"Что нового в науке и технике" 2009 г №1-2, обл, с.38-39, 54-55, 62-63
Сборка, настройка, а также ремонт такого технически сложного агрегата, как Space Shattle, производится на специально оборудованных заводах и в лабораториях, которые далеко не всегда находятся поблизости от взлетных полей. Поэтому каждый раз перед запуском и после него возникает проблема с перевозкой шаттлов. Конечно, можно было бы использовать наземный транспорт, однако даже в Америке это практически невозможно — далеко не по всем дорогам можно провести столь крупногабаритный груз. К тому же вибрации пагубно сказываются на работе систем космического челнока, а его теплозащита боится дождя и повышенной влажности. С помощью автомобилей перевозят лишь отдельные части шаттлов, а для того чтобы перемещать их «в сборе», используются специальные самолеты. У NASA два таких перевозчика, оба — на базе Boeing 747. Они дооборудованы несколькими стойками, стабилизаторами и электронными средствами контроля. Общая масса этих летательных аппаратов — около 75 тонн, а длина достигает 70 метров. Космические челноки слишком велики, чтобы поместиться в грузовой трюм, поэтому их прикрепляют сверху. |
Выглядит это не очень красиво, однако, по уверению инженеров, является чуть ли не единственным экономически эффективным на сегодняшний день способом транспортировки. Кстати, советский челнок «Буран» перевозили именно так, на самолетах 3М-Т «Атлант» и Ан-225 «Мрия». |
Несмотря на дороговизну подобных проектов, NASA не хочет отказываться от пилотируемых экспедиций на Луну. В состав технического оснащения NASA Constellation Program (проект «Созвездие» — новая лунная экспедиция) входят два основных блока. Прежде всего, это модуль для экипажа Orion, созданный по образу и подобию Apollo (только увеличенный в размерах и рассчитанный на четырех человек). Этот компонент разрабатывается с 2006 года корпорацией Lockheed Martin. Создатели надеются, что первый полет модуля состоится в 2014 году, а к Луне он отправится в 2020-м. Также они утверждают, что большие размеры капсулы позволят использовать ее и в более дальних полетах, например для путешествий на Марс. |
Второй компонент — ракета-носитель Ares V. Этот двухступенчатый аппарат сможет поднять на орбиту до 188 тонн. Разработка носителя находится пока на стадии расчетов и ранних тестов — первый пробный полет запланирован на 2018 год, а путешествие с экипажем предполагается и вовсе в 2020 году. Даже эти цифры кажутся для многих излишне оптимистичными. Так, топ-менеджер NASA Даг Кук (Doug Cooke) в своем интервью Associated Press утверждает, что недостаточное финансирование программы заставит перенести запуск перспективного лунного корабля на более поздний, неопределенный срок. Впрочем, дело не только в деньгах: по его же словам, существуют и технические сложности — из-за несовершенства конструкции на старте возможны опасные для жизни виброакустические нагрузки. Кроме того, имеются проблемы с разработкой ПО, теплозащиты и практически неустранимая переутяжеленность корабля. Из-за последнего недостатка может значительно снизиться выводимый полезный вес — и астронавтам придется в буквальном смысле затянуть пояса: норма потребления воды для них снижена до 2 литров в день (в то время как медики утверждают, что меньше 2,5 литров в день пить попросту опасно). Будем надеяться, что NASA удастся справиться со всеми этими трудностями. |
|
«Юнона» — это второй аппарат, предназначенный для изучения Юпитера. До него подобную миссию выполнял начиная еще с 1989 года Galileo, пробывший на орбите гиганта целых восемь лет и доставивший исследователям ценнейшие сведения. Однако современный уровень развития техники наверняка поможет получить более точную и полную информацию. | ||