К 60-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю. В. КОНДРАТЮКА
О |
Кондратюк родился 26 августа (8 сентября) 1900 г. в г. Луцке в семье учителя гимназии. Его отец, обнаружив у сына большие способности к точным наукам, старался всячески расширить его познания в математике, физике, природоведении. Когда Юрий окончил 4 класса гимназии, его определили в коллегию Павла Галагана — закрытое учебное заведение с математическим уклоном.
Он рано заинтересовался проблемой межпланетных полетов и к решению сложнейших вопросов космонавтики пришел достаточно подготовленным. Только его исключительной скромностью можно объяснить создавшееся о нем
Юрий Васильевич Кондратюк. |
В 1916 г. Кондратюк написал несколько глав книги «Завоевание межпланетных пространств».
В последующие годы он трижды дополнял рукопись и в корне ее перерабатывал. Но уже на первом этапе талантливый юноша включил в нее все основные положения ракетного полета. Независимо от Циолковского он вывел основную формулу движения ракеты весьма оригинальным путем. Циолковский выводил эту формулу с помощью дифференциального уравнения. Кондратюк применил более простой способ, напоминающий вывод формулы сложных процентов.
Вслед за тем юный исследователь рассмотрел действие земного тяготения, т. е. исследовал реальные условия отлета с Земли, и рассчитал наивыгоднейшую траекторию, которая изображена на обложке его книги.
В 1918 г. Кондратюк закончил коллегию, поступил в Киевский университет и продолжал исследования. Начавшаяся гражданская война подняла тысячи людей с насиженных мест. По ее тревожным дорогам отправился и Кондратюк. В те годы он работал в железнодорожном депо, механических мастерских, на элеваторах, но исследований в области космонавтики не бросал и хорошо изучил труды К. Э. Циолковского, которого высоко ценил.
В сентябре 1927 г. в Сибирской краевой конторе «Союзхлебстрой» появился новый механик элеваторного отдела — это был Ю. В. Кондратюк. Он приехал в Сибирь с Северного Кавказа по вызову начальника конторы. Годы не стерли в памяти многих старожилов Новосибирска образа этого человека. Высокий, чуть сутуловатый и очень подвижный, необычайно скромный, часто даже застенчивый, всегда готовый помочь товарищам, Кондратюк поражал всех эрудицией и необыкновенным талантом механика.
Еще до поездки в Новосибирск в конце 1925 г. Кондратюк получил отзыв на свою рукопись от известного ученого, профессора В. П. Ветчинкина. Представитель старшего поколения русских аэродинамиков и организаторов летного дела дал высокую оценку работе молодого изобретателя.
Впоследствии он горячо поддерживал Кондратюка, давал ему полезные советы и редактировал его книгу «Завоевание межпланетных пространств», изданную в 1929 г. в Новосибирске. В предисловии Ветчинкин написал: «Книга Ю. В. Кондратюка, несомненно, представляет наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям...».
Здесь же он отметил приоритет Кондратюка в таких вопросах, как предложение пользоваться горением различных веществ в озоне, а не в кислороде, что повышает температуру горения; вывод формулы, учитывающей влияние веса баков для горючего и кислорода («пропорционального пассива») на общий вес ракеты.
Книга Ю. В. Кондратюка, изданная в Новосибирске в 1929 г. (слева) и в Москве в 1947 г. (справа). |
В творческой биографии Кондратюка многое достойно внимания исследователя. Редко встречается человек, в котором так естественно сочетался бы теоретик и практик. Особенно ярко проявились эти качества Юрия Васильевича, когда он работал в Новосибирском конструкторском бюро. Инженерное решение любой, самой сложной задачи у него всегда было просто и оригинально.
В последние годы своей жизни он работал в Москве в проектной конторе ветроэлектростанции треста «Волгоэлектросетьстрой». Когда началась Великая Отечественная война, Кондратюк ушел в народное ополчение. «Мое место там, где должен быть каждый, кто в состоянии держать в руках оружие», — сказал он.
Погиб Кондратюк в начале 1942 г. на боевом посту под Москвой.
Труды и мечты замечательного ученого находят воплощение в современных успехах советской науки и техники.
А. БУТКЕВИЧ,
кандидат технических наук;
инженер Я. ШАЕВИЧ.