«Луна-17»


Ежегодник БСЭ 1971:

Рис. 9. Автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Рис. 10. Схема автоматического самоходного аппарата «Луноход-1»: 1 - герметичный приборный отсек; 2 - радиатор-охладитель; 3 - солнечная батарея; 4 - иллюминаторы для телевизионных камер; 5 - телефотокамера; 6 - блок колес шасси; 7 - привод остронаправленной антенны; 8 - остронаправленная антенна; 9 - малонаправленная антенна; 10 - штыревая антенна; 11 - изотопный источник тепловой энергии; 12 - девятое колесо; 13 - прибор для определения физико-механических свойств грунта; 14 - оптический уголковый отражатель. Рис. 11. Фрагмент панорамного снимка, выполненного 19 января 1971 г.

17 ноября на лунную поверхность в западной части Моря Дождей совершила посадку АС «Луна-17», доставив на нее самоходный аппарат «Луноход-1» (рис. 9). В течение 10 1/2 месяцев проводился уникальный космический эксперимент с использованием лунной транспортной системы для проведения широкого комплекса научно-технических исследований.

АС «Луна-17» состоит из унифицированной посадочной ступени (ПС) и автоматической передвижной лаборатории - лунохода. Как и в полете станции «Луна-16», основными задачами ПС являлись: проведение коррекции траектории полета на участке перелета от Земли к Луне, обеспечение перехода станции на орбиту искусственного спутника Луны, формирование предпосадочной окололунной орбиты и посадка на поверхность Луны. На ПС станции «Луна-17» установлены луноход и складывающиеся трапы для его схода на поверхность Луны.

Автоматический самоходный аппарат «Луноход-1» состоит из двух основных частей: герметичного приборного отсека и колесного шасси (рис. 10). Масса лунохода - 756 кг.

Корпус приборного отсека изготовлен из магниевых сплавов. Его верхняя часть используется как радиатор-охладитель в системе терморегулирования лунохода и закрывается специальной крышкой, выполняющей двойную функцию. В период лунной ночи крышка закрывает радиатор и препятствует излучению тепла из отсека. В течение лунного дня крышка открыта, и элементы солнечной батареи, расположенные на ее внутренней стороне, обеспечивают подзарядку аккумуляторов, питающих бортовую аппаратуру электроэнергией. Крышка может быть установлена на любой угол в пределах 0-180°, что позволяет максимальным образом использовать солнечную энергию. В передней части приборного отсека расположены иллюминаторы для телевизионных камер, электрический привод подвижной остронаправленной антенны, предназначенной для передачи на Землю телевизионных изображений лунной поверхности, малонаправленная антенна, обеспечивающая прием радиокоманд и передачу телеметрической информации, научные приборы и оптический уголковый отражатель.

По левому и правому борту установлены по две панорамных телефотокамеры (причем в каждой паре одна из камер конструктивно объединена с определителем местной вертикали), четыре штыревые антенны для приема радиокоманд с Земли в другом диапазоне частот. Приборный отсек установлен на восьмиколесном шасси, которое обеспечивает передвижение автоматической лаборатории по поверхности Луны. Геометрия ходовой части, удельное давление на грунт, тяговые характеристики шасси, параметры упругой подвески и конструкция опорной поверхности колес позволяют уверенно передвигаться по поверхности с рыхлым, сыпучим слоем грунта, преодолевать крутые подъемы, переезжать через кратеры и препятствия в виде отдельных камней или гряды камней, соизмеримых с размерами ходовой части.

Самоходное шасси обеспечивает передвижение лунохода с двумя скоростями вперед и назад, повороты на месте и в движении. В состав самоходного шасси входят: ходовая часть, состоящая из четырех блоков попарно расположенных колес, блок автоматики, система безопасности движения, прибор и комплекс датчиков для определения механических свойств грунта и оценки проходимости шасси. Каждое из восьми ведущих колес имеет индивидуальный силовой привод и независимую торсионную подвеску. Внутри каждой ступицы колеса расположены электродвигатель, редуктор, тормоз, механизм для отсоединения силового привода, датчики числа оборотов колес и температуры. Поворот лунохода достигается за счет различных скоростей вращения колес правого и левого бортов и изменением направления их вращения. Торможение лунохода осуществляется переключением тяговых электродвигателей шасси в режим электродинамического торможения. Для удержания лунохода на уклонах и для его полной остановки включаются дисковые тормоза с электромагнитным управлением.

Блок автоматики обеспечивает управление движением лунохода по радиокомандам с Земли, измерение и контроль основных параметров самоходного шасси и автоматическую работу приборов для исследования механических свойств лунного грунта. Все управление движением осуществляется с помощью пяти команд движения и команды «стоп». Система управления движением, входящая в блок автоматики шасси, имеет также автоматические устройства для дозированного по времени прямолинейного движения и выполнения поворотов на заданные углы. Система безопасности движения обеспечивает автоматическую остановку лунохода при предельных углах крена и дифферента и перегрузках электродвигателей колес. При необходимости одно или несколько колес могут быть отключены от силового привода. При этом тяговые характеристики самоходного шасси остаются достаточно высокими.

Для подогрева газа, циркулирующего внутри аппарата, служит изотопный источник тепловой энергии. Рядом с ним расположены прибор для определения физико-механических свойств лунного грунта и механизм подъёма и опускания девятого колеса.

В приборном отсеке размещаются передающие и приемные устройства радиокомплекса, приборы системы дистанционного управления луноходом, система электропитания, блоки коммутации и автоматики, приборы системы обеспечения теплового режима, электронно-преобразовательные устройства научной аппаратуры.

Луноход имеет две телевизионные системы. Система малокадрового телевидения, две камеры которой расположены в передней части корпуса, предназначена для передачи на Землю телевизионных изображений местности, необходимых экипажу, управляющему с Земли движением лунохода. Вторая телевизионная система предназначена для получения панорамного изображения окружающей местности и съемки участков звездного неба, Солнца и Земли с целью астроориентации лунохода. Система состоит из четырех однотипных по устройству панорамных телефотокамер. Они расположены таким образом, что две из них обеспечивают обзор местности справа и слева от лунохода в пределах несколько более 180° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной. Две другие камеры дают изображение местности и пространства в пределах 360° в вертикальной и 30° в горизонтальной плоскостях.

Поддержание необходимого теплового режима лунохода обеспечивается пассивными и активными методами терморегулирования. Уменьшение теплообмена между отдельными элементами конструкции и окружающим пространством осуществляется применением экранновакуумной теплоизоляции и специальных внешних покрытий с особыми оптическими свойствами. Путем принудительной циркуляции газа-теплоносителя между радиатором и приборным оборудованием, осуществляемой системой вентиляторов, происходит отвод тепла через радиатор в космическое пространство. В период лунной ночи для обогрева оборудования приборного контейнера специальные заслонки прекращают циркуляцию газа-теплоносителя по контуру охлаждения и направляют его в контур подогрева, где он нагревается изотопным источником. Оценка проходимости шасси производится с помощью комплекса датчиков, которые непрерывно измеряют крен и дифферент лунохода, токи тяговых электродвигателей, число оборотов и температуру колес. Длина пройденного луноходом пути определяется числом оборотов ведущих колес. Для учета их пробуксовки вносится поправка, определяемая с помощью свободно катящегося девятого колеса, которое специальным приводом опускается на грунт и поднимается в исходное положение.

Управление самоходным аппаратом осуществляет экипаж из Центра дальней космической связи. В состав экипажа входят командир, водитель, штурман, оператор и борт-инженер. На «Луноходе-1» и посадочной ступени «Луны-17» установлены флаги и вымпелы с изображением Государственного герба СССР и барельефом В. И. Ленина.

Автоматическая станция «Луна-17» с «Луноходом-1» на борту была запущена 10 ноября в 17 час 44 мин. Ее вывели на орбиту ИСЗ, а затем, используя двигатели последней ступени ракеты-носителя, направили к Луне. Проведенные 12 и 14 ноября коррекции траектории и операция торможения позволили 15 ноября вывести станцию на селеноцентрическую орбиту со следующими параметрами: высота над поверхностью Луны - 85 км; наклонение орбиты к плоскости лунного экватора - 141°; период обращения вокруг Луны - 1 час 56 мин. В дальнейшем путем сложного маневрирования станции в окололунном пространстве была сформирована предпосадочная эллиптическая орбита с высотой в периселении 19 км. 17 ноября в 6 час 41 мин был включен тормозной двигатель, и станция, совершив маневры, аналогичные маневрам АС «Луна-16», в 6 час 47 мин мягко прилунилась в прибрежном районе западной части Моря Дождей, в точке с селенографическими координатами: 38°17' с.ш. и 35° з.д. В 9 час 28 мин «Луноход-1» съехал по трапу с посадочной платформы и приступил к выполнению программы научно-технических исследований и экспериментов.

Программа предусматривала: проведение испытаний и отработку лунной транспортной системы; приобретение опыта дистанционного управления самоходным аппаратом с помощью экипажа, находящегося на Земле; изучение топографических и селенолого-морфологических особенностей района прилунения аппарата; исследование химического состава и физико-механических свойств лунного грунта; изучение радиационной обстановки на участке полета Земля - Луна, в окололунном пространстве и на поверхности Луны; исследование интенсивности и углового распределения внегалактического рентгеновского излучения и рентгеновского излучения из Вселенной от отдельных источников; лазерную локацию Луны.

Топографическое изучение местности выполнялось на основе телевизионных панорам и снимков лунного ландшафта и данных о длине пройденного пути, курсе, крене и дифференте лунохода во время движения. Для проведения научных исследований на лунной поверхности «Луноход-1» был оборудован следующим комплексом приборов: спектрометрическим прибором для анализа химического состава лунного грунта, пенетрометром для исследования его механических свойств, радиометрической аппаратурой, рентгеновским телескопом и уголковым светоотражателем для лазерной локации Луны, разработанным и изготовленным во Франции.

Для экспериментов по лазерной локации Луны используются два комплекса наземной лазерно-локационной аппаратуры. Один комплекс был создан советскими учеными и инженерами и установлен на оптическом телескопе диаметром 2,6 м Крымской астрофизической обсерватории АН СССР. Другой был разработан и изготовлен французскими учеными и инженерами и установлен на телескопе диаметром 1,05 м, расположенном в обсерватории Пик-дю-Миди в Пиринеях.

Западная часть Моря Дождей, где совершила посадку станция «Луна-17», представляет собой полого-волнистую равнину, на которой выделяется система пологих грядообразных возвышенностей с относительными высотами до 200-400 м. Полого-волнистый характер местности в этом районе был подтвержден данными, полученными высотомерной аппаратурой станции «Луна-17» на этапе спуска. Анализ телевизионных изображений местности и параметров движения лунохода в районе места прилунения показал, что «Луна-17» совершила посадку на внутреннем склоне кратерообразной котловины поперечником порядка 150-200 м. Точка посадки находится в западной части котловины, примерно на середине внутреннего склона.

В первом сеансе движения «Луноход-1» спустился с посадочной ступени по восточному трапу и продвинулся в восточном направлении на 20 м. Движение происходило вниз по склону крутизной 5-6°. На панораме, показанной на рис. 11, видна колея на поверхности Луны, проложенная «Луноходом-1», и посадочная ступень станции. В местах разворота лунохода колеса сгребали грунт, и на панораме видна комковатая структура грунта. Мелкие камни, видимые на панораме, имеют, по всей вероятности, насыпное происхождение.

Во втором сеансе движения «Луноход-1» двигался в юго-восточном направлении и прошел в общей сложности 96 м. Луноход подошел к кратеру диаметром св. 20 м. Вокруг кратера наблюдался обильный вывал камней остроугольной формы с размерами до 0,5 м. К югу в 4-5 м от места остановки на кромке небольшого кратера (диаметр около 4 м) был обнаружен камень необычной формы - призма пяти и шестиугольного сечения, лежащая на длинной боковой грани; длина призмы 30-35 см, поперечник сечения 5-10 см, грани - плоские.

В третьем сеансе движения луноход прошел в юго-восточном направлении св. 50 м. И если во втором сеансе он прошел самую низкую точку маршрута первого лунного дня (ниже точки посадки станции примерно на 2-3 м), то в третьем сеансе движения луноход достиг уровня примерно на 1-2 м выше точки посадки станции. Продвинувшись затем дважды на небольшое расстояние, луноход остановился вблизи от бровки кратера, в котором «Луна-17» совершила посадку. За время первого этапа движения по лунной поверхности луноход прошел 197 м. 24 ноября в Море Дождей наступила ночь, в период которой луноход находился в стационарном положении. 5 и 6 декабря при приближении утреннего терминатора к району стоянки самоходного аппарата были проведены эксперименты по лазерной локации. Наземной аппаратурой Крымской астрофизической обсерватории АН СССР были посланы в сторону Луны и зарегистрированы четкие отраженные сигналы от лазерного отражателя «Лунохода-1». Аналогичный эксперимент выполнялся французскими учеными в обсерватории Пик-дю-Миди.

С наступлением лунного дня 10 декабря «Луноход-1» покинул место стоянки и начал движение в южном направлении. Предстояло провести изучение лунной поверхности на трассе протяженностью около полутора километров. На пути лунохода попадалось много кратеров и камней; одни из этих препятствий он преодолевал, другие обходил. В период лунного полдня с 14 по 17 декабря самоходный аппарат проводил исследования и эксперименты, находясь в стационарном положении, затем он опять начал движение на юг. В сеансе связи 20 декабря луноход встретил кратер диаметром около 100 м и глубиной 8-10 м и подверг его тщательному исследованию. В сеансах связи 22 и 23 декабря били выполнены все операции по подготовке аппарата к лунной ночи, которая наступила 24 декабря 1970 г. и продолжалась до 9 января 1971 г. В этот период луноход находился в стационарном положении. За второй лунный день «Луноход-1» преодолел расстояние в 1522 м, 1370 м отделяло его от посадочной платформы.

За 35 суток функционирования лунохода, включавших два периода активной работы в условиях лунного дня и лунную ночь, был получен большой объем информации о работе систем и агрегатов самоходного аппарата, его шасси, о результатах исследований Луны и космического пространства. За 14 сеансов радиосвязи, в которых аппарат передвигался и маневрировал на лунной поверхности, было пройдено 1719 м. Движение по весьма сложному рельефу с препятствиями в виде кратеров, камней, подъемов и спусков показало хорошую проходимость и маневренность лунохода. В процессе его работы получено несколько десятков изображений различных участков лунного ландшафта. По трассе движения постоянно проводились исследования физико-механических свойств поверхностного слоя. С помощью спектрометра определялось в нескольких районах содержание основных химических элементов, образующих лунную породу. Проводились также исследования космических лучей, регулярно измерялись фон внегалактического рентгеновского излучения и рентгеновское излучение из Вселенной от отдельных источников.

Уникальный космический эксперимент в районе Моря Дождей продолжался до 4 октября 1971 г.


Новости космонавтики 1995 №24:

Следующий запуск лунохода состоялся почти через два года. Станция Е-8 №203 (№202 имел искусственный спутник Луны серии Е-8ЛС, известный как Луна-19), названная в печати Луной-17, стартовала в 17:44 ДМВ 10 ноября 1970 года и, совершив не полный виток вокруг Земли, направилась к Луне. 12 и 14 ноября были проведены плановые коррекции траектории перелета. 15 ноября Луна-17 вышла на орбиту искусственного спутника Луны высотой 85x141 км и периодом обращения 116 минут. 16 ноябри прошли коррекции, в результате которых минимальная высота над поверхностью снизилась до 19 км.

Наконец 17 ноября 1970 года в 06:46:50 ДМВ станция Е-8 №203 благополучно прилунилась в Море Дождей в точке с координатами 38° 17' с.ш. 35°00' зд. Два с половиной часа ушло на осмотр места посадки и развертывания трапов. В 09:28 17 ноября Луноход-1 (аппарат 8ЕЛ №203) съехал со ступени КТ на лунный грунт. Он стал пятым подвижным образованием на Луне после Армстронга, Олдрина, Конрада и Бина.

Самым сложным оказалось, все-таки, управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на Луноходе-1 слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи лунохода приноравливались к необычным телеизображениям.

- Когда я в первый раз увидел картинку с лунохода, хотя видел до этого много раз картинку при испытаниях на "лунодроме", это было "небо и земля", - вспоминал Г.Н.Рогавский. - Мы увидели там лишь какие-то черно-белые пятна. Определить где камни, где кратер, казалось, было невозможно. Требовался большой навык, большой опыт, чтобы разобраться в этом хаосе. Кратер, например, был виден в виде темной полоски, поскольку камеры стояли очень невысоко, на уровне глаз сидящего на стуле человека. Поэтому поначалу часто въезжали в кратеры. А въезжаешь в кратер- начинаются неприятности. Стенки у него рыхлые, луноход начинает буксовать, его сносит.

- И при этом надо учитывать еще вот что. Мы хоть и говорим, что на луноходе стояло телевидение, а, в общем то, это телевидением назвать было нельзя, - добавил ОТ.Ивановский. - Это было, скорее, слайдовидение. На передачу одного кадра уходило от трех до 20 секунд в зависимости от рельефа! А ведь в нормальном телевидение - 25 кадров в одну секунду. Поэтому динамика движения воспринималась рывками. Есть статичный кадр. Он стоит, например, шесть секунд, а потом на его место приходит следующий статичный кадр. И учтите еще задержку прихода сигнала с Луны. Это было очень трудно - воспринимать окружающую луноход обстановку, ориентироваться. Чтобы закончить эту тему по работе экипажа, я скажу следующее: работа для этих ребят была чрезвычайно сложная. Не случайно у нас было две смены, две пятерки. Два часа - и люди больше уже работать не могли. Через два часа они уже были измочалены и больше работать не могли. В основном эта нагрузка ложилась на водителя, потому что управление движением было в его руках. Все эти проблемы очень осложняли и без того тяжелую работу. Физически тяжелую. Экипажи, ведь, отвечали за жизнь лунохода. И когда возникали какие-то сложные ситуации, а вокруг было много советчиков, Бабакин говорил: "Нет, ребята. Вы все валите отсюда. Есть экипаж, есть командир. Пусть он и принимает решение."

И экипаж принимал решение. Если за неполный первый лунный день луноход прошел лишь 197 метров, то за второй уже полтора километра (пройденный путь Лунохода-1 по лунным дням приведен в Табл. 1). Экипаж и вся группа управления и анализа работала в Центре дальней космической связи под Евпаторией. Сеансы связи проводились с аппаратом ежедневно в течение всего лунного дня.
Таблица 1. Пройденный Луноходом-1
путь по лунным дням


Лунный деньПройденное расстояние, м
№1 (17-24.11.1970)197
№2 (08-23.12.1970)1522
№3(07-21.01.1971)1936
№4 (07-20.02.1971)1573
№5 (07-20.03.1971)2004
№6 (06-20.04.1 971)1029
№7 (06-20.05.1971)197
№8(04-18.06.1971)1560
№9 (03-17.07.1971)219
№10 (02-16.08.1971)215
№11(31.08-15.09.1971)88

Хотя, что значит лунный день? Если подходить с чисто астрономической точки зрения это - 13.66 суток. Но на самом деле первые два дня луноход "отходил" от лунной ночи, подзаряжая бортовые аккумуляторы. Потом, в середине лунного дня, Солнце стоит слишком высоко, теней практически нет, на телекартинке - сплошное светлое пятно. Снова перерыв в работе на два-три дня. А за двое суток до конца лунного дня уже пора готовиться к ночи. Надо развернуть луноход на восток, чтобы при восходе Солнца солнечная батарея, поднятая на 90°, была освещена прямыми лучами. Длительность же ежедневных сеансов связи составляла в среднем 4-6 часов: пока Луна поднимется над земным горизонтом на достаточный угол, пока аппарат войдет в радиоконтакт. За это время надо было успеть проехать какое-то расстояние, на забывая при этом и о науке. Причем ехать приходилось по совершенно неизвестной местности. Ведь настолько подробных карт района посадки лунохода у советских ученых тогда не было.

Три первых "гарантийных" месяца помимо изучения лунной поверхности луноход выполнял еще и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Сначала аппарат шел на юго-восток. В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств (а не по старой колее) вывести луноход к посадочной ступени КГ. Это удалось. 18 января Луноход-1 вернулся на место своей посадки. После этого аппарат пошел на север, продолжая научную программу. 20 февраля, по окончанию 4 лунного дня, ТАСС сообщил о полном выполнении первоначальной программы работ лунохода.

Однако "лунный странник" не собирался "помирать". Пришлось управленцам вместе с учеными разрабатывать программу работ на следующий лунный день, и еще на следующий, и еще... В итоге луноход в три раза перекрыл свой первоначально рассчитанный ресурс.

Всякое случалось за это время. В 6 лунный день, 12 апреля 1971 года (прямо в День космонавтики) луноход попал в сложный кратер с очень сыпучими, крутыми краями. Выбраться из него было очень сложно. Пробуксовка колес достигала 90%, углы наклона - 24°. Вот как вспоминал эту ситуацию Гарри Николаевич Роговский:

- Мы никак не могли вылезти из этого кратера. Идем по стенке, а нас сносит вниз. А движение проходило во время лунного дня, солнышко стояло высоко. Обязательное условие при этом: панель солнечной батареи должна быть освещена, чтобы вырабатывать энергию для зарядки аккумуляторов и питания всех систем. Панель закрывалась только на время ночи для сохранения тепла. Для того же, чтобы выбраться из этого кратера, мы были вынуждены закрыть солнечную батарею. Риск был большой, так как мы нарушали тепловой баланс. Окончательное решение принимал именно экипаж. Закрыли, вылезли из кратера, открыли. Все закончилось благополучно.

Седьмой лунный день луноход маневрировал в зоне еще более сложного рельефа: жуткое хитросплетение кратеров и крупных камней. В результате удалось преодолеть всего 197 м пути.

Однако ресурс лунохода был не бесконечным. До 18 июня (конец восьмого лунного дня) во всех сообщениях ТАСС говорилось, что состоянии служебных систем аппарата "нормальное". После восьмой ночи "нормальное" изменилось в "удовлетворительном". Проход за день лунохода резко снизился. Последний сеанс с луноходом завершился 14 сентября в 16:05 ДМВ.

15 сентября, при наступлении одиннадцатой лунной ночи Лунохода-1, ТАСС сообщил, что температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе "ночного" подогрева.

30 сентября в месте стоянки лунохода наступил 12 лунный день, но аппарат так на связь и не вышел. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября. Деятельность аппарата на Луне завершилась "естественной смертью в весьма преклонном возрасте".

- Серебренно-кадмиевые аккумуляторные батареи предназначались на вполне конкретное количество заряд-разрядных циклов, - рассказывал О.Г.Ивановский. - Все гарантировали только три месяца их работы. Также как и ходовой части, и системы питания. А за год в аккумуляторах стал уже накапливаться газ, емкость их падала. Зарядный ток шел, а аккумуляторы его уже не воспринимали.

Основными итогами работы Лунохода-1 были названы: обследована площадь в 80000 м2, с помощью телесистем получено свыше 20000 снимков поверхности и более 200 панорам, более чем в 500 точках поверхности определялись физико-механические свойства поверхностного слоя лунного грунта, а в 25 точках проведен его химический анализ, пройденное расстояние - 10540 м, длительность активного функционирования - 301 сут 06 час 37 мин.

Учитывая все остальные работы по межпланетной и "прикладной" тематике, Машиностроительный завод имени С.А.Лавочкина мог производить один луноход в два года. Следующий аппарат этой серии не стал точной копией предыдущего. Прежде всего конструкторы прислушались к пожеланиям экипажей и сделали третью верхнюю телекамеру, на уровне роста человека. Это существенно улучшило обзор. Изменился и приборный состав лунохода.

Постскриптум

11 декабря 1993 года Луноход-1 вместе с посадочной ступенью КТ станции Луна-17 были выставлены фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5000$ первый "лунный трактор" ушел за 68500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. Вывоз приобретенной собственности с Луны - за счет покупателя.


Сиддики:
Научные приборы (на Луноходе-1):
1. Система визуализации (два телевизора низкого разрешения + четыре фотометра высокого разрешения)
2. Рентгеновский спектрометр РИФ-МА.
3. Пенетрометр PrOP
4. Лазерный отражатель ТЛ-1.
5. Детектор излучения РВ-2Н.
6. Рентгеновский телескоп РТ-1.
7. одометр/спидометр
Результаты: «Луна-17» продолжила серию успехов в освоении Луны, начатую «Луной-16» и «Зондом 8». На «Луне-17» был установлен Луноход-1, первый из серии роботов, запущенных к Луне, чья концепция началась в начале 1960-х годов, первоначально как часть пилотируемых операций по высадке на Луну. Ходовая часть была разработана и изготовлена ВНИИ Трансмаш, хотя Лавочкин сохранил общую конструктивную концепцию машины. Это была вторая попытка высадить такой аппарат на Луну после неудачной попытки в феврале 1969 года. Спускаемая ступень была оборудована двумя посадочными трапами для «ступени подъема», то есть ровера, для высадки на поверхность Луны. 756-килограммовый вездеход имел высоту 1,35 метра и диаметр 2,15 метра. Каждым из восьми колес можно было управлять независимо для двух передних и двух задних. Максимальная скорость составляла около 100 метров/час, с командами, отдаваемыми командой «водителей» на Земле из пяти человек, которым приходилось иметь дело с минимальной задержкой в 4,1 секунды (включая 2,6 секунды прохождения сигнала туда и обратно плюс время для оказания давления на рычаги на панели управления). Эти люди были тщательно отобраны из сотен человек в процессе, который начался еще в мае 1968 года. Были отобраны два экипажа в две смены по пять человек в каждом (командир, водитель, бортинженер, штурман и штурман-оператор наведения антенны). Командирами этих «сидячих космонавтов», как их называли, были Ю. Ф. Васильев и И. Л. Федоров, водителями - Н. М. Еременко и В. Г. Довгань соответственно. Набор научных инструментов питался от солнечных батарей (установленных на внутренней откидной верхней крышке ровера) и химических батарей. После двух коррекций на полпути к Луне "Луна 17" вышла на лунную орбиту 85 х 141 км с наклонением 141°. Повторяя те же действия по динамическому спуску, что и его предшественница, Луна-17 приземлилась на поверхность Луны в 03:46:50 17 ноября 1970 года в точке 38° 24'северной широты / 34° 47' западной долготы (как было известно в то время), примерно 2500 километров от участка Луны-16 в Море Дождей. Спускаемый аппарат приземлился в кратерообразной впадине диаметром 150–200 метров и глубиной 7 метров. По команде Еременко водитель Г.Г. Латыпов нажал на рычаг, а затем нажал кнопку, чтобы свести с платформы с помощью команды «Вперед - Вперед!» 17 ноября в 06:27:07. Чтобы скатиться на поверхность, потребовалось 20 секунд. За 322 земных дня работы марсоход прошел 10,47 километра (позже, в 2013 году, было уменьшено до 9,93 километра) и прислал более 20 000 телевизионных изображений и 206 панорам с высоким разрешением. Кроме того, Луноход-1 провел 25 анализов почвы с помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра РИФ-МА и использовал пенетрометр в 537 местах на 10,5-километровом маршруте (в среднем одна проба каждые 20 метров). Над передними камерами Луноход-1 также находился поставленный из Франции прибор весом 3,7 кг, TL-1, состоящий из 14 призм из кварцевого стекла диаметром 10 сантиметров для отражения импульсов излучения рубинового лазера, испускаемого обсерваториями в Крыму и Франции. Ученые впервые использовали этот отражатель 5 и 6 декабря, что позволило измерить расстояние Земля – Луна с точностью до 30 сантиметров. Однако пыль, по-видимому, покрыла отражатель, и было получено несколько дополнительных эхосигналов. Диспетчеры завершили последний сеанс связи с Луноходом-1 в 13:05 14 сентября 1971 года. 4 октября попытки восстановить контакт были прекращены, что стало кульминацией одной из самых успешных роботизированных миссий ранней космической эры. Луноход-1 явно превзошел свои ожидания - его проектный срок службы составлял всего 3 лунных дня (около 21 земного дня), но он проработал 11 дней. Много лет спустя, в марте 2010 года, группа ученых из нескольких академических институтов США возобновила использование лазерной локации с помощью лазерного отражателя на Луноходе-1, основанное на данных лунного разведывательного орбитального аппарата НАСА (LRO), который позволил точно определить (с точностью до 5 метров) местонахождение (бывшего) советского марсохода. Новые данные предоставили более точное местоположение Лунохода-1 как 38,333° с.ш. / 35,037° з. Д. Место посадки Луны-17 также было уточнено до 38,238° с.ш. / 34,997° з.

Гэтленд. Иллюстрированная энциклопедия

«Луна-17» и «Луна-21». Торможение и мягкая посадка. Основной тормозной двигатель снижает скорость по сигналам от радиовысотомера и датчика скорости. После выключения основного двигателя торможение обеспечивается управляющими двигателями малой тяги. Космический аппарат совершает мягкую посадку в заранее выбранной точке; управляющие двигатели выключаются. Откидывается специальный трап, и с посадочной платформы на лунную поверхность съезжает «Луноход», управляемый по радио из Центра дальней космической связи на территории СССР.

Каманин
18 ноября.
Станция «Луна-17» осуществила вчера мягкую посадку на лунную поверхность в районе Моря дождей. Установленный на посадочной ступени станции самоходный аппарат «Луноход-1» по команде с Земли сошел с платформы и удалился от «Луны-17» на несколько метров. После проверки работоспособности всех систем «Лунохода-1» он приступил к выполнению намеченной программы экспериментов. Полеты «Луны-16» и «Луны-17» - впечатляющие достижения космической автоматики, создающие крупный задел для будущих исследований Луны и планет

Маров:
«Луна-17». Вторая попытка запуска лунохода не предпринималась целых 20 месяцев. В этот период фокус программы Е-8 сместился на автоматическую доставку образцов лунного грунта с целью обойти программу «Аполлон». После успешной доставки лунных образцов «Луной-16» было решено в следующий раз запустить луноход.
Последовавшие друг за другом успехи - автоматическая доставка образцов грунта и месяц спустя запуск лунохода - стали для советской лунной программы поистине впечатляющим и эпохальным достижением, получившим мировое признание.
«Луна-17» с луноходом стартовала 10 ноября 1970 года. Проведя 12 и 14 ноября коррекцию на промежуточном участке траектории, 15 ноября она вышла на окололунную орбиту с параметрами 85x141 км, наклонением 141° и периодом обращения 115 минут. 16 ноября периселений станции снизился до 19 км, а затем, 17 ноября в 03:46:50 по Всемирному времени автоматическая станция успешно совершила посадку на скорости около 2 м/с в Море Дождей на 38,25° с. ш. и 325,00° в. д.
Советский Союз объявил о своей четвертой мягкой посадке на Луну, и на западе стали ждать доставки образцов, в соответствии с прошлой программой «Луна-16». Однако три часа спустя после посадки в 06:28 по Всемирному времени опустились пандусы, открылись крышки телекамер, были переданы изображения концов пандусов, чтобы удостовериться в отсутствии препятствий, и по переднему пандусу скатился «Луноход-1», который затем проехал 20 метров по лунной поверхности. Весь следующий день луноход оставался неподвижным, заряжая аккумуляторы. В последующие два дня он проехал 90 и 100 метров. На пятый день, находясь на расстоянии 197 метров от посадочного модуля, луноход закрыл крышку и отключился на время грядущей лунной ночи.
Реакция мировой общественности была потрясающей. Мысль о том, что автоматический аппарат - робот! - путешествует по другому миру, так или иначе находила резонансный отклик у людей, даже несмотря на то, что сам факт этого путешествия носил для многих из них виртуальный характер. О триумфе высадки лунохода станцией «Луна-17» восторженно объявила и советская, и западная пресса, тогда как доставка образцов лунных пород станцией «Луна-16» вызвала скорее мимолетное и менее сильное восхищение. Притягательность лунохода, возможно, была частично вызвана его необычным внешним видом. Первые дни его гротескные изображения не сходили со станиц прессы, и освещение в средствах массовой информации, вероятно, продолжалось бы, если бы луноходу не потребовалось перейти в спящий режим на время лунной ночи. Прошло более четверти века, прежде чем США смогли возродить интерес к исследованиям другого мира с помощью аппарата-робота, но подобной реакции уже не было.
«Луноход-1» пережил свою первую лунную ночь и продолжил свою лунную одиссею. Операторы испытывали некоторые трудности из-за 20-секундного интервала между кадрами, к тому же выяснилось, что фронтальные камеры лунохода расположены слишком низко, и перспектива на изображениях напоминала скорее обзор со стула, чем с высоты полного роста. К тому же контраст на изображениях был низким, особенно в лунный полдень. Первоначально ученых не допускали в операторскую, и они испытывали трудности, анализируя особенности лунных ландшафтов при остановках лунохода. В определенной степени это объяснялось тем, что научные и инженерные интересы не совпадали - для инженеров мера успеха измерялась расстоянием, пройденным луноходом. Постепенно, однако, контакты наладились, когда пришло осознание того, что главные задачи миссии сводились к научным исследованиям лунной поверхности.
Если в течение первого лунного дня операторы провели луноход по 197-метровому пути, то уже в течение пятого лунного дня по 2-километровому пути. Для проверки навигационной системы во время одного из выбранных маршрутов лунохода он вернулся к посадочной ступени. На протяжении 10 месяцев луноход успешно преодолевал разнообразные холмы и долины, пересек множество кратеров. Луноход перенес холод лунной ночи при - 150°С и жару лунного полдня при 100°С. Дважды он застревал в кратерах, но после нескольких попыток смог из них выбраться. Операторам было трудно управлять луноходом из-за низкой посадки камер, так что до самого последнего момента они не замечали приближающегося кратера. В полдень недостаток теней свел контраст изображения практически к нулю, сделав управление невозможным. Луноход пережил вспышки на Солнце, которые могли бы стать фатальными для космонавтов, и затмение, в течение которого он был временно погружен в темноту. На десятый лунный день его сфотографировали с орбиты астронавты «Аполлона-15».
Последний успешный сеанс связи с «Луноходом-1» состоялся 14 сентября 1971 года в 13:05 по Всемирному времени после того, как неожиданно упало давление внутри самоходного аппарата. Но официально о завершении программы было сообщено 4 октября 1971 года в 14 годовщину полета первого «Спутника». К счастью, во время последнего сеанса связи луноход был припаркован так, что его лазерный уголковый отражатель находился в положении, позволявшем продолжать его использование. «Луноход-1» превысил ожидаемое время жизни на три лунных дня, проработав в штатном режиме одиннадцать лунных дней. Он преодолел путь длиной 10540 метров и передал более 20000 изображений, 206 панорам, 25 рентгеновских анализов состава грунта и более 500 результатов физико-механических тестов грунта, полученных с помощью пенетрометра. Это был поистине впечатляющий успех.

Губарев Владимир Степанович, ХРОНИКА ОДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ, ИЛИ ПОВЕСТЬ О ПЕРВОМ ЛУНОХОДЕ. (2, 4-5)
Глушко. Развитие ракетостроения в СССР. (3)


А первую дорогу на Луне проложил Советский Союз! Причем она не хуже, чем дорога местного значения где-нибудь под Рязанью, а гарантия - 1 млн. лет!



Взгляд назад. Посадочная платформа.