Венера-5


5 января 1969 06:28:08 - старт
14 марта 1969 - коррекция орбиты
16 мая 1969 СА КА вошел в атмосферу Венеры. Был раздавлен давлением на высоте 20 км.

Ежегодник БСЭ 1970 г

5 и 10 января к планете Венера были запущены автоматические межпланетные станции (АМС) «Венера - 5» и «Венера - 6», которые 16 и 17 мая достигли Венеры и выполнили глубинное зондирование ее атмосферы. В результате были уточнены измерения химического состава и параметров атмосферы, полученные впервые АМС «Венера-4», исследованы более глубокие ее слои. На поверхность планеты были доставлены вымпелы Советского Союза с барельефом В.И. Ленина и гербом СССР (рис. 2). АМС «Венера-5» и «Венера-6» (рис. 3) аналогичны по конструкции и напоминают своих предшественниц - станции «Венера-2», «Венера-3» и «Венера-4». Станции состояли из двух основных частей - орбитального отсека и спускаемого аппарата, вес каждой станции 1130 кг.

Спускаемый аппарат станции (рис. 4), предназначавшийся для проведения комплекса научных исследований в атмосфере Венеры, выполнен в форме, близкой к сфере диаметром примерно 1 м. Вес аппарата 405 кг.

В конструкцию и состав аппаратуры спускаемых аппаратов станций «Венера-5» и «Венера-6» был внесен ряд изменений и усовершенствований для повышения точности измерений химического состава, параметров атмосферы и соответствующих им высот, а также увеличения глубины зондирования атмосферы. В результате предпринятых мер стало возможным производить измерения параметров атмосферы Венеры в диапазоне внешних давлений от 0,5 до 25-27 атм. Для сокращения продолжительности спуска аппарата в атмосфере была в несколько раз уменьшена площадь основного парашюта, по сравнению с АМС «Венера-4». Купол парашюта был изготовлен из специальной термостойкой ткани, работоспособной при температурах окружающей среды свыше 500°С.

Существуют интервалы времени - «окна запуска», когда взаимное расположение планет Земля и Венера позволяет вывести станцию на траекторию перелета при сравнительно небольших затратах энергии. Такое взаимное расположение повторяется примерно через 584 суток. Благоприятный период для запусков АМС «Венера-5» и «Венера-6» составлял около месяца и приходился в 1969 г. на январь. Были выбраны даты стартов - 5 и 10 января. Продолжительность перелета для этих дат стартов составила соответственно 131 сутки и 127 суток, поэтому при стартах автоматических станций с интервалом в 5 суток они должны были достигнуть Венеры с интервалом в 1 сутки. АМС «Венера-5» и «Венера-6» выводились на межпланетную траекторию с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли. Станция «Венера-5» стартовала с геоцентрической орбиты 5 января 1969 г. в 10 час 47 мин, когда она находилась над территорией Африки. Двигатель последней ступени ракеты-носителя проработал 228 сек и сообщил станции приращение скорости около 3,6 км/сек, в результате полная скорость станции относительно Земли в конце участка выведения составляла более 11 км/сек. Выведение «Венеры-6» на межпланетную траекторию осуществлялось по аналогичной схеме. Требования к точности выведения на расчетную траекторию были исключительно высокими.

При ошибке в величине скорости 1 м/сек, т. е. менее 0,01% от полной скорости, промах составляет ок. 70 тыс. км. Не менее жесткие требования предъявлялись к моменту старта с геоцентрической орбиты и к ориентации вектора тяги двигателя в процессе выведения.

Как показала обработка данных траекторных измерений, станции «Венера-5» и «Венера-6» были выведены на межпланетные траектории с высокой точностью: отклонения действительной траектории от расчетной в районе Венеры составляли 25 тыс. км (для станции «Венера-5») и 150 тыс. км (для станции «Венера-6»).

Полет «Венеры-5» и «Венеры-6» обеспечивался средствами бортового и наземного радиокомплекса. Приемные устройства Центра дальней космической связи осуществляли уверенный прием сигналов на всех этапах полета автоматических станций: всего со станцией «Венера-5» было проведено 73 сеанса связи, со станцией «Венера-6» - 63 сеанса. Сеансы связи проводились как по командам с Земли, так и по командам от бортового программно-временного механизма.

Для обеспечения попадания автоматических станций на Венеру, а также выбора времени подлета к планете и района входа в ее атмосферу были проведены коррекции траекторий автоматических станций. Траектории следовало скорректировать таким образом, чтобы момент подлета станций к Венере попал в интервал времени радиовидимости планеты с Центра дальней космической связи. Район входа в атмосферу Венеры выбирался с учетом того, что диаграммы излучения антенн спускаемых аппаратов при их снижении на парашютах должны быть направлены на Землю. Наиболее благоприятный район входа станций в атмосферу Венеры лежит в центре видимого с Земли диска планеты.

Перед проведением коррекции на борт станций были переданы расчетные значения углов разворота осей каждой станции в пространстве и величины импульсов скорости, которые должны быть реализованы корректирующими двигателями. Ориентация станций осуществлялась по Солнцу и Сириусу. Система управления обеспечивала заданную ориентацию, включала корректирующий двигатель, а затем выключала его после отработки корректирующего импульса.

Коррекция траектории полета «Венеры-5» была проведена 14 марта 1969 г., когда станция находилась на расстоянии около 15,525 млн. км от Земли; при этом станции был сообщен корректирующий импульс величиной 9,2 м/сек. Коррекция траектории полета «Венеры-6» была проведена 16 марта 1969 г., когда станция находилась на расстоянии около 15,535 млн. км от Земли, при этом величина корректирующего импульса составляла 37,4 м/сек. Точность реализации корректирующих импульсов была достаточно высокой и составила соответственно 1 и 3 см/сек.

Во время перелета обе станции проводили измерения, связанные с исследованием межпланетного и околопланетного космического пространства. Были получены новые данные о структуре потоков плазмы («солнечного ветра») вблизи Венеры. При приближении к планете были зарегистрированы изменения этих потоков, характерные для области обтекания Венеры «солнечным ветром». Как и ожидалось, фронт изменения потоков плазмы наблюдался на расстоянии примерно 28 тыс. км от поверхности планеты (станция «Венера-4» опустилась на ночную сторону планеты, но ближе к терминатору, поэтому она пересекла этот фронт на расстоянии около 19 тыс. км от поверхности планеты).

С помощью фотоэлектрических фотометров для измерения рассеянного ультрафиолетового излучения было зарегистрировано возрастание интенсивности излучения в линии атомарного водорода по мере приближения станций к планете. Первые признаки наличия водородной короны наблюдались начиная с расстояния 25 тыс. км от центра планеты, а на расстоянии около 10 тыс. км плотность водородной короны оказалась равной примерно 100 атомам в см3. Эти результаты подтверждают и дополняют измерения водородной короны планеты, выполненные станцией «Венера-4». Подлет к Венере осуществлялся с теневой стороны относительно Солнца; место входа станций в атмосферу находилось на ночной стороне планеты на расстоянии примерно 2700 км от линии терминатора. Расстояние между точками входа двух станций составило ок. 300 км. Отделение спускаемых аппаратов станций «Венера-5» и «Венера-6» произошло перед входом в атмосферу на расстоянии 37 тыс. км и 25 тыс. км от планеты соответственно. Спускаемые аппараты станций вошли в атмосферу Венеры со скоростью 11,18 км/сек под углами 62- 65° к местному горизонту; это произошло 16 мая в 9 час 01 мин (спускаемый аппарат станции «Венера-5») и 17 мая в 9 час 05 мин (спускаемый аппарат станции «Венера-6»).

На участке аэродинамического торможения, когда скорость снижения спускаемых аппаратов уменьшилась примерно до 210 м/сек, были автоматически введены в действие парашютные системы, включились радиопередатчики и раскрылись антенны радиовысотомеров, после чего начались научные измерения и передача данных на Землю. За время снижения спускаемых аппаратов в атмосфере Венеры связь с ними была устойчивой; сеанс радиосвязи с «Венерой-5» продолжался 53 мин, с «Венерой-6» - 51 мин.

На спускаемых аппаратах автоматических станций были установлены следующие научные приборы: газоанализаторы для исследования состава атмосферы, система датчиков давления и температуры, плотномеры для измерения плотности атмосферы и фотоэлементы для измерения освещенности.

Газоанализатор представлял собою миниатюрную химическую лабораторию, которая автоматически, с определенной последовательностью, производила все химические операции, необходимые для анализа газового состава атмосферы. Определялось содержание углекислого газа, азота вместе с инертными газами, кислорода и воды; приборы были полностью автономными и управлялись по командам от бортового программно-временного механизма: в определенные моменты проводился отбор пробы атмосферы, включалось и выключалось электропитание на различных химических анализаторах, запоминалась информация о результатах измерений.
Таблица 2
Газовый состав ат-
мосферы Венеры
Компонента Относительное
содержание
СО2
N2
H2O
(при Р=
=0,6 атм
O2
97+3% -4%
≤2%
~11 мг/л


≤0,1%

Забор проб для анализа газового состава атмосферы производился дважды на каждом спускаемом аппарате. Первый анализ состава атмосферы на спускаемом аппарате станции «Венера-5» был осуществлен вскоре после раскрытия основного парашюта, когда давление атмосферы составляло около 0,6 атм, а температура - ок. 25°С. Второй раз состав был исследован при давлении около 5 атм и температуре около 150°С. Первый анализ газового состава атмосферы на спускаемом аппарате «Венеры-6» был проведен при давлении около 2 атм и температуре приблизительно 85°С, второй - при давлении 10 атм и температуре 225°С. Результаты анализа приведены в табл. 2.

Система датчиков для измерения давления и температуры состояла из манометров анероидного типа и термометров сопротивления. Взаимное перекрытие диапазонов измерений обеспечивало возможность контроля правильности измерений и высокую надежность показаний приборов. Для измерения плотности использовался плотномер камертонного типа. За время спуска каждого аппарата на парашюте было выполнено свыше 70 измерений давления и свыше 50 измерений температуры. На участках атмосферы, где спускаемые аппараты станций «Венера-5» и «Венера-6» произвели измерения, температура изменялась приблизительно от 25 до 320°С, а давление - от 0,6 до 27 атм. Профиль изменения температуры по высоте в интервале измерений мало отличается от адиабатического.

Для измерения освещенности использовались фотоэлектрические датчики, рассчитанные на регистрацию излучений в видимой и близкой инфракрасной области спектра с пороговой чувствительностью 0,5 вт/м2; это значение примерно соответствует освещенности на Земле в сумерки. Датчики не зарегистрировали освещенности атмосферы Венеры выше порогового уровня; исключение составляет одно показание, отмеченное аппаратом станции «Венера-5», приблизительно за 4 мин до прекращения радиосвязи и соответствующее уровню около 25 вт/м2. В дальнейшем предстоит проанализировать, является ли это показание датчика случайным или оно связано с каким-то атмосферным явлением.

Оба спускаемых аппарата были снабжены радиовысотомерами дециметрового диапазона, которые определяли значения расстояний до поверхности планеты в процессе спуска.

На основе результатов измерений температуры, давления и химического состава были рассчитаны участки снижения аппаратов в атмосфере Венеры, на которых проводились измерения параметров атмосферы от моментов раскрытия основных парашютов. Разности между значениями высот, зарегистрированных радиовысотомерами, хорошо согласуются с расчетными участками снижения, вычисленными двумя независимыми методами: по скорости снижения спускаемого аппарата на парашюте и из условия гидростатического равновесия атмосферы. Участок измерений параметров атмосферы для спускаемого аппарата «Венеры-5» составлял 36,7 км, а для аппарата «Венеры-6» - 34,2 км.

Высоты, зарегистрированные радиовысотомерами автоматических станций «Венера-5» и «Венера-6» при одинаковых значениях температуры и давления, различаются в среднем на 13 км. Этот результат должен быть подвергнут дополнительному изучению. Одним из предположений, объясняющим указанное различие, могло бы быть существование заметных неровностей рельефа поверхности Венеры в областях спуска аппаратов, отстоящих друг от друга на несколько сотен километров. Из сопоставления данных измерений температуры и давления при помощи АМС «Венера-5» и «Венера-6» и американского аппарата «Маринер-5» следует, что «Маринер-5» осуществил измерения до высоты 38 км (предельной для использованного метода радиопросвечивания), а «Венера-5» и «Венера-6» завершили измерения на высоте ок. 20 км над средним уровнем поверхности, определяемым как среднее арифметическое по данным измерений высоты на «Венере-5» и «Венере-6». Если предположить, что до поверхности планеты температура изменяется по адиабатическому закону, то можно получить оценки давления и температуры на уровне средней поверхности Венеры. Расчеты показывают, что в этом случае на уровне средней поверхности должны быть Т = 770°К и р = 100 атм. Возможные отклонения от средних значений за счет предельных изменений высоты на ±7 км составляет ±60°K по температуре и +40 атм по давлению. Полученные значения могут несколько измениться в зависимости от условий в приповерхностном слое атмосферы Венеры.

Следует отметить, что в ходе предварительной обработки результатов измерений станции «Венера-4» было сделано предположение, что измерение параметров атмосферы производилось до поверхности планеты (см. Ежегодник БСЭ, 1968 г., стр. 508). При дальнейшем, более глубоком анализе результатов зондирования атмосферы станцией «Венера-4», а также при совместной обработке данных радиоастрономических и радиолокационных исследований Венеры и измерений американского аппарата «Маринер-5» были высказаны соображения о том, что у поверхности Венеры могут быть более высокие давления и температуры. Это согласовалось с возможной неоднозначностью показаний радиовысотомера станции «Венера-4», которая допускала соответствие одному измерению двух значений высоты, различающихся примерно на 30-40 км. В связи с этим появились предположения, что спускаемый аппарат станции «Венера-4» мог прекратить измерения, не достигнув поверхности. В этом случае внешнее давление атмосферы, превысив предельную для прочности аппарата величину, могло вдавить верхнюю крышку приборного контейнера и нарушить тем самым целостность приборов радиокомплекса, в связи с чем на оставшемся участке спуска станции «Венера-4» измерения не были получены. Сопоставление данных измерений аппаратами «Венера-4», «Венера-5», «Венера-6» и «Маринер-5» свидетельствует, что «Венера-4» измерила давление до 35 км и температуру до 26 км.


Вики:
Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-5» была создана на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина. Конструкция АМС «Венера-5» была аналогична конструкции АМС «Венера-4», существенным изменениям подвергся только спускаемый аппарат.
При создании «Венеры-5» были учтены параметры атмосферы планеты Венера, которые были получены во время полёта межпланетной станции «Венеры-4». Спускаемый аппарат рассчитывался на работу при температуре 290°C и давлении до 25 атмосфер.
Была уменьшена площадь куполов тормозного до 1,9 м2 и основного до 12 м2. Термостойкая ткань парашюта была рассчитана на работу при температуре свыше 500°C.
Целью запуска автоматической станции «Венера-5» было — доставка спускаемого аппарата в атмосферу планеты Венера и изучение физических параметров и химического состава атмосферы.
Это был одновременный полёт двух одинаковых по конструкции автоматических станций: «Венера-5» и «Венера-6». «Венера-5» стартовала на пять суток раньше «Венеры-6». Окрестностей планеты Венера станция «Венера-5» достигла на одни сутки раньше станции «Венера-6».
Состав научной аппаратуры
прибор КС-18-3М для изучения потоков космических частиц
прибор ЛА-2У для определения распределения кислорода и водорода в атмосфере планеты
Спускаемый аппарат
датчики давления типа МДДА-А для измерения давления атмосферы в диапазоне от 100 до 30000 мм рт. ст. (0,13-40 атм)
газоанализаторы Г-8 для определения химического состава атмосферы
прибор ВИП для определения плотности атмосферы по высоте
ФО-69 для измерения освещенности в атмосфере
ИС-164Д для определения температуры атмосферы по высоте
«Венера-5» была запущена с космодрома Байконур 5 января 1969 года 9 часов 28 минут московского времени.
14 марта 1969 года была проведена коррекция орбиты станции, которая в это время находилась на расстоянии 15,525 млн км от Земли. Во время перелёта были получены новые данные о структуре потоков плазмы («солнечного ветра») вблизи Венеры.
16 мая 1969 года, через 131 сутки после старта, станция «Венера-5» достигла окрестностей планеты Венера. Вход в атмосферу планеты Венера произошёл на ночной стороне. После отделения спускаемого аппарата был раскрыт парашют. В течение спуска, который продолжался 52,5 минуты, радиовысотомер передал три значения высоты над поверхностью: 40,4, 31,9 и 23,8 км. Во время спуска проводились измерения температуры, давления, освещенности и химического состава атмосферы. Диапазон изменения температуры составил: от 25 до 320°C, а давления от 0,5 до 27 атмосфер, диапазон высот от 55 до 18 км.
Во время спуска дважды производился забор и анализ состава атмосферы. Первый раз анализ состава атмосферы производился при давлении 0,6 атмосферы и температуре около 25°C. Второй раз —5 атмосфер и 150°C. Спускаемый аппарат перестал передавать информацию на Землю, когда давление достигло значения 27 атмосфер, что превышало расчетные значения для спускаемого аппарата (25 атмосфер). Это произошло на высоте 18 км над поверхностью. Анализ состава атмосферы показал, что она состоит на 97% из углекислого газа, 2 % азота, не более 0,1% кислорода, и незначительного количества водяного пара.



Маров:
В 1967 году «Венера-4» отработала так хорошо, как только можно было ожидать в неизвестных условиях атмосферы Венеры. В это окно запуска США осуществили только пролетное исследование Венеры, тогда как первая успешная советская планетная программа блестяще ответила на технологический вызов по созданию спускаемого аппарата и передаче принципиально важных данных об атмосфере. Зная, что США не планируют возвращаться на Венеру, поскольку хотят сосредоточиться на Марсе, СССР продолжил развивать это направление, став безусловным лидером в исследованиях Венеры.
Для окна запуска 1969 года НПО имени Лавочкина изготовило две новые космические станции серии 3МВ. Поскольку «Венера-4» выдержала 93 минуты спуска и разрушилась, находясь все еще на большой высоте, из-за высокого атмосферного давления1, было решено, что новые спускаемые аппараты должны быть прочнее и опускаться быстрее, чтобы за время работы аккумуляторов достичь более глубоких слоев атмосферы. Аппараты были в целом аналогичны «Венере-4», но рассчитаны на несколько более высокое давление окружающей среды и оснащены парашютом меньшей площади для скорейшего спуска. Кроме того, были внесены изменения в конструкцию самих станций, чтобы они могли выдерживать более высокие скорости входа в атмосферу.
1) Как отмечалось выше, первопричиной прекращения связи могли быть также севшие аккумуляторы, но это предположение менее вероятно.
На основе всестороннего анализа всей совокупности данных прямых измерений «Венеры-4» и радиозатменных измерений «Маринера-5», а также наземных радиолокационных измерений радиуса Венеры, был сделан вывод, что давление атмосферы Венеры на момент прекращения связи с «Венерой-4» значительно превосходило прочностные характеристики спускаемого аппарата и что температура и давление на поверхности значительно выше последних измеренных значений, с чем хорошо согласовывались и данные о радиояркостной температуре планеты. Этому выводу предшествовали почти двухлетние дискуссии ученых о том, достигла ли «Венера-4» поверхности. В марте 1968 года советские и американские ученые впервые встретились в Тусане, США, затем в мае того же года на конференции COSPAR в Токио, и в третий раз в октябре на лунно-планетном симпозиуме в Киеве. В итоге пришли к общему согласию в том, что температура на поверхности Венеры составляет 472°С, а давление 90 бар. Но результат этих продолжительных дискуссий, как и небольшой промежуток времени между окнами запуска, уже не могли повлиять на конструкцию спускаемых аппаратов, подготовленных к запуску в 1969 году. И хотя было ясно, что давление атмосферы сильно превышает 18 бар, НПО имени Лавочкина, не имея времени на принципиальные усовершенствования, смогло увеличить прочность спускаемого аппарата только до 25 бар. Запуски «Венеры-5» и «Венеры-6» было решено, таким образом, использовать просто как возможность получить данные об атмосфере с помощью более точных приборов, а уже для следующего окна запуска создать новую конструкцию, рассчитанную на большие давления.
Обе космические станции успешно совершили спуск в атмосфере до момента их разрушения при давлении выше 25 бар. В советских средствах массовой информации было объективно сказано о том, что посадки в условиях глубокой атмосферы Венеры не ожидалось, но что «Венера-5» и «Венера-6» стали на данной стадии исследований необходимым этапом для достижения поверхности планеты. Подобно «Венере-4», это был 100%-ный успех в чреде многократных планетных запусков и 100%-ный успех выполнения научной программы в многочисленной серии космических станций.
Космическая станция
Орбитальный аппарат «Венеры-5» и «Венеры-6» был практически такой же, как у «Венеры-4», а спускаемый аппарат был усилен, с тем чтобы на больших по сравнению с полетами 1969 года скоростях выдержать перегрузку 450g и давление 25 бар. При этом был исчерпан запас устойчивости, обусловленный распределением массы, при входе и спуске в атмосфере. Для момента раскрытия вытяжного парашюта была установлена более низкая скорость, 210 м/с, а основные парашюты были уменьшены для скорейшего спуска с целью проведения измерений ближе к поверхности до того, как или разрядятся аккумуляторы, или температура внутри аппарата достигнет предельного значения. Площадь вытяжного парашюта уменьшилась с 2,2 до 1,9 кв. м, а основного парашюта — с 55 всего до 12 кв. м. Система входа в атмосферу расположена в нижней части и покрыта темным теплозащитным (абляционным) материалом. Большинство фотографий 3МВ снято с аппаратом, окрашенным в белый цвет, с надписью «СССР». Антенна и солнечные батареи сложены, чтобы вписаться под обтекатель ракеты-носителя; спиральные трубки газовой системы охлаждения хорошо видны на фоне параболической антенны с высоким коэффициентом усиления, которая направлена в противоположную сторону от солнечных батарей и сама играет также роль радиатора. Космические станции «Венера-5» и «Венера-6» были идентичны.
Стартовая масса: 1138 кг (спускаемый аппарат 405 кг).
Полезная нагрузка
Орбитальный аппарат:
1. Детектор заряженных частиц солнечного ветра.
2. Фотометры атомарного водорода в линии Лайман-альфа и атомарного кислорода.
3. Твердотельные и газоразрядные детекторы космических лучей.
Эти научные приборы были такими же, как на «Венере-4».
Спускаемый/посадочный аппарат:
1. Датчики температуры, давления и плотности
2. Атмосферные химические газоанализаторы
3. Оптический фотометр для измерения собственного свечения атмосферы.
4. Радиовысотомер.
Плотность верхней атмосферы измерялась во время входа в атмосферу при помощи акселерометров и путем измерений доплеровского сдвига несущей частоты радиопередатчика. Для определения структуры атмосферы в ходе спуска на парашюте проводились измерения температуры, давления и плотности. Соответствующие приборы были усовершенствованы по сравнению с «Венерой-4» за счет применения трех платиновых термометров сопротивления и мостовой схемы для повышения точности, двух дублированных комплектов барометров-анероидов на диапазоны давлений от 0,13 до 6,6 бар, от 0,66 до 26 бар и от 1 до 39 бар, а также камертонного денситометра с более широким диапазоном от 0,0005 до 0,040 г/см3. Химические газоанализаторы атмосферы были улучшены и перенастроены с учетом опыта «Венеры-4». Был добавлен анализатор инертных газов и молекулярного азота, улучшена методика измерения молекулярного кислорода и воды. Точность измерений была повышена за счет передачи данных о давлении одновременно с данными анализа состава. «Венера-5» должна была проводить измерения состава на больших высотах, а «Венера-6» на меньших высотах. Был усовершенствован радиовысотомер, чтобы избежать проблем кратности отсчетов на «Венере-4»; в новом варианте обеспечивалась выдача трех контрольных сигналов на высотах 45, 35 и 25 км с точностью около 1,3 км. Несмотря на ночное время посадки, в комплект приборов был включен фотометр видимого диапазона для измерения освещенности во время спуска, поскольку, как было известно, на темном полушарии планеты наблюдалось явление свечения атмосферы, источник которого был неизвестен.

Системы и научные приборы спускаемого аппарата КА «Венера-5» и «Венера-6»: 1 — тормозной парашют, 2 — основной парашют, 3 — крышка пиропатрона, 4 — антенна радиопередатчика, 5 — плотномер, 6 — газонаполнительный клапан, 7 — осушитель, 8 — вентилятор системы терморегулирования, 9 — клапан избыточного давления, 10 — блок коммутации, 11 — акселерометр для измерения перегрузок при входе в атмосферу, 12 — радиопередатчик, 13 — устройство для гашения колебаний, 14 — аккумулятор, 15 — резервный радиопередатчик, 16 — акселерометр для измерения перегрузок при посадке, 17 — программно-временное устройство, 18-20 — внешняя теплоизоляция, 21 — внутренняя теплоизоляция, 22 — система терморегулирования, 23 — корпус посадочного аппарата, 24 — пиропатрон, 25 — крышка парашютного отсека, 26 — антенна радиовысотомера, 27 — газоанализатор
«Венера-5» была запущена 5 января 1969 года, 14 марта на расстоянии 15,5 млн км от Земли был проведен маневр коррекции курса, и она достигла Венеры 16 мая. Спускаемый аппарат был отделен на расстоянии 37000 км от планеты, и в 06:01 по Всемирному времени на скорости 11,17 км/с он вошел в атмосферу под углом атаки 65 градусов. Во время спуска на парашюте на ночной стороне на 3° ю. ш. и 18° в. д. «Венера-5» проводила в течение 53 минут прямые измерения свойств атмосферы, передавая серии считываний показаний приборов с периодом 45 секунд. Передача прервалась на высоте около 18 км, когда давление превысило 27 бар. В этот момент температура за бортом составляла 320°С, а внутри аппарата она не превысила 28°С. Было 4:12 по солнечному времени Венеры, зенитный угол Солнца составлял 117°.
«Венера-6» была запущена 10 января 1969 года, 16 марта на расстоянии 15,7 млн км от Земли была проведена коррекция курса, и 17 мая, на следующий день после «Венеры 5», она приблизилась к планете. Спускаемый аппарат был отделен на расстоянии 25000 км, и он вошел в атмосферу в 06:05 по Всемирному времени. Спуск проходил на ночной стороне на 5° ю. ш. и 23° в. д. Передача данных научных измерений продолжалась 51 минуту. Сигнал пропал на высоте около 18 км при давлении 27 бар, подтвердив таким образом данные «Венеры 5». Это произошло в 4:18 по солнечному времени Венеры, зенитный угол Солнца составлял 115°.
Орбитальные аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» проводили измерения верхних слоев атмосферы и ионосферы, пока не разрушились при входе в атмосферу.
Спускаемые аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» передали данные более 70 измерений температуры и 50 измерений давления в ходе снижения высоты от 55 до 18 км, на которой произошло разрушение. Плотность атмосферы рассчитывалась из значений температуры и давления с использованием уравнения гидростатического равновесия при известном химическом составе атмосферы и проверялась также по характеристикам спуска аппарата на парашюте с учетом данных радиовысотомера. Данные измерений доплеровского сдвига несущей частоты бортового передатчика обеспечивали построение высотных профилей скорости и направления (горизонтальной и вертикальной компонент) ветра. Радиовысотомер отработал в штатном режиме, так что температура и давление, измеренные около отметок радиовысотомера, находились в хорошем соответствии с построенной к этому времени моделью атмосферы планеты:
«Венера-5»«Венера-6»
Высота (км)3625183422
Давление (бар)6,614,827,56,819,8
Температура (°С)177266327188 294
На каждом спускаемом аппарате было проведено по два измерения химического состава атмосферы: на 0,6 и 5 бар («Венера-5») и на 2 и 10 бар («Венера-6»). Полученные результаты оказались взаимосогласоваными и в полном соответствии с данными «Венеры-4»:
Содержание, объем. %
Газ «Венера-5»«Венера-6»
СO297 ±4>56
N2 и инертные газы<3,5<2,5
Молекулярный кислород<0,1<0,1
Водяные парыоколо 1,1 % (11 мг/л)около 0,6% (6 мг/л)
Ни один из фотометров не зарегистрировал никакого свечения атмосферы, хотя фотометр «Венеры-5» зарегистрировал большое значение освещенности непосредственно перед отключением. Это могла быть вспышка молнии, но, с учетом момента времени, это, скорее всего, был электрический разряд, обусловленный неизбежным разрушением аппарата.
Орбитальные аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» передали данные о солнечном ветре в окрестности Венеры и о его взаимодействии с планетой.

фото из книги М.Я. МАРОВ и У.Т.ХАНТРЕСС, "Советские роботы в Солнечной системе"


ВЕНЕРА-5



Подготовка к старту миссии "Венера-5"



«Венера-5» на этапе сборки



ВЕНЕРА-5



СА "ВЕНЕРА-5"



  Системы и научные приборы спускаемого аппарата КА «Венера-5» и «Венера-6»:
    1 - тормозной парашют,
    2 - основной парашют,
    3 - крышка пиропатрона,
    4 - антенна радиопередатчика,
    5 - плотномер,
    6 - газонаполнительный клапан,
    7 - осушитель,
    8 - вентилятор системы терморегулирования,
    9 - клапан избыточного давления,
    10 - блок коммутации,
    11 - акселерометр для измерения перегрузок при входе в атмосферу,
    12 - радиопередатчик,
    13 - устройство для гашения колебаний,
    14 - аккумулятор,
    15 - резервный радиопередатчик,
    16 - акселерометр для измерения перегрузок при посадке,
    17 - программно-временное устройство,
    18-20 - внешняя теплоизоляция,
    21 - внутренняя теплоизоляция,
    22 - система терморегулирования,
    23 - корпус посадочного аппарата,
    24 - пиропатрон,
    25 - крышка парашютного отсека,
    26 - антенна радиовысотомера,
    27 - газоанализатор



Траектория



спуск


Сиддики:
Научные инструменты:
СА:
1. радиовысотомер
2. MDDA-A анероидные барометры
3. 11 картриджей газоанализатора G-8 и G-10
4. FO-69 для измерения светимости
5. VIP для измерения плотности атмосферы
6. Термометры ИС-164Д
перелётный модуль:
1. Счетчики частиц космических лучей КС-18-3М
2. ЛА-2У спектрометр
Венера 5 и 6 были двумя идентичными космическими аппаратами, предназначенными для проникновения в атмосферу Венеры и передачи различных научных данных на Землю во время спуска. Оба космических аппарата были нацелены на то, чтобы достичь Венеры с разницейв сутки, что позволило провести некоторую перекрестную калибровку данных. АМС был в основном схож по дизайну с АМС Венера 4, но у 410-килограммового СА произошли значительные изменения. По данным Венеры-4, новый СА был спроектирован так, чтобы выдерживать давление до 25 атмосфер и температуру до 320°C. Эти изменения привели к довольно значительному увеличению структурной прочности спускаемого аппарата, увеличив его массу на 27 килограммов. Вот почему масса перелётного модуля была уменьшена на 14 килограммов (путем удаления магнитометра SG 59). Основные и тормозные парашюты также были уменьшены в размерах, что сократило время спуска на поверхность. Новый СА весил 410 кг и был рассчитан на выдерживание перегрузок до 450 (по сравнению с 300 для их предшественников). Проведя 73 сеанса связи с наземным управлением и совершив 1 коррекцию в середине траектории 14 марта 1966 года, Венера-5 приблизилась к темной стороне Венеры 16 мая 1969 года и отстрелила свой СА, скорость которого снизилась с 11,17 км / с до 210 м/с после вхождению в венерианскую атмосферу в 06:02. Спустя одну минуту операторы восстановили контакт с посадочным аппаратом и начали получать данные о давлении, температуре и составе (пробы по меньшей мере дважды во время спуска) атмосферы Венеры в течение 52,5 минут. Контакт был потерян на высоте около 18 километров, когда давление превысило 27 атмосфер; другими словами, зонд, вероятно, треснул и замолчал. Координаты посадки были 3°ю.ш/18°в.д. Информация, экстраполированная из данных Венеры-5, позволяла предположить, что температура и давление у поверхности Венеры составляли 530°C и 140 атмосфер соответственно.



Шубин:
Уже при пуске было ясно, что до поверхности они не дойдут. Переделали СА. Добавили прибор для измерения плотности атмосферы. 5 января в 9:38 старт. 14 марта - коррекция. Ориентация по Солнцу и Сириусу, v=9,2 м/с, расстояние до Земли 15 500 тыс. км. Расчётный угол входа 65-67°, расстояние от терминатора 2700 км. 16 мая 1969 г. в 9:01 "Венера-5" вошла в атмосферу Венеры со скоростью 11,18 км/с. Перегрузка 450 g, температура покрытия - 11 000°. Скорость упала до 210 м/с, в 9:02 вновь получен сигнал. Анализ атмосферы СА провёл при давлении 0,6 ат (Т=25°) и 5 ат (Т=150°). Отказал плотномер. Через 53 мин при давлении 27 ат сигнал прекратился.