"Что нового в науке и технике" 2009 г №1-2, обл, с.38-39, 54-55, 62-63






Сборка, настройка, а также ремонт такого технически сложного агрегата, как Space Shattle, про­изводится на специально оборудованных заводах и в лабораториях, которые далеко не всегда находятся поблизости от взлетных полей. Поэтому каждый раз перед запуском и после него возникает проблема с перевозкой шаттлов. Конечно, можно было бы использовать наземный транспорт, однако даже в Америке это практически невозможно — далеко не по всем дорогам можно провести столь крупногабаритный груз. К тому же вибрации пагубно сказываются на работе систем космического челнока, а его теплозащита боится дождя и повышенной влажнос­ти. С помощью автомобилей перевозят лишь отдельные части шаттлов, а для того чтобы пере­мещать их «в сборе», используются специальные самолеты. У NASA два таких перевозчика, оба — на базе Boeing 747. Они дооборудованы несколькими стойками, стабилизаторами и элек­тронными средствами контроля. Общая масса этих летательных аппаратов — около 75 тонн, а длина достигает 70 метров. Космические челноки слишком велики, чтобы поместиться в гру­зовой трюм, поэтому их прикрепляют сверху.



Выглядит это не очень красиво, однако, по уверению инженеров, является чуть ли не единственным экономически эффективным на сегодняшний день способом транспортировки. Кстати, советский челнок «Буран» перевозили именно так, на самолетах 3М-Т «Атлант» и Ан-225 «Мрия».

Несмотря на дороговизну подобных проектов, NASA не хочет отказываться от пилотируемых экспедиций на Луну. В состав технического оснащения NASA Constellation Program (проект «Созвездие» — новая лунная экспедиция) входят два основных блока. Прежде всего, это модуль для экипажа Orion, созданный по образу и подобию Apollo (только увеличенный в размерах и рас­считанный на четырех человек). Этот компонент разрабатывается с 2006 года корпорацией Lockheed Martin. Создатели надеются, что первый полет модуля состоится в 2014 году, а к Луне он отпра­вится в 2020-м. Также они утверждают, что большие размеры капсулы позволят использовать ее и в более дальних полетах, например для путешествий на Марс.


Второй компонент — ракета-носитель Ares V. Этот двухступенчатый аппарат сможет поднять на орбиту до 188 тонн. Разработка носителя находится пока на стадии расчетов и ранних тестов — первый пробный полет запланирован на 2018 год, а путешествие с экипажем предполагается и вовсе в 2020 году.
Даже эти цифры кажутся для многих излишне оптимистичными. Так, топ-менеджер NASA Даг Кук (Doug Cooke) в своем интервью Associated Press утверждает, что недостаточное финансирование программы заставит перенести запуск перспективного лунного корабля на более поздний, неопределенный срок.
Впрочем, дело не только в деньгах: по его же словам, существуют и технические сложности — из-за несовершенства конструкции на старте возможны опасные для жизни виброакустические нагрузки. Кроме того, имеются проблемы с разработкой ПО, теплозащиты и практически неустра­нимая переутяжеленность корабля. Из-за последнего недостатка может значительно снизиться выводимый полезный вес — и астронавтам придется в буквальном смысле затянуть пояса: норма потребления воды для них снижена до 2 литров в день (в то время как медики утверждают, что меньше 2,5 литров в день пить попросту опасно). Будем надеяться, что NASA удастся справиться со всеми этими трудностями.


В ноябре 2008 года NASA выступило с интересным заявлением: агентство готовит миссию на Юпитер. К самой большой планете Солнечной системы отправится принципиально новый аппарат, названный Juno («Юнона»). Его старт назначен уже на 2011 год, предположительно через два года он вернется к Земле, получит дополни­тельное ускорение за счет гравитации и ориентировочно в 2016 году достиг­нет орбиты гиганта.
Juno заказан компании Lockheed Martin. На нем будет установлено 11 научных инструментов, пита­ние которых будет осуществляться с помощью трех солнечных батарей внушительной площади (2x9 метров каждая).
Аппарат выйдет на высокоэллиптиче­скую орбиту планеты и сделает 32 круга, двигаясь между полюсами. Такая траектория позволит исследо­вать полярное сияние и магнитное поле планеты. Ученые рассчитывают, что с помощью Juno им удастся собрать новые данные о формировании газовых гигантов и обнаружить, помимо этого, твердое ядро планеты.
  «Юнона» — это второй аппарат, предназначенный для изучения Юпитера. До него подобную миссию выполнял начиная еще с 1989 года Galileo, пробывший на орбите гиганта целых восемь лет и доставивший исследователям ценнейшие сведения. Однако современный уровень развития техники наверняка поможет получить более точную и полную информацию.