«Америка» 1962 г. №73 (октябрь), обл, с.12-13




ТЕЛСТАР СВЯЗЫВАЕТ

НЬЮ-ЙОРК -
ПАРИЖ —

ЛОНДОН



Кружась в просторах космоса, умный спутник сделал международное телевидение реальностью

«В

нимание, вы в Париже! Приглашаю вас провести со мною несколько приятных минут». Изображение диктора расплывается на экране — и перед глазами миллионов американских телезрителей возникает парижская улица, а по ней, напевая французскую песенку, прохаживается Ив Монтан. Таким веселым и за­дорным был дебют международного телевидения.

За день до этого, 10 июля, европейские телезрители увидели на своих экранах ясное изображение флага Соединенных Штатов: его передал че­рез океан спутник «Телстар» (см. «Америка» № 72). Однако более красочно, живо и музыкально возвестило миру о новой эре связи французское теле­видение. Первым выступил Ив Монтан, за ним последовала белокурая ис­полнительница жанровых песен и гитарист. И вслед за этим из Англии полетели возмущенные протесты.

«Франция самовольно захватила телеэкраны!» — горько жаловался лон­донский «Геральд». «Нас перехитрили!» — вторила ему газета «Миррор». Дело в том, что европейские страны неофициально договорились органи­зовать телепередачу совместными усилиями и назначили ее на 23 июля, а Франция, оказывается, нарушила это соглашение. Однако событие было столь волнующим, что американцы охотно простили бы такой проступок любой стране — и тем более французам с их галльским темпераментом.

Французская передача была записана на видеоленту и передана из Племер-Боду, в то время как Телстар пятнадцатый раз пролетал над Атланти­ческим океаном. Свой реванш — разумеется, в самой безукоризненной ма­нере — англичане приготовились дать на следующем витке. И в 22 часа 18 минут по нью-йоркскому времени на экранах американских телевизоров появилось изображение печати британского Министерства почт с королев­ской короной. Голос английского диктора звучал торжественно и гордо, однако не без нотки упрека по адресу Франции: «Передаем телерепортаж непосредственно с места». После этого зрители стали свидетелями непри­нужденной дискуссии трех высших почтовых чиновников о международном телевидении. На сей раз это была английская передача — и тоже первая в своем роде.

16 июля Телстар, развивая свой успех дальше, осуществил первую в мире трансатлантическую цветную передачу. Британский фильм сначала «не­сколько расплывчато», но затем вполне отчетливо и ясно был принят в Андовере, в штате Мэн.

Так Телстар — до этого, по мнению широкой публики, всего лишь один из многих спутников, запускаемых с мыса Канаверал, — появился на свет весьма драматично. Ему суждено было стать символом и надеждой на лучшее взаимопонимание между разными народами и разными культурами. Для американцев он имеет и другое значение: это первый спутник, создан­ный частным предприятием — Американской телефонной и телеграфной компанией (АТТК); правительство лишь помогло вывести спутник на ор­биту, предоставив свою ракету. Телстар — часть американской программы исследования космоса, основанной на тесном сотрудничестве между прави­тельством и тысячами отдельных лиц, университетов и частных компаний.
Когда Телстар совершал шестой полет по орбите, Линдон Б. Джонсон поднял телефонную трубку и услы­шал: «Добрый вечер, госпо­дин Вице-президент!» Гово­рил председатель правления Американской телефонной и телеграфной компании Фре­дерик Каппел, сделавший первый в мире телефонный вызов с помощью спутника.

Еще до первой американской телепередачи 10 июля, председатель прав­ления АТТК вызвал по телефону через Телстар Вице-президента США Линдона Б. Джонсона в Вашингтоне. Работая на широком диапазоне ча­стот, Телстар способен одновременно обеспечить одностороннюю связь на 600 каналах, двухстороннюю телефонную — на 60 каналах и телевизион­ную — на одном канале. Над земной станцией в Андовере спутник будет проходить от четырех до пяти раз в сутки. Обращаясь таким образом во­круг Земли, он будет два или три раза находиться в радиусе европейских станций для трансокеанского радиовещания. В будущем целая армада коммуникационных спутников обеспечит непрерывные радиопередачи с любого пункта и на любой пункт нашей планеты (см. «Америка» № 71).

В Италии, в районе к северо-западу от Рима, идет работа по сооружению крупной наземной станции; временная приемная станция вступит в строй уже в этом году. В 1963 году к югу от Мюнхена начнет работать приемно-передаточная станция Федеральной Республики Германии. В конце этого года будет закончено сооружение менее крупной бразильской станции в Рио-де-Жанейро.

По подсчетам АТТК, 20-25 спутников, обращаясь на разных орбитах высотой около 10 000 километров смогут обеспечить фактически непре­рывное радиовещание во всем мире. Другим вариантом решения вопроса был бы вывод трех-четырех спутников, с равными интервалами между ними, на экваториальные орбиты высотой около 36 000 километров. Их скорость обращения будет равна скорости вращения Земли, и таким об­разом каждый «повиснет» над определенным географическим пунктом.

Но какое бы решение ни избрать, Телстар убедительно доказал, что, быть может, лет через пять жители Японии, настроив свои телевизоры на Ленинград, будут любоваться русским балетом, а телезрители Бразилии будут наблюдать за конференцией в Женеве. И все мы сможем ясно увидеть на экране, что происходит в любом уголке нашей планеты, — если только его жители захотят посылать нам свои телепередачи.

Первая телевизионная передача из Андовера (штат Мэн). Видиолента из Франции. Гитарист играет американскую песню.

Из Англии: первая передача прямо из студии (с печатью почты) Инженер британского Министерства почт ведет теледискуссию.