"Авиация и космонавтика" 1962 №5, с.81-85
Космонавт-Два рассказывает в Рангуне о своем полете.Индонезийцы слушают лекцию Г С. Титова.
СЕРДЦА ВОСТОКА — КОСМОНАВТУ-ДBA


Из записной книжки журналиста

Инженер-капитан М. РЕБРОВ



И

ндонезия не запускала искусственных спутников, у нее нет космических кораблей, нет космонавтов и не потому, что индонезийцы не хотят идти в ногу с XX столетием. Пока они просто не имеют для этого базы. До 1945 года об Индонезии говорили, что это экзотическая страна трех тысяч островов, болот и непроходимых джунглей, где царствуют крокодилы, тигры и тропическая лихорадка. Голландские колонизаторы стремились внушить миру, что они облагодетельствовали индонезийский народ, который на самом деле влачил жалкое существование.

Сами индонезийцы называют свою страну жемчужным ожерельем экватора. В этом есть смысл. Недра Индонезии хранят огромные запасы угля, железа, золота, серебра, никеля, меди, хрома, урановой руды. Однако Индонезия — слаборазвитая страна, с отсталой промышленностью, запущенным хозяйством. Слишком глубоки раны, нанесенные колонизаторами. Язвы прошлого еще кровоточат. Их боль заставляет отложить на будущее осуществление мечты о космосе: нужно время, чтобы догнать жизнь. Пока эта мечта живет в легендах.

...Много, много лет назад началось извержение знаменитого великана Кракатау. Вулкан разбушевался. Внутренние силы его были настолько велики, что выбросили из недр огромные раскаленные камни. Они устремились в небо и поднялись так высоко, что до сих пор носятся вокруг планеты, сверкая ночью яркими звездами...

Был ли действительно такой случай или нет, но легенда в народе живет и по сей день. Мы слышали ее от президента Сукарно, когда он представлял студентам города Макассара советского космонавта Германа Титова.

Хасануддинский университет — первое высшее учебное заведение за границей, где советский космонавт прочитал свою лекцию, рассказал о 25-часовом полете вокруг Земли, о тех новых высотах, которые предстоит еще штурмовать покорителям космоса.

Но не только здесь собирались тысячи людей послушать «человека Вселенной». Голос Титова звучал с трибуны дворца Мердека в столице республики Джакарте. Он выступал в политехническом институте в Бандунге — городе, где были провозглашены пять принципов панча-шила, в Паре-Паре, где до этого никто не был из русских людей. Его слушали студенты университета в колыбели революции — Джокьякарте и городе-герое Сурабае.

Жители Суматры и Целебеса (Сулавеси), Явы и Бали, затаив дыхание, ловили каждое слово космонавта о достижениях советской науки. Индонезийцы слушали о замечательных победах старших братьев. Какая огромная символика заключена в этих словах! Народ, совсем недавно сбросивший многовековое ярмо колониализма, познавший долгожданную свободу, жадно потянулся к знаниям. Может быть, поэтому советский космонавт был самым почетным и желанным гостем.

...Изнуряющая жара, жгучие лучи экваториального солнца, и почти стопроцентная влажность. Но это не помеха. Вся обширная зеленая площадь перед дворцом губернатора Медана полна народу. Толпа неистовствует. Вот уже несколько часов она стоит под палящим солнцем. Люди ждут. Появляется Титов. Достаточно ему поднять руку — все замирает. Более десяти тысяч человек, в большинстве своем студенты и школьники, слушают рассказ молодого космонавта о его историческом полете на корабле «Восток-2».

Чтобы Титова всем было видно, ему предлагают стать на кресло. Тех, кто стоял ближе, заставляют сесть прямо на землю: надо, чтобы и другие могли видеть и слышать. Поднят и микрофон. Иначе нельзя: его круглый корпус космонавт использует для объяснения орбитального полета.

Когда не было доски и мела, приходилось пояснять «на пальцах», вместо глобуса использовать апельсин. Но это не беда. Одобрительный гул аудитории, смех и аплодисменты говорили о том, что все понятно.

Стало ясным, чем отличается орбитальный полет Гагарина от баллистических «подскоков» американских космонавтов Шепарда и Гриссома. Здесь особых доказательств не нужно. Цифры говорят сами за себя. Двигатели ракеты, с помощью которой были запущены американские астронавты, имели мощность, в несколько раз меньшую, чем мощность советской ракеты, а капсула составляла незначительную часть веса кабины, в которой летал Юрий Гагарин. Полет продолжался всего лишь одну шестую часть времени полета Гагарина, а расстояние, которое пролетел Шепард составляло примерно одну девяностую часть пути, проделанного Гагариным.

Полет Шепарда был лишь выходом на «порог космоса». Недаром президент США Д. Кеннеди, комментируя запуск американской ракеты с человеком на борту, заявил: «Нам предстоит пройти большой путь в области космоса. Мы отстали...»

...Как часто бывает в Индонезии, тропическая жара сменяется ливнем, и все вокруг тонет под нескончаемыми потоками воды. Людские волны захлестывают актовый зал университета, достигая балконов и крыш. Но этого мало. Зал с трудом вместил только две тысячи человек. Остальные собрались во дворе, под дождем. Они не могут видеть космонавта, но зато слышат его голос и забыли о дожде.

Удивительно быстро возникло взаимопонимание между лектором и его слушателями. Герман Степанович говорил спокойно. На все вопросы отвечал быстро и остроумно. Главное, что он строил свой рассказ с учетом аудитории. Выступая перед учеными и студентами, подробно останавливался на технических особенностях проблемы. Другая аудитория — другой язык, другие детали.

Говорил Титов без заранее подготовленного текста. Это не нужно человеку, который сам все видел и прочувствовал,

— Лучшего пропагандиста точных наук, чем Титов, невозможно найти. Его лекция — лучшая из всех, когда-либо прочитанных в стенах университета, который в свое время окончил президент Сукарно, — писали газеты. Эту же мысль высказал министр образования и культуры господин Прийоно.

Интересные лекции космонавта намного приблизили к Советскому Союзу студентов, которых учат по английским учебникам американские и английские профессора. Это было заметно сразу. Студенты многое знали о Шепарде и Гриссоме, но очень примитивно представляли себе полеты Гагарина и Титова. Вот почему Герману Степановичу пришлось начинать с «азов».

Лекции строились по всем правилам методики. Сначала космонавт обстоятельно рассказывал о задачах, которые ставились перед полетом, потом пояснял, какими средствами и как они были решены.

Большое оживление вызывает сообщение о многих подробностях пребывания человека в состоянии невесомости. Beселым смехом и возгласами удивления встречает аудитория рассказ о том, как Титов ел, пил, спал и работал в условиях невесомости. Ведь все так необычно.

Желая облегчить работу лектора, студенты приносят классную доску. Теперь свою лекцию Титов иллюстрирует чертежами и формулами. Когда слушатели наглядно представляют картину полета «Востока-2» и схему сил, действующих на корабль в полете, узнают, что такое невесомость и как она создается, им яснее становится вся сложность этой грандиозной проблемы.

Собравшиеся торопливо записывают. В этот день я видел в блокнотах и тетрадях у многих, пришедших на лекцию, тщательно переписанные формулы и зарисовки схем космических полетов.

Но не у всех, кто приходил слушать Титова, были в руках карандаши. Помимо студентов и студенток в белой университетской форме, послушать лекции космонавта приходили военные летчики, крестьяне в широкополых шляпах, молодые парни с винтовками и автоматами — ополченцы. Вся страна взяла оружие: на повестке дня стоит вопрос об освобождении Западного Ириана. Западный Ириан — проблема всей свободолюбивой Азии. Люди там живут особенно тяжело, питаются кореньями и травой. Отряды голландских карателей сжигают деревни, выкалывают детям глаза, закапывают партизан по горло в землю и затем бульдозерами срезают им головы. Сегодня вся Индонезия живет под лозунгом: Мердека Ириан Барат!

...Остров Бали. Его считают самым красивым в Индонезии. И с этим нельзя не согласиться. Мы попали в царство сочной, буйной зелени, золотого песка, изумрудного моря, розовых отмелей коралловых островов. Но знаменит остров не только пышной красотой природы. Бали — своеобразный исторический музей. Здесь в девственном виде сохранились многие обычаи глубокой старины.

Только на Бали можно увидеть изображение сцен из древней Рамаяны. Ночь... При свете луны у подножия помоста, сооруженного для дорогих гостей, в невероятном экстазе танцуют мужчины из балианских племен. Их около двухсот человек. Радость и горе они легко и быстро передают движениями, внушая зрителям высокие, прекрасные чувства.

Люди танцуют... Этот самобытный танец «Кечак» трудно передать словами. В нем они находят удовлетворение потребностей своего сердца и ума, выражают религиозные настроения. Глядя на это старинное обрядовое представление из народного эпоса, трудно поверить, что всего несколько часов назад, когда темнота лишь слегка касалась верхушек стройных пальм, на этом самом месте советский космонавт читал лекцию о своем полете. Многие, особенно старики, сначала не понимали, что же означает слово «космонавт», которым называли юношу в белой военной форме. Сегодня для них оно обрело весьма своеобразный смысл — «Человек, летавший к богу».

В Денпасаре нет университета. Но послушать рассказ о полете человека в неведомое пришли многие, пришли издалека. До них дошел слух, что Космонавт-Два около суток пробудет на их острове. И вот они слушают того, кто более семнадцати раз облетел нашу планету, тридцать четыре раза «пересек» экватор в космосе, а тридцать пятый — для того, чтобы прилететь в Индонезию. Перед Титовым огромное море глаз. В них любопытство, восторг, недоверие. Ведь согласно религии там наверху аллах. Человеку Земли не положено посягать на его владения. Неужели этот белолицый русский смельчак не побоялся бога?

Испуганный взгляд ищет поддержки, подтверждения сомнениям. Он мечется то вправо, то влево, надеясь найти искринки недоверия в глазах соседей. Но нет, те смотрят вперед, смотрят туда, где на возвышении перед микрофоном стоит человек и увлеченно рассказывает, как проходил его полет. Это снова лекция, но для другой аудитории. Условия жизни и труда этих слушателей отстали от нашего времени на добрый десяток веков. Но это не их вина — это колониализм, его наследие.

Кругом тишина. Может быть, она показатель того, что и другие сомневаются: может быть, в этом тревожном молчании суровый приговор выступающему? Нет, когда космонавт смолкает хоть на секунду, тишина разрывается возгласами восторга, криками, громом аплодисментов. Такого не было еще на острове Бали.

Чьи-то сильные плечи раздвигают людскую стену, и большая группа юношей протискивается вперед. Молодежь всех стран одинакова. Она легче отрывается от пережитков старого, уходит вперед, жаждет знаний. Вот эти смуглые парни уже в первом ряду. Они слушали. Теперь они спрашивают. Их интересует все: Земля и небо.

Старики, чьи дни проходят в молитвах, тоже проталкиваются вперед. То, что сейчас скажет русский, стоит послушать.

Космонавт отвечает. Он говорит, что следующим шагом будет полет на Луну и другие планеты. Подобного эти люди никогда не слыхали. В представлении балийцев Луна — то же самое, чем она была для людей, которые жили в период первых цивилизаций: покровительница природы, изобилия растительности; символ постоянного обновления. Луна для них неразрывно связана с культом воды, ибо только ее живительные силы обеспечивают высокие урожаи. Конечно, сейчас им трудно представить, что в недалеком будущем туда ступит нога человека. Но важно другое. Важно, что они чрезвычайно внимательно относятся к этой проблеме — встрече с жизнью других планет,

А вот еще одна сцена. Титов выступает перед работниками советского посольства. В советский городок, ворота которого всегда открыты, пришло много местных гостей. Каждому хочется взглянуть на «космического человека», о котором так много рассказывают и пишут в газетах. Толпа непрерывно растет. Вечер и только что прошедший ливень не принесли прохлады в январскую Джакарту. Мы задыхаемся от духоты и влажной пыли, а Титов рассказывает о достижениях своей страны в области космоса, о советской науке, с уважением и любовью относящейся к прошлому и будущему человечества, о науке людей, свободных от существовавших тысячелетиями предрассудков, от страха перед неизвестностью.

Его слушают тысячи собравшихся. Они знают, что советский человек говорит правду. Они верят, что этот поразительный, с каждым днем ускоряющийся темп развития науки и техники в СССР служит делу освобождения человека, превращения его во властелина Вселенной. Этот изумительный процесс не имеет ничего общего с национализмом, в нем не скрыто никаких разрушительных замыслов.

Неожиданно в неподвижном воздухе слышится крик муллы, сначала тихо, как бы издалека, потом, словно отдаленная волна, набирает силу и к нам доходит гортанный протяжный звук. Мулла кричит размеренно, но властно. Молчаливая толпа, до этого само внимание, чуть колыхнулась, забеспокоилась. Будто порыв ветра налетел на спокойную гладь моря и взволновал ее мелкой зыбью. Это заторопились те, кто по зову муллы привык собираться в мечеть. Вздохнул и поковылял, опираясь на палку, старик. Встрепенулись, схватились за руки и побежали две девчурки-щебетуньи. Оглядываясь на украшенную красным флагом трибуну, отошло еще несколько человек. Потом они остановились невдалеке.

Но основная масса продолжала стоять и слушать. Я видел, как индонезийцы нерешительно переступали с ноги на ногу, бросали растерянные взгляды в сторону мечети, но... продолжали слушать.

Что заставляло этих людей нарушить привычку слепого повиновения обрядам религии? Может быть, каждый из них подумал о том, что мулла кричит каждое утро и вечер, он кричал вчера и будет кричать завтра... А советский космонавт выступит только сегодня, только сейчас и скоро уедет!

Люди стояли. Просто и понятно рассказывал Титов о жизни Советской страны, о миролюбивой политике русского народа и его правительства, о первом полете в космос Юрия Гагарина и о своем полете.

Это далеко не единственный пример. Когда Космонавт-Два посетил Бирму, среди огромных скоплений, пришедших послушать его выступления, было немало бритых людей, завернутых в оранжевые одеяния. Это буддийские монахи. В стране их насчитывается около двухсот тысяч. О таких мы привыкли говорить — «служители культа». Но вместе с другими они шли послушать лекции советского покорителя космоса, который вопреки всем законам летал к «богу».

Эти детали из жизни Юго-Восточной Азии глубоко символичны, и, вспоминая их сегодня, нельзя не задуматься.

«Страна не может быть великой, если она не имеет свободы, если она не верит в свои силы».

Это сказал президент Республики Индонезии доктор Сукарно, выступая перед одной из лекций Титова. Президент имел в виду, что покорителями звезд могут стать только те, кто живет в мире без цепей, в действительно свободном мире,

Герман несколько иначе сформулировал эту мысль.

— Стартовой площадкой для наших полетов в космос, по выражению Никит» Сергеевича Хрущева, — сказал он, — явился социалистический строй, раскрепостивший лучшие силы и гений народа, То, что социализм станет фундаментом многих великих свершений, предвидел Владимир Ильич Ленин. А ведь совсем недавно Уэллс называл Ленина «кремлевским мечтателем». Теперь мечты великого Ленина сбылись. У нас свобода, социализм...

Эти слова космонавта встречены бурной овацией. Кто знает, может быть до сознания народа все яснее доходит мысль о том, чего можно добиться, взяв власть в свои руки.

Во многих городах Индонезии, Бирмы и Вьетнама побывал Герман Титов. И всюду его встречали с огромным интересом. Достаточно сказать, что на лекциях и выступлениях побывали сотни тысяч человек. Но рассказ о полете, как бы содержателен и подробен он ни был, не мог, естественно, охватить всех проблем, связанных со столь значительным научным событием.


— Я нажимаю кнопку пуска, Арги, но мне кажется, что здесь что-то еще не в порядке.
(Из американской газеты «Арми Таймс»).

Поэтому-то после каждой лекции задавали множество вопросов. Интересовались всем: вероятностью встречи корабля-спутника с метеорами, сможет ли третий советский космонавт, если захочет, совершить посадку на острове Ява, какова мощность двигателей советских ракет-носителей. Кроме записок, которые передавали космонавту в ходе лекций, длинные списки вопросов присылали в гостиницу, передавали через корреспондентов. Одни просили рассказать, о чем думал космонавт, когда у него выкраивались в полете свободные минуты, другие интересовались, что он делал ео время полета, ведь за 25 часов 18 минут можно успеть многое.

Спрашивали и о здоровье.

— Здоровье отличное! Чувствую себя хорошо, готов хоть завтра совершить новый полет, — под одобрительные аплодисменты отвечал Титов.

На одной из пресс-конференций космонавта спросили: «Может ли в Советском Союзе наука вести свои исследования независимо от партии?»

Я видел, как глаза Титова сверкнули гневом, губы сжались. Он посмотрел в упор на того, кто спросил об этом. Худощавый темноволосый человек с холеным лицом скривил в жалкой улыбке губы и, опустив голову, поторопился сесть. Усилием воли космонавт сдержал себя и очень спокойно ответил:

— Я — коммунист, и все что я делаю, делаю в интересах партии и народа. У нашей партии нет других интересов, как служение народу, забота о его благе. Народ наш сам создал свою партию, она — народная. Поэтому и наука наша, которая служит народу, развивается под руководством Коммунистической партии.

В те дни различные газеты мира писали о предстоящем полете американского космонавта Джона Гленна. Переезжая из страны в страну, куда был приглашен советский герой космоса, мы читали эти газеты, ждали полета, но полет каждый раз откладывался. Титова просили прокомментировать шумную рекламу. Он отшучивался:

— Космическая эра назовет имена многих Колумбов, открывателей новых «земель», но ни одного Магеллана, который смог бы сказать: «Я обошел весь мир». Ибо Вселенная — бесконечна.

Американцы много шумели и шумят о своих «космических» успехах. Ну, а если сравнить результаты, достигнутые советскими и американскими учеными? В плане научном существует, без всякого сомнения, значительная разница между техникой, используемой Советским Союзом и Соединенными Штатами. Следует также иметь в виду, что и методы работы специалистов различны: в то время как у нас используются мощные ракеты самых усовершенствованных образцов, США применяют довольно старые носители.

Уже полет Гагарина показал, что советская техника доведена до совершенства. Тем не менее в замечательном полете корабля «Восток-2» следует прежде всего видеть изумительные достижения наших ученых, инженеров и рабочих.

— Когда же американцы смогут догнать русских в космическом соревновании? — этот вопрос не раз задавали нашему лектору. Ответ на него вытекает из программы, принятой в США. Она не предусматривает пока что запусков на орбиту спутников весом «Востоков» — около 4700 кг. Такие запуски невозможны при существующих американских межконтинентальных ракетах-носителях. Поэтому США пришлось решиться на постройку специальных установок. Сегодня все надежды американских астронавтов возлагаются на ракеты «Сатурн» и «Нова». Но «Сатурн» будет создан лишь в 1964 году. Не появятся ли к тому времени в СССР ракеты более мощные, чем те, что используются сейчас? Ведь не секрет, что ракета-носитель «Востока» — не самая мощная из наших ракет.

Это — если брать с чисто технической стороны. Титов, объяснив все это слушателям, переходит к другой, главной теме:

— Социализм, наш строй, наша экономика — вот что движет нашу науку, технику. Только социалистическая система способна обеспечить человечеству истинный прогресс.

Более десятка лекций прочитал Герман Титов в ходе поездки по странам Юго-Восточной Азии. Сорок тысяч километров проехал и пролетел космонавт за двадцать пять дней. Это еще один — восемнадцатый — оборот вокруг нашей планеты. Президент Хо Ши Мин высоко оценил подвиг Титова, выдающиеся достижения советской науки и техники. Грудь Космонавта-Два украсила еще одна награда — золотая звезда Героя труда Демократической Республики Вьетнам. В Индонезии его удостоили высшей государственной награды. Поздравляя Германа Степановича Титова, лучший ас индонезийской республики капитан ВВС Хасхэри сказал:

— В мире есть только два летчика, которые награждены этим орденом. Это Юрий Гагарин и Вы.

...Прошли дни, недели после этой поездки. Взлетел в космос и сделал три витка американец Джон Гленн. Наверное, в Сурабае, Бандунге, Джокьякарте, Рангуне студенты слушают американских и английских профессоров об этом полете. Слушают и, я уверен, вспоминают Германа Титова, его лекции. Они листают свои тетради, в которых записаны наспех формулы, числа, даты. Они сравнивают, думают, размышляют. И в этом — бесценный след лекций космонавта Титова.
Джакарта — Рангун — Ханой.