«Америка» 1986 г. июль (№356)


ВТОРОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
АВИАКОСМИЧЕСКОГО
МУЗЕЯ

Эдвардс Парк
Фото Мари-Луиз Бримберг


ПЕРВЫЙ
ЭТАЖ

1. Зал «Вехи полетов»

2. Магазин музея.

3. Зал транспортной авиации

4. Аппараты вертикального взлета и посадки

5. Западная галерея

6. Авиация общего назначения

7. Демонстрация полёта

8. Жизнь во Вселенной

9. Южный вестибюль

10. Испытательные полеты

11. Спутники

12. Польза и значение полетов

13. Аппараты, исследовавшие Луну

14. Ракеты и космические полеты

15. Зал космоса

16. Кинотеатр

ВТОРОЙ ЭТАЖ

17. Планетарий Альберта Эйнштейна

18. Воздушные операции на море

19. Авиация Второй мировой войны

20. Воздушные шары и воздушные корабли

21. Диспетчерские вышки

22. Специальные выставки

23. Авиация Первой мировой войны

24. «Аполло» летит к Луне

25 Полеты и искусство

26. Авиатехника


Это огромное, растянувшееся на три квартала здание на знаменитом вашингтонском Молле стало, по словам государственного секретаря Джорджа Шульца, «придатком Государственного департамента США». Почему? А потому, что каждый из приезжающих с официальным визитом в американскую столицу, будь то глава государства, дипломат или какое-нибудь известное в международных кругах лицо, несмотря на самый жесткий график, все же выкроит время для посещения именно этого музея. О туристах и говорить не приходится: все они, почти без исключения, устремляются на вашингтонский Молл, чтобы побывать в Авиакосмическом музее Смитсоновского института.

Когда десять лет назад музей открыл свои двери для посетителей, никто и не думал, что он станет таким популярным. Как говорит директор музея Уолтер Войн, «в первый год мы рассчитывали на три миллиона посетителей». Однако уже в первый месяц в музей пришло миллион посетителей, в следующие 25 дней — еще миллион, а за год — десять миллионов! Ныне число посетителей достигает в среднем 15 миллионов в год. Люди приезжают в Вашингтон со всех концов земного шара, чтобы ознакомиться с музеем и его экспонатами начального периода воздухоплавания и эры завоевания космоса.

Однако следует отметить, что популярность — не единственный сюрприз в истории музея, которая берет свое начало с 1946 года, когда был одобрен проект его строительства. В 1972 году на эту цель было.

1. Национальный авиакосмический музей. 2. Зал «Вехи полетов». В самом верху, слева направо: прототип «Пионера-10», первого космического апппарата, исследовавшего внешние планеты Солнечной системы, и копия «Спутника-1», первого спутника Земли, сделанного человеком, предоставленная Академией Наук СССР. Во втором ряду, слева направо: «Дух Сент-Луиса», самолет, на котором Чарлз Линдберг перелетел Атлантический океан; «Белл Х-1», первый самолет, преодолевший звуковой барьер; «Х-15», первый самолет с ракетным двигателем, в четыре, пять и шесть раз превысивший скорость звука и перекинувший мост между полетами с экипажем на борту в атмосфере и полетами с экипажем в космосе; копия «Маринера-2», первой межпланетной исследовательской ракеты, которая пролетела в 35 000 км от Венеры. В центре: самолет братьев Райт с восковой фигурой Орвилла Райта. На полу, слева направо: резервная модель «Викинга», космического корабля, опустившегося на Марсе; «Коламбиа», командный отсек «Аполло», который доставил первого человека на Луну и обратно; «Джемини-4», капсула на двух астронавтов с восковой фигурой Эдварда Уайта, совершившего «прогулку в открытый космос». В нижнем правом углу: две ракеты, построенные Робертом Годдардом.

Фотографии Кэрол Хайтауэр

1. Гондола «Дабл игл-2», воздушного шара, первым пересекшего Атлантику из штата Мэн во Францию в 1978 году с командой из трех человек — Макси Андерсона, Бена Абруццо и Ларри Ньюмана (представленных здесь в виде восковых фигур).
2. Посетители рассматривают стыковочный отсек «Скайлэба»; вверху: солнечные панели, преобразующие солнечный свет в электричество.
3. Эмблема авиалинии «Истерн» на самолете «ДС-3».
4. Восковая фигура первого авиатора Орвилла Райта в кабине его самолета.

5. Модель Солнечной системы над залом «Исследование планет».
6. Стенная роспись Роберта Макколла «Космическая фреска — космический вид» шириной 23 метра в Южном вестибюле музея.
7. В Зале ракет и космических полетов модель корабля, предложенная в 1903 году К. Э. Циолковским, помогает понять его вклад в исследование космоса с помощью пилотируемых аппаратов.
8. Носовая часть самолета «Дух Сент-Луиса» с флажками тех стран, которые посетил на нем Чарлз Линдберг.
9. Звездообразный поршневой двигатель Пратта и Уитни «R-985 Уасп джуниор» разрезан пополам для демонстрации работы его механизма. В 1930-х годах на 90 процентах американских самолетов использовались подобные двигатели.
10. «Коламбиа», командный отсек корабля «Аполло-11», доставивший Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинса на Землю после высадки на Луну.




Зеркала, расположенные вокруг одного целого ракетного двигателя «F-1» и одной четверти другого, создают иллюзию пяти двигателей, которые подняли первую ступень ракеты «Сатурн-5» космического корабля «Аполло-11», направившей американских астронавтов к Луне; диаметр каждого сопла — 3,7 метра.


Фото корпорации «Трешхолд» и Дана Фейкта, © 1985, Смитсоновский институт и корпорация «Локхид».





1. В Зале авиатехники рисованный персонаж — летчик-испытатель «Голубой ас» — управляет самолетом, чтобы объяснить четыре силы, влияющие на полет: силу тяги, подъемную силу, силу лобового сопротивления и вес.
2. Посетители трогают осколок камня, доставленного с Луны.
3. Зрители кинотеатра Лэнгли смотрят фильм «Сон наяву» о полете космического челнока, спроектированный на экран высотой в пять этажей. Фильм был снят с помощью канадской киносистемы «ИМАКС», использующей кадр в 10 раз больший, чем на 35-миллиметровой пленке, что обеспечивает исключительно четкие и впечатляющие изображения.
4. В Зале транспортной авиации выставлены: трехмоторный «Форд»; «ДС-3», первый аэроплан, давший прибыль от перевозки одних пассажиров; три первых почтовых самолета — «Дуглас М2», «Питкэрн мэйлуинг» и «Нортроп алфа»; «Боинг 247Д», который в 1933 году начал совершать трансконтинентальные рейсы; нос «ДС-7», первого самолета, совершавшего беспосадочные перелеты с восточного на западное побережье; реактивный самолет «Дассо карго фалкон», с которым фирма «Федерал экспресс» впервые начала перевозку почты и грузов; выставка реактивных двигателей, включая турбовинтовой «Роллс-Ройс Дарт» и турбовентиляторный двигатель «СФ6» фирмы «Дженерал электрик».

ассигновано 42 миллиона долларов. Постройку здания закончили 27 июня 1976 года, на три дня раньше срока, причем расходы на строительство оказались на полмиллиона долларов ниже запланированных. В городе, где перерасходы и задержки часто осложняют строительство, это уже само по себе было приятной неожиданностью.

Открытие Авиакосмического музея состоялось первого июля 1976 года. Президент Джеральд Форд нажал кнопку, и яркая ленточка, протянутая перед входом, загорелась и рассыпалась. Но самое интересное заключалось в том, что «разрезана» она была радиосигналом, посланным за 200 миллионов миль от Земли, с борта космического корабля «Викинг», державшего путь к Марсу.

Первых посетителей, как, впрочем, и всех последующих, при входе в музей поражало богатство и разнообразие экспонатов, свидетельствующих о назначении музея: сохранять и показывать аппараты, поднявшие человека в воздух, и корабли, уносившие его в космос.

Посетитель сразу попадает в огромный зал «Вехи полетов», и тут же перед ним — самолет братьев Райт, первых авиаторов, овладевших искусством управления летательным аппаратом. И это не копия, это подлинный самолет Райтов, повисший на 3,5-метровой высоте над полом. Примерно такой высоты достиг 17 декабря 1903 года Орвилл Райт, первый человек, совершивший полет на аппарате тяжелее воздуха. (Перед полетом братья Орвилл и Уилбер Райт бросили монетку, кому лететь первому.) У хвоста самолета братьев Райт — почерневшее от перегрева при входе в плотные слои атмосферы днище «Коламбии» — командного отсека космического корабля «Аполло-11», в котором астронавт Майкл Коллинс (впоследствии ставший первым директором музея) совершал орбитальный полет вокруг Луны, когда его коллеги Нил Армстронг и Эдвин Олдрин высадились на ее поверхности. Между полетом братьев Райт и лунным рейсом «Аполло-11» прошло всего 66 лет. Миллионы людей были свидетелями обоих событий. Но с научной и технической точки зрения кажется, что между полетом над дюнами Северной Каролины и «гигантским прыжком» в Море Спокойствия на Луне прошли тысячелетия. А в музее оба экспоната разделяет расстояние всего в три с половиной метра.

С потолка свисает самолет «Дух Сент-Луиса», в котором Чарлз Линдберг в мае 1927 года совершил одиночный беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж. Атлантический океан пересекали и до Линдберга, но именно он оказался первым, кто установил связь с Европой, и его перелет через Атлантику стал предвестником воздушных путешествий.

«Дух Сент-Луиса», по словам Бойна, — самый популярный экспонат музея. Люди всегда обращают на него внимание: им привычна его форма, она напоминает им те одномоторные самолетики, которые пролетают над американскими пригородами. Самолет же братьев Райт и космические корабли поражают их своим видом. Да и само достижение Линдберга кажется им более реальным, чем взлет над песками в зимний ветреный день или полеты в космосе в состоянии невесомости.

Под надписью «Дух Сент-Луиса» нарисовано несколько флажков. Они представляют собой национальные флаги, которые были вручены Линдбергу по случаю его полетов доброй воли в Мексику и страны Центральной Америки. Оригиналы бережно хранятся в Смитсоновском институте. На приборном щитке до сих пор висят листки бумаги с отметками карандашом о расходе горючего, которые сделал Линдберг во время полета в Париж. Интересно, что однажды вечером сам Линдберг с помощью куратора взобрался в кабину самолета, чтобы проверить по ним факты для одной из своих книг.

Следующая важная веха в истории воздухоплавания — преодоление летчиком-испытателем Чаком Егером звукового барьера в октябре 1947 года, через 20 лет после достижения Линдберга. Егер, несмотря на два сломанных ребра (о чем он деликатно умолчал), втиснулся в кабину маленького самолета «Белл Х-1» с ракетным двигателем и стартовал в воздухе, оторвавшись от нижней части фюзеляжа бомбардировщика «Б-29». Превысив скорость звука, Егер открыл дорогу в космос. И этот маленький самолет, названный в честь жены Егера «Очаровательная Гленнис», висит рядом с самолетом Линдберга. А напротив — черный обтекаемый корпус ракеты «Х-15», во много раз превысившей скорость звука и пославшей человека из околоземной атмосферы в дали космического пространства.

В этом же огромном зале экспонируются космические корабли, постепенно, шаг за шагом, приблизившие человека к высадке на Луну: «Френдшип-7» Джона Гленна и двухместный «Джемини-4». Рядом с ними — экпериментальные ракеты Роберта Годдарда, одного из пионеров ракетной техники. Тонкие, маленькие, неуклюжие, они впервые использовали ракетное топливо. Одна из них, та, что поменьше, в 1926 году достигла высоты 12,5 метра, став предшественницей мощных ракет, ныне выводящих на орбиту космические станции.

Все это экспонировалось в музее с самого начала первого десятилетия его существования. Позже к этой серии экспонатов присоединился еще один, «Госсамер кондор» Пола Маккриди, легкий и хрупкий летательный аппарат в прозрачной пластиковой оболочке. В 1977 году пилот Брайан Аллен, отличный велосипедист, с помощью педалей, силой ног привел в движение винт самолета и провел его по заданному курсу, став, таким образом, первым пилотом, поднявшим в воздух самолет, приводимый в движение мускульной силой. «Госсамер кондор» — аппарат с большим размахом крыльев — 29 м, но весит он всего 32 кг (без пилота). Это небольшая нагрузка на потолок. Другое дело 12-тонный самолет «ДС-3», висящий в Зале транспортной авиации. Чтобы потолок мог выдержать такой вес, архитектор Гайо Обата из фирмы «Хеллмут, Обата энд Кассабаум» укрепил его стальной конструкцией треугольного сечения, напоминающей внутреннюю конструкцию самолетного крыла. Такая система позволяет потолку выдерживать большой вес без поддержки колонн. Потолки музея во всех трех залах выполнены из прочного стекломатериала и имеют форму купола. Так что, глядя на висящий над головой самолет, посетитель видит небо и плывущие по нему облака, отчего еще больше усиливается ощущение воздуха и пространства.

В Зале транспортной авиации рядом с «ДС-3» висит замечательный «старикан», трехмоторный «Форд», и тут же — «Боинг-247» с убирающимся шасси и низкорасположенными крыльями. Этот двухмоторный «Боинг» занял второе место в перелете из Лондона в Мельбурн в 1934 году, долетев до этого австралийского города меньше чем за 93 часа. Тут же в зале демонстрируются бипланы 20-х годов с открытыми кабинами. На этих самолетах смельчаки-авиаторы в очень сложных условиях доставляли почту; из них вышли такие пилоты, как Линдберг.

В другом конце здания, в Зале космонавтики, находится самый крупный экспонат музея — орбитальная станция «Скайлэб» с одной из своих огромных панелей солнечных батарей. Здесь всегда стоит большая очередь людей, желающих пройти через ее цилиндрический комплекс. Рядом с ней — макеты состыковавшихся кораблей «Союз» и «Аполло». Знаменитая встреча на орбите советских и американских космонавтов произошла в 1975 году.

В этом же зале, в специальном колодце глубиной 4,5 метра (иначе пришлось бы пробивать крышу), установлены во всю свою высоту четыре ракеты — «Юпитер С», «Вангард», «Минитмен-3» и «Скаут-Д». Ракеты «Сатурн-5», используемой сейчас для космических полетов, в музее нет, и это понятно: она в пять раз выше здания музея.

Все эти крупные экспонаты — как самолеты, так и ракеты — демонстрируются постоянно. На остальной выставочной площади и в галереях предметы, выставляемые для обозрения, время от времени меняются. Директор музея Бойн намерен устраивать новые выставки каждые полтора года. Сотрудники музея — их около 200 человек, включая 35 кураторов, — подают идеи, разрабатывают их вместе с дизайнерами и организуют новые экспозиции, обогащающие посетителей новыми знаниями.

Нынешние выставки, посвященные пионерам воздухоплавания, полетной технике и золотому веку авиации, пришли на смену таким выставкам и фильмам, как искусство пилотажа, жизнь во Вселенной, и многим другим экспозициям.

В планетарии имени Альберта Эйнштейна продолжают читать лекции, сопровождая их показом звездного неба. Слушателей знакомят с движением кометы Галлея.

Новые экспонаты Авиакосмического музея поступают из мастерских Пола Гарбера, находящихся в мэрилендском городке Силвер-Хилл, неподалеку от Вашингтона, где специалисты реставрируют старые самолеты. Один из них — немецкий истребитель «Альбатрос», который, почти как новый, демонстрируется ныне в галерее «Первая мировая война». Он был доставлен в Смитсоновский институт разобранным на мелкие части, и понадобилось немало времени и стараний для его монтажа и реставрации. Предприятие Гарбера, занимающее площадь в 11 гектаров, открыло собственную выставку отреставрированных самолетов, с которой можно ознакомиться в любой день недели по предварительной заявке. Недавно там велись работы по реставрации истребителя времен Первой мировой войны «Спэд», японского ночного истребителя и знаменитого американского бомбардировщика «Б-29», известного под названием «Энола Гей». В своем законченном виде этот самолет так велик, что не поместится в здании музея. Куда же его деть?

Ответ на этот вопрос заключается в новом интересном плане: дирекция музея намеревается открыть свой филиал в Международном аэропорту имени Джона Фостера Даллеса в соседнем штате Вирджиния. Как заявил недавно заместитель директора Дон Лопес, выдающийся летчик времен Второй мировой войны, музей хочет использовать четыре здания ангарного типа в аэропорту для размещения в них крупных экспонатов: челночного космического аппарата «Энтерпрайс», первой модели турбореактивного «Боинга-707» — прототипа ранних американских реактивных лайнеров с большой дальностью полета — и бомбардировщика «Энола Гей».

— Мы хотим создать музей, — говорит Лопес, — в котором люди могли бы вплотную подойти к экспонатам и заглянуть в кабину пилота. Мы планируем мероприятия образовательного характера. Хотелось бы соорудить модель контрольной вышки, в которой посетители могли бы наблюдать за взлетом и посадкой самолетов и слышать переговоры летчиков с диспетчерами.

Будет построен и новый кинотеатр для показа широкоформатных фильмов; это одна из самых популярных новинок, которые предложил музей. Для съемки этих фильмов используется 70-миллиметровая пленка, а для показа — огромный изогнутый экран. Его размеры в вашингтонском музее: высота — 18,3 м, ширина — 16,7 м. Фильмы, показанные в этом кинотеатре — «Летать!», «Полеты» и «Сон наяву», — создавали у зрителей настолько естественное ощущение полетов, что многие из них возвращались посмотреть фильм по многу раз. Один завсегдатай музея говорит, что смотрел эти фильмы 200 раз!

По мнению Лопеса и Бойна, успех этих фильмов был одним из приятных сюрпризов первого десятилетия работы музея.

— Это подтверждает мое впечатление, — говорит Бойн, — что самым важным в эти годы был почти интуитивный выбор средств, которые привлекали не только энтузиастов, но и широкую публику.

— В грядущие годы, — продолжает Бойн, — мы собираемся не только действовать согласно сложившимся обстоятельствам, но и и проявлять собственную инициативу. Отчасти это уже отражается в организации филиала музея в Далесском аэропорту. Есть у нас и другие проекты, в частности «Вояджер» и QN.

«Вояджер» — паукообразный летательный аппарат конструкции Берта Рутана, одного из американских энтузиастов авиации. Сконструированный по последнему слову космической техники, с длинными тонкими крыльями и двумя винтами (один толкающий, другой тянущий), «Вояджер» способен совершать кругосветные путешествия без дозаправки. Пилоты Дик Рутан (брат конструктора) и Джинна Егер из Мохавы, штат Калифорния, готовятся к этому беспримерному полету. Пилотировать аппарат они будут поочередно. При отклонениях от маршрута для использования оптимальных метеорологических условий и при работе лишь одного из моторов, со средней скоростью 160 км в час, кругосветное путешествие займет у них около 12 суток.

Управление полетом будет осуществляться из Авиакосмического музея, где наземный персонал будет наблюдать за движением «Вояджера» и состоянием пилотов и сообщать им условия погоды на маршруте.

QN значит Quetzalcoatlus northropi. Такое наименование дали ученые гигантскому доисторическому птерозавру, или летающему ящеру.

Дирекция поручила Полу Маккриди создать модель летающего ящера, что, возможно, даст новые сведения об аэродинамике птерозавра и подчеркнет соотношение между естественным и механическим полетами. Вторая половина названия птерозавра northropi связана с именем американского авиаконструктора Джона К. Нортропа, чьи труды в области самолетостроения 30-х и 40-х годов внесли ценный вклад в развитие авиации. Книга о нем издана музеем в числе 40 других книг научно-технического характера. При музее имеется также Центр исследований Земли и планет, который был организован в начале 70-х годов для изучения Луны и данных, поступавших с искусственных спутников Земли. Вместе с другими государственными научно-исследовательскими учреждениями и университетами музей ведет исследовательские работы в области океанографии, гидрологии и метеорологии.

Бойн по праву гордится фотосистемой музея, обеспечивающей до двух миллионов снимков на видеодисках, по 50 000 на каждой стороне, легко и быстро находимых по требованию. В фотосистеме применяется процесс, изобретенный и запатентованный музеем.

Национальный авиакосмический музей — это не только коллекция экспонатов, это научный комплекс с библиотекой, справочными пособиями и научным оборудованием, это источник информации. Именно таким и был задуман полтора века назад Смитсоновский институт.

Популярность музея поистине феноменальна. Попросите любого вашингтонского таксиста «подбросить в Смитсоновский» без указания в какой именно из его многочисленных музеев, и вы неизбежно окажетесь в Авиакосмическом музее.