SD-1



(это его дублёр SD-2)

2 марта 1965 года 13:25 - старт
взрыв РН сразу после старта

Аппарат для испытания водородной ступени "Центавр". Интересен тем, что КА собирались забросить на границу СД Земли. Напомню, что в зависимости от расстояния до Солнца граница СД - 908 942-939 902 км. А давайте определим границу СД 2 марта? У меня получилось: расстояние до Солнца 148 760 000 км. Граница - 919 462 км. Выходит, пытались забросить в СД Солнца.



Неудачный Atlas Centaur 5 сразу после запуска 2 марта 1965 года. На ракете была установлена динамическая испытательная модель Surveyor, известная как SD-1.
Сиддики:
Эта миссия была разработана, чтобы отрепетировать полномасштабное испытание верхней ступени РН "Атлас-Центавр" перед развёртыванием программы "Сервейер" по лунной посадке. Для штатной миссии "Центавр" понесёт ПН по прямой траектории на Луну. В этом испытательном полете НАСА планировало доставить полезную нагрузку, неработающую динамическую модель, известную как SD-1, на орбиту 167 Х 926 625 километров, которая имитировала траекторию лунного перехода. Во время фактического запуска, менее чем через 2 секунды после старта, неисправный клапан, который неправильно закрылся, вызвал остановку обоих главных двигателей Atlas. В результате РН упала на площадку и взорвалась.

5-й пуск 2 марта 1965 года закончился полной неудачей вследствие закрытия топливных клапанов через одну секунду после старта. Ракета упала на стартовую площадку LC-36A и сильно повредила ее в результате мощного взрыва. В результате NASA была вынуждена форсировать строительство резервной площадки LC-36B, которая изначально планировалась как резервная, но ее строительство было остановлено на этапе 90% готовности (к счастью, повреждения LC-36A оказались не столь значительны, и ее восстановление было в основном завершено в течение трех месяцев). Расследование показало, что причиной аварии стала неправильная установка датчика давления, который отправил команду на закрытие клапанов.


Surveyor-SD имел ту же структуру, что и настоящие лунные КА Surveyor, но всё оборудование заменено весовыми макетами. ПН имело те же динамические свойства, что и реальные КА.


англ. Вики
(абзац - как у Сиддики)
Бустерные двигатели выключились менее чем через 2 секунды после старта, и ракета упала на LC-36A и взорвалась, неисправный клапан, который неправильно закрылся, вызвал остановку обоих главных двигателей Atlas. Тем не менее, это был также первый Атлант-Центавр, оснащенный повышенными главными двигателями МА-5 мощностью 165 000 фунтов после предыдущих испытаний на двух стартах Атлас-Аджена. Повреждение LC-36A было не таким серьезным, как казалось, и ремонт был в основном завершен за три месяца, но завершение LC-36B также было ускорено. Большинство повреждений было тепловым, а не структурным, и верхняя часть башни обслуживания, которая находилась в центре взрыва, была подвержена температурам 3315°C.
В ходе послеполетного расследования было рассмотрено несколько возможных причин остановки двигателя бустера, при этом внимание быстро сосредоточилось на закрытии топливного клапана бустера. Было обнаружено, что воздуховоды для вспомогательного топливного бака низкого давления разрушились из-за внезапной потери тока топлива, но не разорвались. Расследование пришло к выводу, что топливный клапан открылся только частично. Запуск двигателя прошел нормально, и все системы повышения давления работали должным образом, пока клапан не закрылся, все остальные системы ракеты-носителя функционировали нормально до этого момента. Стендовые испытания подтвердили, что существует несколько возможных способов открытия клапана только частично, хотя точная причина не была определена.
До тех пор, пока не было найдено более постоянное решение, было сделано временное исправление путем оснащения клапана ручной блокировкой, которая включалась бы во время обратного отсчета перед запуском. Кроме того, системная неисправность в AC-5 была обнаружена, когда исследование данных телеметрии обнаружило, что в компьютере управления произошел сбой питания. В качестве временного исправления для Atlas-Centaur AC-6, 7 и 8 было удалено несколько неиспользуемых компонентов с компьютера, чтобы уменьшить сложность системы.
Неудача AC-5 привела к расследованию Конгресса, которое возглавил член палаты представителей Джозеф Карт, который утверждал, что 600 миллионов долларов денег налогоплательщиков были потрачены на Центавр. Комитет предложил НАСА рассмотреть альтернативные варианты для программы планетарного зонда, такие как Titan IIIC, или передать производство Центавр другим подрядчикам. Однако представители НАСА утверждали, что это невозможно, поскольку ни одна другая аэрокосмическая компания не имела опыта или технических возможностей для производства таких ступеней.