вернёмся в библиотеку?
Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

Оставлена орфография оригинала.

Журнал «Фото Япония» №2 — 1993 г.



Японский космонавт, доктор Мóри отзывается на приветственные аплодисменты зрителей, присутствующих для проводов экипажа, который идет в посадку на американский корабль Спейс Шаттл Эндевоур.


Осуществляет он мечты в космической лаборатории

Девятнадцатого сентября 1992 года американский космический корабль Спейс Шаттл «Endeavour» (Эндевоур) был запущен с Космического центра имени Кеннеди в штате Флорида, США. Это был 50-й полет Спейс Шаттла, совершенный Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Когда 13-летний Мóри на телевизоре увидел космонавта Юрия Гагарина, совершившего первый в мире космический полет, он так сильно был растроган, что он сфотографировался, принимая позу рядом с изображением на экране.
Н

А борту Шаттла был экипаж из семи человек: шесть американских космонавтов и доктор Мóри Мамору (44 лет), первый японский космонавт, полетевший в космос с целью выполнения научной задачи.

«Проводить эксперименты в космическом пространстве как научный специалист, — это мне кажется своим призванием в жизни,» — говорит Мóри, который во время космического полета проводил 43 вида экспериментов, 34 из которых было спроектировано японскими учеными. Задача его заключалась в том, чтобы успешно провести эксперименты, действуя как мозги, руки и ноги спроектировавших их ученых, которые наблюдали за его работой с Земли.

Мóри родился в 1948 году на Хоккайдо. Его отец был ветеринар и Мамору был самый младший из семи детей. В возрасте 18 лет он пропускал занятия для того, чтобы видеть полное затмение солнца вместе с братом на три года старше. «Я был очень взволнован, когда увидел, что после полной темноты от затмения вновь появилась первая полоска солнечного света,» — вспоминает он. Но Мóри подумал, что космос должен сохранить какую-то свою таинственность, и направил свои усилия на то, чтобы стать химиком.

В 1976 году ему была присуждена докторская степень химических наук от Флиндерского университета в Южной Австралии. После получения докторской степени Мóри вернулся в Хоккайдоский университет, в отделение ядерной техники, где он работал с 1982 года до 1985 доцентом по материаловедению и науке о глубокой вакууме. Он был один из ведущих специалистов мира в области разработки материалов для ядерных реакторов, был ученый с большими надеждами.

В 1985 году Мóри был избран в платные специалисты Национальной корпорацией по освоению космического пространства (НАСДА), что привело к соединению его давнишнего интереса к космосу с его профессиональными знаниями по химии. Но трагедия американского корабля Спейс Шаттл Challenger (Чалленжер) отложила выполнение его задачи, предвещая, что Мóри будет вынужден ждать полета корабля Эндевоур целых 7 лет.

Пользуясь преимуществом микрогравитационной среды в космической лаборатории, он и другие космонавты производили 43 вида экспериментов. Из них 22 вида испытаний по обработке материалов имели цель практического промышленного их применения и, наверное, дадут основные данные в пользу будущего полета космической станции.

А 12 видов экспериментов в области науки о жизни, включая исследование процесса образования кости в микрогравитационной среде и механизма космической болезни, должны будут сделать вклад в фундаментальные научные исследования, необходимые для будущего исследования космического пространства с помощью пилотируемых КЛА. Мóри, предлагая себя в качестве объекта опыта, регистрировал свою электрокардиограмму и брал пробы своей мочи через каждые три часа. Данные, собранные из научных экспериментов, будут использованы для измерения эффектов невесомости на организм человека.

Несмотря на напряженную программу научных экспериментов, Мóри нашел время дать астрономическую лекцию через спутник из американского корабля Спейс Шаттл Эндевоур японским детям, которые собрались в его старой начальной школе в городе Йоити на Хоккайдо, а также в теле-радиовещательном центре NHK в Токио. Этот «разговор с японской молодежью» был один из событий, который он наиболее предвкушал и от которого получил удовольствие при выполнении задачи.

Когда началась передача, Мóри оказался в совершенно свободной форме, в спортивной рубашке с короткими рукавами и трусах, и был встречен в плавающем положении вверх ногами. Он употреблял практические примеры и простые выражения для объяснения микрогравитации японским детям, демонстрируя ее тайны с применением плавающего яблока и бумажного аэроплана в космической лаборатории.


В космической лаборатории были произведены 43 вида экспериментов в две смены 24 часов в течение 8 дней. Доктор Мóри наблюдает через микроскоп за культивируемыми клетками млекопитающего в микрогравитационной среде.

Доктор Мóри объясняет микрогравитацию в простых выражениях с применением плавающего яблока в «Разговоре с японской молодежью» по телевещанию, передающемуся через спутник из космической лаборатории непосредственно в эфир детям на Земле.

Японские и американские дети слушают лекцию с космоса в Центре космических полетов НАСА имени Маршалла в штате Алабама.



Двадцатого сентября Спейс Шаттл благополучно вернулся на космодром в Космическом центре Кеннеди, выполнив свою 8-дневную миссию. «Космическое пространство — черное как смоль, а Земля выглядит так сине и тепло. Я сильно почувствовал, что первое дело, что мы должны делать, — это заботиться о нашей планете, ее атмосфере и ее водах. Я с космического пространства ясно понял, что Земля — объективное, реальное существование без всяких государственных границ. Освоение космоса является большой программой, в которой страны мира могут сотрудничать и преодолевать разные барьеры. Я хотел бы упорно продолжать работать в этой области для будущего поколения, наилучшим образом пользуясь своим опытом работы,» — заявил Мóри, когда он вернулся на Землю.


В Центре космических полетов имени Маршалла в штате Алабама, который функционирует как контрольный центр для Эндевоура, запасные платные специалисты мисс Мукай Тиаки и г-н Дои Такааки поддерживают Мóри с Земли. Они как космонавты специализированы в исполнении важных ролей в будущем.



Семнадцатого сентября, спустя 5 дней после запуска Шаттла была проведена через спутник пресс-конференция экипажа Спейс Шаттла Эндевоур. Первая негритянская женщина-космонавт Мей К. Джемисон (во втором ряду, справа), первая супружеская пара в космосе Марк К. Ли (третья слева во втором ряду) и Н. Джан Дейвис (в первом ряду, слева), и первый японец на борту Шаттла Мóри Мамору: экипаж имел в своем составе много «первых».

Двадцатого сентября Спейс Шаттл Эндевоур плавно скользит по летной полосе в Космическом центре имени Кеннеди в штате Флорида.
«Я вернулся с космоса в полном восторге,» — сказал Мори, завершивший 8-дневный полет. На приеме, устроенном в аэропорту около Космиче­ского центра имени Джонсона в штате Техас.






Его жена Акико и их трое детей вместе с Мори, который вернулся после выполнения своей науч­ной задачи в космическом пространстве.