Сканировал Игорь Степикин


"Aviation Week and Space Technology" — еженедельник авиации и космической технологии (издание на русском языке), лето 1995 года, с. 11-12.


РОССИЯ — ПРОЕКТЫ НОВЫХ НОСИТЕЛЕЙ И ДОГОВОР С DASA
КРЕЙГ КОВО/ЛЕ БУРЖЕ

На парижском авиасалоне Россия представила проекты новых носителей, один из которых (класса американского "Пегасуса") будет запускаться в воздухе с самолета Ту-160. Русские также обнародовали совместную с "Даймлер Бенц" (DASA) коммерческую программу переоборудования баллистических ракет в носители среднего класса. Кроме этого, в Ле Бурже представителями РКА были подписаны также соглашения с американскими и немецкими компаниями.

Государственный ракетно-космический центр им. М. В. Хруничева (РКЦХ) представил предварительный проект нового тяжелого носителя "Ангара", разрабатываемый в рамках правительственного постановления. Финансирование программы, нацеленной на проведение первого запуска примерно в 2000 г., уже началось.

"Ангара" будет более мощным носителем, чем в высшей степени удачный "Протон", выпускаемый РКЦХ. "Ангара" проектируется применительно к условиям запуска с космодрома Плесецк, что устранит зависимость России от казахского космодрома Байконур.

На первой ступени носителя будут установлены четыре таких же ЖРД, работающих на топливе "жидкий кислород — керосин", какие используются на носителе "Зенит". На таких же компонентах будет работать и единственный ЖРД второй ступени, представляющий собой модификацию ЖРД носителя "Энергия".

Однако по общей компоновке "Ангара" заметно отличается от обычных носителей. В основном корпусе первой и второй ступеней ракеты размещены баки горючего, а огромные баки для жидкого кислорода подвешены сбоку. Представители РКЦХ сообщили, что такая компоновка позволит изменять конфигурацию носителя, как это предусматривается для "Ариана" французской компании "Арианспейс". Таким образом, посредством варьирования и комбинирования элементами системы можно будет получать различные варианты носителя.


На российской экспозиции в Ле Бурже был представлен бомбардировщик Ту-160 с подвешенным под фюзеляжем двухступенчатым носителем "Бурлак".



Модель тяжелого носителя "Ангара" с большими боковыми баками для жидкого кислорода.

Исходным станет вариант двухступенчатого носителя для доставки грузов массой до 25 т на низкую околоземную орбиту (НОО) с наклонением 63°. В результате по сравнению с "Протоном", запускаемым с космодрома "Байконур" на такую же орбиту, грузоподъемность возрастет на 2 т.

В ТРЕХСТУПЕНЧАТОЙ конфигурации, где новый ЖРД третьей ступени также работает на жидком кислороде и керосине, "Ангара" сможет выводить 4,5 т груза на геосинхронную орбиту. Третий вариант носителя предназначен для запуска его с самолета АН-124 "Руслан". В этом проекте, разрабатываемом совместно РКЦХ и НПО "Молния", предполагается использовать модифицированный ЖРД второй ступени "Ангары". Запускаемый с самолета вариант носителя "Ангара" сможет выводить до 6 т полезной нагрузки на НОО с наклонением 51° при стоимости примерно 1500 долл. за кг.

Фактор стоимости является ключевым и в совместном проекте РКЦХ и немецкой DASA — "Рокот". Для реализации проекта создано СП "Юрокот ланч сервисиз". Носитель "Рокот" высотой 28 м будет создаваться на основе баллистической ракеты SS-19 с использованием новой второй ступени "Бриз", что позволит выводить на низкую и среднюю орбиты 1800 кг полезной нагрузки. Хотя стоимость запуска будет зависеть от массы выводимого на орбиту груза, перед разработчиками стоит задача не превысить рубеж 7 млн. долл. за запуск. Как и "Ангара", "Рокот" привязывается к пусковым комплексам космодрома Плесецк с первым запуском в 1997 г.

Принцип финансирования программы несколько необычен. Значительная часть средств на развертывание программы в России будет выделяться в рамках двухстороннего соглашения о погашении долгов российского правительства Германии. Идея состоит в том, чтобы российские затраты на разработку "Юрокот" шли в счет оплаты государственного долга России германскому правительству. Программа "Юрокот", в свою очередь, использует все преимущества, предоставляемые российской стороной, которая будет осуществлять запуски на льготных условиях. Остальная часть финансирования программы будет осуществляться по линии займа, предоставляемого немецким консорциумом DASA.

Наиболее впечатляющим экспонатом российской космической экспозиции в Ле Бурже была натурная модель запускаемого в воздухе с Ту-160 носителя "Бурлак", хотя перспективы его создания не столь четко определены, как у "Ангары" и "Рокота". Концепция системы "Бурлак — Ту-160" аналогична реализованной в проекте "Пегасус" американской компанией "Орбайтл Сайнсиз".

Массивный стратегический бомбардировщик Ту-160 с установленным под фюзеляжем носителем "Бурлак" привлекал общее внимание посетителей выставки. Российский Ту-160 был представлен на парижской авиационно-космической выставке впервые.

Деревянная модель носителя была подвешена под фюзеляжем Ту-160. По словам заместителя генерального директора АНТК им. Туполева Юлия Каштанова, разработка носителя продвинулась достаточно далеко, несмотря на недостаточное финансирование.

"Бурлак" создавался на базе баллистической ракеты, назвать которую г-н Каштанов отказался. Масса этого двухступенчатого носителя составит 32 т, длина — 22 м, а диаметр — 1,6 м. В отличие от "Пегасуса" у него нет крыльев, а хвостовое оперение аппарата в подвешенном под самолетом положении было сложено. Сам носитель проектируется КБ "Радуга". Обе ступени носителя снабжены ЖРД, причем работа двигательной установки второй ступени будет происходить в два включения. Российские специалисты считают, что если будут получены средства на разработку носителя, то с его помощью можно будет выводить на НОО до 800 кг полезной нагрузки. При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза может быть в пределах 5000 долл.

В Ле Бурже русскими были также подписаны следующие соглашения в области космической техники:

• Фирма "Прат энд Уитни" и НПО "Энергомаш". Обе фирмы планируют создать совместное предприятие для производства и продажи модернизированного российского ЖРД РД-120М. Этот ЖРД используется на второй ступени носителя "Зенит". Один такой двигатель планировалось доставить в конце июня в Уэст Палм Бич (шт. Флорида) для проведения испытаний на стендах "Прат энд Уитни" и оценки его потенциальной пригодности для использования на американских носителях следующего поколения.

• "Рокуэлл", РКК "Энергия" и DASA. Американская, российская и немецкая компании подписали меморандум о намерениях изучить технико-экономическую целесообразность создания небольшого орбитального аппарата "Инспектор" для осмотра и ремонта находящихся на орбите объектов.

"Инспектор" будет в состоянии получать и передавать на землю телевизионное изображение элементов крупных орбитальных систем типа космической станции, а с помощью дистанционно управляемых манипуляторов производить некоторые виды ремонтных работ.

Опытный образец аппарата, масса которого составит 73 кг, изготавливается немецкой компанией DASA. В соответстви с текущими планами он будет выведен на орбиту станции "Мир" космическим транспортным кораблем "Прогресс" в январе 1997 г. для проведения испытаний.