Ежегодник «Крокодила», 1958 г., стр. 12-13.
«...Чрезвычайно огорчало событие, имеющее быть завтра. Завтра в 7 часов совершится странное явление: земля сядет на луну. Об этом и знаменитый английский химик Веллингтон пишет. Признаюсь, я ощутил сердечное беспокойство, когда вообразил себе необыкновенную нежность и непрочность луны. Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге, и прескверно делается. Я удивляюсь, как не обратит на это внимание Англия. Делает ее хромой бочар, и видно, что, дурак, никакого понятия не имеет о луне».
Так писал в своем дневнике петербургский чиновник Поприщин. Он пытался предотвратить столкновение Земли с ее спутником Луной. Поприщин поспешил в Государственный совет. В этом совете обитали капуцины — люди большого ума и твердого характера. Услышав сигнал о бедствии, они полезли на стену с тем, чтобы помочь бедной Луне.
Поприщин был сумасшедшим. Его тяжелые переживания и мрачные мысли изображены Гоголем. Сатирическая повесть Гоголя была написана и опубликована сто двадцать лет тому назад.
Ум, волю и характер героя гоголевской сатиры в наш век наследовали некоторые почтенные джентльмены. Они одержимы страхом. Им везде и всюду мерещится «рука Москвы».
Ох, уж эта «рука Москвы»!
В начале октября она бросила в космическое пространство искусственный спутник Земли.
Это событие взволновало весь мир. Англия обратила внимание на то, что происходит во владениях Луны. И Америка. И Испания с Португалией. И Турция. И все страны на обоих полушариях земного шара. Пожалуй, в мире не осталось человека, до которого не дошла бы весть о чудесном изобретении. Рабочий, инженер, студент и профессор восторгались новым проявлением человеческого гения.
Ничто не ново под Луной, говорили раньше. Все будет ново под Луной, говорит человек двадцатого столетия. Нет предела творческой мысли, дерзанию, мужеству и отваге. И если сегодня в космический рейс летит друг человека — собака, то завтра в этот рейс может полететь и сам человек!
Второй искусственный спутник Земли, брошенный в мировое пространство «рукой Москвы», вызвал страшный переполох среди тех людей, которым хотелось, чтобы не было ничего нового на Земле и в небе.
Эти люди нервничают, хватаются за головы, поминают имя господа бога.
Им хотелось бы остановить «руку Москвы». Но у них руки коротки! Два спутника летят да летят, повинуясь человеческому разуму. Советская Россия делает явью мечты Жюля Верна, Герберта Уэллса и других фантастов, что были и есть и в Старом Свете и в Новом.
Во втором спутнике, как известно, летит собака — первое живое существо в космосе. Ее полет продиктован благородными интересами науки. Советские ученые предусмотрели все для того, чтобы Лайка, отправленная ими в славное путешествие, выполнила свое назначение.
В Советской стране отнюдь не пользуется популярностью старая поговорка: «Собаке — собачья смерть». Сия поговорка появилась задолго до Советской власти. До Советской власти не было в России и того памятника «неизвестной собаке», что поставлен недалеко от Ленинграде великим русским физиологом И. П. Павловым. На памятнике в Колтушах высечены такие слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства...»
Никто из разумных людей не называл русского ученого, приносившего собак в жертву науке, варваром. Для разумных людей этот ученый был великим гуманистом.
Но вот словечко «варвар» в адрес советских ученых брошено сегодня в связи с полетом Лайки в мировое пространство.
Мистер Гаррис Джильберт, проживающий в Шотландии, направил в Москву такую телеграмму:
«Почитатели животных во всем мире потрясены решением использовать в ракете собаку».
Мистер высокого мнения о своей роли в истории. Он присвоил себе право говорить за всех владельцев собак. В данном случае проявилась традиционная спесь, свойственная некоторым английским джентльменам. Владельцев собак в мире легион. Почитатели животных есть не только в той местности, где обитает достопочтенный шотландец.
Вполне может случиться, что они не будут солидарны с автором телеграммы. Вполне возможно, что они назовут его чудаком.
Думается, что не все владельцы мопсов, сенбернаров, овчарок, лаек, дворняжек, мосек и жучек разделят чувство благородного негодования, охватившее в ноябрьские дни членов Лиги защиты собак в Лондоне.
Эти леди и джентльмены явились в советское посольство с письмом, протестующим против полетов Лайки.
Нас не потрясло сообщение из английской столицы о том, что члены вышеупомянутой лиги четвертого ноября соблюдали минуту молчания, помышляя о безопасном возвращении нашей Лайки на Землю.
Говорят, что бог лишает разума того человека, которого хочет наказать. Протестующие защитники собачьих видимо, прогневили творца Вселенной. Большого ума нет ни в их торжественных посланиях, ни в демонстрациях. Постное лицо английского ханжи выглядывает из посланий по поводу новых спутников Земли и живого существа, летящего впервые в космосе.
Впрочем, они не такие вегетарианцы, эти ханжи и лицемеры. Ценители собачьей жизни часто ни во что не ставят жизнь человеческую. Человеческая кровь для многих почтенных джентльменов дешевле водицы. Кровью миллионов людей писались страницы вековой летописи британского владычества в бывших колониальных странах. Прошлой осенью английская авиация варварски разрушала египетские города и села. Сегодня английские солдаты зверским образом расправляются с жителями Кипра и Омана, осмелившимися заявить о своем человеческом праве на свободу.
Англия славится не только своими замечательными писателями-фантастами. Есть в Англии и великие писатели — юмористы и сатирики. Как весело смеялись бы сегодня Диккенс и Бернард Шоу над потомками своих героев и героинь с их нелепыми протестами и глупыми претензиями!..
Позвольте и нам посмеяться над тем, что смешно в Англии.
Оставайтесь, мистер Джильберт, со своими догами и болонками у своего камина. Рожденный ползать летать не может.
Рисунки оттуда же: