Лондон и юго-восточную Англию.

1 Автор имеет в виду Англию. — Прим. ред.

В период между 6 сентября 1944 г. и 27 марта 1945 г. немцы выпустили 4320 снарядов Фау-2, из них 1120 — по Лондону и 2500 — по целям, расположенным на европейском континенте; остальные снаряды были выпущены с учебными и экспериментальными целями. По данным бюллетеней гражданской обороны, обстрел Англии снарядами Фау-2 начался 8 сентября 1944 г., причем было отмечено 1050 попаданий1.

1 В порядке сравнения интересно отметить, что в период между 13 июня и 4 сентября 1944 г. немцы выпустили 8070 самолетов-снарядов Фау-1 по объектам юго-восточной Англии. Из этого количества 29% упало на территорию Лондона, 46% уничтожено средствами ПВО и 25% не достигло цели.

Во время войны нашим единственным средством защиты от немецких реактивных снарядов являлось обнаружение и уничтожение их до того, как они были выпущены в воздух. Но это была трудная задача, поскольку производство отдельных частей и агрегатов управляемых снарядов было рассредоточено. Сборка снарядов производилась на хорошо защищенных заводах (известен по меньшей мере один подземный сборочный завод), снаряды запускались с любого места без стационарных пусковых установок (рис. 63), а транспортировка и обслуживание снарядов производились весьма оперативно. Стоило только выпустить снаряд под правильным углом возвышения, ничто не могло прекратить его полета к цели.

В настоящее время реактивные снаряды дальнего действия приспосабливаются под атомный боевой заряд.

Если учесть, что даже немецкие снаряды типа А-4, более известные в Англии под названием Фау-2, могут быть приспособлены для переброски атомного боевого заряда на расстояние свыше 320 км, становится понятным, с какими серьезными последствиями связано это новое оружие. Полагают, что для осуществления взрыва атомного заряда в воздухе непосредственно над целью боевая часть на последнем отрезке нисходящей ветви траектории должна отделяться от корпуса снаряда. Уместно напомнить, что в американской армии уже проведены успешные эксперименты в этом направлении со снарядом Фау-2. Боевая часть весом 1 т под действием специального заряда отделялась от корпуса ракеты и благополучно спускалась на землю на автоматически действующем парашюте. Однако, по всей вероятности, отделение боевой части в дальнейшем окажется ненужным, поскольку взрыв атомного заряда на желаемой

Р и с. 63. Подготовка к пуску трофейного немецкого снаряда дальнего действия Фау-2 на полигоне Уайт-Сандс (шт. Нью-Мексико, США).
высоте над целью может быть осуществлен посредством радиовысотомера при падении управляемого снаряда со сверхзвуковой скоростью.

Небольшая по размерам, высокоиндустриальная Англия является идеальной целью для реактивных снарядов. Те из наших военных специалистов, которые пренебрежительно относятся к этому вопросу, заявляя, что «реактивный снаряд вследствие малой точности попадания имеет небольшое тактическое значение», имеют достаточно оснований пересмотреть свои взгляды. Действительно, так ли уж необходима высокая точность попадания в цель для атомной бомбы? Во всяком случае, применение подводных лодок, снабженных аппаратурой для управления полетом управляемых снарядов дальнего действия, не представляет больших затруднений и делает возможным управление снарядом с достаточной точностью. Поэтому подводная лодка может стать важным фактором как в управлении полетом снарядов, выпущенных с наземных стартовых площадок, так и в отношении пуска управляемых снарядов непосредственно с самой подлодки. Проведенные американским флотом в Тихом океане испытания доказали возможность пуска управляемых снарядов с подводных лодок. На рис. 64 показан взлет американского самолета-снаряда с подводной лодки «Карбонеро». Для взлета снаряда был применен дополнительный стартовый ускоритель. Самолет-снаряд был использован в качестве воздушной мишени для корабельной артиллерии. В 1953 г. министерство обороны США объявило о выпуске нового типа самолета-снаряда «Регулус», предназначенного для пуска с подводных лодок, кораблей и береговых баз.

«Регулус» (рис. 65) имеет длину около 10 м, размах крыла свыше 6 м; по внешнему виду он похож на обычный реактивный самолет-истребитель со стреловидным крылом. Известны четыре варианта этого снаряда: а) экспериментальная модель; б) учебная модель; в) высокоскоростная летающая мишень для учебной артиллерийской стрельбы и г) боевой вариант. Снаряды первых трех вариантов имели трехколесное шасси, которое обеспечивало возможность возвращения и посадки снаряда на свою базу. Этот фактор имеет большое значение, поскольку многократное использование снаряда давало значительную экономию средств; нормально стоимость первых образцов экспериментальных управляемых снарядов эквивалентна стоимости обычного реактивного истребителя. Для проведения летных испытаний управляемого снаряда нового типа обычно требуется затратить не менее 100 летных часов и израсходовать около 200 снарядов. При многократном использовании снарядов, имеющих шасси для посадки, как показывает опыт, достаточно только 30 снарядов. Представители морского министерства США заявляют, что во время испытаний такой снаряд делал до 10 полетов, причем посадка его производилась на взлетно-посадочной полосе нормальных размеров, но с применением парашютного тормоза. Боевой вариант снаряда «Регулус» шасси не имеет. Снаряд несет мощный боевой заряд и может быть использован против соответствующих наземных целей и при десантных операциях, проводимых частями морской пехоты и морским флотом США. Снаряд запускается с помощью катапульты. При взлете, помимо реактивного двигателя самого снаряда, используются два дополнительных стартовых ускорителя. Стартовые установки можно быстро устанавливать на различных типах судов, включая подводные лодки.

Р и с. 64. Пуск управляемого снаряда с американской подводной лодки „Карбонеро". Подвод­ные лодки противника, применяющего самолеты-снаряды и ракеты ближнего действия, могут представлять серьезную угрозу для Соединенных Штатов. Подводные лодки также могут эффек­тивно использоваться в качестве промежуточных постов управления для наведения управляемых снарядов дальнего действия.

Р и с. 65. Американский управляемый снаряд „Регулус" класса „земля — земля" фирмы „Чанс-Воут". Этот снаряд должен поступить на вооружение американской подводной лодки „Наутилус" с атомным двигателем.

Военно-морские силы США предусматривают широкое использование снаряда «Регулус» как в качестве экспериментального, многократно используемого, так и боевого снаряда. Учебный снаряд, имеющий шасси, применяется для тренировки личного состава в запуске и технике управления снарядом в полете. Такой тип снаряда находит также широкое применение в качестве высокоскоростной летающей мишени. Снаряд уже прошел первую стадию испытаний, и фирма «Чанс-Воут» приступила к серийному производству его на заводе в Далласе (шт. Техас). Результаты испытаний превзошли все проектные предположения, и во многих случаях скорость полета экспериментальных снарядов оказалась выше 1 Ма.

Первоначальные испытания снаряда «Регулус» начались в 1950 г. на авиабазе Эдуардс (шт. Калифорния), после чего он был передан военно-морскому испытательному центру реактивных снарядов в Пойнт-Мугу (шт. Калифорния) для проведения испытаний на море. Позднее на подводной лодке «Танни» была установлена катапульта и водонепроницаемый «ангар», который позволял подлодке погружаться в воду со снарядом на борту.

Подобием «Регулуса» в военно-воздушных силах США является управляемый самолет-снаряд Мартин В-61 «Матадор» (рис. 66 и 67) с турбореактивным двигателем. Дальность полета «Матадора» около 1000 км, а его скорость близка к скорости звука. По внешнему виду «Матадор» напоминает современный истребитель со стреловидным крылом и горизонтальным оперением, расположенным на верхушке киля. Длина самолета-снаряда 13 м, размах крыла 10 м. Конструкция самолета-снаряда цельнометаллическая с трехслойной обшивкой, состоящей из внутреннего слоя, изготовленного из легкого сплава, среднего из сотообразной фольги и толстого наружного слоя. Слои обшивки скреплены между собой специальной смолой. Снаряд состоит из семи секций: передней, центральной и задней частей фюзеляжа, консолей крыла и

Р и с. 66. Управляемый самолет-снаряд Мартин В-61 „Матадор". В 1954 г. две эскадрильи этих снарядов были направлены в Западную Германию для усиления обороны стран, входящих в Северо-атлантический союз. Целью США является накопление запасов самолетов-снарядов „Матадор" во всех стратегических пунктах мира.
хвостового оперения. Сборка секций производится без особых приспособлений при помощи обычных ручных инструментов. Для доставки в соответствующие бомбардировочные эскадрильи эти секции упаковываются в водонепроницаемые ящики. Утверждают, что для сборки снаряда и подготовки его к пуску с момента вскрытия упаковочных ящиков требуется только 40 мин. На снаряде установлен специальный турбореактивный двигатель J-33, изготовленный из недефицитных материалов и развивающий тягу около 3 тыс. кг. Воздух в двигатель поступает через расположенный внизу фюзеляжа воздухозаборник. Для облегчения взлета при старте на снаряде устанавливается дополнительный стартовый ускоритель большой мощности. В начале 1954 г. в Западную Германию были направлены две экскадрильи самолетов-снарядов «Матадор» с целью усиления обороны стран, входящих в Северо-атлантический союз. «Матадор» предназначается для решения оперативно-тактических задач и может нести как обычный, так и атомный заряд. Управление полетом снаряда осуществляется с наземных станции с помощью средств радиолокации. Снаряд поражает цель с пикирования при сверхзвуковой скорости полета. Управление полетом, на больших высотах может также осуществляться со скоростного двухместного самолета-истребителя.

Подводные лодки противника, приспособленные для запуска крылатых управляемых снарядов и ракет ближнего действия, могут представлять серьезную угрозу для прибрежных городов США. Хотя такая же опасность угрожает и Англии, но близость ее основных военных объектов и промышленных центров от возможных позиций стартовых установок на континенте Европы заставляет думать, что наибольшей угрозой для нас являются крупные ракеты дальнего действия типа Фау-2.

Нужно сказать прямо, что в настоящее время еще нет надежных средств защиты от реактивных снарядов, обладающих сверхзвуковой скоростью полета. Конечно, на бумаге легко составить проект противоракетного снаряда, но реально такое оружие может быть создано только после многих лет интенсивной научно-исследовательской работы.

Снаряды, разрабатываемые нами в настоящее время для противовоздушной обороны, более просты по сравнению со снарядом, способным уничтожить реактивный снаряд противника. Такой снаряд должен быть крупнее, обладать большей скоростью и дальностью действия, иметь более чувствительную и быстрее реагирующую систему управления.

Средства радиолокации должны обнаружить летящий снаряд противника, прежде чем он достигнет вершины своей траектории, чтобы можно было своевременно выпустить свой снаряд для его перехвата. Так же как и при наведении управляемого зенитного снаряда, наземные радиолокаторы должны следить за обоими снарядами и при помощи математической машины наводить свой снаряд-перехватчик на снаряд противника. Когда перехватчик подойдет к противнику достаточно близко, его боевая часть должна взрываться с помощью радиовзрывателя.

Р и с. 67. Взлет самолета-снаряда „Матадор" с подвижной стартовой установки.

В случае применения противником управляемых снарядов с атомным зарядом полет их должен быть прерван как можно дальше от цели. Если принять во внимание, что продолжительность полета Фау-2 с момента пуска до взрыва составляла только 5 мин., то можно представить себе сложность проблемы. Кроме того, вполне вероятно, что придется иметь дело сразу с несколькими управляемыми снарядами противника.

Важнейшими условиями перехвата управляемых снарядов противника являются возможность сообщения снарядам-перехватчикам высоких ускорений в полете и наличие высокочувствительной, с мгновенной реакцией системы управления. Действительно, сложность всех проблем, которые встретились при создании управляемых снарядов для перехвата бомбардировщиков, увеличится в несколько раз при работе над антиракетными управляемыми снарядами-перехватчиками; во сколько раз возрастет эта сложность, мы можем сказать только тогда, когда непосредственно подойдем к практическому разрешению этих проблем. По мнению автора, американцы сделали в этом отношении ценное начинание, приступив к исследованию верхних слоев атмосферы с помощью крупных ракет.

Хорошо известно, что еще в 1946 г. американцы приступили к проведению научно-исследовательских работ по изучению верхних слоев атмосферы с помощью приспособленных для этой цели немецких снарядов Фау-2. Очень жаль, что английские ученые не могли последовать примеру американцев. После капитуляции Германии в руки англичан попало значительное количество снарядов Фау-2 и необходимого для них оборудования и части английской армии в Куксхафене, используя немецкий персонал, проделали много полезной работы для восстановления разрушенных снарядов и стартовых установок. В течение нескольких месяцев было создано все необходимое для основания базы солидной научно-исследовательской организации. Однако, кроме доклада о точности наведения ракет дальнего действия (точность попадания при испытаниях проверялась по целям, находящимся в море) и сорокаминутного фильма «Немецкий снаряд А-4», выпущенного компанией «Краун Филм Юнит», никаких практических результатов эта работа не дала.

Р и с. 68. Внутренний вид немецкого управляемого снаряда дальнего действия А-4b. Снаряд является крылатым вариантом Фау-2

В настоящее время уже так много написано о немецком снаряде А-4 (Фау-2), в особенности покойным В. Паррингом в его работе «(Критический обзор развития немецких ракет дальнего действия» (Journal of the Royal Aeronautical Society, July, 1946), что здесь добавить больше нечего. Менее известны проекты немцев по увеличению дальности полета снаряда А-4 путем установки на нем крыльев (А-4b) и использования стартового ускорителя большой мощности (А-9/А-10).

Хотя позднее и предполагалось создать более легкую конструкцию и применить улучшенный вариант двигателя, снаряд А-4b (рис. 68) со стреловидным крылом и увеличенной поверхностью аэродинамических рулей управления, по существу, не изменился по сравнению со снарядом А-4. Предварительные работы по созданию снаряда с крыльями проводились со снарядом А-5, являющимся меньшим по размерам (длина 7,5 м) вариантом снаряда А-4; двигатель А-5 развивал тягу около 1 400 кг в течение 45 сек.

Р и с. 69. Управляемый снаряд А-4b на стартовой платформе в П еенемюнде.
Пуск этого снаряда был успешно проведен в декабре 1944 г.

Снаряд А-7 был снабжен крылом площадью 7,5 м2, но от этого он не превратился в ракетный самолет. Характер траектории крылатого снаряда остался точно таким же, как и обычного снаряда А-4, т. е. он вначале поднимался вертикально, а затем принимал угол набора высоты, равный 45°. После того как двигатель снаряда прекращал свою работу (через 60-67 сек.) вследствие чрезвычайно разреженной атмосферы, крылья уже не имели никакого значения и он далее следовал по баллистической траектории. Однако на нисходящей ветви траектории все возраставшая плотность воздуха позволяла снаряду в результате воздействия гироскопической системы на аэродинамические рули восстановить управление и выйти из пикирования. Поскольку вес снаряда, составлявший при взлете 12,8 т, уменьшался при снижении до 4 т, снаряд уже мог планировать со сверхзвуковой скоростью.

Было подсчитано, что с одинаковым по весу боевым зарядом дальность полета крылатого снаряда по сравнению с А-4 увеличилась приблизительно с 300 до 600 км, причем это расстояние крылатый снаряд мог пролететь за 17 мин. Однако крылатые управляемые снаряды в применении для целей нападения страдают одним существенным недостатком, а именно: скорость снаряда при подходе к цели в конце планирования, по всей вероятности, будет ниже звуковой, в связи с чем перехват такого снаряда противником значительно облегчается.

Было изготовлено только два крылатых снаряда А-4b. Первый пуск снаряда А-4b во время испытаний зимой 1944/45 г. был неудачным из-за преждевременного отказа в работе двигателя. Второй пуск (рис.69) был более удачным, однако снаряд подчинялся управлению и поднимался по заданной траектории только до тех пор, пока работал двигатель. После его выключения снаряд начал беспорядочно кувыркаться. Такое поведение снаряда объясняется тем, что после остановки двигателя газовые рули, установленные внутри сопла в струе продуктов сгорания, перестали работать, а разреженная атмосфера сделала управление полетом при помощи аэродинамических рулей невозможным. Однако, очутившись в более плотных слоях атмосферы, снаряд смог восстановить правильный режим полета.

Р и с. 70. Проект составного снаряда
А-9/А-10.
С помощью стартового двигателя А-10 большой мощности предполагалось увеличить дальность полета снаряда до 4800 км.

С целью повышения устойчивости полета снаряда проект был передан научно — исследовательскому авиационному институту в Фолькенроде для детального аэродинамического изучения и определения конфигурации крыла с наименьшим перемещением центра давления на всех скоростях полета. В конце концов была выбрана стреловидная форма крыла, но окончание войны помешало практическому осуществлению проекта.

Проект ракеты дальнего действия А-9 со стреловидным крылом связан с другим более смелым проектом составного снаряда дальнего действия А-9/А-10, способного долететь из Европы до Атлантического побережья США.

Составной снаряд состоит из нескольких соединенных вместе ракет (ступеней). После выгорания топлива в задней ракете (первой ступени) и сообщения ею определенного количества движения последующим ступеням она автоматически отделяется и одновременно начинает работать двигатель следующей ракеты (второй ступени) и т. д. Преимущество снаряда такой конструкции состоит в том, что ненужный вес пустых баков для топлива, двигателей

Р и с. 71. Немецкий многоступенчатый снаряд „Рейнботе" на подвижной стартовой установке.
и оболочек корпуса, отработавших ступеней составной ракеты, не участвует в полете больше, чем это необходимо.

Образец многоступенчатого снаряда на твердом топливе показан на рис. 71. Небольшое количество этих снарядов было выпущено немцами в последние месяцы войны из Зволле (Голландия) по Антверпену. Боевой заряд снаряда имел вес около 40 кг, его дальность полета составляла приблизительно 230 км.

При проектировании снаряда А-9/А-10 предполагалось, что большая дальность его полета будет достигнута при помощи мощного стартового двигателя А-10 весом в 68 т. В момент выгорания топлива стартового двигателя на высоте 24 км вторая ступень снаряда А-9 приобретает скорость 4250 км/час (1180 м/сек). После отделения стартового двигателя снаряд А-9, продолжая набор высоты, должен был достигать скорости 10 тыс. км/час (~2780 м/сек) и, оказавшись в чрезвычайно разреженной атмосфере, продолжать полет по баллистической траектории. При снижении снаряда в более плотные слои атмосферы аэродинамические рули должны были выводить его из пикирования на высоте 4500 м. К этому времени скорость полета снаряда возрастала почти до 12800 км/час (~3560 м/сек). Предполагалось, что при наличии такого огромного запаса кинетической энергии снаряд будет в состоянии продолжать планирующий полет на расстояние до 4800 км.

Первоначально проектировалась подача топлива в стартовый двигатель А-10 с помощью сжатого азота, но позднее было решено поставить для этой цели турбонасосы.

Как и сам снаряд А-9, стартовый двигатель А-10 имел четыре графитовых газовых руля, симметрично расположенных вокруг выходного отверстия сопла. Стабилизация полета обеспечивалась при помощи специальной гироскопической системы.

Четыре больших стабилизатора стартового двигателя А-10 жестко соединены с его корпусом и служат опорой снаряда на старте, представляющем собой бетонированную площадку с заделанными в ней четырьмя длинными направляющими стержнями, которые должны плотно входить в вертикальные трубы стабилизатора стартового двигателя. Такое устройство обеспечивает стабильность направления оси снаряда не только на земле, но и в первоначальный момент старта. В головной части стартового ускорителя имеются пазы, куда должно входить треугольное крыло и стабилизаторы снаряда А-9. Общий вес двухступенчатого снаряда А-9/А-10 с полным запасом горючего должен был составлять свыше 80 т.

Стартовый двигатель А-10 предназначался для многократного использования, для чего предполагалось снабдить его воздушными тормозами и парашютами специальной «самораскрывающейся» конструкции, которые

Таблица 4



Проектные данные двух вариантов снаряда А-9/А-10
ХарактеристикаВариант IВариант II
А-10А-9А-10А-9
Общий вес, кг
Вес отдельных ступеней, кг
Вес основного топлива, кг
Вес конструкции, кг
Вес перекиси водорода и перманганата кальция, кг



Вес полезного груза кг
Секундный расход газов, кг/сек
Тяга на уровне моря, кг
Длина, м
Максимальный диаметр, см
Размах стабилизаторов, м
Удельная тяга, кг сек/кг
Продолжительность работы двигателя, сек
Конструктивный показатель ε***
Отношение масс Mo/Mk
Скорость полета в момент полного выгорания топлива, м/сек
Высота полета в момент полного выгорания топлива, км
Дальность полета, км
85 200
69 000
52 000
17 100
150



16 200
1 013**
200 200
20,0
400
9,8
198**
50**
0,246
2,56
1 181
24
16200
16200
11 900
3 000
300



1000
125**
25 400
14,0
162
-
203**
95**
0,197
4,07
2 760
160
5 000
100 000
87 000
62 000
25 000
Топливо
подается
сжатым
азотом
13 000
1 238
200 200

345

166
50
0,288
2,63
1 181
24
13 000
13 000
8 000 (8 770)*
3820 (3 050)*
180



1 000
118 (125)*
25000 (27250)
14,0
166

212 (218) *
68 (70) *
0,318 (0,256)*
2,7
2 760
160
5000

* Другая модификация второго варианта ракеты А-9.

** Данная цифра получена расчетным путем из характеристик других снарядов.

*** См. стр. 242.


могли раскрываться даже в разреженных слоях атмосферы. Если парашют обычного типа был бы разорван в клочки, поскольку он открывается при уже значительной плотности атмосферы, то с самораскрывающимся парашютом этого не случится, так как он может быть открыт на очень большой высоте, откуда, постепенно входя в плотные слои атмосферы, он работал бы в качестве плавного тормоза на протяжении многих километров падения, обеспечивая надежный спуск стартового двигателя на землю.

Когда окончилась вторая мировая война, проект снаряда А-9/А-10 находился еще в начальной стадии разработки. Имеются сведения о том, что если бы в распоряжении немцев был еще один год, то научно-исследовательский ракетный центр в Пеенемюнде на Балтийском побережье, который сейчас находится в руках русских, мог бы выпустить экспериментальный образец такого снаряда. Фау-2 служит красноречивым доказательством возможностей и достижений немецких ученых в области создания реактивных снарядов. Не исключена возможность существования составных ракет у русских уже в настоящее время. Американцы ожидают появления у себя такого оружия не ранее 1960 г. В настоящее время они проводят исследования в области управляемых снарядов класса «земля — земля» и рассчитывают создать в недалеком будущем образцы крупных управляемых снарядов класса «воздух-земля» наподобие экспериментального сверхзвукового самолета Белл Х-1, который будет доставляться в район цели на самолете-носителе и затем наводиться на цель с помощью радио. Управляемый снаряд Белл «Раскл» В-63 является первым образцом снаряда такого типа (см. гл. V).

В результате быстрого расширения производства управляемых снарядов в Америке, вызванного передачей реактивных снарядов «Найк», «Терриер», «Онест Джон», «Корпорал», «Регулус», «Матадор» и «Редстоун» в серийное производство, непрерывно создаются новые фирмы в этой отрасли промышленности.

Наиболее выдающейся является фирма «Файрстоун Тайр энд Раббер компани», которая заключила контракт на производство значительного количества управляемых снарядов «Корпорал» (рис. 72). Этот снаряд с обычным или атомным зарядом в состоянии поражать тактические цели на значительно большем расстоянии, чем обычная артиллерия или 280-миллиметровая «атомная пушка». Такое оружие дает общевойсковому командиру возможность развивать большую огневую мощь на поле боя и поражать особо важные цели в тылу противника.

Еще в 1944 г. Калифорнийский технологический институт по контракту, заключенному с американским военным министерством, начал эксперименты по применению ракетного двигателя к снарядам артиллерийского типа. Первые опытные модели таких снарядов известны под кодовыми названиями «Прайвит», «Прайвит ферст класс» и «ВАК Корпорал» (см. рис. 79). Большая часть полевых испытаний этих снарядов происходила на американском испытательном полигоне Уайт-Сандс (шт. Нью-Мексико) .

Первые успехи этих экспериментов послужили толчком к созданию в Калифорнийском технологическом институте

Р и с. 72. Новейшее оружие американской армии — управляемый снаряд „Корпорал".
Предпусковой осмотр снаряда осуществляется при помощи специальной автомашины, оборудованной шарнирной стрелой, на конце которой имеется площадка для обслуживающего персонала. Площадка может быть поднята на любую высоту корпуса снаряда.
лаборатории реактивного движения, работающей по контракту с управлением артиллерийского и технического снабжения армии США. Последующее бурное развитие в области ракетных двигателей, аэродинамики и в области создания систем наведения управляемых снарядов привело к тому, что этот институт по заданию военного министерства США разработал обширную программу исследований с целью создания новых образцов управляемых снарядов. В результате выполнения этой программы появился снаряд «Корпорал Е» (см. приложение II). Из сравнения фотоснимков видно, что большие плоскости стабилизаторов первоначального варианта были заменены в окончательном варианте небольшими плоскостями треугольной формы, которые, не играя роли в стабилизации снаряда при его подъеме, обеспечивают его правильное положение (носовой частью вниз) на нисходящей ветви траектории. Оба варианта снаряда имеют управляемые гироскопической системой газовые рули подобно тому, как это имеет место в немецкой ракете дальнего действия А-4 (Фау-2).

Управление полетом снаряда «Корпорал» на первом участке его траектории осуществляется с помощью направляющего радиолуча (радиотропы) радиолокационной станции управления, а после выключения двигателя снаряд движется по баллистической траектории. Условия погоды и видимости не затрудняют применение такого снаряда. У снаряда «Корпорал Е» лучи антенны системы управления выступают из четырех хвостовых стабилизаторов, а у снаряда «Корпорал» лучи антенны вмонтированы в плоскости стабилизаторов. Снаряд движется с помощью мощного ракетного двигателя, работающего на двухкомпонентном топливе. Скорость полета снаряда к цели в несколько раз превосходит скорость звука.

В комплект ракетной установки входят: сам снаряд «Корпорал», подвижная стартовая установка и радиолокационное оборудование для телеуправления снарядом. Пусковое устройство, разработанное немцами для Фау-2, было значительно усовершенствовано американцами. Стартовая установка для снаряда «Корпорал» состоит из самоходной тележки с устройством для перевозки снаряда и простой стартовой платформы. Тележка оборудована бульдозером для выравнивания грунта стартовой площадки. Снаряд, прикрепленный к несущей балке тележки, устанавливается на стартовой платформе в вертикальном положении при помощи гидравлических домкратов. Для предпускового осмотра и подготовки снаряда к пуску в распоряжении стартовой команды имеется специальная автомашина с длинной шарнирной стрелой, на конце которой имеется небольшая площадка для размещения на ней обслуживающего персонала. Площадка может быть поднята на любую высоту корпуса снаряда (рис. 72).

Управляемый снаряд «Корпорал» выпускает фирма «Файрстоун Тайр энд Раббер Компани», двигатель снаряда выпускает фирма «Райен», а аппаратуру управления — фирма «Гилфиллан». В 1954 г. снаряд принят на вооружение американской армии.

В 1954 г. стало известно о выпуске в США нового реактивного снаряда «Онест Джон» (рис. 74). Снаряд предназначен для поддержки боевых действий наземных войск и приспособлен как

Рис. 73. Схема наведения по радиолучу ракеты ближнего действия на начальном участке полета.
Снаряд снабжен радиоприемником с задней направленностью приема, который вместе с автопилотом, действующим на газовые рули (или на поворотную камеру сгорания), обеспечивает полет снаряда вдоль оси направляющего радиолуча (радиотропы). Как только снаряд достигнет заранее определенной скорости, которая для данного угла возвышения направляющего радиолуча соответствует заданному расстоянию до цели, двигатель немедленно выключается.
1 — наземный радиолокатор; 2 — ракета ближнего действия стартует вертикально, постепенно переходя в зону радиолуча; 3 — снаряд летит вдоль оси направляющего радиолуча до тех пор, пока не достигнет заранее определенной величины скорости (в зависимости от расстояния до цели и угла возвышения радиолуча), после чего двигатель выключается; 4 — радиолуч имеет по азимуту точное направление на цель.
для обычного, так и для атомного боевого заряда. По точности попадания снаряд «Онест Джон» не уступает обычному артиллерийскому снаряду. Реактивный снаряд «Онест Джон» неуправляем. Все необходимые для стрельбы данные определяются заранее и по ним настраивается аппаратура управления стрельбой. Благодаря отсутствию в снаряде электронной аппаратуры управления конструкция его очень проста и удобна в эксплуатации. При стрельбе применяются стандартные методы, используемые для управления артиллерийским огнем, и обслуживание осуществляется специально подготовленным артиллерийским расчетом. По дальности полета снаряд не уступает снарядам артиллерии дальнего действия (25-40 км). Пусковая установка для снарядов «Онест Джон» в полевых условиях обладает большей мобильностью, чем обычное артиллерийское орудие, а один реактивный снаряд «Онест Джон» с зарядом нормального взрывчатого вещества по силе разрушения равен нескольким сотням артиллерийских снарядов.

Ракетная установка состоит из самого снаряда, весящего три тонны, и самоходной высокоманевренной пусковой установки. Сам снаряд состоит из головного отсека, где размещается боевой заряд, отсека для двигателя диаметром 760 мм и хвостового оперения (стабилизатора). Сборка снарядов производится на заводе или в арсенале, а боевая часть снаряжается в районе старта. Общая длина снаряда 7,8 м.

В собранном виде ракетная установка быстро выдвигается на огневую позицию, где производится прицеливание (примерно так же, как и для обычного орудия) и пуск реактивного снаряда.

Снаряд «Онест Джон» имеет довольно короткую историю своего развития. Только в мае 1950 г. управление артиллерийского и технического снабжения армии США приступило к изучению вопроса создания крупнокалиберного тактического ракетного снаряда. Вскоре после этого авиационная фирма «Дуглас» предложила проект снаряда, выполненный по заданию управления. Первоначальные испытания снаряда, проведенные в августе 1951 г. на полигоне Уайт-Сандс (шт. Нью-Мексико), выявили необходимость доработки снаряда. К январю 1953 г. успешно закончились испытания усовершенствованного варианта снаряда, разработанного фирмой «Дуглас». Запуск снаряда на испытаниях производился с самоходной пусковой установки, конструкция которой была разработана управлением артиллерийского и технического снабжения армии США. В январе 1953 г. были заключены контракты на массовое производство снаряда.

К числу американских фирм, занятых производством реактивных снарядов, нужно отнести и фирму «Дженерал Электрик», которая с 1945 г. занималась осуществлением программы создания и усовершенствования экспериментальных реактивных снарядов, ракетных двигателей и другого оборудования. В 1953 г. фирма объявила о выпуске нового жидкостного ракетного двигателя с тягой свыше 13 тыс. кг, изготовленного из недефицитных материалов и работающего на обычных видах топлива. Программа предусматривала проведение экспериментальных пусков немецкого снаряда Фау-2

Рис. 74. Американский реактивный снаряд „Онест Джон" на подвижной стартовой установке.
Снаряд в полете неуправляем; он нацеливается при помощи обычных методов артиллерийской наводки.
и снаряда «Бампер»1, проведение исследований и экспериментов с ракетными двигателями, создание новых видов топлива и изготовление экспериментальных снарядов.

1 Составной снаряд, состоящий из Фау-2 и „ВАК Корпорал".

Одним из первых управляемых снарядов, выпущенных фирмой «Дженерал Электрик», является снаряд «Гермес» А-1 весом около 4 т. Снаряд представляет собой усовершенствованный вариант немецкого управляемого снаряда «Вассерфаль». После этого фирма выпустила еще два варианта этого снаряда «Гермес» А-2 и А-3 более крупных размеров, имеющих вес соответственно 11 и 5,5 т. Первый из них имеет дальность полета более 480 км.

Кроме того, фирма выпустила «сверхзвуковой» снаряд новой конструкции «Гермес» В с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для получения приемлемых характеристик входного отверстия такого двигателя секции боевой части двух снарядов Фау-2 были заменены сверхзвуковыми диффузорами. Данные о давлении воздушного потока в диффузорах передавались телеметрической системой на наземную станцию.

Особый интерес представляет проект трехступенчатого снаряда «Гермес» С-1, состоящего из двух ускорителей и сверхзвукового планера, обладающего дальностью полета в «несколько тысяч миль». Проекты снарядов «Гермес» В и «Гермес» С-1 в дальнейшем были переданы арсеналу Редстоун.

Новейшим образцом снаряда этого класса, заслуживающим наибольшего внимания, поскольку его создание осуществляется под руководством д-ра Брауна и других немецких специалистов ракетостроения, работавших ранее в Пеенемюнде (Германия), является крупный управляемый снаряд «Редстоун», успешные испытания которого были закончены в 1952 г. на полигоне Уайт-Сандс. Д-р Браун является техническим директором конструкторского бюро управляемых снарядов управления артиллерийского и технического снабжения армии США. Это бюро находится при арсенале Редстоун в Хантсвилле (шт. Алабама), откуда и произошло название снаряда. Производство снаряда сосредоточено на заводе фирмы «Крайслер» в Детройте.

Образцы нового оружия уже поступили в производство. Этот факт указывает на то, что многие из проблем, в особенности проблема управления и наведения снарядов, успешно преодолеваются, и несомненно, что сейчас закладываются основы для создания снарядов дальнего действия, которыми д-р Браун хотел заменить Фау-2. Среднее положение между снарядами ближнего действия и снарядами межконтинентальными занимает управляемый снаряд «Снарк» В-62 фирмы «Нортроп», который американцы предпочитают называть «беспилотным бомбардировщиком». Снабженные турбореактивными двигателями с целью увеличения дальности полета, эти снаряды не в состоянии развить большой скорости, что облегчает их перехват противником.

Имеются указания на то, что в США в первоначальной стадии разработки находятся крупные двух— или трехступенчатые управляемые снаряды. Одним из главных создателей такого типа снарядов может явиться авиационная фирма «Норт Америкен». Эта огромная фирма, обладающая колоссальным капиталом, уже принимает значительное участие в выполнении программы создания и развития управляемых снарядов. С помощью научно-исследовательских органов военно-воздушных сил США она создала в районе г. Санта-Сусана крупнейший в мире испытательный центр ракетных двигателей. Один из одобренных двигателей этой фирмы, работающих на жидком кислороде и спирте, развивает тягу около 23 тыс. кг. Он используется в спаренной и счетверенной установках. Другой двигатель развивает тягу, равную тяге двигателя Фау-2, но по размерам он меньше последнего на одну треть. Ракетные двигатели, выпускаемые фирмой «Норт Америкен», устанавливаются на управляемых снарядах «Редстоун», «Гермес» А-2, на различных зенитных управляемых снарядах и на снаряде дальнего действия «Навахо», созданном самой фирмой «Норт Америкен». Эта фирма изготовляет также насосы для подачи топлива в двигатель, требующие для приведения их в действие мощности до 1700 л. с.

Фирма «Норт Америкен» является одним из главных контрактантов атомной комиссии США по созданию атомного двигателя с натриевым охлаждением реактора и с графитовыми регуляторами. Это говорит о том, что фирма «Норт Америкен» имеет большое будущее.

Другой крупной фирмой, производящей мощные ракетные двигатели, является «Риэкшн Моторс», которая выпустила четырехкамерный двигатель с тягой 3600 кг для снаряда Конвэйр 774, четырехкамерный двигатель с тягой 2700 кг для серии экспериментальных сверхзвуковых самолетов авиационных фирм «Белл» и «Дуглас» и двигатель для высотной ракеты «Викинг», развивающий тягу до 9300 кг, а также ракетный двигатель RM1 с тягой 9 тыс. кг, предназначенный для групповой установки на крупных управляемых снарядах.

Вообще говоря, существует два типа систем управления полетом ракетных снарядов на большие расстояния: система телеуправления с радиолинией управления (варианты которой уже рассматривались в настоящей книге) и система автономного управления. Первая из них получила в настоящее время большее развитие, но вследствие восприимчивости электронной аппаратуры к радиопомехам, создаваемым противником, сейчас внимание обращено на развитие автономных систем управления. В частности, предпринимаются попытки усовершенствовать инерционную систему управления, т. е. такую, какая была применена в немецком снаряде (Фау-2). Возможность усовершенствования системы управления снарядами может быть найдена в использовании средств астронавигации путем установки в снаряде особой телескопической системы, заранее настроенной для слежения за перемещением какой-либо определенной звезды, и связанного с ней гироскопического устройства, выдерживающего требуемую траекторию полета снаряда. Большим недостатком такой системы управления является трудность сохранения устойчивого положения снаряда при полете в разреженных слоях атмосферы. Примером этого может служить Фау-2, который на нисходящей ветви своей траектории вследствие гироскопического эффекта турбонасоса вращался и мог войти в более плотные слои атмосферы в любом положении, где он под действием аэродинамических сил на его стабилизаторы быстро вновь принимал правильное положение. Аэродинамическое управление в сильно разреженных слоях атмосферы можно заменить управлением, использующим реактивный эффект газовой струи двигателя. Для соблюдения правильности азимутального направления и недопущения наклона снаряда относительно его поперечной оси можно применить выпуск струи газа под нужным углом, а для исправления крена снаряда можно использовать выпуск струи газа по касательной.

Основным условием применения астронавигационного метода управления являются стабильность положения снаряда и соблюдение постоянной скорости1. Следовательно, такой метод управления в настоящее время может найти применение в крылатых управляемых снарядах типа «Снарк», где управление горизонтальным полетом может осуществляться с помощью трехстепенного гиропилота.

1 Последнее условие не является обязательным. — Прим. ред.

Основным преимуществом астронавигационной системы является то, что она не восприимчива к радиопомехам, создаваемым противником.

Астронавигационная система управления имеет два спаренных коротких телескопа, ведущий и следящий, помещенных во вращающемся астрокуполе в носовой части снаряда. Телескопы могут также свободно вращаться в вертикальной плоскости на общей оси. Следящий телескоп — это светочувствительный прибор, который должен в любом положении снаряда, следя за положением заданной крупной звезды по одному из углов ее ориентировки, обеспечить ведущему телескопу (следящему за положением той же звезды по другому углу ее ориентировки) направление на выбранную звезду. Кроме того, этот прибор должен непрерывно изменять положение ведущего телескопа вслед за перемещением этой звезды на небосводе. Управление основано на принципе непрерывного следования снаряда за перемещением географического места1 избранной звезды. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси эта точка будет вычерчивать на поверхности Земли линию, которая может быть определена заранее с абсолютной точностью.

1 Воображаемая точка на земной поверхности, получающаяся при пересечении прямой, соединяющей центр Земли с данной звездой, с земной поверхностью.

Для целей астронавигации должна быть выбрана такая звезда, географическое место которой проходит вблизи цели (рис. 75, траектория географического места звезды № 1). Траектория полета снаряда зависит от кривой, вычерчиваемой географическим местом данной звезды. Поскольку следящий телескоп снаряда в течение всего времени полета остается направленным на заданную звезду, то, очевидно, направление полета снаряда будет непрерывно изменяться в соответствии с относительным перемещением этой звезды, в результате чего полет снаряда будет криволинейным. Пуск снаряда в заранее рассчитанное время (в соответствии с известным положением географического места избранной звезды в момент пуска) обеспечит прохождение траектории полета снаряда точно над целью.

Может быть избрана и такая звезда, траектория географического места которой проходит сзади места расположения стартовой площадки снаряда (рис. 75, траектория географического места звезды № 2); в этом случае следящий телескоп будет следовать за перемещением

Рис. 75. Астронавигационный метод автоматического наведения крылатых управляемых снарядов на цель.
А — изображение избранной звезды непрерывно держится в фокусе фотоэлектрического или другого высокочувствительного светоприемника, состоящего из ряда параллельных светочувствительных полос. При правильном полете снаряда луч света, идущий от заданной звезды, падает в промежуток между двумя светочувствительными полосами. В этом случае органы управления снаряда находятся в нейтральном положении. Перемещение изображения звезды по высоте не влияет на положение руля поворота. Но если снаряд отклонится от заданного направления, изображение звезды сместится в ту или другую сторону (вправо или влево) и луч света упадет на одну из двух соседних светочувствительных полос и тем самым изменит ее электрическое сопротивление. Это вызовет появление тока разбаланса нужного направления, который будет воздействовать на сервомеханизмы рулей снаряда и таким образом корректировать курс полета снаряда до тех пор, пока луч звезды не окажется снова между светочувствительными элементами.
Б — траектории географических мест нескольких хорошо известных звезд на земной поверхности (пунктирная линия). На экваторе скорость перемещения географических мест звезд по земной поверхности составляет свыше 1600 км/час, в умеренных поясах скорость перемещения будет значительно меньше, а на Северном полюсе путь Полярной звезды составляет всего несколько километров в сутки.
В — примеры переднего и заднего визирования на перемещающуюся звезду. 1 — сдвоенный телескоп; 2 — астрокупол; 3 — двойной светоприемник; 4 — чувствительный элемент в канале продольного управления сдвоенного телескопа; 5 — чувствительный элемент в канале бокового управления сдвоенного телескопа.

звезды, находящейся в направлении, противоположном направлению полета. Из рисунка видно, что применение такого метода значительно сокращает путь снаряда к цели, и очевидно, что в практике должен применяться именно он.

Далее остается заставить снаряд спикировать точно на цель. Одним из способов осуществления этого является независимое наблюдение полета снаряда с помощью главного и двух вспомогательных радиолокаторов. Таким образом, момент появления снаряда над целью будет известен, и в нужный момент специальный радиосигнал вызовет необходимое действие рулей управления.

Таковы основные принципы астронавигационного метода управления полетом снаряда. Здесь не затрагиваются проблемы, которые, несомненно, возникнут при практической разработке астронавигационной аппаратуры. Существует несколько дополнительных факторов, которые необходимо учитывать, в особенности снос снаряда ветром при одновременном сохранении постоянства путевой скорости снаряда. Очевидно, что точность астронавигационного метода будет значительно выше, если телескопы снаряда в сочетании с вычислительным устройством будут вести одновременно наблюдение за двумя различными звездами, а не за одной1.

1 Более подробные сведения по этому вопросу читатель может найти в превосходной статье Дж. Стронга „Celestial guidance for missiles". Aero Digest, January 1952.

В некоторых отношениях сложность проблемы управления полетом снарядов дальнего действия преувеличивается. Например, противнику будет очень трудно создать радиопомехи для радиосистемы с узким УКВ радиолучом, направленным непосредственно на снаряд с самолета, находящегося на большой высоте на удалении сотен километров от управляемого снаряда и выполняющего роль станции управления. Особенно трудно создать помехи для такого типа снаряда, который вначале наводится полностью автономно, как, например, Фау-2, а затем при подходе к цели в течение буквально нескольких секунд получает корректирующие радиосигналы с самолета.

Предполагалось в испытательных целях снабдить управляемый снаряд А-9 герметической кабиной для летчика, который должен был по окончании полета произвести посадку. По расчетным данным посадочная скорость такого снаряда с пустыми баками должна была составлять не более 160 км/час. Осуществление такого проекта дало бы возможность получить некоторые данные о реакции человеческого организма на различную величину силы тяжести. В таком снаряде летчик не только испытал бы отсутствие силы тяжести при свободном падении снаряда, но и подвергся бы огромным перегрузкам при выводе снаряда из пикирования, а также действию высокой температуры в кабине вследствие аэродинамического нагрева корпуса снаряда во время его снижения.

Действительно, одной из самых трудноразрешимых проблем, возникающих при создании сверхзвуковых снарядов, является высокая температура нагрева снаряда вследствие трения. Таким образом, спуск на землю стартового двигателя А-10, а также возвращение снаряда А-9 в плотные слои атмосферы связаны с высоким нагревом и чрезвычайно большими аэродинамическими нагрузками. При проведении в США высотных испытаний снаряда Фау-2 некоторые его агрегаты часто оказывались значительно поврежденными вследствие чрезвычайно большого нагрева в полете. При скорости полета снаряда, соответствующей 2 Ма, и при температуре окружающего воздуха -55°С (на высоте около 24 км) стенки движущегося снаряда нагреваются до 160°С, при скорости, соответствующей 2,5 Ма, температура нагрева снаряда достигает 252°С, а при скорости полета 10 Ма температура нагрева теоретически должна достигнуть нескольких тысяч градусов. Однако мы еще мало знаем об условиях полета на сверхзвуковых скоростях, соответствующих большим числам Маха, и влияние таких скоростей на конструкцию самолета, несомненно, будет снижено необычными аэродинамическими эффектами.

Оригинальное и смелое предположение выдвинул д-р Зенгер в своем проекте сверхзвукового бомбардировщика. Он считает, что при быстром снижении самолета в плотные слои атмосферы он должен рикошетировать от верхних слоев атмосферы, вновь поднимаясь в безвоздушное пространство; повторяя многократно это движение, самолет должен описывать волнообразную траекторию, подобную траектории плоского камня, многократно рикошетирующего от поверхности воды. Каждое погружение самолета в плотные слои атмосферы будет сопровождаться некоторой потерей кинетической энергии, вследствие чего последующие прыжки самолета будут постепенно уменьшаться и, в конце концов, он перейдет на планирующий полет.

Этот самолет, или, как его называют, «бомбардировщик-антипод» (рис. 76), воплощает в себе ряд уникальных особенностей. Хотя он и сохраняет очертания обычного самолета, его особые аэродинамические свойства, вызываемые исключительно большой скоростью и специальной техникой полета, обусловливают необходимость придания фюзеляжу самолета острой оживальной формы в носовой части. Фюзеляж как бы срезан горизонтально по всей его длине так, что его нижняя часть представляет собой плоскую поверхность. Ширина фюзеляжа больше его высоты и позволяет разместить два ряда цилиндрических баков для топлива. Сравнительно небольшие трапецевидные крылья предназначены главным образом для стабилизации самолета в полете и для использования при посадке. Крыло имеет обычный профиль с максимальной толщиной, равной 1/20 хорды. Установочный угол атаки крыла такому самолету не нужен; при низком расположении крыла несущие поверхности фюзеляжа и крыла образуют единую плоскость. Вертикальное оперение размещено на концах горизонтального стабилизатора самолета.

На самолете предполагалось установить ракетный двигатель, работающий на жидком кислороде и нефти с тягой 100 тыс. кг, постройка которого уже была начата.

Взлетный вес самолета проектировался в 100 т, вес самолета без топлива 10 т и полезная нагрузка 0,3 т. Взлет самолета должен был осуществляться с горизонтального рельсового пути длиной 2,9 км при помощи мощных стартовых ускорителей, способных сообщить самолету скорость на взлете порядка 500 м/сек; угол набоpa высоты должен был составлять 30°. Предполагалось, что при полном выгорании топлива самолет разовьет скорость 5900 м/сек и достигнет высоты 250 км, откуда он будет пикировать до высоты около 40 км, а затем, отразившись от плотного слоя атмосферы, вновь уйдет ввысь.

Рис. 76. Проект „бомбардировщика-антипода" Зенгера в сравнении с проектом пилотируемого снаряда А-9/А-10 (рисунки в масштабе).
"Бомбардировщик-антипод" Зенгера взлетает горизонтально с рельсового пути длиной 2,9 км при помощи салазок с ракетным двигателем, развивающим тягу 600 т. Пилотируемый снаряд А-9 взлетает вертикально при помощи стартового двигателя. Создан на основе Фау-2, имеет крыло со стреловидностью в 55°, герметическую кабину самолетного типа, хвостовое оперение и трехколесное шасси.

Большое влияние на конструкцию самолета оказало стремление к уменьшению лобового сопротивления и снижению до минимума эффекта трения поверхности самолета о воздух в полете при больших числах Маха. Максимальная дальность полета самолета проектировалась 23 400 км.

Возникновение проекта «бомбардировщика-антипода» относится к 1933 г., когда д-р Зенгер опубликовал свою книгу «Техника ракетного полета», в которой он рассмотрел вопрос о возможности полета в стратосфере при помощи ракетного двигателя. Уже в то время он предвидел возможность полета самолета со скоростью 2500 км/час и наметил конфигурацию самолета для этой цели, которая в основном сходна с конфигурацией его «бомбардировщика-антипода».

В связи с этими работами в 1936 г. Зенгер был вызван из Вены в Германию, где ему было поручено создание научно-исследовательского института техники ракетного полета в г. Трауэн.

К 1939 г. было закончено строительство лабораторий, цехов, испытательных стендов и административного здания института, и д-р Зенгер с небольшим, но опытным штатом сотрудников приступил к осуществлению сложной десятилетней программы исследований и экспериментов, главной целью которых являлось создание самолетного ракетного двигателя с тягой 100 т и максимально возможной скоростью истечения газов. В эту программу также входило создание помп и другого оборудования для ракетного двигателя, изучение вопросов аэродинамики самолета при скоростях полета в пределах чисел Маха от 3 до 30, разработка сверхзвуковой стартовой катапульты и т. д.

В 1942 г., когда стало очевидно, что в условиях военного времени программа не может быть выполнена, работы были прекращены.

На рис. 76 представлен проект ракетного бомбардировщика Зенгера в сравнении с проектом немецкого пилотируемого снаряда А-9/А-10. Эти проекты выходят за рамки рассматриваемых здесь вопросов, но они свидетельствуют об идеях осуществления сверхдальних бомбардировок, существовавших в Германии в 1945 г. Известно, что копии этих проектов попали после войны к русским.

В докладе бывшего министра авиации Англии Гендерсона в палате общин 30 июля 1953 г. указывается, что Россия ежегодно производит 24 тыс. управляемых снарядов усовершенствованного варианта Фау-2 со сверхзвуковой скоростью полета. Гендерсон заявил также, что Советский Союз прилагает усилия для создания управляемого снаряда, обладающего дальностью полета 4000 км.

Информация о деятельности русских в области создания управляемых снарядов стала проникать на запад с 1945 г., когда немецкий экспериментальный центр управляемых снарядов в Пеенемюнде был захвачен Советской Армией, а подземный завод «Миттельверк» в районе Нордхаузена возобновил производство управляемых снарядов типа Фау-2.

В соответствии с соглашением, заключенным сразу после окончания войны, об обмене трофейной информацией Россия получила подробные документальные данные о всех проектах немецких управляемых снарядов, включая дословные протоколы допроса немецких ученых и инженеров. В эти документы вошли все рекомендации для дальнейшего развития и усовершенствования управляемых ракет и снарядов, которые немцы в разгаре войны не могли осуществить. В этих документах и предложениях обобщен более чем пятнадцатилетний опыт научно-исследовательской работы в области жидкостно-реактивных двигателей. В дополнение к этому русские захватили огромное количество трофейного немецкого оборудования и готовых управляемых снарядов, которые были тщательно упакованы и отправлены в Советский Союз. В хаосе, который царил в Германии в 1945 г., некоторые немецкие ученые добровольно избрали коммунизм, в то время как большое число других ученых волей или неволей было отправлено к неизвестным пунктам назначения, расположенным восточнее Уральских гор.

Что случилось с этими учеными за истекшие годы? Как много они и их советские хозяева достигли в этой жизненно важной области создания и развития нового оружия?

Каждый, кто заинтересован получить ответы на эти вопросы, должен прежде всего оценить весь объем научно-исследовательских работ немцев в области управляемых снарядов, которые перешли в распоряжение России. Фау-2 был, конечно, известен во всех деталях, и едва ли можно сомневаться в том, что большое количество этих снарядов было выпущено русскими с целью их тактической оценки, для обучения войск, для изучения верхних слоев атмосферы и т. д. Они были также использованы в качестве «летающих стендов» для испытания в полете образцов ракетных двигателей и новых боевых зарядов. Обладая всем производственным оборудованием, сохранившимся невредимым в надежно защищенных от воздушной бомбардировки подземных галереях, расположенных в Конштейнских холмах, вблизи Нордхаузена, русские располагают большими возможностями для проведения этих исследований, чем Англия или Соединенные Штаты, которым досталось ограниченное количество немецких снарядов Фау-2. Нордхаузен расположен недалеко от западной зоны и может быть единственной в своем роде передовой базой снабжения фронта реактивными управляемыми снарядами.

В 1936 г. был составлен проект создания в Конштейнских холмах четырех подземных нефтехранилищ, который после начала войны был пересмотрен; вместо нефтехранилищ было намечено построить семь подземных заводов. Немцы намеревались превратить Конштейнские ангидритовые холмы в огромный независимый промышленный район с подземными сооружениями площадью свыше 560 тыс. м2.

Хотя фактически полностью был построен только один из проектируемых заводов, он был настолько эффективно использован, что в нем производились не только снаряды Фау-1 и Фау-2, но часть помещений была отведена для производства и сборки авиационных моторов Юнкерс.

Подземный завод состоял из двух параллельных туннелей одинаковой длины, связанных между собой, серией поперечных галерей. Общая площадь туннелей и галерей составляла 118 тыс. м2. Вентиляция подземных помещений осуществлялась следующим образом: засасываемый через входы в туннели воздух подогревался и подавался по трубопроводам в рабочие помещения; испорченный же воздух из помещений отсасывался наружу с помощью больших вентиляторов по другой системе трубопроводов через выводные вертикальные шахты.

Общая схема завода показана на рис. 77. Производство деталей снарядов Фау-2 было сосредоточено в 19 поперечных галереях, а весь отрезок туннеля В, связывающий эти галереи, был использован для конвейера сборки снарядов. В туннеле А была проложена железнодорожная ветка, по которой доставлялись необходимые для производства сырье и материалы, включая готовые агрегаты: камеры сгорания, сопла, форсунки, турбонасосы и т. п. Производство фактически состояло в резке, прессовании и электросварке стальных листов для корпуса и хвостового оперения снарядов, а также в штамповке и изготовлении алюминиевых баков для топлива. Последняя поперечная галерея (№ 41) служила для испытания электрооборудования при вертикальном положении снаряда, в каком он находится во время пуска; за этой галереей, в туннеле В, производилась погрузка готовых ракет (без заряда) на железнодорожные платформы для доставки их к стартовым площадкам.

Другие подземные заводы, строительство которых уже было начато в районе Нордхаузена, предназначались для производства синтетического горючего, жидкого, кислорода и других материалов.

Идея строительства подземных заводов могла быть принята Россией, располагающей для этого большими резервами рабочей силы.

Сообщения о советских управляемых снарядах содержат сведения о наличии в СССР модернизированного Фау-2 со значительно увеличенной дальностью полета. Вполне вероятно, что такое оружие существует, поскольку еще самим немцам в 1944 г. удалось изготовить экспериментальный образец усовершенствованного снаряда Фау-2, который мог нести боевой заряд весом в одну тонну на расстояние 480 км, т. е. на 160 км дальше, чем серийный образец этого снаряда. Поступившее сообщение о том, что русские производят запуск своих управляемых снарядов типа Фау-2 из района Колобжега (недалеко от Щецина) в направлении на о. Сарема в Балтийском море, может указывать на наличие у русских управляемых снарядов с дальностью полета свыше 640 км.

Рис. 77. Схематический план и разрез подземного завода в Конштейнских холмах около Нордхаузена (Тюрингия), где во время второй мировой войны немцы организовали производство „оружия возмездия" (Фау-1 и Фау-2). Завод находится в Советской зоне Германии.

Считают, что для достижения такой дальности полета снаряд должен быть снабжен двигателем, развивающим на уровне моря тягу в 35 т, в то время как тяга двигателя Фау-2 составляла 25,4 т. Вполне вероятно, что русские, создавая такой снаряд, заимствовали опыт немцев, поскольку известно, что в 1944 г. в Пеенемюнде велись работы по созданию улучшенного варианта двигателя для снаряда Фау-2. Кроме того, нам известно, что немцы создали управляемый снаряд А-4b (вариант снаряда Фау-2 со стреловидным крылом) с дальностью полета около 600 км. Летные испытания этого снаряда проводились зимой 1944/45 г.

Разумеется, что дальность полета управляемого снаряда А-4b могла быть увеличена путем сообщения ему некоторой начальной скорости еще до включения основного двигателя снаряда. Это могло быть достигнуто двумя возможными путями: а) применением длинной катапульты с небольшим уклоном, обеспечивающей горизонтальной взлет крылатого снаряда с начальной скоростью 1200 км/час (минимальная скорость, при которой может лететь снаряд весом в 12,5 т), и б) с помощью мощного стартового ускорителя. Чертежи такого проекта, известного под названием А-9/А-10, были изготовлены в Германии еще в 1942 г.

Немецкая программа создания и развития управляемых снарядов дальнего действия была резко сокращена, во-первых, из-за значительных затруднений в начальный период налаживания производства снаряда Фау-2 (до начала массового производства этого снаряда требовалось от 60 до 65 тыс. экземпляров чертежей) и, во-вторых, вследствие переключения внимания и средств на производство зенитных управляемых снарядов «Вассерфаль» с целью обороны против все увеличивавшихся воздушных налетов союзников. Следствием этого явилась значительная задержка разработки снаряда А-4b, а создание управляемого снаряда А-9/А-10 остановилось на стадии проектирования.

Сведения, поступающие к властям западных государств из Восточной Германии, указывают, что научно-исследовательский центр, существовавший в военное время в Пеенемюнде, восстановлен русскими и вновь действует как экспериментальный центр по испытанию крылатых снарядов Фау-2 и зенитных управляемых снарядов типа «Вассерфаль».

Данные, относящиеся к 1949 г., указывают, что Советская Армия построила в стратегических пунктах Восточной Германии и стран Восточной Европы стартовые площадки для запуска управляемых снарядов. Многие из этих площадок расположены вдоль Балтийского побережья Восточной Германии, Польши и СССР, а другие находятся в районах, простирающихся от Финляндии до Черного моря и от Архангельска до северо-восточной Сибири.

Конечно, было бы неблагоразумно считать достоверной всю информацию о растущей мощи России в области создания ракет дальнего действия, однако проверка и перепроверка поступивших к нам за последние четыре года различных сведений позволяет выявить действительное положение, а именно что Советский Союз располагает ракетными базами в стратегических пунктах как с целью обороны, так и с целью быстрого уничтожения основных промышленных центров и портов снабжения Европы.

Мы знаем о существовании модернизированного варианта снаряда Фау-2, обладающего дальностью полета, достаточной для поражения объектов, находящихся в Западной Европе, а также о практической возможности использования этих снарядов с атомным зарядом при достаточно высокой точности попадания в цель. В этой связи следует отметить, что 44% от общего количества снарядов Фау-2, выпущенных немцами во время последней войны по объектам противника, упали в радиусе около 5 км от цели и 25% снарядов, которые наводились по направляющему радиолучу во время полета с работающим двигателем, имели боковое отклонение только в 1,5 км. В целях уменьшения рассеивания снарядов по дальности разработана улучшенная конструкция механизма для выключения двигателя снаряда. Однако таким механизмом было оборудовано лишь незначительное количество снарядов, выпущенных главным образом по гавани Антверпена в 1945 г. Можно быть уверенным в том, что снаряд Фау-2 пригоден для атомного заряда. При испытаниях «атомного снаряда» с зарядом в 455 кг, т. е. в два раза меньше веса нормального боевого заряда первоначальной модели немецкого снаряда Фау-2, американцами установлено, что сила взрыва такого снаряда эквивалентна силе взрыва 15 тыс. т тринитротолуола, что составляет ¾ взрывной силы атомной бомбы, сброшенной в Хиросиме.

Возможно создание вариантов снарядов Фау-2 с дальностью полета 500, 650 и даже 800 км, и можно быть совершенно уверенным, что такое оружие уже имеется в СССР. Согласно информации из «частных немецких источников», Советский Союз располагает двухступенчатым снарядом с дальностью действия до 3 тыс. км. Указывают, что этот снаряд состоит из модифицированного снаряда Фау-2 и ускорителя русской конструкции с тягой 120 тыс. кг, работающего на жидком кислороде и керосине. Взлетный вес снаряда составляет 70-80 т. Необходимо, однако, учитывать, что и обычный снаряд Фау-2, выпущенный в советской оккупационной зоне Германии, может достигнуть таких важных целей, как Рурский промышленный район и порты снабжения Антверпен и Роттердам.

Если в случае военного конфликта европейский континент опять окажется в руках агрессора, то снаряд типа Фау-2 будет постоянной угрозой для Англии.

Несмотря на уроки, полученные во второй мировой войне, проблема защиты от сверхзвуковых управляемых снарядов дальнего действия упорно игнорируется в публичных заявлениях представителей военных властей по вопросам противовоздушной обороны.

Положение Европы снова становится крайне опасным и трудным. Для атаки объектов, находящихся в США и Советском Союзе, потребуются управляемые снаряды с межконтинентальной дальностью полета, что вызовет необходимость применения крупных многоступенчатых снарядов со сложной системой наведения, в то время как те же управляемые снаряды Фау-2, которыми в период последней войны немцы обстреливали юго-восточные районы Англии, могут принести атомный заряд в сердце многих европейских столиц.

Поэтому было бы неблагоразумно игнорировать любой из вышеприведенных проектов, вплоть до проектов ракетного бомбардировщика Зенгера и крупных многоступенчатых снарядов.

Там, где для проведения научно-исследовательской работы отпускаются огромные средства и привлекаются лучшие силы и где тысячи рабочих могут быть брошены на строительство огромных научно-исследовательских учреждений, заводов и испытательных полигонов, время, нормально исчисляемое (по нашим собственным стандартам) для производства таких революционных видов оружия, может быть легко сокращено наполовину.

Несмотря на экономические затруднения, переживаемые Англией, делом жизненной важности является переключение научно-исследовательской работы на создание средств борьбы с такими видами оружия. Говорят, что не может быть такого оружия, против которого не было бы эффективных средств защиты. Это может быть и так, но в данном случае развитие средств нападения ушло далеко вперед по сравнению с развитием средств обороны.

ЛИТЕРАТУРА

Galland К. W., Within the Shadow of Russian Missiles, Inter Avia, vol. VIII, No. 11, 1953.

вперёд
в начало
назад