Работы по ПВРД и крылатым ракетам
    дальнего действия 
 с ПВРД в СССР (1947-1960)
Зарождение идеи применения комбинации (ЖРД+СПВРД) в составных КРДД как результат дальнейшего развития работ по ПВРД и ЖРД
  | 
    
Рис.5. Проект бомбардировщика - антипода Зенгера.  | 
    
Таблица 4
Основные характеристики самолёта Зенгера.
Общая длина самолета, м  | 
      28  | 
    
Размах крыльев, м  | 
      15  | 
    
Дальность, км  | 
      25000 - 40000  | 
    
Скорость полета, км/ч  | 
      10000  | 
    
Полный стартовый вес, т  | 
      100  | 
    
Сухой вес. т.  | 
      20  | 
    
Вес бомбовой нагрузки  | 
      300  | 
    
Тяга ЖРД самолета, т  | 
      100  | 
    
Запас топлива, т.  | 
      80  | 
    
Общая тяга стартовых ЖРД, т.  | 
      600  | 
    
Высота полета, км.  | 
      50 - 300  | 
    
        
  | 
    
      
         Зенгер и Бредт свои расчеты по дальности вели исходя из теоретических данных по аэродинамическим параметрам самолета, и поэтому они весьма ориентировочные. Дальность и скорость такого самолета зависит от удельной тяги ЖРД и запаса топлива. Для осуществления проекта самолета, по Зенгеру, надо было решить следующие проблемы:  | 
    
  | 
    
М.В.Келдыш.  | 
    
  | 
    
Общая схема
      реактивного самолета,  | 
    
Таблица 5
Основные характеристики самолёта М.В.Келдыша.
Длина фюзеляжа, м  | 
      28  | 
    
Мидель фюзеляжа, м  | 
      3,6 * 1,8  | 
    
Размах крыла, м  | 
      15  | 
    
Несущая поверхность крыла, м2  | 
      45  | 
    
Несущая поверхность фюзеляжа, м2  | 
      81  | 
    
Общая несущая поверхность, м2  | 
      126  | 
    
Вес самолета, т  | 
      100  | 
    
Вес топлива, т  | 
      70,5  | 
    
Вес СПВРД (2 шт.), т  | 
      7,5  | 
    
Вес конструкции планера, т  | 
      9  | 
    
Вес ЖРД, т  | 
      2,5  | 
    
Вес баков, т  | 
      2,5  | 
    
Вес полезной нагрузки, т  | 
      8  | 
    
Скорость самолета на стартовой дорожке, м/с  | 
      500  | 
    
Длина стартовой дорожки, км  | 
      3  | 
    
Тяга стартовой ракеты (5-6 ЖРД), т  | 
      600  | 
    
Время разгона по стартовой дорожке, с  | 
      11  | 
    
Посадочный вес самолета, т  | 
      15 - 20  | 
    
Посадочная скорость, км/ч  | 
      200  | 
    
Температура поверхности самолета  | 
      560° С  | 
    
  | 
    
Рис.8. Общая
      схема комбинированной двигательной установки  | 
    
  | 
    
Рис.9. Общая схема СПРВД.  | 
    
  | 
    
Рис.10. Общая
      схема ЖРД для реактивного самолета,
      предложенного   | 
    
Таблица 6
Основные характеристики ЖРД самолёта М.В.Келдыша.
| Тяга ЖРД на высоте, т | 100  | 
    
| Удельный импульс тяги на высоте, с | 285  | 
    
| Тяга на земле, т | 90  | 
    
| Удельный импульс тяги на земле, с | 252  | 
    
| Массовый расход топлива, кг/с | 357  | 
    
| Массовый расход керосина, кг/с | 145  | 
    
| Массовый расход кислорода, кг/с | 212  | 
    
| Давление в камере,атм | 40  | 
    
| Давление подачи топлива, атм | 60  | 
    
| Вес ЖРД, кг | 2500  | 
    
| Объем камеры сгорания, м3 | 1  | 
    
| Диаметр критического сечения, мм | 438  | 
    
| Диаметр выходного сечения, мм | 1124  | 
    
| Вес сухой камеры, кг | 1600  | 
    
 Рис.11.
      Двухступенчатая ракета   | 
    
В 1948-1953 гг. в ОКБ-293 М.Р.Бисновата создавалась дозвуковая (0,8М) крылатая ракета «Шторм» (рис.12) с ПВРД разработки ОКБ М.М.Бондарюка. Отработки ПВРД и схемы ракеты проводились на летающей модели ЛМ-15 (рис. 13). С 1952 г. было произведено 18 запусков крылатой ракеты «Шторм», но испытания до конца доведены не были, т.к. ОКБ-293 по решению правительства прекратило своё существование.
  | 
      
  | 
    
Рис.12. Крылатая ракета «Шторм»  | 
      Рис.13. Летающая модель ЛМ-15  | 
    
  | 
    
М.М.Бондарюк.  |