ИЗ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ
«Авиация и космонавтика» 1993 №№1-7

ПОЛЕТЫ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО

Немногие знают, что в истории пилотируемой космонавтики было немало отмененных полетов. Создавались ракеты, разрабатывались программы экспедиций и необходимая для этого аппаратура, в Центре подготовки тренировались космонавты, но их старты так и оставались неосуществленными.

Мы никогда не видели на полосах газет, в телесообщениях о запусках кораблей лиц космонавтов Пономаревой, Соловьевой, Колодина, Воронова, Воробьева, Яздовского, Лисуна и многих других, не слышали их репортажей с космических орбит. Их судьбами распорядились обстоятельства: полеты, к которым они готовились, были отменены...
С. ШАМСУТДИНОВ, ведущий специалист ТО «Видеокосмос»;
И. МАРИНИН, заведующий отделом информации ТО «Видеокосмос»

«ВОСХОД-3» — «ВОСХОД-7»

После полетов кораблей «Восход» и «Восход-2» в 1965 году началась подготовка к запуску «Восхода-3» с программой научных исследований длительностью 10—15 суток. Часть аппаратуры, предназначенная для работы в условиях космического вакуума, размещалась в герметичной вогнутой в кабину корабля полусфере с иллюминатором и манипулятором.

В мае были сформированы и приступили к тренировкам экипажи. Основной: Борис Валентинович Волынов — командир корабля и Георгий Петрович Катыс — научный сотрудник Института автоматики и телемеханики АН СССР. Дублирующий: Георгий Тимофеевич Береговой и Лев Степанович Демин. Резервный: Владимир Александрович Шаталов и Юрий Петрович Артюхин.

С. Королев планировал запуск спутника на ноябрь 1965 года. Но к тому времени наметилось некоторое отставание от графика подготовки корабля. С опозданием поступала и научная аппаратура.

14 января 1966 года во время хирургической операции скончался Сергей Павлович Королев. После его смерти научную программа экспедиции отменили, а экипажи переформировали. Было принято решение — полет назначить на второй квартал 1966 года по военной программе длительностью до 20 суток. В основной экипаж вошли Б Волынов, Г Шонин, в дублирующий — Г.Береговой и В. Шаталов.

22 февраля 1966 года в процессе подготовки к полету «Восхода-3» был запущен беспилотный корабль «Восход», получивший после выхода на орбиту название «Космос-110». На его борту находились собаки Ветерок и Уголек. Совершив 22-суточный полет, корабль 16 марта благополучно возвратился на Землю.

ОКБ-1 возглавил Василий Павлович Мишин. По его мнению, «Восход», созданный на основе корабля «Восток», морально устарел и не соответствовал растущим потребностям пилотируемой космонавтики. Он добился у руководства военно-промышленного комплекса страны разрешения прекратить изготовление «Восходов» и закрыть эту программу исследований с тем, чтобы создать новый универсальный пилотируемый космический корабль «Союз». К тому времени кроме «Восхода-3» в ОКБ-1 были изготовлены корпуса еще нескольких аппаратов этой серии.

«Восход-3» так и не был выведен на орбиту, а готовившиеся экипажи расформированы С прекращением программы были отменены и другие полеты таких спутников, хотя по планам их должно было быть семь. Так, на конец 1966 — начало 1967 года намечался запуск «Восхода-4» с женским экипажем, при этом предусматривался первый в мире выход женщины в открытый космос. Предполагалось, что в основной экипаж войдут Валентина Леонидовна Пономарева и Ирина Баяновна Соловьева. Их дублеры — Жанна Дмитриевна Сергейчик (Ёркина) и Татьяна Дмитриевна Пицхелаури (Кузнецова). Ирина Соловьева должна была совершить выход в космос.

На 1967 год планировался запуск «Восхода-5» с медицинской программой полета длительностью в пять суток. Предусматривалось, что полетят космонавт ВВС и врач — представитель Института медико-биологических проблем (ИМБП) Министерства здравоохранения СССР.

Научная программа включала биомедицинские эксперименты с людьми и выполнение в ходе полета хирургической операции на подопытном животном — кролике. В связи с этим в ИМБП летом 1965 года был проведен медицинский отбор сотрудников института и сформирована группа, в которую вошли врачи Евгений Александрович Ильин, Александр Алексеевич Киселев, Сергей Олегович Николаев и Юрий Александрович Сенкевич, ставший впоследствии известным путешественником и ведущим телепередачи «Клуб путешественников». Они приступили к тренировкам и отработке научно-медицинской программы полета. Занятия проводились также в макете корабля «Восход», который был установлен в институте.


А. Киселев (слева) и Б. Егоров

Т. Пицхелаури (Кузнецова)

Ю.Сенкевич

После дополнительных обследований к дальнейшей подготовке были допущены Е. Ильин, А. Киселев и Ю. Сенкевич. Для них на машиностроительном заводе «Звезда» были изготовлены кресла-ложементы и сшиты полетные костюмы.

Однако вскоре из-за прекращения программы «Восход» врачи вернулись к своей работе.

Чему же еще не было суждено осуществиться? На «Восходе-6» планировалось испытывать установку для автономного передвижения космонавта в открытом космосе. Она уже была создана специалистами «Звезды» под руководством Гая Ильича Северина.

«Восход-7» должен был завершить программу. Корабль и третью ступень ракеты-носителя «Союз» предполагалось соединить тросом длиной 50 м и с помощью двигателей ступени и корабля осуществить закрутку этой связки вокруг центра масс для проведения эксперимента по созданию искусственной силы тяжести. Проект разрабатывался Центральным специализированным конструкторским бюро (ЦСКБ) — филиалом №1 ЦКБЭМ в Куйбышеве под руководством Дмитрия Ильича Козлова.

В.Пономарева

Ж.Сергейчик (Еркина)

И. Соловьева

Г Катыс


Е. ИЛЬИН

«СОЮЗ-2»

В 1962 году в ОКБ-1 начали проектировать многоместный многоцелевой универсальный пилотируемый космический корабль под индексом «7К» (11Ф615), получивший название «Союз». Его первый беспилотный испытательный запуск состоялся 28 ноября 1966 года. После выхода на орбиту ему было присвоено наименование «Космос-133». Через двое суток при посадке траектория его спуска из-за сбоя в системе ориентации оказалась слишком пологой. Спускаемый аппарат (СА) перелетел территорию СССР и шел на посадку в Китае. Чтобы этого не произошло, из Центра управления полетом была выдана команда на подрыв СА.

14 декабря 1966 года при старте второго беспилотного корабля произошла авария ракеты-носителя. За несколько секунд до запуска двигателей автоматическая система управления ракеты прервала предстартовые операции. В это время сработала система аварийного спасения, и произошло воспламенение в контуре терморегулирования космического аппарата. В считанные секунды последовал взрыв его топливных баков и ракеты-носителя.

Третий испытательный полет «Союза» («Космос-140») начался 7 февраля 1967 года. Он продолжался двое суток и в целом прошел нормально. Но на участке торможения в атмосфере прогорело теплозащитное днище СА, аппарат приводнился в Аральском море и затонул.

В 1966 году ни один советский космонавт не работал на орбите. Следующий год был юбилейным — 50 лет социалистической революции. Партийное руководство страны требовало новых запусков пилотируемых кораблей, чтобы очередными успехами в космосе отметить эту дату.

Было решено, что предыдущие испытательные полеты корабля «Союз» допускают eго использование в пилотируемом варианте, поэтому и запланировали в апреле 1967 года старт двух аппаратов с космонавтами: «Союз-1» с одним человеком на борту, а через сутки — «Союз-2» уже с тремя. Далее намечалась стыковка спутников и переход двух космонавтов через открытый космос из «Союза -2» в «Союз-1». После этого корабли должны были расстыковаться и совершить посадку на Землю. Государственная комиссия утвердила командиром «Союза-1» Владимира Михайловича Комарова, а его дублером — Юрия Алексеевича Гагарина. На «Союз-2» был назначен основной экипаж в составе Валерия Федоровича Быковского, Алексея Станиславовича Елисеева, Евгения Васильевича Хрунова и дублирующий, в который вошли Андриян Григорьевич Николаев Валерий Николаевич Кубасов, Виктор Васильевич Горбатко.

23 апреля 1967 года в космос ушел «Союз-1». В спускаемом аппарате были установлены еще два кресла-ложемента для Елисеева и Хрунова. После вывода корабля на орбиту последовали отказы ряда бортовых систем. Не раскрылась и одна из панелей солнечной батарей, что вдвое сократило энергетические возможности и делало невозможной запланированную стыковку. Все попытки Комарова ликвидировать неисправность закончились неудачей. Тогда и было принято решение запуск «Союза-2» отменить, а полет «Союза- 1» досрочно прекратить. К несчастью, во время посадки произошел еще один отказ жизненно важной системы корабля. Не сработала парашютная система и спускаемый аппарат на огромной скорости врезался в Землю. Космонавт Владимир Михайлович Комаров погиб.

Спустя почти два года эта программа полета была выполнена экипажами кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Переход через открытый космос осуществили Елисеев и Хрунов, которые входили в экипаж «неполетевшего» «Союза-2».


ДОС «Мир» на орбите, сфотографированная 25.06.86 г.
с расстояния 250 м экипажем Л. Кизима и В. Соловьева


ЛУННЫЕ ПРОГРАММЫ

В 1964 году в СССР были начаты работы по программам УР500К-Л1 (пилотируемый облет Луны) и Н1-Л3 (посадка космонавтов на ее поверхность). Для облета Луны в ОКБ-1 создавался двухместный корабль 7К-Л1 (11Ф91). По программе Н1-Л3 разрабатывался лунный орбитальный корабль — ЛОК (11Ф93) и лунный корабль — ЛК (11Ф94), который должен был совершать посадку с одним космонавтом на поверхность Луны, а также ракета-носитель Н-1

В 1965 году в ЦПК была сформирована и приступила к тренировкам группа «лунных» космонавтов, которая в первую очередь начала готовиться к полетам по программе УР500К-Л1. Несколько позже начались занятия и тренировки по программе Н1-Л3

Программой УР500К-Л1 предусматривалось сначала осуществить 10 полетов беспилотного варианта корабля 7К-Л1, который впоследствии получил название «Зонд» 11-й и 14-й корабли должны были стартовать с экипажами на борту. При этом ставилась задача обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом облете Луны, так как Соединенные Штаты уже активно работали по программе «Аполлон». Полет планировался на июль 1967 года

Из-за недостаточности финансирования, проектных и производственных мощностей, скудности испытательной базы, а также по другим причинам выдержать напряженнейший график создания, а затем подготовки к пускам кораблей 7К-Л1 не удалось. Кроме того, испытательные беспилотные полеты часто оканчивались неудачно из-за аварий ракет-носителей и кораблей. Первый космический аппарат этой серии был запущен лишь 10 марта 1967 года под названием «Космос-146». Причем из-за отказа в системе управления ракетного блока «Д» ракеты-носителя «Протон» (УР500К) вместо разгона к Луне произошло торможение корабля, который по крутой траектории вошел в атмосферу Земли и разрушился.

В том же году были предприняты еще три безуспешные попытки запуска беспилотного 7К-Л1 к Луне. Один из кораблей, получивший название «Космос-154» и стартовавший 8 апреля, из-за отказа блока «Д» остался на орбите Земли 28 сентября и 22 ноября во время выведения на орбиту произошли аварии ракет-носителей «Протон». 2 марта 1968 года был запущен следующий корабль, получивший название «Зонд-4» Из-за отказа системы ориентации его не удалось направить к Луне, он вышел на высокоэллиптическую орбиту вокруг Земли.

К тому времени из группы космонавтов, готовившихся по программе УР500К-Л1, сформировали три экипажа. Первый: Алексей Архипович Леонов и Олег Григорьевич Макаров. Второй: Валерий Федорович Быковский и Николай Николаевич Рукавишников. Третий: Павел Романович Попович и Виталий Иванович Севастьянов. Очередность условна, так как основной экипаж не назначался.

Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полетом, в специальном изолированном бункере, и в течение шести суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя тем самым полет к Луне и обратно. Перехватив информацию с борта «Зонда-4», специалисты НАСА в первый момент решили, что советские космонавты летят к Луне. Но вскоре все разъяснилось.

При возвращении аппарата оказалось, что посадка СА произойдет в нерасчетном районе, где не было советских поисково-спасательных судов. Поэтому по команде из Центра управления полетом СА был подорван, и его обломки упали в Гвинейский залив у берегов Африки

22 апреля 1968 года во время следующего старта из-за сбоя в системе управления кораблем сработала система аварийного спасения (САС) и полет был прерван. 15 сентября запустили еще один корабль — «Зонд-5», который впервые облетел Луну и приводнился в Индийском океане. 10 ноября стартовал «Зонд-6», также облетевший Луну и совершивший посадку уже на территории СССР. Правда, эти полеты нельзя было считать полностью успешными, так как возникали отказы некоторых бортовых систем. В частности, при посадке «Зонда-6» на высоте нескольких километров произошел отстрел парашюта и спускаемый аппарат врезался в землю, разбившись в лепешку. Из-за преследовавших программу УР500К-Л1 неудач, постоянных выяснений и устранений причин аварий ракет-носителей и космических аппаратов запуск первого пилотируемого корабля все время откладывался. Было решено, что прежде должны быть осуществлены три подряд полностью успешных полета беспилотного аппарата.

В конце 1968 года стало ясно, что США могут опередить СССР в первом пилотируемом полете к Луне. И тогда космонавты трех «лунных» экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно, невзирая на аварии, обосновывая свое решение тем, что пребывание космонавтов на борту корабля повысит надежность полета.

В первых числах декабря они вылетели на Байконур и находились там в течение недели на тот случай, если поступит срочное указание запустить пилотируемый корабль. Космонавты усиленно тренировались и были готовы стартовать в любой момент.

Но решения о запуске не последовало. А 21 декабря «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту направился к Луне и 24 декабря вышел на орбиту вокруг нее. Совершив 10 витков, корабль перешел на траекторию полета к Земле и 27 декабря благополучно приводнился в Тихом океане.

Через девять дней мы запустили еще один беспилотный 7К-Л1 и вновь неудачно из-за неполадок в двигателях во время выведения ракета-носитель была подорвана.

Вскоре от пилотируемых полетов по программе УР500К-Л1 отказались, так как они потеряли смысл. СССР проиграл первый этап «лунной» гонки. 8 августа 1969 года и 20 октября 1970 года были запущены «Зонд-7» и «Зонд-8», которые совершили облет Луны и благополучно вернулись на Землю. После этого программа была окончательно закрыта.

Но у нас еще оставался шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. Эту цель преследовала программа Н1-Л3. По ней, в частности, стали тренироваться экипажи: Леонов и Макаров, Быковский и Рукавишников. Леонову или Быковскому предстоял выход на поверхность Луны.

21 февраля 1969 года был осуществлен первый испытательный запуск ракеты-носителя Н-1. В качестве полезной нагрузки установили автоматический корабль 7К-Л1С (11Ф92). Но из-за аварии первой ступени РН полет прекратили, и ракета упала в нескольких десятках километров от стартовой площадки.

Вторая попытка запустить Н-1 с тем же кораблем и макетным ЛК (11Ф94) была предпринята 3 июля 1969 года. Через несколько секунд после старта взорвался один из двигателей первой ступени. Последовала серия взрывов, и ракета упала, разрушив стартовый комплекс. В случае успешных запусков корабли 11Ф92 должны были выйти на орбиту Луны и произвести фотографирование предполагаемых районов посадок ЛК.

21 июля 1969 года в США стартовал КК «Аполлон-11», и 24 июля американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин впервые в истории человечества высадились на поверхность Луны. Это в значительной степени предопределило судьбу пилотируемых полетов по программе Н1-Л3. Кроме того, стало ясно, что на доработку РН Н-1 и восстановление стартового комплекса потребуется достаточно много времени. Поэтому решили подготовку космонавтов для лунных полетов прекратить. Экипажи расформировали, а космонавтов перевели на другие программы.

Дважды еще пускали Н-1: 27 июня 1971 и 23 ноября 1972 года. И оба раза ракеты взрывались из-за аварий первых ступеней. В августе 1974 года предполагалось запустить пятую РН Н-1. К тому времени был подготовлен новый проект длительных экспедиций космонавтов на Луну — Н1-Л3М. В соответствии с ним наша лунная экспедиция могла состояться в конце 70-х годов. Но в мае 1974 года все эти работы закрыли.

КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «СОЮЗ» С СИСТЕМОЙ «КОНТАКТ»

В рамках программы Н1-Л3 для стыковки лунного орбитального корабля с лунным кораблем разрабатывалась радиотехническая система сближения и стыковки «Контакт». В 1970 году для проведения испытаний этой системы в условиях реального космического полета на орбите вокруг Земли началась подготовка к запуску двух пилотируемых космических кораблей «Союз» типа 7К-ОК.

После выведения на орбиту корабли должны были провести маневры по взаимному поиску и сближению, состыковаться и некоторое время совершать совместный полет. Затем расстыковаться и приземлиться.

К полету на «активном» корабле готовились Анатолий Васильевич Филипченко, Георгий Михайлович Гречко и их дублеры — Лев Васильевич Воробьев и Валерий Александрович Яздовский.

Основной экипаж «пассивного» корабля — Георгий Тимофеевич Добровольский и Виталий Иванович Севастьянов, дублирующий — Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров.

Л. Воробьев (слева), В. Яздовский, 1973 год.
Во время подготовки к полету на корабле «Союз-13»

Но система «Контакт» постоянно дорабатывалась, по этой причине откладывались и старты кораблей. К началу 1971 года стало ясно, что «Контакт» в ближайшее время не будет применяться на космических аппаратах. Для стыковки же транспортных кораблей «Союз» с долговременными орбитальными станциями (ДОС) была выбрана система «Игла» и стыковочные узлы типа «штырь — конус». В связи с этим полеты по программе «Контакт» в январе 1971 года были отменены.

СТАРТЫ К ДОС-1

В конце 60-х годов Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) под руководством В. Мишина приступило к созданию долговременной орбитальной станции (ДОС). В ее основу легли многие технические решения орбитальной пилотируемой станции «Алмаз», проектируемой с 1965 года Центральным конструкторским бюро машиностроения В. Челомея.

Тогда же для работы на ней в ЦПК была отобрана группа космонавтов, позднее, в 1970 году, сформированы первые три экипажа. Для доставки их на станцию на базе орбитального корабля «Союз» типа «7К-ОК» (11Ф615) разработали транспортную модификацию корабля «7К-Т» (11Ф615А8), рассчитанную уже на трех космонавтов, которые в течение всего полета были без скафандров.

На третье кресло в кабине корабля «Союз» претендовали как военные инженеры из отряда космонавтов ВВС, так и гражданские из отряда космонавтов ЦКБЭМ. Возникшее разногласие удалось разрешить компромиссом — военные и гражданские инженеры в экипажах должны были чередоваться.

В соответствии с этим были организованы экипажи на ДОС-1. Первый: Георгий Степанович Шонин, Алексей Станиславович Елисеев, Николай Николаевич Рукавишников. Второй: Алексей Архипович Леонов, Валерий Николаевич Кубасов, Петр Иванович Колодин Третий: Владимир Александрович Шаталов, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев. Несколько позже подготовку начал еще один экипаж в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Виталия Ивановича Севастьянова и Анатолия Федоровича Воронова. В феврале 1971 года произошли изменения: Шонина заменил Шаталов; в третий экипаж назначили Добровольского; в четвертый - Губарева.

19 апреля 1971 года первая станция была выведена на орбиту, получив название «Салют» 23 апреля на «Союзе-10» к ней стартовали Шаталов, Елисеев и Рукавишников. Во время стыковки возникло повреждение стыковочного узла корабля. Из-за неполного стягивания аппаратов герметичность стыка не обеспечивалась. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции оказался невозможен. Экипаж получил указание отстыковаться и возвратиться на Землю. Выполнить команду космонавтам удалось лишь через несколько витков. К счастью, при этом стыковочный узел станции остался не поврежденным.

К полету на «Союзе-11» стали готовиться Леонов, Кубасов, Колодин, а их дублерами стали Добровольский, Волков и Пацаев.

А. Воронов

В конце мая подготовка была окончена, и экипажи вылетели на Байконур. За три дня до старта медики обнаружили у Кубасова затемнение в легких и отстранили его от полета в связи с подозрением на заболевание туберкулезом. После этого рассматривалось предложение о замене его Волковым.

Но на заседании Госкомиссии за 10 часов до старта было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, а полетят Добровольский, Волков, Пацаев. 6 июня «Союз-11» стартовал. Космонавты успешно состыковались со станцией и приступили к выполнению программы.

Интересно, что чуть позже при повторном, более углубленном медицинском обследовании Валерия Кубасова медики свои претензии сняли, поэтому Леонов, Кубасов и Колодин начали подготовку к полету на станцию «Салют» на следующем корабле «Союз-12». Запуск планировали на июль—август 1971 года. Дублерами назначили Губарева, Севастьянова и Воронова.

29 июня 1971 года во время посадки «Союза-11» произошла катастрофа — разгерметизировался спускаемый аппарат. Космонавты Добровольский, Волков, Пацаев погибли, так как были без скафандров. Для расследования ее причин была образована комиссия, тем не менее подготовка к следующему полету экипажей Леонова и Губарева продолжалась.

В сентябре 1971 года состоялось заключительное заседание комиссии, на котором Леонов сказал, что его экипаж готов выполнить задание. Но приняли иное решение: полеты временно прекратить и провести доработку корабля «Союз». В дальнейшем космонавты должны были располагаться в них в скафандрах, поэтому «Союзы» могли вместить уже только двух человек. Учитывая это, из экипажей Леонова и Губарева вывели Колодина и Воронова. Таким образом, из четырех намечавшихся полетов на ДОС-1 были выполнены только два. Планируемые на август—сентябрь 1971 года старты «Союза-12» и «Союза-13» отменены.

С 29 июня 1971 года станция «Салют» совершала полет в автоматическом режиме, а 11 октября она сошла с орбиты и прекратила существование.

КОРАБЛИ «СОЮЗ» ДЛЯ ПОЛЕТОВ К ДОС-2

Для подготовки к полетам на следующую станцию ДОС-2 в конце 1971 года к Леонову и Кубасову, Губареву и Севастьянову присоединился еще один экипаж — Лазарев, Макаров, а также космонавты Гречко и Климук, которые в тот момент не были в экипажах. Вскоре экипаж Губарева переформировали, а составы и очередность полетов экипажей на ДОС-2 определили окончательно.
П. Колодин

Первыми в августе 1972 года должны были лететь Леонов и Кубасов на кораблe «Союз-12». Затем — их дублеры — Лазарев и Макаров. За ними — Губарев и Гречко. Последними на ДОС-2 предполагалось направить Климука и Севастьянова.

Но ни одного полета на станцию ДОС-2 не состоялось. Все их отменили из-за того, что станция не вышла на орбиту, так как 29 июля 1972 года во время пуска произошла авария ракеты-носителя. Если бы этого не случилось, станция получила бы название «Салют-2».


В. Лазарев и О. Макаров у станции ДОС-2, которая в случае
успешного запуска получила бы название «Салют-2»
(снимок из архива ТО «Видиокосмос» публикуется впервые)

КОРАБЛИ «СОЮЗ» ДЛЯ ПОЛЕТОВ К ДОС-3

После неудачи с ДОС-2 в ЦКБЭМ срочно стали готовить к запуску ДОС-3. Все космонавты, которые должны были работать на ДОС-2, начали подготовку к полетам уже на эту станцию.

11 мая 1973 года она была выведена на орбиту, однако на первых же витках на ней вышла из строя система ориентации, из-за чего эксплуатировать ее в пилотируемом режиме было невозможно. Станцию назвали «Космос-557». Долгое время факт запуска орбитальной станции скрывался.

Планировавшиеся полеты вновь отменили, космонавтов перевели на другие программы. В частности, экипаж Леонова начал готовиться по советско-американской программе «ЭПАС», остальные — к автономным орбитальным полетам, впоследствии реализованным на кораблях «Союз-12» и «Союз-13».

КОРАБЛИ «СОЮЗ» ДЛЯ ПОЛЕТОВ К СТАНЦИИ «САЛЮТ-2»

В январе 1973 года первая орбитальная пилотируемая станция (ОПС) «Алмаз» военного назначения была доставлена на Байконур, а 3 апреля под названием «Салют-2» ее вывели на орбиту.

К тому времени уже закончилась подготовка трех экипажей для работы на борту станции «Алмаз». В первом из них — Павел Романович Попович и Юрий Петрович Артюхин, во втором — Геннадий Васильевич Сарафанов и Лев Степанович Демин, в третьем — Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Желобов.

На середину апреля намечался запуск первой экспедиции на «Салют-2» на транспортном корабле «Союз», который после выведения на орбиту получил бы номер 12. Но на тринадцатые сутки полета, 15 апреля, произошла внезапная разгерметизация отсеков орбитальной станции, затем перестала поступать телеметрическая информация. Старт корабля «Союз» с космонавтами Поповичем и Артюхиным был отменен за несколько дней до намеченной даты. 29 апреля ОПС-1 прекратила свое существование.

ПОЛЕТЫ К ОПС-2 «АЛМАЗ»

Экипажи, осваивавшие выполнение работ на «Салюте-2», приступили к подготовке к полетам на ОПС-2, которая вышла на орбиту 25 июня 1974 года под названием «Салют-3». С опозданием более чем на год начались пилотируемые полеты по программе «Алмаз». 4 июля «Союз-14» доставил на станцию Поповича и Артюхина.

Второй экипаж — Сарафанов и Демин — стартовал на корабле «Союз-15» 26 августа 1974 года. Но состыковаться со станцией им не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла» на «Союзе-15». Космонавты пытались выполнить эту операцию в ручном режиме, но также безуспешно. При этом в одной из попыток корабль едва не столкнулся со станцией. Через два дня они приземлились.

Комиссия, расследовавшая причины аварии, приняла решение о доработке «Иглы» и прекращении эксплуатации ОПС-2 в пилотируемом режиме. Так был отменен полет третьего экипажа на «Союзе-16».

А к нему готовились Волынов и Жолобов. Их дублеры — Зудов и Рождественский. Для этого полета уже был выделен космический корабль, который спустя год, 17 ноября 1975 года, в беспилотном варианте с доработанной системой стыковки вывели на орбиту под названием «Союз-20». Через двое суток он состыковался со станцией «Салют-4» и совершал с ней совместный полет до 16 февраля 1976 года. При этом проводились ресурсные испытания бортовых систем корабля.

А ОПС-2 прекратила свое существование раньше — 24 января 1975 года.


В. Козельский (слева), В. Преображенский.
Фото из архива В. Козельского
К СТАНЦИИ «САЛЮТ-5»

ОПС-3 «Алмаз» была выведена на орбиту 22 июня 1976 года под названием «Салют-5». На ее борту работали экипажи кораблей «Союз-21» (Б. Волынов, В Жолобов) и «Союз-24» (В Горбатко, Ю. Глазков). В. Зудову и В Рождественскому на «Союзе-23» со станцией состыковаться не удалось, поэтому планировалось отправить к ней дополнительный четвертый экипаж в качестве третьей экспедиции

Начали готовиться Анатолий Николаевич Березовой, Михаил Иванович Лисун и их дублеры — Владимир Сергеевич Козельский и Владимир Евгеньевич Преображенский. Старт «Союза» под номером «25» планировался первоначально на март 1977 года.

Но дополнительный космический корабль, как выяснилось, мог быть готов лишь к тому времени, когда на ОПС-3 для поддержания орбиты иссякли бы все запасы топлива и она находилась бы в неуправляемом полете, что, естественно, делало невозможной стыковку. По этой причине было принято решение о прекращении эксплуатации ОПС-3 в пилотируемом режиме.

История программы «Алмаз» началась с отмененного первого полета, отмененным полетом и закончилась. 8 августа 1977-го станция «Салют-5» после 412-суточного полета вошла в плотные слои атмосферы и прекратила существование над пустынными районами Тихого океана.

К СТАНЦИИ «САЛЮТ-6»

Орбитальная станция второго поколения «Салют-6» была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года. Она имела уже два стыковочных узла. В связи с этим в ЦПК стали готовить экипажи по программе длительных (основных) и кратковременных экспедиций (посещения).

К моменту запуска «Салюта-6» в Звездном городке по программам основных экспедиций проходили подготовку четыре экипажа: Владимир Васильевич Коваленок и Валерий Викторович Рюмин, Юрий Викторович Романенко и Александр Сергеевич Иванченков, Владимир Афанасьевич Ляхов и Георгий Михайлович Гречко, Леонид Иванович Попов и Борис Дмитриевич Андреев.

К посещению станции готовились восемь пар. Для первой экспедиции основной экипаж — Владимир Александрович Джанибеков и Петр Иванович Колодин. Их дублеры — Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров. Остальные шесть экипажей тренировались по международной программе «Интеркосмос» с участием космонавтов ЧССР, ПНР и ГДР.

9 октября 1977 года стартовал «Союз-25» с космонавтами Коваленком и Рюминым. Однако этот экипаж не смог состыковаться с «Салютом-6» и 11 октября, не выполнив программы полета, приземлился. Планировавшийся запуск «Союза-26» с Джанибековым и Колодиным отложили до прибытия на станцию следующей основной экспедиции — Романенко и Иванченкова.
М. Лисун. Фото из архива
ТО «Видвокосмос».

Государственная комиссия сделала вывод, что одной из причин невыполнения стыковки явилось то, что экипаж «Союза-25» состоял из космонавтов-новичков. Поэтому приняли и поныне действующее решение: в каждом составе должен быть хотя бы один опытный космонавт. Как следствие, в октябре 1977 года все экипажи переформировали. Теперь к первой основной экспедиции стали готовиться Романенко и бортинженер Гречко, который уже побывал в космосе. Во второй экипаж вошли Коваленок и Иванченков, в третий - Ляхов и Рюмин, в четвертый - Попов и Лебедев, в пятый -Зудов и Андреев.

Б. Андреев.
Фото из архива ТО «Видеокосмос»

Для экспедиции посещения в основной экипаж вместо Колодина вошел Макаров Лазарев — первоначально командир дублирующего экипажа и бортинженер Стрекалов были переведены на программу подготовки к полету на модифицированном транспортном корабле «Союз Т». Колодина в новый экипаж не назначили, и он прекратил занятия. Так из-за отмены полета «Союза-26» в ноябре 1977 года сорвался еще один его полет.

ПО ПРОГРАММЕ МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Впервые корабль серии «Союз Т» («Союз Т-2») был запущен с космонавтами на борту 5 июня 1980 года. Его пилотировали Ю. Малышев и В. Аксенов Экипаж состыковался со станцией «Салют-6», а через четверо суток после старта, успешно выполнив программу испытательного полета, вернулся на Землю.

В четвертом квартале того же года к «Салюту-6» должен был улетать «Союз Т-3». Поскольку планировались и медицинские эксперименты, в экипаж включили космонавтов-исследователей ИМБП В. Полякова и М. Потапова. Основной была тройка: Василий Григорьевич Лазарев, Геннадий Михайлович Стрекалов и Валерий Владимирович Поляков, их дублеры — Юрий Федорович Исаулов, Николай Николаевич Рукавишников и Михаил Георгиевич Потапов.

Однако в термосистеме «Салют-6» возникла неисправность, которую надо было устранить, поэтому от полета корабля «Союз Т-3» с медицинской программой пришлось отказаться. А готовиться стали Леонид Денисович Кизим, Олег Григорьевич Макаров и Константин Петрович Феоктистов (он участвовал в проектировании станции «Салют-6»). Экипажи с космонавтами-исследователями ИМБП сделали соответственно дублирующим и резервным. Но незадолго до старта Феоктистов по состоянию здоровья был отстранен, и его место занял Стрекалов.


М. Потапов, Ю. Исаулов, Н. Рукавишников. Фото из архива М. Потапова

ИЗ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ


ПОЛЁТЫ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО

С. ШАМСУТДИНОВ,
ведущий специалист ТО «Видеокосмос»;
И. МАРИНИН,
заведующий отделом информации ТО «Видеокосмос»


ОТМЕНЕННЫЙ ПОЛЕТ ЖЕНСКОГО ЭКИПАЖА И ОСНОВНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА ОРБИТАЛЬНУЮ СТАНЦИЮ «САЛЮТ-7»

В сентябре 1984 года приступили к тренировкам три экипажа, два из которых должны были совершить полеты на ОС «Салют-7» в качестве основных экспедиций. В первом готовились Владимир Владимирович Васютин, Виктор Петрович Савиных и Александр Александрович Волков, во втором - Александр Степанович Викторенко, Александр Павлович Александров, Евгений Владимирович Салей, в третьем - Анатолий Яковлевич Соловьев, Александр Александрович Серебров и Николай Тихонович Москаленко.

Через три месяца был сформирован женский экипаж: командир корабля - Светлана Евгеньевна Савицкая, бортинженер - Екатерина Александровна Иванова, космонавт-исследователь - Елена Ивановна Доброквашина. Дублеров не готовили, так как кроме Савицкой не было женщин с опытом космического полета (Валентина Терешкова хотя и числилась на должности космонавта-испытателя в отряде космонавтов ЦПК имени Ю. А. Гагарина, но к подготовке не привлекалась).
Е. Доброквашина

В мае 1985 года на станцию «Салют-7» на корабле, который получил бы обозначение «Союз Т-13», планировалось доставить первый экипаж, а в ноябре на «Союзе Т-14» - женский. Через семь суток после старта «команда» Савицкой должна была вернуться. Вскоре после этого планировалось приземление тройки Васютина. Затем, в начале 1986 года, на «Союзе Т-15» предусматривалось запустить второй основной экипаж для длительной работы на борту «Салюта-7». После ее завершения эксплуатацию ОС и кораблей серии «Союз Т» планировалось прекратить. Однако этим планам не суждено было сбыться.

11 февраля 1985 года станция вышла из строя. Из-за ложного показания одного из датчиков бортовые аккумуляторные батареи станции отключились от подпитывавших их солнечных батарей и полностью разрядились. В результате этого прекратилось функционирование всех систем, в том числе связи, телеметрии и терморегулирования. ОС превратилась в «молчащую» холодную двадцатитонную груду металла. Использовать ее в пилотируемом режиме было невозможно. Рассматривался вариант прекращения эксплуатации станции и в связи с этим отмена недельного автономного полета женского экипажа, но потом решили попытаться восстановить работоспособность «Салюта-7». Савицкая, Иванова, Доброквашина не полетели.

Для ремонта станции в марте 1985 года сформировали экипаж из опытнейших космонавтов. В основном - к подготовке приступили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, в дублирующем - Леонид Попов и Александр Александров. В экипажи Васютина и Викторенко назначили соответственно Георгия Михайловича Гречко и Геннадия Михайловича Стрекалова.

6 июня 1985 года стартовал основной «ремонтный» экипаж на «Союзе Т-13». Космонавты, используя лазерный дальномер. провели ручную стыковку со станцией, совершавшей неориентированный полет. Через некоторое время они, благодаря упорному и кропотливому труду в очень тяжелых условиях, возродили дорогостоящую орбитальную станцию.

17 сентября 1985 года к «Салюту-7» на КК «Союз Т-14» улетели Васютин, Гречко, Волков. После недельного совместного полета вернулись на Землю в «Союзе Т-13» Джанибеков и Гречко. 2 октября к станции был пристыкован транспортный корабль снабжения «Космос-1686» (ТКС-4). В феврале 1986 года его предполагали отстыковать от станции, освободив стыковочный узел.

4 марта 1986 года на орбиту должен был выйти женский экипаж посещения станции на «Союзе Т-15». Это был последний корабль, поэтому старт экипажа Викторенко отменялся. Недельный полет приурочили к празднику 8 Mapта. А через неделю после его завершения планировалась посадка основной экспедиции.

Полету Светланы, Екатерины и Елены, казалось, ничто не могло помешать, и они напряженно и успешно тренировались.
Е. Иванова

Близился день старта. И вдруг случилось непредвиденное: на станции серьезно заболел Владимир Васютин. С каждым днем ему становилось все хуже, поэтому на 65 сутки полета экипаж вернулся на Землю. Обязанности командира корабля во время посадки исполнял бортинженер Виктор Савиных. Такой разворот событий привел к срыву полета женского экипажа, но Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.Глушко лично заверил что он состоится несмотря ни на что.
А. Викторенко, Г Стрекалов. Е Салей

В феврале 1986 года планировался запуск новой орбитальной станции «Мир». В связи с этим, а также по другим причинам приняли решение к середине 1986 года эксплуатацию «Салюта-7» в пилотируемом режиме прекратить «Союз Т-15» предполагалось использовагь сначала для доставки первой основной экспедиции (Кизим и Соловьев) на станцию «Мир», а затем для их перелета на «Салют-7». Демонтировав наиболее ценную научную аппаратуру и загрузив ее в корабль, космонавты должны были вернуться на новую станцию.

С принятием такого решения экипажи Викторенко и Соловьева расформировали, а входившие в них космонавты и женский экипаж перевели на подготовку к полётам на станцию «Мир» на КК «Союз ТМ». При этом Екатерина Иванова стала осваивать функции командира корабля и к концу 1986 года прочла полный курс не обходимой подготовки. Некоторое время рассматривался вариант включения в экипаж в качестве командира Валентины Терешковой вместо Савицкой, но на второй космический полет Терешковой разрешение дано не было.

20 февраля 1986 года на орбиту вышел базовый блок орбитальной станции третьего поколения «Мир» с шестью стыковочными узлами. Этот запуск был подарком XXVI съезду КПСС. Новый комплекс являл собой первую в мире модульную орбитальную станцию. Планировалось в достаточно сжатые сроки вывести на орбиту и пристыковать к базовому блоку пять специализированных модулей.

Полет «Союза Т-15» был проведен по плану, но в мае 1987 года в ЦПК подготовка женщин к полету бьпа прекращена.

Н.Москаленко
Фото из архива ТО «Видеокосмос»

«Салют-7» с пристыкованным к нему «Космосом-1686» 4 февраля 1991 года в результате естественного торможения сошёл с орбиты. Так как комплекс разрушился в плотных стоях атмосферы частично, обломки его упали на Землю, но, к счастью, в малонаселенных районах Южной Америки

«СОЮЗ ТМ-8»

26 ноября 1988 года в космос стартовал второй советско-французский экипаж в составе Александра Александровича Волкова, Сергея Константиновича Крикалева и Жан-Лу Кретьена на «Союзе ТМ-7». Причалив к орбитальному комплексу «Мир», они приступили к совместной работе с космонавтами третьей основной экспедиции комплекса Владимиром Георгиевичем Титовым, Мусой Хирамановичем Макаровым и Валерием Владимировичем Поляковым. 21 декабря 1988 года Титов, Макаров и Кретьен на корабле «Союз ТМ-6» были уже на Земле. Остальные продолжили работу в качестве четвертой основной экспедиции.

Т. Мусабаев

В это время в ЦПК началась непосредственная подготовка к полету следующей основной экспедиции: Александра Степановича Викторенко и Александра Александровича Сереброва и их дублеров Анатолия Яковлевича Соловьева и Александра Николаевича Баландина.

В марте 1989 года к комплексу «Мир» планировалось пристыковать модуль дооснащения «Квант-2» с автономным средством передвижения космонавта (СПК), поэтому экипажу Волкова надо было расконсервировать модуль и подготовить его к работе. В апреле на «Союзе ТМ-8» предстояло стартовать Викторенко и Сереброву для смены четвертой основной экспедиции. Их ждал полугодовой полет и испытания в СП К в открытом космосе.

Но 19 февраля 1989 года было объявлено, что из-за задержки с подготовкой модуля «Квант-2» его запуск переносится на сентябрь (впоследствии этот срок переносился на 16 октября, а затем на 26 ноября). Стало ясно, что отправлять в полет Сереброва, основного испытателя СПК, в апреле не имеет смысла. Поэтому в феврале основной и дублирующий экипажи «Союза ТМ-8» переформировали: бортинженеров в экипажах поменяли местами. Запуск «Союза ТМ-8» с Викторенко и Баландиным назначили на 19 апреля 1989 года.

Двумя месяцами раньше для работы на «Мире» сформировали еще два экипажа, в которые в качестве космонавтов-исследователей были включены космонавты из отряда Летно-исследовательского института (ЛИИ). В один вошли Виктор Михайлович Афанасьев - командир, Виталий Иванович Севастьянов - бортинженер, Римантас Антанас-Антано Станкявичюс - космонавт-исследователь, в другой - соответственно Геннадии Михайлович Манаков, Геннадии Михайлович Стрекалов и Виктор Васильевич Заболотский. Командиры и бортинженеры готовились по программе длительной основной экспедиции, а космонавты-исследователи - по кратковременной программе посещения. Стартовав со своим экипажем, космонавт-исследователь должен был вернуться на Землю с космонавтами предыдущей основной экспедиции.

В.Циблиев

Однако через месяц после этого, в 20-х числах марта, в барокамере при испытаниях был серьезно поврежден приборный отсек «Союза ТМ», предназначенного для доставки к «Миру» Соловьева и Сереброва, запуск которого планировался на сентябрь 1989 года.

Поврежденный корабль восстановлению не подлежал, другой к сентябрю подготовить не успевали, поэтому на заседании Госкомиссии в конце марта 1989 года было решено запуск «Союза ТМ-8» 19 апреля отменить и таким образом обеспечить полет в сентябре. После этого экипажи Викторенко и Соловьева были восстановлены в первоначальном составе, и 5 сентября 1989 года «Союз ТМ-8» стартовал в космос. Его пилотировали, как первоначально и планировалось, Викторенко и Серебров.

Экипажи Афанасьева и Манакова в 1989 году напряженно тренировались, изучали корабль и орбитальный комплекс, своевременно сдавали экзамены и зачеты. Летом 1989 года они прошли «морские» тренировки. Однако в конце года подготовку космонавтов-исследователей ЛИИ прекратили, и они были выведены из экипажей.
Р. Станкявичюс

Через год, 9 сентября 1990 года, Римантас Станкявичюс погиб в авиакатастрофе. Он участвовал в международном авиационном празднике «Акробатические крылья» в местечке Сальгареда провинции Тревизо в Италии. Во время показательного полета на самолете Су-27 при выполнении фигур высшего пилотажа на предельно малой высоте его самолет врезался в землю.

Не удалось вновь слетать в космос и В. Севастьянову. В июне 1990 года Главная медицинская комиссия допустила его к космическому полету продолжительностью не более одного месяца. Поэтому в длительной экспедиции он участвовать не мог, и в экипаже его заменил М. Манаров.

«СОЮЗ ТМ-14»

В январе 1991 года было решено осуществить космический полет с участием казахского космонавта, и в апреле сформировали экипажи. Основной: Валерий Григорьевич Корзун, Александр Павлович Александров и Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Дублирующий: Василий Васильевич Циблиев, Александр Иванович Лавейкин и Талгат Амангельдыевич Мусабаев. Запуск этой экспедиции посещения планировался на «Союзе ТМ-14» в ноябре 1991 года.

В это же время к полету на комплекс «Мир» на корабле «Союз ТМ-13» готовились два советско-австрийских экипажа. Основной: Александр Александрович Волков, Александр Юрьевич Калери и Франц Фибек. Дублирующий: Александр Степанович Викторенко, Сергей Васильевич Авдеев и Клеменс Лоталлер. Запуск «Союза ТМ-13» наметили на октябрь 1991 года. После выполнения программы Фибек должен был возвращаться на корабле «Союз ТМ-12» с Арцебарским и Крикалевым, а Волков и Калери - продолжать полет на комплексе «Мир» в качестве десятой основной экспедиции, пока к ним в ноябре не прибудет экипаж «Союза ТМ-14».
Слева направо:
А. Зайцев, X. Шарман, В. Корзун

10 июля 1991 года Государственная комиссия приняла решение о совмещении советско-австрийского полета и полета с участием казахстанского космонавта, в связи с чем запуск «Союза ТМ-14» отменили. Из советско-австрийских экипажей были выведены бортинженеры Калери и Авдеев. Вместо них в экипажи включили казахстанских космонавтов-исследователей - Аубакирова и Мусабаева.

2 октября 1991 года «Союз ТМ-13» с космонавтами Волковым, Аубакировым и Фибеком был выведен на орбиту и через двое суток состыковался с орбитальным комплексом. Спустя неделю Арцебарский, Аубакиров и Фибек приземлились. Так как в экипаже «Союза ТМ-13» не было бортинженера, то бортинженеру девятой основной экспедиции Крикалеву вместе с новым командиром, Волковым, пришлось продолжить полет уже в составе десятой основной экспедиции.

«Союз ТМ-14» использовали для доставки в марте 1992 года на «Мир» российско-германского экипажа: Викторенко, Калери и Фладе.

В. Заболотский


«БУРАН» И «СОЮЗ-СПАСАТЕЛЬ»

После первого запуска «Бурана» 15 ноября 1988 года было решено, что следующий полет корабля многоразового использования состоится в 1991 году. Это объяснялось тем, что государственная комиссия аттестовала «Буран» (1К1) всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. Вот почему в намеченный срок должен был стартовагь второй корабль 1К2, заранее окрещенный журналистами «Бураном-2». Предполагалось его недельный полет провести в автоматическом режиме и выполнить сложные динамические операции.

Планировалось, что после запуска и ряда маневров корабль сблизится и состыкуется с орбитальным комплексом «Мир». Специально для этого на модуле «Кристалл» расположили два новых андрогинных периферийных агрегата стыковки АПАС-89. После пристыковки «Бурана» к осевому стыковочному агрегату модуля космонавты, работавшие на «Мире», должны были перейти в кабину многоразового корабля и провести испытания некоторых бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора. С его помощью они намеревались извлечь из грузового отсека корабля макет блока научной аппаратуры и пристыковать к боковому стыковочному агрегату «Кристалла».

Затем «Буран» отстыковывался, а с Байконура вскоре после этого должен был стартовать пилотируемый корабль «Союз ТМ», также оснащенный АПАС-89. Предполагалось, что на орбите он состыкуется с многоразовым кораблем, а экипаж перейдет в кабину «Бурана». Проведя запланированные работы в течение одних суток, космонавты должны были вернуться в свой «Союз», отстыковаться и направиться на комплекс «Мир», а «Буран» совершить, как и в первый раз, автоматическую посадку на полосу аэродрома «Юбилейный» на космодроме Байконур.

Полет и стыковки «Союза ТМ» должны были имитировать спасение экипажа «Бурана» (в случае невозможности его посадки) и космонавтов со станции «Мир» Поэтому неофициально корабль получил название «Союз-спасатель».

В ноябре 1990 года для подготовки к полетам на «Буране» и «Союзе-спасателе» в ЦПК была сформирована группа космонавтов В нее вошли Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай, Леонид Константинович Каденюк, Валерий Васильевич Илларионов, Эдуард Николаевич Степанов и Николай Николаевич Фефелов.

Первые трое - из группы космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института ВВС, созданной в августе 1987 года специально для подготовки военных пилотов-испытателей «Бурана». Все они- опытные летчики-испытатели, прошедшие общекосмическую подготовку в ЦПК. Кроме того, И. Бачурин и А. Бородай с января по апрель 1988 года совершили шесть испытательных атмосферных полетов на самолете - аналоге «Бурана» БТС-02, поэтому они в первую очередь стали готовиться как командиры «Союза-спасателя».

Трое других - военные космонавты-инженеры отряда ЦПК, его ветераны. Так, Э. Степанов пришел в ЦПК в 1965 году, а В. Илларионов и Н. Фефелов - в 1970-м. Многие годы они «стояли в очереди» на полеты по программе «Алмаз», но подняться в космос им так и не довелось. В группе они изучали конструкцию и устройство бортовых систем «Бурана» и в перспективе должны были работать на нем.

Кроме того, в НПО «Энергия» по программе «Буран» готовились в качестве бортинженеров Александр Сергеевич Иванченков и Александр Иванович Лавейкин. При формировании экипажей для «Союза-спасателя» их могли привлечь к подготовке к полету на этом корабле.

Первоначально запуск «Бурана» и «Союза-спасателя» намечался на конец 1991 года, но разразившийся в стране экономический кризис коснулся и космических программ. Полет «Бурана» перенесли. В марте 1992 года И. Бачурин, А. Бородай и Л. Каденюк после завершения изучения корабля «Союз-спасатель» сдали государственные экзамены. Но назначения в экипажи и дальнейшей подготовки так и не последовало. К тому времени стало ясно, что и в 1992 юду «Буран» останется на Земле.

Л. Каденюк

И. Бачурин
А. Бородай

Из-за резкого сокращения финансирования космонавтики его старт перенесли на конец 1993 - начало 1994 года. При этом надо сказать, что Российское космическое агентство летные испытания «Бурана» не планирует вплоть до 1996 года. Учтывая все обстоятельства, в 1992 году решили полет «Союза-спасателя» отменить и использовать его для доставки на «Мир» очередной основной экспедиции. 24 января 1993 года на этом корабле, названном «Союз ТМ-16», к орбитальному комплексу стартовала 13-я основная экспедиция в составе Г Манакова и А. Полещука.

Хотя перспективы использования российского многоразового корабля становятся все более прозрачными, группа «бурановских» космонавтов в ЦПК сохраняется. Однако она сильно поредела. Бачурин, Степанов и Илларионов прекратили подготовку по различным причинам.

В. Илларионов

Н. Фефелов

Э. Степанов