вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Аэрокосмическая техника» 1991 №2. с. 113, 117


КОНГРЕСС ТРЕБУЕТ СОЗДАТЬ НОВУЮ ОРБИТАЛЬНУЮ СТАНЦИЮ1)

Т. О'Тул, главный редактор

© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.

1) Aerospace America, 1990, No. 12, p. 4. Перевод Л. В. Самсоненко.

В общем это должно было произойти, и мы оказались в роли свидетелей этого события. В разгар бюджетного кризиса конгресс США направил послание Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), в котором сформулировал свои требования к орбитальной станции. Послание далеко не дружественное. Для начала комиссии по ассигнованиям Палаты представителей и Сената исключили 551 млн. долл. из 2,45 млрд. долл., которые NASA запросило на орбитальную станцию, оставив лишь 1,9 млрд. долл.. Лишь одна статья из запрошенной NASA от конгресса суммы осталась нетронутой, а именно 106,3 млн. долл. на систему Flight Telerobotics Servicer — служебный космический робот, предназначенный для помощи космонавтам при сборке станции в космосе.

Комитеты конгресса потребовали от NASA «незамедлительно приступить к пересмотру конструкции орбитальной станции последовательности ее сборки на орбите». Это означает, что NASA должно отбросить в сторону все, что уже наработано, и по существу приступить к разработке новой орбитальной станции, чтобы удовлетворить требованиям конгресса, какой должна быть орбитальная космическая станция и сколько она будет стоить. Конгресс дал NASA 90 дней (с момента подписания президентом Бушем закона о бюджете страны) для пересмотра конструкции орбитальной станции.

Оба комитета конгресса заявили, что NASA ни в коем случае не должно рассчитывать на прирост ассигнований на орбитальную станцию, превышающий 10% в год при максимальном уровне ассигнований на ключевой год в размере 2,5 — 2,6 млрд. долл. Эта последняя цифра по крайней мере на 400 млн. долл. меньше, чем затребованная NASA на ключевой 1993 г. сумма (3 млрд. долл.), необходимая, по мнению экспертов NASA, для осуществления планов создания орбитальной станции. «Хотя комитеты Палаты представителей и Сената лишь под давлением обстоятельств принимают такое решение, это не должно вызывать удивления, — заявили конгрессмены в письменном послании. — Комитеты по ассигнованиям с момента принятия этой программы предупреждали, что будущие бюджетные ограничения могут привести к невозможности разработки, испытания и строительства орбитальной космической станции, намечавшийся еще в 1984 г.»

Проект NASA предусматривал резкое увеличение ассигнований на орбитальную станцию, начиная с 1991 г.; теперь этот проект не стоит и бумаги, на которой он напечатан. Ассигнования, выделенные конгрессом, ниже расходов, необходимых в решающие годы реализации программы орбитальной станции. Их размеры вынуждают NASA разделить орбитальную лабораторию на модули, которые возможно будет выводить на орбиту последовательно в три этапа по принципу «плати, а потом лети». «Коротко говоря, — подвели итог конгрессмены, — создание орбитальной станции можно было бы разбить на фазы, каждая из которых сыграла бы полезную роль — начиная с возможности посещения человеком орбитальной станции, затем пребывания человека на ней и наконец работы постоянного экипажа». Участники обсуждения в конгрессе выражают уверенность, что эту концепцию или сходный с ней подход можно было бы принять — если считать, что орбитальная станция вообще необходима.

Послание конгресса включает также указание NASA изменить принятый раньше порядок приоритетов для орбитальной станции. Вместо биологической лаборатории, как предусматривалось ранее, с задачей изучить, каким образом человек может выдерживать длительное пребывание в космосе, NASA должно начать с вывода на орбиту «полностью оборудованной лаборатории для экспериментов в условиях практической невесомости, прежде чем запустить пассажира». Лаборатория практической невесомости должна представлять собой автоматический спутник, периодически осматриваемый и регулируемый космонавтами с космического корабля многоразового использования типа «Шаттл». Работа этой лаборатории позволила бы получить новые материалы и медицинские препараты. Именно такой подход принят европейскими и японскими партнерами США по орбитальной станции.

Послание, направленное конгрессом Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства, не оставляет никаких сомнений. Сейчас нехватает средств, чтобы создать такую орбитальную станцию, которую хотело бы NASA. «Весьма важно, — заканчивают свое послание конгрессмены, — чтобы NASA четко представляло себе: бюджетный кризис только начинается».



ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ

БУДЕТ ЛИ У КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗОНТИК?1)

Все более актуальной становится задача обеспечения ремонтоспособности космических станций. Чтобы ее решить, необходимо ответить на вопрос о том, как защитить станцию от повреждений при столкновениях с различными объектами. По заявлениям NASA, станции ежегодно предстоит испытывать удары 100 микрометеоритов, размером от песчинки до комочка жевательной резинки, движущихся со скоростями от 25 до 100 км/с. На предельных скоростях около 350 тыс. км/ч даже песчинка обладает достаточной энергией, чтобы расколоть металлическую защиту и насквозь пронизать композиты. Где же выход? Ткань на основе керамики из карбида кремния и металлических волокон, образцы которой планируется испытать в течение трех суток при будущих полетах КЛАМИ «Спейс шаттл» по программе NASA. Керамические волокна уже давно испытываются в качестве упрочнителей в керамической броне, где их исключительно высокие прочность и модуль упругости используется для разрушения снарядов. По мнению специалистов NASA, то же самое воздействие они могут оказать и на опасные космические обломки, экономя в итоге средства на дорогостоящий ремонт. Более того, масса ткани в десять раз меньше, чем масса стали или алюминия, демонстрирующих такую же прочность, поэтому затраты для вывода защиты на орбиту также снижаются. Толщину ткани, разработанной в лаборатории Battelle Pacific Northwest Labs, можно варьировать, и она легко принимает необходимую форму, образуя наружный защитный покров.


© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc, 1990. Все права сохраняются.

1) Aerospace America, 1990, No. 9, p. 46. Перевод А. Ю. Себранта.