Маринер-1
Mariner I

22 июля 1962 09:21:23 - старт
22 июля 1962 09:26:16 - РН потеряла управление и взорвана

Ежегодник БСЭ 1962 г

«Маринер». Предназначен для исследования межпланетного пространства и полетов в район Марса и Венеры. В качестве ракеты-носителя предполагается использование-ракеты «Атлас-Аджена В» или «Атлас-Кентавр».

Ежегодник БСЭ 1963 г

Космические аппараты «Маринер» предназначены для исследования Венеры и Марса. Были предприняты две попытки запуска аппаратов «Маринер». Первый запуск - 22 июля («Маринер I») был неудачным.



Так бы он мог бы выглядеть. Бы.

Маринер-1 должен был направиться к Венере, но был уничтожен во время аварии на старте в 09:26:16 UT 22 июля 1962 года через 293 секунды после старта. Антенна аппарата потеряла связь с наводящей системой на Земле, в результате управление взял на себя бортовой компьютер, программа которого содержала ошибку.
Аппарат Маринер-1 идентичен Маринеру-2, запущенному 27 августа 1962. Маринер-1 состоял из шестиугольного основания, 1,04 метра в ширину и 0,36 метра в в высоту, содержащего шесть магниевых шасси, несущих на себе оборудование для научных экспериментов, связи, вычислений, измерений, пространственной ориентации и контроля энергоснабжения, батареи и их зарядку, также ёмкости с газом для коррекции положения и реактивный двигатель. На основании крепилась высокая пирамидообразная мачта, на которой также крепилось оборудование для научных экспериментов. Общая высота аппарата достигала 3,66 метров. На боковые стороны основания крепились прямоугольные солнечные батареи с максимальным размахом в 5,05 метров и шириной в 0,76 метра. На одной из сторон основания крепилась на манипуляторе направленная параболическая антенна.
Силовая система Маринера-1 состояла из двух солнечных батарей, одна 1,83 на 0,76 метров и другая 1,52 на 0,76 (с 0,31 метровым лавсановым удлинителем (солнечным парусом) для балансировки давления солнечного света на панели), снабжавших аппарат напрямую или заряжая 1000 Ватт-часовую серебро-цинковую аккумуляторную батарею, использовавшийся до раскрытия панелей, или когда они не были освещены Солнцем. Устройства регулирования мощности и ускорения контролировало подачу энергии. Передатчик мощностью 3 Ватта обеспечивал непрерывный телеметрический контакт, большая высокочувствительная направленная параболическая антенна, цилиндрическая всенаправленная антенна на верхушке инструментальной мачты и две командных антенны, по одной на конце каждой солнечной батареи, получавших команды изменения курса и другие функции.
Реактивная сила для курсовых манёвров обеспечивалась монотопливной (на безводном гидразине) 225 Н ретро-ракетой. Гидразин воспламенялся с помощью тетраоксида диазота и гранулированного оксида алюминия. Направление реактивной струи контролировалось четырьмя газовыми рулями, расположенными перед соплом. Управление положением в пространстве (с погрешностью в 1 градус) осуществлялось системой азотных реактивных двигателей. Солнце и Земля использовались для стабилизации курса. Общая синхронизация и контроль выполнялись цифровым центральным компьютером и контролером последовательности. Термоконтроль достигался с помощью использования пассивного отражения и поглощающих поверхностей, термических щитов и экранирующих решёток.
Научные эксперименты базировались на основании аппарата и мачте. Магнитометр был установлен на вершине мачты над всенаправленной антенной. Детекторы частиц монтировались на середине мачты, вместе с детектором космических лучей. Детектор космической пыли и спектрометр космической плазмы устанавливались на краях основания аппарата. Микроволновый радиометр, инфракрасный радиометр и антенны радиометра собирались в 48 см параболическую антенну радиометра, установленную у основания мачты.
Перед установкой на ракету-носитель на борт Маринера-1 и Маринера-2 был свернут и уложен маленький (91 Х 150 см) флаг США.



Старт "Маринера-1"
Сейчас на веб-сайте НАСА указано, что проблема была вероятно вызвана комбинацией двух факторов. Неточным действием радиомаяка Атласа, что вызвало потерю эффективности сигнала от РН на длительный период. Радиомаяк, использовавшийся для получения данных, не работал в течение четырёх периодов длительностью от 1.5 до 61 секунды. Также, в отчёте о полете Маринера-1 была указана потеря дефиса «в коде компьютерной инструкции в программе обработке данных», что сделало возможным передачу неверных рулевых сигналов на корабль. В те периоды, когда радиомаяк был в нерабочем состоянии, пропуск дефиса в «программе обработки данных» позволил компьютеру принять сигнал от наземного передатчика таким, каким его приняла антенна, и совместить эти данные с данными слежения, отправленными для вычисления траектории. Это вызвало серию бессмысленных попыток коррекции курса одновременно с ложными рулевыми командами, что привело в итоге к полной потере курса РН.

Сиддики:
Научные инструменты:
1. микроволновый радиометр
2. инфракрасный радиометр
3. магнитный магнитометр
4. детектор космической пыли
5. солнечный плазменный спектрометр
6. детекторы энергичных частиц
7. ионизационная камера
При разработке серии ранних научных миссий на Венеру в начале 1961 года НАСА первоначально запланировало запуск двух миссий, P-37 и P-38, на ракетах «Атлас Кентавр», каждая из которых массой около 565 кг. К тому времени, как штаб-квартира НАСА официально утвердила план в сентябре 1961 года, проблемы со ступенью "Центавр" потребовали перехода на "Атлас Аджену В" с уменьшенной полезной нагрузкой. К тому времени JPL подготовила три космических аппарата, основанных на дизайне серии Рейнджер Block I (поэтому названных Mariner R), для полета на Венеру в конце 1962 года. Каждый космический аппарат нес скромный набор (9 кг) научных приборов, но не имел ФТУ. Космический аппарат включал в себя 54 000 компонентов и был спроектирован так, чтобы поддерживать связь с Землей в течение 2500 часов - амбициозная цель, учитывая, что (все еще безуспешный) Рейнджер был рассчитан только на 65 часов связи. Маринер I пролетел бы на Венере на дальности 29 000 километров 8 декабря 1962 года, но из-за неправильной траектории во время запуска, в момент времени T + 294,5 секунды, офицер по безопасности послал сигнал об уничтожении РН "Атлас-Центавр" ("Атлас-Аджена", блин!) и его полезной нагрузки. Отказ заключался в навигационной антенне «Атласа», а также на неисправном программном обеспечении в его бортовой программе навигации, в котором отсутствовал одиночный знак. Пресса описала его как «самый дорогой дефис в истории».



Шубин: основной способ управления - радиокомандный. Но РН потеряла сигнал наведения и перешла на резервный способ - от собственной СУ. Но программист на языке "Фортран", писавший программу, пропустил знак "минус (дефис)". Что и свело РН с ума и её пришлось взорвать. Программисту подарили табличку с выгравированным "минусом", самым дорогим "минусом" в истории и программу переписали.