Восемнадцать суток в космосе
На стартовой позиции космодрома моросил мелкий дождь, когда к ракете, освещенной с разных сторон прожекторами, подъехал автобус, из которого вышли космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов. Стрелки моего секундомера показывали 20 часов. За два часа до старта командир корабля «Союз-9» Андриян Николаев и бортовой инженер Виталий Севастьянов заняли свои места в кабине космической лаборатории.
Ровно в 10 часов вечера 1 июня 1970 г. после обычных радиокоманд над пустынной степью раздался резкий хлопок. Из-под ракеты вырвался сноп яркого огня. Вокруг стало очень светло. Шум нарастал. Ракета, освобожденная от ферм обслуживания, уносила корабль в космос. Так начался полет советского корабля «Союз-9».
Космический корабль «Союз-9» представляет собой пилотируемый корабль для длительного орбитального полета. По конструкции и компоновке он в основном идентичен кораблю «Союз», но имеет некоторые отличия, обусловленные длительностью орбитального полета и необходимостью проведения большого количества научно-технических и медико-биологических экспериментов. Орбитальный отсек корабля был оснащен контейнерами с водой и соками емкостью 55 литров, рационами пищи в банках, пакетах и тубах, системой сбора продуктов жизнедеятельности экипажа, комплектом бытового оборудования, включающего средства личной гигиены, гамаки, спальные мешки, подогреватель пищи, электробритву, насадки для отсоса пыли, специальными жилетами с амортизаторами и площадкой для выполнения комплекса физических упражнений и дополнительными креплениями для фиксации космонавтов в различных положениях при выполнении научных экспериментов.
Из корабля «Союз-9» были изъяты все системы, обеспечивающие сближение, стыковку и выход в космос. Это позволило увеличить количество научно-технической и медико-биологической аппаратуры, необходимой для запланированных исследований.
Космонавты А.Николаев и В.Севастьянов готовились к полету длительное время, упорно и настойчиво. Это и понятно. Ведь им предстоял многосуточный космический рейс, исследования и эксперименты в необычных условиях. Я имею в виду работу космонавтов в состоянии невесомости. Если Андриян Николаев уже испытал это состояние в течение четырех суток в августе 1962 г., совершая с Павлом Поповичем первый в мире групповой космический полет, то для Виталия Севастьянова это был первый полет. Хорошая подготовка плюс опыт командира корабля А.Николаева позволили успешно справиться с намеченной программой полета.
Перед экипажем корабля «Союз-9» были поставлены обширные задачи. В условиях одиночного орбитального полета они должны были выполнить ряд медико-биологических исследований по изучению влияния факторов космического полета на организм человека; вести научные наблюдения и фотографировать геолого-географические объекты, материковую и водную поверхность в различных районах земного шара с целью отработки методики использования получаемых данных в народном хозяйстве; наблюдать, исследовать и фотографировать атмосферные образования, снежный и ледовый покров Земли, чтобы использовать данные наблюдений в оперативном и долгосрочном метеорологическом прогнозировании. Кроме того, космонавты А.Николаев и В.Севастьянов должны были провести научные исследования физических характеристик, явлений и процессов в околоземном космическом пространстве и выполнить эксперименты по дальнейшей отработке ручной и автоматической систем управления, ориентации и стабилизации корабля и проверку автономных средств навигации в различных режимах полета. Как известно, намеченную программу они выполнили полностью.
Полет пилотируемого космического корабля «Союз-9» является качественно новой ступенью в освоении космического пространства. Орбитальные полеты, особенно длительные, связаны с огромным нервным напряжением, физической нагрузкой и требуют от космонавтов воли, выдержки и умения управлять своими чувствами. В связи с этим в общей программе подготовки к космическим полетам большое внимание уделяется воспитанию у космонавтов высоких морально-волевых качеств.
19 июня 1970 г. в 13 часов 52 минуты космический корабль «Союз-9» на высоте 189,9 километра был сориентирован с помощью двигателей малой тяги и только после этого в 14 часов 17 минут 30 секунд, т.е. через 26 минут 30 секунд, по автоматическому циклу включилась тормозная двигательная установка. Скорость корабля начала уменьшаться, соответственно уменьшилась и высота полета.
Перед входом в плотные слои атмосферы произошло разделение отсеков корабля (орбитального, приборно-агрегатного и спускаемого аппарата). Начался управляемый спуск в атмосфере спускаемого аппарата. В 14 часов 44 минуты 14 секунд, т. е. через 27 минут 16 секунд, была введена в действие парашютная система приземления. Произошел отстрел крышки люка, ввод и раскрытие тормозного, а затем и основного парашюта.
Находясь в это время в вертолете поисковой группы, мы все хорошо видели, как плавно спускался космический корабль «Союз-9». В нескольких метрах от земли сработали ракетные пороховые двигатели мягкой посадки. Корабль медленно опустился на вспаханное поле. Время приземления корабля «Союз-9» — 14 часов 58 минут 55 секунд. Таким образом, с момента включения тормозной двигательной установки и до приземления прошло 41 минута 25 секунд. После полета космонавты Николаев и Севастьянов доложили Государственной комиссии о выполнении программы в этом длительном полете.
Командир корабля Андриян Николаев рассказал, что основная цель этого полета заключалась в том, чтобы в течение продолжительного времени изучить воздействие на организм человека всех факторов космического полета и прежде всего проверить способность человека активно работать в условиях невесомости. Далее он указал, что не менее важной задачей являлось изучение процесса перехода организма человека после длительного пребывания в невесомости к нормальным земным условиям.
Экипаж корабля провел несколько десятков операций, связанных с осуществлением ориентации корабля в ручном и автоматическом режимах. В полете был испытан ряд новых приборов систем ориентации и управления движением корабля. В частности, впервые было проверено управление кораблем при ориентации его на Солнце с различным заданным углом с помощью оптико-электронного широкоугольного индикатора. С его помощью космонавты проводили так называемые «косые» закрутки для разворачивания корабля под определенным углом к Солнцу при его ориентации. Это необходимо для обеспечения теплового режима и подзарядки буферной батареи.
В течение всего многосуточного полета было выполнено более 50 различных экспериментов, которые имеют большое научное и народнохозяйственное значение.
«После завершения программы полета, - сказал А.Г.Николаев, - мы совершили мягкую посадку в расчетном районе. Полет перенесли хорошо, но, откровенно говоря, не ожидали, что после приземления появятся некоторые трудности обратного привыкания к условиям жизни на Земле. Было трудно подняться с кресла. После открытия люка выбраться из спускаемого аппарата нам помогли товарищи из поисковой группы. После восемнадцати дней невесомости все тело вдруг стало тяжелым. Ощущение было такое, словно сидишь на центрифуге под воздействием небольшой перегрузки, которая начала постепенно исчезать и на 5—6-й день исчезла полностью».
В заключение космонавт А.Г.Николаев отметил, что после 18-суточного полета корабля «Союз-9» можно более уверенно судить о будущем активном участии человека в создании и функционировании долговременных обитаемых орбитальных станций.
Бортинженер Виталий Иванович Севастьянов сообщил, что целью технических экспериментов было не только испытание систем корабля «Союз-9» в условиях длительного полета, но и отработка новых приборов систем навигации и управления движением, определение конструктивных и динамических характеристик и внешних возмущающих факторов. В этом полете проводились испытания нового автоматического датчика ориентации на звезды, необходимого для надежной и точной ориентации корабля на фоне сильных световых помех. Успешно прошел испытание визуальный оптико-электронный прибор, обеспечивающий ручную ориентацию корабля на Землю при полете над теневой стороной.
Для оперативного решения навигационных задач в полете использовались бортовые вычислительные средства для повышения надежности в управлении полетом.
Кроме того, космонавты провели испытания различных систем, в том числе элементов обеспечения жизнедеятельности экипажа, и получили в результате этого новые данные, представляющие научно-технический интерес. «Все системы корабля в полете работали нормально, и мы с уверенностью можем заявить,— указал В.И.Севастьянов,— что корабль «Союз» способен обеспечить длительное пребывание человека в условиях космического пространства».
Экипажем также выполнялись эксперименты по исследованию функций вестибулярного аппарата, функций внешнего дыхания, динамики артериального давления, характера болевой чувствительности кожи, контрастной чувствительности глаз и сохранности характеристик зрительного аппарата, мышечной силы рук и мышечно-суставной чувствительности. «Наши наблюдения, — отметил В.И.Севастьянов, — показали, что космонавт очень быстро привыкает к состоянию невесомости. Никаких иллюзорных ощущений ни у кого из нас не возникало. Однако в течение первых двух-трех суток полета отмечались некоторые симптомы, такие, как прилив крови к голове, чувство некоторого дискомфорта, которые позже полностью исчезали. В первые и вторые сутки полета невесомость оказала влияние на структуру движений. На третьи сутки полета, когда период адаптации к невесомости закончился, в движениях появилась необычная легкость, плавность, точность и уверенность, а в отношении перемещений из одного отсека корабля в другой — даже автоматизм».
В заключение летчик-космонавт В.И.Севастьянов сказал, что в полете получено много материалов, детальное изучение которых позволит ученым и специалистам идти дальше по пути создания долговременных орбитальных станций и со знанием дела готовить космонавтов к более продолжительным космическим полетам.
Значение полета космического корабля «Союз-9» и выполненных его экипажем летчиками-космонавтами СССР А.Г.Николаевым и В.И.Севастьяновым научно-технических экспериментов трудно переоценить. Этот полет войдет в историю космонавтики как важный шаг, открывающий новые перспективы в освоении космоса.
В результате обработки координационно-вычислительным центром всех параметров орбитального полета установлено, что общая продолжительность полета на околоземной орбите корабля «Союз-9» составила 424 часа 58 минут 55 секунд, а дальность его полета равна 11 889 027 километрам. Таким образом, экипаж космического корабля «Союз-9» установил два абсолютных мировых рекорда и два мировых рекорда для многоместных космических кораблей в классе орбитальных полетов. Отныне в таблицу мировых рекордных достижений вписаны имена славных покорителей космоса, советских космонавтов А.Г.Николаева и В.И.Севастьянова.
Международная авиационная федерация за многосуточный космический полет на корабле «Союз-9», в результате которого была выполнена сложная и обширная программа научно-технических и медико-биологических исследований, и за установление абсолютных мировых рекордных достижений по продолжительности и дальности полета наградила летчиков-космонавтов СССР А.Г.Николаева и В.И.Севастьянова Золотыми медалями имени Ю.А.Гагарина, медалями Де ля Во и дипломами.
в началоназад