С |
В конце прошлого года в США продолжалась подготовка к полетам на пилотируемых космических кораблях «Джеминай» и Х-20 (полеты эти намечены на 1964-1965 гг.).
Рис. 3. Бескрылый планер М-2. |
В отличие от космических кораблей типа «Меркурий», программа полетов на которых в США считается завершенной, на новых пилотируемых космических кораблях космонавт получает возможность совершать посадку по-самолетному.
Корпус двухместного космического корабля «Джеминай» будет развивать небольшую подъемную силу (аэродинамическое качество 0,25). За счет этого космонавт, входя в атмосферу, сможет управлять кораблем, как самолетом, что позволит ему корректировать место посадки на 240 км влево и вправо от плоскости орбиты, а также исправлять недолет на 480 км и перелет на 1100 км. Кроме того, после спуска космического корабля на высоту 20 км предполагается выпустить надувное гибкое крыло, с помощью которого обеспечивается планирование к месту посадки со скоростью 75 км/час. Корабль должен садиться на три лыжи.
Идея использования несущих свойств корпуса космического корабля нашла дальнейшее развитие в программе, связанной с разработкой кораблей полубаллистического типа.
Построенный в США планер М-2 (рис. 3) представляет собой почти полномасштабную модель космического корабля, способного входить в атмосферу со скоростью 27 000 км/час и более и затем совершать посадку на полосу, пригодную для реактивных самолетов. При этом космонавт может выбрать любой аэродром, удаленный на 1600 км от плоскости орбиты влево или вправо.
Несущий корпус планера М-2 выглядит как полуконус с плоской верхней поверхностью. Управление осуществляется за счет двух рулей высоты, размещенных в хвостовой части фюзеляжа, а также элевонов и рулей направления, находящихся на двух килях. Для уменьшения нагрева передние кромки всех поверхностей имеют большой радиус закругления, а задние — толстые, срезанные.
Планер М-2 имеет металлический каркас и фанерную обшивку, так как он предназначен только для исследования летных свойств на малых скоростях.
Для лучшего обзора носовая часть фюзеляжа сделана прозрачной. Длина планера 6 м, высота 3 м, ширина 4 м. Вес с летчиком 515 кг. На случай аварийной ситуации для уменьшения скорости снижения планер снабжен реактивным двигателем твердого топлива с тягой 110 кг. На нем установлено катапультируемое кресло с комбинированным стреляющим механизмом для спасения летчика на малой высоте.
Планер буксируется самолетом С-47 со скоростью 200 км/час и отцепляется на высоте 4000 м. Планирует он с той же скоростью (при этом вертикальная скорость составляет 20 м/сек) Посадочная скорость 130 км/час, длина пробега 75 м. Полеты на планере подтвердили возможность нормальной посадки космического корабля полубаллистического типа, если его снабдить искусственными средствами увеличения устойчивости.
Строящийся в США ракетоплан Х-20 — крылатый космический аппарат. По сообщениям прессы, после, входа в атмосферу он может совершить посадку на любой аэродром, находящийся на территории США и имеющий ВПП длиной 2400 м.
Рис. 4. Самолет NF-104A для тренировки космонавтов. |
С созданием этого ракетоплана связаны проводившиеся в конце прошлого года в США запуски с помощью ракет «Тор» беспилотных экспериментальных ракетопланов по программе «Ассет».
Корпус ракетоплана с плоским днищем, крыло треугольное стреловидностью 70°. В одном из пусков планер забрасывался ракетой на высоту 60 км и оттуда планировал вдоль Атлантического ракетного полигона на расстояние 1600 км.
Ракетоплан позволяет исследовать методы выхода крылатых космических кораблей в атмосферу и другие их летные свойства, а также испытывать материалы, применяющиеся в их конструкции.
С созданием ракетопланов связаны также проводившиеся в 1963 г. полеты на трех экспериментальных самолетах Х-15, на одном из которых была достигнута высота 108 км.
Тренируются космонавты на модифицированных в конце 1963 г. самолетах NF-104A. В хвостовой части фюзеляжа этих самолетов (рис. 4) установлен ракетный двигатель AR-2 с регулируемой тягой (максимум 2720 кг), благодаря чему самолет достигает высоты 40 тыс. м и имитирует вход в атмосферу крылатых космических кораблей. В дополнение к аэродинамическим рулям на нем используется реактивная система управления.
Обозреватель журнала
«Авиация и Космонавтика»
Н.ЛИСТВИН